Основные этапы развития педагогической мысли.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Педагогика – наука о воспитании – уходит корнями в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с 1-ыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании. Наука педагогика появилась позже геометрии, астрономии, как потребность общества. Обнаружилось, что общество прогрессирует – быстро или медленно, в зависимости от того, как в нем появляется воспитание. Появилась потребность в: - обобщении знаний о воспитании, - в создании специальных учебных воспитательных учреждений.
Иконка файла материала Основные этапы развития педагогической мысли.doc
Основные этапы развития педагогической мысли. Педагогика – наука о воспитании – уходит корнями в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с 1­ыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании. Наука   педагогика   появилась   позже   геометрии,   астрономии,   как   потребность   общества.   Обнаружилось,   что общество прогрессирует – быстро или медленно, в зависимости от того, как в нем появляется воспитание. Появилась потребность в: ­ ­ обобщении знаний о воспитании, в создании специальных учебных воспитательных учреждений. В   Китае,   Индии,   Египте,   Греции   –   развитие   философии   (науки   о   природе,   человеке,   обществе)   –   1­ые педагогические обобщения.  В Европе – древнегреческие философы Демокрит (460 – 370 г. до н.э.), Сократ (469 – 399 г. до н.э.), Платон (427 – 347 г. до н.э.), Аристотель (384 – 322 г. до н.э.) – о формировании личности (хорошими людьми становятся больше от упражнения,   чем   от   природы).  Марк   Квинтиман  –   “Образование   оратора”   –   основная   книга   по   педагогике,   с сочинениями Цицерона, его изучали во всех риторических школах. Во все времена существовала духовная педагогика – о духовном и физическом развитии людей, нравственном и трудовом воспитании. В древней Греции совершеннолетним считался тот, кто посадил и вырастил маслиновое дерево – маслиновые рощи. В период средневековья  – господство церкви – все воспитание в религиозное русло. Образование потеряло прогрессивность античных времен. Догматическое обучение  существовало 2 века. Философы  этого времени Тертуллиан (160   –   222),  Августин  (354   –   430),  Аквипат  (1225   –   1274)   –   создали   обширные   педагогические   трактаты,   но педагогическая наука  далеко  вперед не ушла.  Эпоха Возрождения – педагоги гуманисты.  В  XVII  в. педагогика выделилась в самостоятельную науку – с именем    Я. А. Каменского  (1592 – 1670) – “Великая дидактика” – 1654 г. (см. методичку, табл.).  Джон Локк (1632 – 1704) – теорию воспитания – “Мысли о воспитании” – взгляды на воспитание джентльмена – человека уверенного в себе, широкое образование, деловые качества, изящество манер, твердость правовых убеждений.  Непримиримую   борьбу     с   догматизмом,   схоластикой   в   педагогике   вели   французские   материалисты   и просветители XVIII в. Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах и особенно Ж.Ж. Руссо (см. методичку, табл.). Иоганн   Фридрих   Герберт  (1776   –   1841)   –   крупная   противоречивая   фигура   в   истории   педагогики   –   по дидактике (четырехзвенная модель урока, понятивно – воспитывающее обучение, система развивающих упражнений), но и теоретическая база для дискриминационного ограничения в образовании широких масс трудящихся. Мировую славу русской педагогики принесли Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Толстой, но особенно К.Д. Ушинский “О камеральном образовании” 1848 г. В 1855г. Ушинского назначают инспектором классов. В жизни каждого крупного ученого непременно  найдется счастливая случайность. Была она и в судьбе Ушинского. Однажды он обратил внимание  на 2­а больших шкафа, – уже 20 лет они стояли опечатанные. Ушинский попросил сторожа открыть  их. Перед ним было целое сокровище  – полное собрание педагогической литературы, наследство бывшего инспектора института, ученика Пестелоцци – Е. Гугеля. По свежим   следам   он   пишет     лучшую   свою   статью   “О   пользе   педагогической   литературы”   –   сделать   учебную   работу интересной для ребенка, не превращая ее в развлечение. 187! Переиздано – “Родное слово”. Более 10 млн. книг его вышло до революции. Главное его сочинение “Педагогическая антропология”  1867г. – 2­а тома, 3­й не завершил; ­ ­ ­ ­ ­ ­ учение о целях, принципах, сущности воспитания, о руководящей роли школы, учителя, о методах формирования наблюдательности, внимания, воли, памяти, эмоций, пути реализации дидактических принципов сознательности, наглядности, систематичности,  прогностичности, концепция развивающего обучения, трудовое воспитание – полноценное воспитательное средство – труд. В конце XIX – начале XX в. – центр педагогической мысли США Джон Дьюи   (1859 – 1952), Эдвард  Торндайк (1874 – 1949) ­ вывели закономерности человеческого воспитания, эффективные технологии образования. Советские   педагоги  Н.К.   Крупская  (1869   –   1939)   –   проблемы   новой   советской   школы,   организация внеклассной   работы,   пионерского   движения.  А.С.   Макаренко  (1888   –   1939)   –   о   детском   коллективе,   трудовом воспитании, сознательная дисциплина, воспитание в семье.  В.А. Сухомлинский (1918 – 1970) – исследовал моральные проблемы воспитания молодежи, о личности.