ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЛОВЫХ ИГР

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 12.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рассматривая вопрос о целях конструирования и применения деловых игр, следует выделить три основных направления: 1) исследования в области экономики, управления и т.д.; 2) обучение, подготовка и переподготовка руководящих кадров; 3) профотбор, аттестация кадров. ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ В ПСИХОЛОГИИ Конкретные психологические работы в области имитационных игр ведутся в нескольких направлениях. Прежде всего имитационная игра выступила как метод исследования психологических закономерностей. Другой круг работ связан с подходом к деловой игре как объекту исследования. И, наконец, в рамках психологической традиции разрабатываются имитационные игры для решения практических задач психотерапии и диагностики.
Иконка файла материала ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЛОВЫХ ИГР.doc
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЛОВЫХ ИГР  Рассматривая вопрос о целях конструирования и применения деловых игр, следует выделить три основных направления:  1) исследования в области экономики, управления и т.д.;  2) обучение, подготовка и переподготовка руководящих кадров;  3) профотбор, аттестация кадров.  ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ В ПСИХОЛОГИИ  Конкретные   психологические   работы   в   области   имитационных   игр   ведутся   в   нескольких направлениях. Прежде всего имитационная игра выступила как метод исследования психологических закономерностей. Другой круг работ связан с подходом к деловой игре как объекту исследования. И, наконец,   в   рамках   психологической   традиции   разрабатываются   имитационные   игры   для   решения практических задач психотерапии и диагностики.  Деловая игра как метод исследования в психологии. 1. Для психологического исследования оказывается крайне важным тот факт, что в деловых или имитационных играх воспроизводится некая экономическая или политическая ситуация и деятельность человека в ней в ее существенных компонентах. Игра (определенный класс деловых игр) воспроизводит взятые из действительности  ситуации,  что позволяет исследовать человека в условиях, максимально приближенных к жизненным.  2. Деловые игры задействуют личность участников. Наличие личностной вовлеченности участников в разыгрываемые  ситуации,  выраженность  и глубина  переживаний  в ходе  имитаций  являются  ярким эмпирическим фактом. Практически в каждой работе, посвященной методу деловой или имитационной игры,   отмечается   присущая   им   эмоциональная   насыщенность,   эмоциональная   напряженность, указывается на повышение мотивации обучения, возбуждение интереса к изучаемому предмету.  3. Воспроизводимая деятельность осуществляется в условиях относительной неопределенности в отношении того решения, которое должно быть принято. В разных играх эта неопределенность задается по­разному. В случае "жесткой" имитации предполагается выбор из имеющихся альтернатив решения. В "свободных"   имитациях,   более   полно   приближенных   к   условиям   реальной   действительности   к воспроизводящих ее более целостно, участники сами формулируют проблемы и не ограничены в своих решениях и действиях. В одних случаях участникам четко задается игровая цель и способ выигрыша в данной игре, в других ­ ситуации, возникающие в игре, предоставляют игрокам большую свободу; они могут сами поставить перед собой цель и использовать для ее достижения те средства, которые им предоставляют правила игры. Каков характер неопределенности игровых ситуаций, предстоит решать в каждом конкретном случае специально.  4.   Деловые   игры   представляют   собой   искусственные   ситуации   со   специально   разработанными правилами, в которых играющего постоянно ставят в неожиданные положения, "загружают" решением конфликтов,   проблем   и   т.п.   Следствия   условности   игровых   ситуаций   является   ненаказуемость поведения участников со стороны социальных институтов, отсутствие санкций и последствий от игровых действий  в реальной жизни. Психологическим  следствием  данных и ряда других особенностей  игры является   то,   что   она   позволяет   снять   или   уменьшить   сознательный   контроль   личности   за   своим поведением.  5. Сравнивая имитационную игру с другими методами исследования личности, следует отметить, что деловые игры обладают рядом преимуществ как по сравнению с лабораторными методами, так и с исследованием личности в естественных условиях.  Имитационная игра предоставляет возможность наблюдать актуальные проявления личности, ее сиюминутную жизнь, а не ограничиваться результатами ретроспективного характера.  Игровые ситуации воспринимаются участниками не как особые экспериментальные ситуации, а как продолжение их обычной жизни, как реальные жизненные ситуации.Можно выделить следующие приемы и подходы к использованию деловой игры в психологическом исследовании:  1) Игра выступает как модель реальных ситуаций и событий, исход которых известен; в имитациях принимают  участие  разные группы испытуемых,  подобранные на основе предварительно  выявленных психологических   качеств   к   черт;   исследуется   роль   тех   или   иных   психологических   переменных   в формировании реального решения.  2)   Игра   используется   как   модель   возможных   в   будущем   ситуаций,   событий;   в   имитациях принимают участие психологически разные группы испытуемых; группы подбираются на основе данных тестирования;   исследуется   роль   личностных   факторов   в   формировании   конкретных   решений, прогнозируется возможный исход моделируемых событий в действительности.  3) Логика самого метода наталкивает исследователей на такой подход, когда изучение личности осуществляется в ходе ее направленного изменения, воздействия на нее в ходе имитационной игры.  4) Ряд исследований посвящен валидизации метода имитационной игры, сравнению результатов данного метода с другими методами и с поведением в реальной жизни.  В других работах, наоборот, именно игровая имитация выступает как аналог реального поведения и, таким образом, позволяет проверить валидность других "вербальных" тестов.  5) В последние годы появились работы, посвященные деловым и имитационным играм в советской психология.   Деловые   игры   в   них   выступают   прежде   всего   как   метод   исследования   целостной деятельности.   Предметом   анализа   является   моделируемая   сложно­организованная   и   многоуровневая деятельность человека.  СТРУКТУРА ДЕЛОВОЙ ИГРЫ  Поскольку в литературе нет единства по вопросам о сущности ДИ и методике ее конструирования, то нет и общепринятого представления о структуре игры, хотя многие структурные элементы являются общими при разных подходах. Как правило, авторы исходят из своего эмпирического опыта и здравого смысла, конструируя игру или заимствуя ее структурные компоненты у других авторов.  Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет структуру ДИ (см. таб).  Таблица. Структурная схема целевой игры (по Айламазьяну) Игровая модель Методическо е  обеспечение игровые цели роли и функции игроков сценарий игры правила игры педагогические цели предмет игры модель взаимодействия играющих система оценивания Техническо е обеспечени е Имитационная модель Рассмотрим каждый элемент этой структуры.   ИМИТАЦИОННАЯ  МОДЕЛЬ      отражает   выбранный   фрагмент   реальной   действительности,   который можно   назвать   прототипом   модели   или   объектом   имитации,   задавая   предметный   контекст профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе.  ИГРОВАЯ  МОДЕЛЬ      является фактически  способом описания работы участников о имитационной моделью, что задает социальный контекст профессиональной деятельности специалистов.  ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИдидактические:  воспитательные:  ­   закрепление   системы   знаний   в   области конструирования ДИ;  ­   выработка   системных   умений   по конструированию   и   методическому описанию игры;  ­ обмен опытом создания ДИ;  ­   совершенствование   навыков   принятия коллективных решений;  ­   развитие   коммуникативных   умений разного рода.   ­ порождение творческого мышления;  ­   выработка   установки   на   практическое использование ДИ:  ­   воспитание   индивидуального   стиля поведения в процессе взаимодействия с людьми;  ­   преодоление   психологического   барьера по   отношению   к   формам   и   методам активного обучения.