• системообразующий стержень, вокруг которого строится комплексный подход; таким стержнем является социальная активность ребенка (его общение и деятельность);
• дидактический объект комплексного подхода: на основании чего, через что реализуется взаимодействие. Дидактический объект моделирует комплекс как сенсорной, так и других, специфических для ребенка видов деятельности (игровой, художественно-изобразительной, двигательной, музыкальной и т.д.);
• цели, содержание, технологии педагогического взаимодействия – система осуществления образовательного процесса с детьми раннего возраста.
Основными компонентами комплексного подхода являются:
системообразующий стержень, вокруг которого строится комплексный
подход; таким стержнем является социальная активность ребенка (его
общение и деятельность);
дидактический объект комплексного подхода: на основании чего, через
что реализуется взаимодействие. Дидактический объект моделирует
комплекс как сенсорной, так и других, специфических для ребенка
видов деятельности (игровой,
двигательной, музыкальной и т.д.);
художественноизобразительной,
цели, содержание, технологии педагогического взаимодействия –
система осуществления образовательного процесса с детьми раннего
возраста.
Главная цель педагогов – расширить для детей окружающий мир,
помочь реализовать сегодняшние возможности и создать условия для
дальнейшего развития. В этом направлении действенную помощь оказывают
комплексные занятия с двигательным компонентом; алгоритм включения
сенсорной культуры в структуру разнообразных видов детской деятельности,
разработанные педагогами дошкольного учреждения. Без моторного
компонента движения руки в осязании, движений глаз в зрительном
восприятии, ориентированных действий и т.д.) немыслимо функционирование
сенсорных систем.
Именно в процессе движения, сопровождаемого словами, музыкой,
педагогами решаются задачи сенсорного развития ребенка:
развитие ориентировки детей в различии форм предметов;
развитие ориентировки детей в различии величины предметов;
развитие и формирование двигательных навыков;
развитие нагляднодейственного мышления.Значительное место в комплексных занятиях занимают имитационные
упражнения, подвижные игры, игрыупражнения, двигательные задания,
пальчиковые игры.
С пальчиками мы играем,
Рыбок мы изображаем;
Этот пальчик – пескарёк,
Этот пальчик – окунёк;
Этот пальчик – карасёк,
Этот пальчик – щупачок.
Ну а этот толстый – сомик,
У него большущий домик.
Используя двигателиигрушки, ребенок пытается экспериментировать
как с самой игрушкой, так и с движениями. Каждое новое движение для
ребенка – загадка, которую он непременно хочет разгадать, т.е. преодолеть.
Открыв и освоив одно действие, ребенок стремится к поиску нового
Педагоги открывают детям возможность использования
действия.
физкультурного оборудования в сенсорнодвигательной деятельности.
Этим самым решаются вопросы сенсорного воспитания и сохранения
здоровья каждого ребенка. Педагоги стремятся выстраивать деятельность с
элементами активных движений. Это является свидетельством того, что в
основе деятельности лежит комплексноинтегрированный подход. Например,
в игровой деятельности педагог развивает у детей двигательные навыки,
развитие речи, восприятие (название пособий, направления движений,
перешагивание через предметы и т.д.). В процессе комплексной деятельности
восприятие у детей формируется более детальным полным, они способны
устанавливать логические связи между явлениями и предметами.