Тема: Опыт применения разноуровневых заданий в практическом обучение.
Следует констатировать тот факт, что в настоящее время с особой остротой ощущается несоответствие между уровнем образования лиц, поступающих в образовательные учреждения при исправительных учреждениях, и растущими требованиями работодателей к классификации рабочих. Повышение темпа и качества производительного труда, неуклонное сокращение несложных видов работ, переход предприятий на новые пути хозяйственной деятельности создают определенные трудности, в первую очередь, для социальной реабилитации и профессиональной адаптации лиц из числа отбывших наказания.
Наиболее острая проблема – подготовка к жизни и труду обучающихся рабочей профессии лиц из числа осужденных разновозрастных групп с неодинаковым уровнем начальной профессиональной подготовки и низким уровнем интеллекта. Обучение профессиям таких групп учащихся по традиционным учебным планам и программ, соответствующим их возможностям, в должной мере не обеспечивается.
В стратегическом плане остаются актуальными вопросы не только ресоциализации осужденных. Но и повышение их интеллектуального уровня, общего и профессионального образования.
Организация среднего профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных имеет свои особенности в зависимости от вида исправительного учреждения. Так в исправительной колонии строгого режима, каким была раньше ИК-1, сроки наказания были большими, многие имели профессии, некоторые даже несколько. У них имелся опыт практической работы на производстве. А сейчас при общем режиме, отбывают наказание впервые осужденные, которые нигде не работали, не учились, социально и педагогически запущенные. У поступающих в колонию осужденных отсутствует психологическая готовность к обучению, в основном идут с помощью принуждения и убеждения. Низкий стартовый познавательный уровень, несоответствие биологического возраста воспитанника уровню обучения становится серьезными препятствиями на пути эффективного обучения и воспитания.
Образовательное учреждение и происходящие в нем процессы вызывают у воспитанников порой отрицательные эмоции, что является прямым следствием их глубокой диссоциализации. Поэтому нежелание продолжать учебу - характерное явление среди подавляющего большинства воспитанников в адаптационной период, особенно среди лиц, находящихся в карантинном отделении.
Преподаватели и мастера производственного обучения проводим профориентационную работу с вновь поступающими осужденными непосредственно в карантине. Оформлена наглядная агитация, стенды по обучаемым профессиям, постоянно обновляется информация из «Центра занятости» о наиболее востребованных специалистах, об уровне заработной платы по вакансиям.
Профессиональное образование и профессиональная подготовка являются приоритетными факторами исправления, способствующими позитивной самореализации личности, правильному восприятию действительности, последующей ресоциализации и социальной реабилитации осужденного. Профессиональная подготовка организуется по полезным специальностям с учетом потребности рыночной экономики, с тем чтобы полученной профессией осужденные могли воспользоваться как во время отбывания наказания, так и после освобождения.
В современном производстве востребованы специалисты, обладающие профессиональными компетенциями: грамотностью, умением адаптироваться к современным условиям трудовой деятельности, способностью к «командной» работе, к непрерывному самообразованию, умению разрешать разнообразные проблемы, работать с информацией.
Меня, как мастера производственного обучения, преподавателя спецдисциплин по профессии «Сварщик ручной и частично механизированной сварки, (наплавки)», всегда волнуют вопросы, смогут ли мои обучающие при устройстве на работу выдержать предстоящие трудности, успешной ли будет их профессиональная карьера?
Основными задачами своей профессиональной деятельности считаю:
- Развитие профессиональных компетенций обучающихся, позволяющих освоить будущую профессию.
- Развитие личностных качеств, позволяющих организовать собственную деятельность, способность анализировать профессиональные и жизненные ситуации, эффективно работать в команде.
- Воспитание человека, способного нести ответственность за результаты своего труда и своих поступков.
Проблемой пенитенциарных образовательных учреждений является то, что обучающиеся одной группы могут быть разного возраста и разного развития. Работая над повышением эффективности урока, появилась проблема «Как работать на уроке с группой и одновременно с каждым обучающимся». Это и определило выбор индивидуальной методической темы.
Просмотрев теоретические концепции процесса обучения, изложенные в трудах С.Я.Батышева, А.П.Беляевой, В.В.Краевского, М.Н.Скаткина, решил строить процесс обучения, при котором, зная и учитывая индивидуальные различия обучающихся, определить для каждого наиболее рациональный характер работы на уроке. Суть дифференцированного подхода для меня заключается не в облегчении содержании материала, а нахождении другого пути к самостоятельному выполнению задания.
Планируя работу по предмету, ставлю перед собой две задачи:
1. Выяснить:
- уровень владения предметными умениями и навыками;
- объем и глубину знаний по предмету;
- индивидуально – психологические особенности обучающегося.
2. При подготовке к уроку учитываю перечисленные выше знания.
Дифференцированную работу начинаю с формирования групп. Группы формирую по следующим признакам:
- обучающиеся с различным уровнем освоения материала на данный момент;
- обучающиеся с различным уровнем работоспособности и темпом работы;
- обучающиеся с различными особенностями восприятия.
На первом этапе изучаю индивидуальные особенности обучающихся и групп обучающихся;
- с целью выяснения уровня и объема знаний по изучаемым предметам провожу контрольные срезы, для этого разработаны тесты.
На втором этапе
- перед разными категориями обучающихся ставлю разные цели. Одни достигают уровня базовой подготовки, другие занимаются ликвидацией пробелов в знаниях. При достижении определенного уровня знаний возможен переход из одной группы в другую и наоборот. Если обучающийся не справляется с заданием, то может выполнять другое посильное для себя задание предложенное преподавателем. На этом этапе работы применяю карточки – алгоритмы; опорные конспекты.
Опыт применения разноуровневых заданий в практическом обучении дает хорошие результаты по разным профессиям.
Основная цель практических работ – организация разноуровневой деятельности обучающихся:
1 уровень – задание для обеспечения алгоритмической деятельности;
2 уровень – задание для обеспечения поисково-диагностической деятельности, при выполнении этого вида заданий, теоретическая подготовка должна соответствовать второму уровню освоения;
Анализируя результаты применения разноуровнего обучения по профессии «Сварщик ручной и частично механизированной сварки, (наплавки)», можно сделать выводы о его преимуществах:
1. Представленное обучающимися право самостоятельно выбирать уровень своей подготовки в соответствии с своими способностями является одним из признаков демократических основ общественного устройства.
2. Обеспеченная дифференциация по уровням и сложности работ позволяет оперативно проводить коррекцию заданий под индивидуальные особенности обучающегося, что позволяет сократить время получения результата.
3. Наблюдается активизация деятельности обучающихся в процессе выполнения практических заданий через соревновательные отношения между обучающимися.
4. Выполнение практических заданий разных уровней стимулирует обучающихся к качественной подготовке, через стремление обучающихся к более высокой профессиональной квалификации.
5. Осуществление качественного мониторинга через анализ отчетов при выполнении практических работ в письменной форме.
6. Развитие профессионального мышления и профессиональной терминологии при выполнении письменных отчетов по результатам собственных действий.
7. Отсутствие комплекса неудовлетворенности у обучающихся в результате подбора практических заданий в соответствии с их индивидуальными особенностями.
8. Адаптация обучающихся к любым профессиональным ситуациям через получение практических знаний, умений и навыков при выполнении поисковых и творческих заданий.
9. Повышение познавательной активности обучающихся через расширение поисковой, диагностической и творческой деятельности.
Вывод
Важнейшим требованием к мастеру производственного обучения как учителю профессии является его профессионализм. Реальные знания и умения, производственный и жизненный опыт может передать своим воспитанникам только тот мастер, который сам в совершенстве владеет профессиональным мастерством. Влияние мастера только тогда будет эффективным, когда обучающиеся будут чувствовать, что их учит настоящий профессионал своего дела. Мастер для обучающихся – это, прежде всего представитель избранной профессии, образец для подражания. С его мастерством они всегда сравнивают свои успехи, усилия в освоении профессии. И очень важно, чтобы мастер был в этом смысле настоящим образцом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.