Педагогика – наука о воспитании – уходит корнями в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с 1-ыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании.
Наука педагогика появилась позже геометрии, астрономии, как потребность общества. Обнаружилось, что общество прогрессирует – быстро или медленно, в зависимости от того, как в нем появляется воспитание. Появилась потребность в:
- обобщении знаний о воспитании,
- в создании специальных учебных воспитательных учреждений.
Основные этапы развития педагогической мысли.
Педагогика – наука о воспитании – уходит корнями в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось
оно вместе с 1ыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании.
Наука педагогика появилась позже геометрии, астрономии, как потребность общества. Обнаружилось, что
общество прогрессирует – быстро или медленно, в зависимости от того, как в нем появляется воспитание. Появилась
потребность в:
обобщении знаний о воспитании,
в создании специальных учебных воспитательных учреждений.
В Китае, Индии, Египте, Греции – развитие философии (науки о природе, человеке, обществе) – 1ые
педагогические обобщения.
В Европе – древнегреческие философы Демокрит (460 – 370 г. до н.э.), Сократ (469 – 399 г. до н.э.), Платон (427
– 347 г. до н.э.), Аристотель (384 – 322 г. до н.э.) – о формировании личности (хорошими людьми становятся больше от
упражнения, чем от природы). Марк Квинтиман – “Образование оратора” – основная книга по педагогике, с
сочинениями Цицерона, его изучали во всех риторических школах.
Во все времена существовала духовная педагогика – о духовном и физическом развитии людей, нравственном
и трудовом воспитании. В древней Греции совершеннолетним считался тот, кто посадил и вырастил маслиновое дерево –
маслиновые рощи.
В период средневековья – господство церкви – все воспитание в религиозное русло. Образование потеряло
прогрессивность античных времен. Догматическое обучение существовало 2 века. Философы этого времени Тертуллиан
(160 – 222), Августин (354 – 430), Аквипат (1225 – 1274) – создали обширные педагогические трактаты, но
педагогическая наука далеко вперед не ушла.
Эпоха Возрождения – педагоги гуманисты.
В XVII в. педагогика выделилась в самостоятельную науку – с именем Я. А. Каменского (1592 – 1670) –
“Великая дидактика” – 1654 г. (см. методичку, табл.).
Джон Локк (1632 – 1704) – теорию воспитания – “Мысли о воспитании” – взгляды на воспитание джентльмена
– человека уверенного в себе, широкое образование, деловые качества, изящество манер, твердость правовых убеждений.
Непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой в педагогике вели французские материалисты и
просветители XVIII в. Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах и особенно Ж.Ж. Руссо (см. методичку, табл.).
Иоганн Фридрих Герберт (1776 – 1841) – крупная противоречивая фигура в истории педагогики – по
дидактике (четырехзвенная модель урока, понятивно – воспитывающее обучение, система развивающих упражнений), но
и теоретическая база для дискриминационного ограничения в образовании широких масс трудящихся.
Мировую славу русской педагогики принесли Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Толстой, но
особенно К.Д. Ушинский “О камеральном образовании” 1848 г.
В 1855г. Ушинского назначают инспектором классов. В жизни каждого крупного ученого непременно найдется
счастливая случайность. Была она и в судьбе Ушинского. Однажды он обратил внимание на 2а больших шкафа, – уже 20
лет они стояли опечатанные. Ушинский попросил сторожа открыть их. Перед ним было целое сокровище – полное
собрание педагогической литературы, наследство бывшего инспектора института, ученика Пестелоцци – Е. Гугеля. По
свежим следам он пишет лучшую свою статью “О пользе педагогической литературы” – сделать учебную работу
интересной для ребенка, не превращая ее в развлечение. 187! Переиздано – “Родное слово”. Более 10 млн. книг его вышло
до революции. Главное его сочинение “Педагогическая антропология” 1867г. – 2а тома, 3й не завершил;
учение о целях, принципах, сущности воспитания,
о руководящей роли школы, учителя,
о методах формирования наблюдательности, внимания, воли, памяти, эмоций,
пути реализации дидактических принципов сознательности, наглядности, систематичности,
прогностичности,
концепция развивающего обучения,
трудовое воспитание – полноценное воспитательное средство – труд.
В конце XIX – начале XX в. – центр педагогической мысли США Джон Дьюи (1859 – 1952), Эдвард
Торндайк (1874 – 1949) вывели закономерности человеческого воспитания, эффективные технологии образования.
Советские педагоги Н.К. Крупская (1869 – 1939) – проблемы новой советской школы, организация
внеклассной работы, пионерского движения. А.С. Макаренко (1888 – 1939) – о детском коллективе, трудовом
воспитании, сознательная дисциплина, воспитание в семье. В.А. Сухомлинский (1918 – 1970) – исследовал моральные
проблемы воспитания молодежи, о личности.