Основные ошибки в процессе воспитательной работы с учащимися и родителями.
Оценка 5
Лекции +2
doc
воспитательная работа +2
Взрослым
13.03.2017
Успешное решение сложных и ответственных задач воспитания во многом зависит от уровня подготовленности воспитателей, их педагогической культуры, от знания закономерностей, принципов и методов воспитания. На современном этапе в воспитательной работе учителя встречается больше трудностей, чем в организации учебной деятельности школьников. Любая воспитательная работа очень сложна в силу сложившейся системы зависимости и взаимоотношений учащихся с родителями, семьей, учителями, товарищами в классе, в школе, в ином учебном заведении. Наиболее эффективным взаимодействие педагога, учащихся и родителей оказывается в случае ориентации всех сторон на сотрудничество в условиях совместной деятельности. Однако, как показывает педагогическая практика, наличие общей цели еще не гарантирует отсутствия различных трудностей, противоречий и ошибок в ее организации и осуществлении.
НИРО моя работа.doc
Нижегородский институт развития образования
Кафедра теории и практики воспитания
Творческая работа
«ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ
В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
С УЧАЩИМИСЯ И РОДИТЕЛЯМИ»
Выполнила: зам. директора по ВР
МОУ гимназия № 67
Бочкова С. И. Нижний Новгород
2010 г.
Успешное решение сложных и ответственных задач воспитания во
многом зависит от уровня подготовленности воспитателей, их
педагогической культуры, от знания закономерностей, принципов и
методов воспитания. На современном этапе в воспитательной работе
учителя встречается больше трудностей, чем в организации учебной
деятельности школьников. Любая воспитательная работа очень сложна в
силу сложившейся системы зависимости и взаимоотношений учащихся с
родителями, семьей, учителями, товарищами в классе, в школе, в ином
учебном заведении. Наиболее эффективным взаимодействие педагога,
учащихся и родителей оказывается в случае ориентации всех сторон на
сотрудничество в условиях совместной деятельности. Однако, как
показывает педагогическая практика, наличие общей цели еще не
гарантирует отсутствия различных трудностей, противоречий и ошибок в ее
организации и осуществлении.
Трудности в организации педагогического взаимодействия могут
выражаться в следующем: неумение изучать ученика, попытки
ограничиваться рассмотрением отдельных психических функций; неумение
видеть ученика как целостную личность, находящуюся в процессе
становления и развития; реагирование учителя на отдельные поступки
учащихся без стремления найти их причину.
Часто наблюдаются трудности учителя в самоконтроле и самокоррекции
своего труда, выражающиеся в следующем: недостаточная полнота и
системность психологических знаний, недостаточная рефлексия и низкая
критичность по отношению к себе, когда учитель не видит в самом себе
причин, мешающих ему понять ученика или влиять на него, не умеет связать пробелы в воспитании и обучении учащихся с недостатками своей
собственной работы.
Для воспитательной педагогической деятельности свойственны
следующие затруднения и недостатки: учитель больше внимания обращает
на внешнюю сторону поведения и дисциплину, а не на мотивы поступков;
стремится навязать способы поведения в готовом виде; оценивает
отдельные поступки ребенка вне контекста его общего поведения.
Многие учителя слабо владеют организацией воспитательного процесса,
не проявляют инициативу, мероприятия проводят шаблонно; в
воспитательной работе предпочтение отдается массовым формам работы,
отдельным направлениям и эпизодическим мероприятиям в ущерб
комплексному подходу.
Большинство учителей отмечают, что они практически не испытывают
затруднений в общении с детьми. Однако на практике оказывается, что
учителя специально не ставят и не осознают коммуникативные задачи,
создающие
используют однообразные средства взаимодействия,
монотонность общения; часто используют дисциплинирующие и
отрицательно эмоционально окрашенные воздействия.
Противоречия между учителем и родителями учащихся возникают по
разным причинам. В их числе разобщённость интересов; большое число
обязанностей, которые предъявляются сторонами друг к другу; различие
типов отношений к ребёнку; различный уровень педагогической
квалификации. Эти противоречия усиливаются в том случае, когда учитель
– формалист и рассматривает свою деятельность как службу, устанавливая
с учащимися лишь деловые отношения. Родители и близкие же проявляют
человеческий подход к ребёнку, внимание и забота о нём – это
нравственная потребность. Родители учащихся не могут соглашаться с
сухим отношением учителя к ученику, учителю же эти претензии и
переживания родителей покажутся чрезмерными. Изза разной природы подхода к учащимся может возникнуть недовольство сторон, если учитель
не сумеет понять и учесть в своей деятельности переживания и опасения
родителей за судьбу своего ребёнка. Иному учителю бывает сложно встать
на место родителей и осознать, что приглашение в школу может вызвать в
семье целый переполох, волнение родителей и т.д. Иногда противоречия
подобного рода возникают изза различной информированности о ребёнке:
родителям более известна жизнь их ребёнка вне школы, учителю же более
известна школьная успеваемость, поведение на уроках и в школе вообще.
Семья является бесспорно важнейшим источником формирования
закрепления его нравственно
нравственных позиций ребёнка,
психологических установок. В семье у ребёнка формируются начальные
представления о цели и смысле жизни, ценностные ориентации,
нравственные и социальные потребности и т.д. Поэтому учитель должен
знать, какие нравственные представления сформированы у ребёнка, в каких
условиях происходило это формирование.
Какие еще ошибки может допускать школа, педагоги и родители в
процессе воспитательной работы?
Несоответствие требований взрослых возможностям и потребностям
развития,
психофизиологического
ритму
детей,
их
конституциональным и половым особенностям. Это означает большее
число требований, обязательств, предписаний и условностей, которые
трудновыполнимы на практике и превышают возможности усвоения
детьми.
Непринятие индивидуальности и эмоциональное непринятие детей.
Оба вида непринятия выражаются раздраженнонетерпеливым
отношением, частыми порицаниями, угрозами и физическими
наказаниями, отсутствием необходимой нежности и ласки.
Непринятие индивидуальности следствие навязывания детям
стереотипных решений, шаблонного подхода в воспитании. Непонимание особенностей личности ребенка, его характера.
Например, педагогхолерик постоянно “давит” на ребенка
флегматика: “копуша”, “иди быстрее”, “ну что же ты, подойди к
мальчику, познакомься”. А ребенок просто не может выполнить
материнских требований, т.к. такое поведение не присуще его
характеру. Или ребенка считают упрямым, а он просто пытается
сохранить чувство собственного достоинства, независимость.
Авторитарный стиль педагогической деятельности. При таком стиле
общения и воспитания педагог единолично решает все вопросы,
касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и
каждого учащегося. Педагоги, придерживающиеся этого стиля
общения, не позволяют проявить учащимся самостоятельность и
инициативу. Они, как правило, не понимают учащихся, не адекватны в
их оценках, основанных лишь на показателях их успеваемости.
Внешние показатели успешности деятельности авторитарных
педагогов (успеваемость, дисциплина на уроке и т.п.) чаще всего
позитивны, но социальнопсихологическая атмосфера в таких
классах, как правило, неблагополучная. "Если ктото из учеников
предлагает улучшения за счет иного хода работы, значит, он косвенно
указывает на то, что я этого не предусмотрел". Так рассуждает
авторитарный педагог. Задания и способы их выполнения ученикам
даются таким педагогом поэтапно, что снижает мотивацию
деятельности, так как человек точно не знает ее конечных целей.
Противодействие школьников властному давлению педагога чаще
всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.
Печать чрезмерного давления со стороны старшего остается у
ребенка на всю жизнь: повышенная эмоциональноличностная
зависимость, дефицит самостоятельности, неуверенность в себе,
нерешительность,
чувство постоянной неудовлетворенности, Уровень возможностей
неожиданные приступы упрямства...
социальной адаптации у таких детей значительно снижен. Общение
авторитарного педагога с родителями также нарушается,
авторитарный стиль общения отпугивает родителей, возможна даже
полная потеря контакта.
Акцентирование внимания на негативных поступках школьника, но
при этом педагог не принмиает во внимание мотивы этих поступков.
Стремление педагога переложить всю ответственность за недостатки
в воспитании детей на родителей.
Бессистемность и случайность общения родителей и педагога,
отсутствие взаимодействия.
Родители и учителя это те люди, которые оказывают наибольшее влияние
на процесс формирования личности ребенка. Значение их роли в жизни
детей трудно переоценить. Поэтому очень бы хотелось, чтобы они это
понимали и подходили к процессу воспитания со всей ответственностью.
В процессе воспитания весьма существенную роль играет педагогический
оптимизм, проектирование положительного развития детского коллектива
и каждого ребенка. Здесь неукоснительно надо соблюдать следующие
правила оптимистического отношения, которые охотно поддерживают и
родители:
1. Кто не любит детей, свою работу, тот не имеет шансов на успех, на
счастье творческого труда с детьми.
2. Меньше замечаний и раздражающих интонаций, больше приемов,
побуждающих к самоанализу и самооценке.
3. Нельзя воспитывать на крике, приказе и оскорблении. Главный
показатель качества воспитания — «непуганые дети». Недостатки
учащихся должны вызывать у педагогов не озлобление, а озабоченность.
4. Учитель обязан быть щедрым на похвалу и скупым на порицание.
Порицание должно звучать оптимистично, включать в себя элементы личного огорчения педагога и его веры в будущие успехи ученика. Добрыми
к детям должны быть и родители.
5. Надо верить в ученика. Особенно же следует доверять коллективу.
Лучше ошибиться в доверии, чем оскорбить детей недоверием.
6. Индивидуальный подход к трудному ученику.
Исходя из этого, в качестве основных направлений профессионального
совершенствования педагогов можно определить:
систематическое изучение каждого воспитанника на всех этапах его
сознание необходимости постоянного обращения к
жизни,
современному комплексу знаний о человеке, составляющему основу
понимания ребенка как существа многомерного, многопланового,
универсального;
формирование готовности педагога воспринимать ребенка как
самоценность, как носителя социальноценностных отношений, как
индивидуальность с неповторимым своеобразием черт и качеств,
свободно проявляющую свое личностное "Я";
овладения основами практической и социальной психологии;
овладение знанием российских и международных нормативно
правовых актов по правам детей, постановлений и решений по
вопросам воспитания;
осознание себя не только учителем, но и в первую очередь
воспитателем, в этом главное профессиональное назначение педагога;
создание в образовательном учреждении обстановки, где было бы
хорошо каждому ребенку и взрослому;
владение мастерством психологического воздействия, умением
интересную
воспитанников,
коллектив
организовывать
жизнедеятельность детей.
Основные ошибки в процессе воспитательной работы с учащимися и родителями.
Основные ошибки в процессе воспитательной работы с учащимися и родителями.
Основные ошибки в процессе воспитательной работы с учащимися и родителями.
Основные ошибки в процессе воспитательной работы с учащимися и родителями.
Основные ошибки в процессе воспитательной работы с учащимися и родителями.
Основные ошибки в процессе воспитательной работы с учащимися и родителями.
Основные ошибки в процессе воспитательной работы с учащимися и родителями.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.