Основные элементы современной педагогической системы

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Поскольку учебная программа является эскизной информационной моделью определенной педагогической системы, то в ней, в принципе, должны быть отображены такие элементы системы, как цели обучения и воспитания, реализуемые изучением данного учебного предмета, раскрыто содержание предмета, которое направлено на выполнение, указаны рекомендуемое дидактические процессы и предпочтительные организационные формы обучения данному предмету. В каждой учебной программе всегда должны быть отражены названные
Иконка файла материала Основные элементы современной педагогической системы.doc
Основные элементы современной педагогической системы, моделируемые в программе   Поскольку учебная программа является эскизной информационной моделью определенной педагогической системы, то в ней, в принципе, должны быть отображены   такие   элементы   системы,   как  цели   обучения  и   воспитания, реализуемые   изучением   данного   учебного   предмета,   раскрыто  содержание предмета,   которое   направлено   на   выполнение,   указаны   рекомендуемое дидактические   процессы  и   предпочтительные  организационные   формы  обучения данному   предмету.   В   каждой   учебной   программе   всегда   должны   быть отражены названные элементы, так как они составляют ее сущность и смысл. Однако   в   зависимости   от   педагогического   уровня   разработки   программы, представленность и степень разработанности каждого элемента в программе бывает   различной   (иногда   даже   нулевой,   на   эмпирическом   этапе   создания УМК),   что   и   определяет   общее   качество   программы   .   Таким   образом, совершенствование современных учебных программ состоит в корректном, с точки   зрения   психолого­педагогической   науки,   описании   в   ней   каждого элемента будущей педагогической системы в такой форме, чтобы достигалась однозначность понимания программы и ее осуществления на практике.         Ниже, исходя из деятельностного принципа в построении педагогической цели и ее обоснования, рассмотрим, как в современных условиях он позволяет решать поставленную задачу, учитывая, что определение целей обучения и воспитания ­ одной из наиболее слабых звеньев действующих программ.         После рассмотрения вопросов о целях обучения и воспитания учащихся по данному предмету нужно решить проблему отбора содержания обучения, учитывая требования реформы высшей школы снизить перегрузки  учащихся, ликвидировать формализм в обучении и устранить неоправданную сложность учебного материала.         Содержание обучения должно возможно более точно отражать  требования к знаниям и умениям учащихся, которые возникают в будущей профессиональной деятельности как в отношении объема и уровня опыта в этой деятельности, так и в отношении творческих способностей работника. При этом надо избегать в программе сведений, даваемых впрок, “на всякий случай”,   ”для   общего   развития”,   явно   не   связанных   с   конкретной деятельностью в ближайшей перспективе (3­5 лет) пребывания учащегося в вузе   и   на   производстве.   Наполнение   программ   учебным   материалом, характерное для эмпирического этапа создания, потребность в котором не диктуется ближайшими целями обучения и работы, ведет к их перегрузке, а обучение становится формальным , а не целенаправленным. Ниже этот вопрос рассматривается более детально и конкретно.Точно   поставленные   цели   обучения   и   воспитания   специалиста   в совокупности с обоснованно отобранным содержанием обучения составляют основу для третьего шага ( первый­ цели, второй­ отбор содержания) в подготовке учебной программы: указание тех дидактических процессов, с помощью которых можно гарантировано достичь заданных целей обучения.   Программа   всегда   должна   предполагать   использование определенного дидактического процесса или вариантов процессов, с помощью которых   можно   реализовать   ее   на   практике.   Это   требование.   однако. практически не выполняется в действующих программах и преподавателю не оказывается   необходимой   помощи   в   этом   отношении.   Он   предоставлен самому   себе,   что   часто   обозначается   как   свобода   творческого   выбора. Практика же четко показала, что в этом случае вместо построения адекватного целям и содержанию обучения учебного процесса все бремя его поисков перекладывается на плечи учащихся под лозунгом развития самостоятельности студентов.          Если цели обучения и его содержание в определенной мере стабильны, то   выбор   дидактического   процесса   ­   это   действительно   творческая оптимизационная   задача   для   педагога   .Ее   решение   показано   ниже.   В программе   обязательно   предлагаются   некоторые   варианты   известных   в дидактике   эффективных   (   для   данных   целей)   процессов.   однако преподаватель   может   создать   и   применить   и   более   эффективный дидактический процесс, что обогатит учебно­методический комплекс данной дисциплины.                             Наконец.  последним  этапом  создания программы    является обоснование наиболее приемлемых организационных форм  обучения, т.е. тех учебных   условий,   в   которых   должен   быть   осуществлен   дидактический процесс   .   Организационные   формы   обучения   так   же   вариативны   ,   как   и дидактический   процесс.   Рекомендации   программы   в   этом   случае   не ограничивают   творчества   преподавателя,   но   задают   ему   определенные возможности для выбора.