Основные условия и критерии эффективности самообразования учителя

  • docx
  • 24.06.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Основные условия и критерии эффективности самообразования учителя Доклад РМО 2018.docx

Основные условия и критерии  эффективности самообразования учителя.

         География - единственный школьный предмет, относящийся одновременно к естественным и гуманитарным циклам, охватывающий всю систему "природа- человек- хозяйственная деятельность". Цель его- формирование в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, готовность к активной деятельности в быстро меняющемся мире. Сам принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на открытие "нового знания".

         Поэтому основными условиями эффективности самообразования учителя становится целенаправленно и напористо овладевать интенсивными интерактивными технологиями обучения: играми, тренингами, кейсами, игровым проектированием, креативными техниками и многими другими приемами, потому что именно они развивают базовые компетентности и

метакомпетентности учителя, формируют необходимые для профессии

умения и навыки, создают предпосылки для психологической готовности внедрять в реальную практику освоенные умения и навыки.

Требованиями к квалификации по должности "учитель" Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 26.08.2010 г. № 761н) предусмотрено следующее: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

         Следует также учитывать, что решение вопросов о повышении квалификации, переподготовке кадров в соответствии со статьей 196 ТК РФ возложено на работодателей, которые определяют формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей, по которым должна быть осуществлена переподготовка и повышение квалификации, с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

Установлено также, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

         В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:  высшее образование — специалитет, магистратура. Статья 76. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

         Программа дополнительного образования нацелена на подготовку учителя-исследователя, обладающего готовностью к исследованию проблем в системе естественнонаучного образования, способного решать задачи научно-методического обеспечения и сопровождения образовательного процесса. Через неё на протяжении всего образовательного процесса реализуется одна из главных идей современного образования- свобода проектирования индивидуальной образовательной траектории.

         Примером может служить курс "Методы географической науки в школьном образовании", который интегрирует методологические и  методические знания, а также знания психолого-педагогических наук и опыт своей практической деятельности в области преподавания. Особое место в содержании курса занимает методика организации исследовательской деятельности  школьников, основанная на методах географической науки: этапы исследовательской работы, исследовательские умения, исследовательские задания и т.д. В результате изучения курса узнаешь как оценивать роль конкретного метода в развитии науки, применять  географические методы в научных исследованиях, разрабатывать задания с использованием методов географии; организовывать исследовательскую работу учащихся, основанную на методах географической науки на уроке и во внеурочное время.

         Перечень предлагаемых курсов достаточно широк. Их содержание также ориентировано на потребности современной школы. Наиболее интересными из них являются "Методика разработки элективных и факультативных курсов",  "Методика организации внеклассной работы", "Проектная деятельность и творческая работа", "Интерактивные методы в обучении географии", "Географические экскурсии и полевые исследования школьников". В их основе лежит творческая и исследовательская деятельность учителя, направленная на формирование специальных компетенций.