Поскольку учебная программа является эскизной информационной моделью определенной педагогической системы, то в ней, в принципе, должны быть отображены такие элементы системы, как цели обучения и воспитания, реализуемые изучением данного учебного предмета, раскрыто содержание предмета, которое направлено на выполнение, указаны рекомендуемое дидактические процессы и предпочтительные организационные формы обучения данному предмету. В каждой учебной программе всегда должны быть отражены названные
Основные элементы современной
педагогической системы, моделируемые в
программе
Поскольку учебная программа является эскизной информационной моделью
определенной педагогической системы, то в ней, в принципе, должны быть
отображены такие элементы системы, как цели обучения и воспитания,
реализуемые изучением данного учебного предмета, раскрыто содержание
предмета, которое направлено на выполнение, указаны рекомендуемое
дидактические процессы и предпочтительные организационные формы обучения
данному предмету. В каждой учебной программе всегда должны быть
отражены названные элементы, так как они составляют ее сущность и смысл.
Однако в зависимости от педагогического уровня разработки программы,
представленность и степень разработанности каждого элемента в программе
бывает различной (иногда даже нулевой, на эмпирическом этапе создания
УМК), что и определяет общее качество программы . Таким образом,
совершенствование современных учебных программ состоит в корректном, с
точки зрения психологопедагогической науки, описании в ней каждого
элемента будущей педагогической системы в такой форме, чтобы достигалась
однозначность понимания программы и ее осуществления на практике.
Ниже, исходя из деятельностного принципа в построении педагогической
цели и ее обоснования, рассмотрим, как в современных условиях он позволяет
решать поставленную задачу, учитывая, что определение целей обучения и
воспитания одной из наиболее слабых звеньев действующих программ.
После рассмотрения вопросов о целях обучения и воспитания учащихся
по данному предмету нужно решить проблему отбора содержания обучения,
учитывая требования реформы высшей школы снизить перегрузки учащихся,
ликвидировать формализм в обучении и устранить неоправданную сложность
учебного материала.
Содержание обучения должно возможно более точно отражать
требования к знаниям и умениям учащихся, которые возникают в будущей
профессиональной деятельности как в отношении объема и уровня опыта в
этой деятельности, так и в отношении творческих способностей работника.
При этом надо избегать в программе сведений, даваемых впрок, “на всякий
случай”, ”для общего развития”, явно не связанных с конкретной
деятельностью в ближайшей перспективе (35 лет) пребывания учащегося в
вузе и на производстве. Наполнение программ учебным материалом,
характерное для эмпирического этапа создания, потребность в котором не
диктуется ближайшими целями обучения и работы, ведет к их перегрузке, а
обучение становится формальным , а не целенаправленным. Ниже этот вопрос
рассматривается более детально и конкретно.Точно поставленные цели обучения и воспитания специалиста в
совокупности с обоснованно отобранным содержанием обучения
составляют основу для третьего шага ( первый цели, второй отбор
содержания) в подготовке учебной программы: указание тех дидактических
процессов, с помощью которых можно гарантировано достичь заданных целей
обучения.
Программа всегда должна предполагать использование
определенного дидактического процесса или вариантов процессов, с помощью
которых можно реализовать ее на практике. Это требование. однако.
практически не выполняется в действующих программах и преподавателю не
оказывается необходимой помощи в этом отношении. Он предоставлен
самому себе, что часто обозначается как свобода творческого выбора.
Практика же четко показала, что
в этом случае вместо построения адекватного целям и содержанию обучения
учебного процесса все бремя его поисков перекладывается на плечи учащихся
под лозунгом развития самостоятельности студентов.
Если цели обучения и его содержание в определенной мере стабильны,
то выбор дидактического процесса это действительно творческая
оптимизационная задача для педагога .Ее решение показано ниже. В
программе обязательно предлагаются некоторые варианты известных в
дидактике эффективных ( для данных целей) процессов. однако
преподаватель может создать и применить и более эффективный
дидактический процесс, что обогатит учебнометодический комплекс данной
дисциплины.
Наконец. последним этапом создания программы является
обоснование наиболее приемлемых организационных форм обучения, т.е. тех
учебных условий, в которых должен быть осуществлен дидактический
процесс . Организационные формы обучения так же вариативны , как и
дидактический процесс. Рекомендации программы в этом случае не
ограничивают творчества преподавателя, но задают ему определенные
возможности для выбора.