Рассматривая вопрос о целях конструирования и применения деловых игр, следует выделить три основных направления:
1) исследования в области экономики, управления и т.д.;
2) обучение, подготовка и переподготовка руководящих кадров;
3) профотбор, аттестация кадров.
ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ В ПСИХОЛОГИИ
Конкретные психологические работы в области имитационных игр ведутся в нескольких направлениях. Прежде всего имитационная игра выступила как метод исследования психологических закономерностей. Другой круг работ связан с подходом к деловой игре как объекту исследования. И, наконец, в рамках психологической традиции разрабатываются имитационные игры для решения практических задач психотерапии и диагностики.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЛОВЫХ ИГР
Рассматривая вопрос о целях конструирования и применения деловых игр, следует выделить три
основных направления:
1) исследования в области экономики, управления и т.д.;
2) обучение, подготовка и переподготовка руководящих кадров;
3) профотбор, аттестация кадров.
ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ В ПСИХОЛОГИИ
Конкретные психологические работы в области имитационных игр ведутся в нескольких
направлениях. Прежде всего имитационная игра выступила как метод исследования психологических
закономерностей. Другой круг работ связан с подходом к деловой игре как объекту исследования. И,
наконец, в рамках психологической традиции разрабатываются имитационные игры для решения
практических задач психотерапии и диагностики.
Деловая игра как метод исследования в психологии.
1. Для психологического исследования оказывается крайне важным тот факт, что в деловых или
имитационных играх воспроизводится некая экономическая или политическая ситуация и деятельность
человека в ней в ее существенных компонентах. Игра (определенный класс деловых игр) воспроизводит
взятые из действительности ситуации, что позволяет исследовать человека в условиях, максимально
приближенных к жизненным.
2. Деловые игры задействуют личность участников. Наличие личностной вовлеченности участников
в разыгрываемые ситуации, выраженность и глубина переживаний в ходе имитаций являются ярким
эмпирическим фактом. Практически в каждой работе, посвященной методу деловой или имитационной
игры, отмечается присущая им эмоциональная насыщенность, эмоциональная напряженность,
указывается на повышение мотивации обучения, возбуждение интереса к изучаемому предмету.
3. Воспроизводимая деятельность осуществляется в условиях относительной неопределенности в
отношении того решения, которое должно быть принято. В разных играх эта неопределенность задается
поразному. В случае "жесткой" имитации предполагается выбор из имеющихся альтернатив решения. В
"свободных" имитациях, более полно приближенных к условиям реальной действительности к
воспроизводящих ее более целостно, участники сами формулируют проблемы и не ограничены в своих
решениях и действиях. В одних случаях участникам четко задается игровая цель и способ выигрыша в
данной игре, в других ситуации, возникающие в игре, предоставляют игрокам большую свободу; они
могут сами поставить перед собой цель и использовать для ее достижения те средства, которые им
предоставляют правила игры. Каков характер неопределенности игровых ситуаций, предстоит решать в
каждом конкретном случае специально.
4. Деловые игры представляют собой искусственные ситуации со специально разработанными
правилами, в которых играющего постоянно ставят в неожиданные положения, "загружают" решением
конфликтов, проблем и т.п. Следствия условности игровых ситуаций является ненаказуемость
поведения участников со стороны социальных институтов, отсутствие санкций и последствий от игровых
действий в реальной жизни. Психологическим следствием данных и ряда других особенностей игры
является то, что она позволяет снять или уменьшить сознательный контроль личности за своим
поведением.
5. Сравнивая имитационную игру с другими методами исследования личности, следует отметить,
что деловые игры обладают рядом преимуществ как по сравнению с лабораторными методами, так и с
исследованием личности в естественных условиях.
Имитационная игра предоставляет возможность наблюдать актуальные проявления личности, ее
сиюминутную жизнь, а не ограничиваться результатами ретроспективного характера.
Игровые ситуации воспринимаются участниками не как особые экспериментальные ситуации, а как
продолжение их обычной жизни, как реальные жизненные ситуации.Можно выделить следующие приемы и подходы к использованию деловой игры в психологическом
исследовании:
1) Игра выступает как модель реальных ситуаций и событий, исход которых известен; в имитациях
принимают участие разные группы испытуемых, подобранные на основе предварительно выявленных
психологических качеств к черт; исследуется роль тех или иных психологических переменных в
формировании реального решения.
2) Игра используется как модель возможных в будущем ситуаций, событий; в имитациях
принимают участие психологически разные группы испытуемых; группы подбираются на основе данных
тестирования; исследуется роль личностных факторов в формировании конкретных решений,
прогнозируется возможный исход моделируемых событий в действительности.
3) Логика самого метода наталкивает исследователей на такой подход, когда изучение личности
осуществляется в ходе ее направленного изменения, воздействия на нее в ходе имитационной игры.
4) Ряд исследований посвящен валидизации метода имитационной игры, сравнению результатов
данного метода с другими методами и с поведением в реальной жизни.
В других работах, наоборот, именно игровая имитация выступает как аналог реального поведения
и, таким образом, позволяет проверить валидность других "вербальных" тестов.
5) В последние годы появились работы, посвященные деловым и имитационным играм в советской
психология. Деловые игры в них выступают прежде всего как метод исследования целостной
деятельности. Предметом анализа является моделируемая сложноорганизованная и многоуровневая
деятельность человека.
СТРУКТУРА ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
Поскольку в литературе нет единства по вопросам о сущности ДИ и методике ее конструирования,
то нет и общепринятого представления о структуре игры, хотя многие структурные элементы являются
общими при разных подходах. Как правило, авторы исходят из своего эмпирического опыта и здравого
смысла, конструируя игру или заимствуя ее структурные компоненты у других авторов.
Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые
должны органически накладываться друг на друга, что и определяет структуру ДИ (см. таб).
Таблица. Структурная схема целевой игры (по Айламазьяну)
Игровая модель
Методическо
е
обеспечение
игровые цели
роли и функции
игроков
сценарий игры
правила игры
педагогические
цели
предмет игры
модель
взаимодействия
играющих
система
оценивания
Техническо
е
обеспечени
е
Имитационная модель
Рассмотрим каждый элемент этой структуры.
ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ
отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который
можно назвать прототипом модели или объектом имитации, задавая предметный контекст
профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе.
ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ
является фактически способом описания работы участников о имитационной
моделью, что задает социальный контекст профессиональной деятельности специалистов.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИдидактические:
воспитательные:
закрепление системы знаний в области
конструирования ДИ;
выработка системных умений по
конструированию и методическому
описанию игры;
обмен опытом создания ДИ;
совершенствование навыков принятия
коллективных решений;
развитие коммуникативных умений
разного рода.
порождение творческого мышления;
выработка установки на практическое
использование ДИ:
воспитание индивидуального стиля
поведения в процессе взаимодействия с
людьми;
преодоление психологического барьера
по отношению к формам и методам
активного обучения.