Основные ошибки в процессе воспитательной работы с учащимися и родителями.
Оценка 5

Основные ошибки в процессе воспитательной работы с учащимися и родителями.

Оценка 5
Лекции +2
doc
воспитательная работа +2
Взрослым
13.03.2017
Основные ошибки в процессе воспитательной работы с учащимися и родителями.
Успешное решение сложных и ответственных задач воспитания во многом зависит от уровня подготовленности воспитателей, их педагогической культуры, от знания закономерностей, принципов и методов воспитания. На современном этапе в воспитательной работе учителя встречается больше трудностей, чем в организации учебной деятельности школьников. Любая воспитательная работа очень сложна в силу сложившейся системы зависимости и взаимоотношений учащихся с родителями, семьей, учителями, товарищами в классе, в школе, в ином учебном заведении. Наиболее эффективным взаимодействие педагога, учащихся и родителей оказывается в случае ориентации всех сторон на сотрудничество в условиях совместной деятельности. Однако, как показывает педагогическая практика, наличие общей цели еще не гарантирует отсутствия различных трудностей, противоречий и ошибок в ее организации и осуществлении.
НИРО моя работа.doc
Нижегородский институт развития образования Кафедра теории и практики воспитания Творческая работа «ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ И РОДИТЕЛЯМИ» Выполнила: зам. директора по ВР МОУ гимназия № 67  Бочкова С. И. Нижний Новгород 2010 г. Успешное   решение   сложных   и   ответственных   задач   воспитания   во многом   зависит   от   уровня   подготовленности   воспитателей,   их педагогической   культуры,   от   знания   закономерностей,   принципов   и методов   воспитания.   На   современном   этапе   в   воспитательной   работе учителя   встречается   больше   трудностей,   чем   в   организации   учебной деятельности школьников. Любая воспитательная работа очень сложна в силу сложившейся  системы  зависимости   и  взаимоотношений  учащихся с родителями,   семьей,   учителями,   товарищами   в   классе,   в   школе,   в   ином учебном   заведении. Наиболее   эффективным   взаимодействие   педагога, учащихся   и  родителей   оказывается   в  случае  ориентации   всех   сторон   на сотрудничество   в   условиях   совместной   деятельности.   Однако,   как показывает   педагогическая   практика,   наличие   общей   цели   еще   не гарантирует отсутствия различных трудностей, противоречий и ошибок в ее организации и осуществлении. Трудности   в   организации   педагогического   взаимодействия   могут выражаться   в   следующем:   неумение   изучать   ученика,   попытки ограничиваться рассмотрением отдельных психических функций; неумение видеть   ученика   как   целостную   личность,   находящуюся   в   процессе становления   и   развития;   реагирование   учителя   на   отдельные   поступки учащихся без стремления найти их причину.      Часто наблюдаются трудности учителя в самоконтроле и самокоррекции своего   труда,   выражающиеся   в   следующем:   недостаточная   полнота   и системность психологических знаний, недостаточная рефлексия и низкая критичность по отношению к себе, когда учитель не видит в самом себе причин, мешающих ему понять ученика или влиять на него, не умеет связать пробелы   в   воспитании   и   обучении   учащихся   с   недостатками   своей собственной работы.        Для   воспитательной   педагогической   деятельности   свойственны   следующие затруднения и недостатки: учитель больше внимания обращает на внешнюю сторону поведения и дисциплину, а не на мотивы поступков; стремится   навязать   способы   поведения   в   готовом   виде;   оценивает отдельные поступки ребенка вне контекста его общего поведения.      Многие учителя слабо владеют организацией воспитательного процесса, не   проявляют   инициативу,   мероприятия   проводят   шаблонно;   в воспитательной работе предпочтение отдается массовым формам работы, отдельным   направлениям   и   эпизодическим   мероприятиям   в   ущерб комплексному подходу.        Большинство учителей отмечают, что они практически не испытывают затруднений   в  общении   с  детьми.  Однако   на   практике   оказывается,   что учителя   специально   не   ставят   и   не   осознают   коммуникативные   задачи,   создающие используют   однообразные   средства   взаимодействия, монотонность   общения;   часто   используют   дисциплинирующие   и отрицательно эмоционально окрашенные воздействия. Противоречия   между   учителем   и   родителями   учащихся   возникают   по разным   причинам.   В   их   числе   разобщённость   интересов;   большое   число обязанностей, которые предъявляются сторонами друг к другу; различие типов   отношений   к   ребёнку;   различный   уровень   педагогической квалификации. Эти противоречия усиливаются в том случае, когда учитель – формалист и рассматривает свою деятельность как службу, устанавливая с учащимися лишь деловые отношения. Родители и близкие же проявляют человеческий   подход   к   ребёнку,   внимание   и   забота   о   нём   –   это нравственная   потребность.   Родители   учащихся   не   могут   соглашаться   с сухим   отношением   учителя   к   ученику,   учителю   же   эти   претензии   и переживания   родителей   покажутся   чрезмерными.   Из­за   разной   природы подхода к учащимся может возникнуть недовольство сторон, если учитель не сумеет понять и учесть в своей деятельности переживания и опасения родителей за судьбу своего ребёнка. Иному учителю бывает сложно встать на место родителей и осознать, что приглашение в школу может вызвать в семье целый переполох, волнение родителей и т.д. Иногда противоречия подобного рода возникают из­за различной информированности о ребёнке: родителям более известна жизнь их ребёнка вне школы, учителю же более известна школьная успеваемость, поведение на уроках и в школе вообще. Семья   является   бесспорно   важнейшим   источником   формирования   закрепления   его   нравственно­ нравственных   позиций   ребёнка, психологических   установок.  В  семье   у   ребёнка   формируются   начальные представления   о   цели   и   смысле   жизни,   ценностные   ориентации, нравственные и социальные потребности и т.д. Поэтому учитель должен знать, какие нравственные представления сформированы у ребёнка, в каких условиях происходило это формирование. Какие еще ошибки может допускать школа, педагоги и родители в процессе воспитательной работы?  Несоответствие требований взрослых возможностям и потребностям развития, психофизиологического ритму детей,       их   конституциональным и половым особенностям. Это означает большее число требований, обязательств, предписаний и условностей, которые трудновыполнимы на практике и превышают возможности усвоения детьми.   Непринятие   индивидуальности   и   эмоциональное   непринятие   детей. Оба   вида   непринятия   выражаются   раздраженно­нетерпеливым отношением,   частыми   порицаниями,   угрозами   и   физическими наказаниями,   отсутствием   необходимой   нежности   и   ласки. Непринятие   индивидуальности   ­   следствие   навязывания   детям стереотипных решений, шаблонного подхода в воспитании.  Непонимание   особенностей   личности   ребенка,   его   характера. Например,   педагог­холерик   постоянно   “давит”   на   ребенка­ флегматика:   “копуша”,   “иди   быстрее”,   “ну   что   же   ты,   подойди   к мальчику,   познакомься”.   А   ребенок   просто   не   может   выполнить материнских   требований,   т.к.   такое   поведение   не   присуще   его характеру.   Или   ребенка   считают   упрямым,   а   он   просто   пытается сохранить чувство собственного достоинства, независимость.  Авторитарный стиль педагогической деятельности. При таком стиле общения   и   воспитания   педагог   единолично   решает   все   вопросы, касающиеся   жизнедеятельности   как   классного   коллектива,   так   и каждого   учащегося.   Педагоги,   придерживающиеся   этого   стиля общения,   не   позволяют   проявить   учащимся   самостоятельность   и инициативу. Они, как правило, не понимают учащихся, не адекватны в их   оценках,   основанных   лишь   на   показателях   их   успеваемости. Внешние   показатели   успешности   деятельности   авторитарных педагогов   (успеваемость,   дисциплина   на   уроке   и   т.п.)   чаще   всего позитивны,   но   социально­психологическая   атмосфера   в   таких классах,   как   правило,   неблагополучная.   "Если   кто­то   из   учеников предлагает улучшения за счет иного хода работы, значит, он косвенно указывает   на   то,   что   я   этого   не   предусмотрел".   Так   рассуждает авторитарный педагог. Задания и способы их выполнения ученикам даются   таким   педагогом   поэтапно,   что   снижает   мотивацию деятельности,  так   как   человек   точно   не   знает   ее   конечных   целей. Противодействие   школьников   властному   давлению   педагога   чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций. Печать   чрезмерного   давления   со   стороны   старшего   остается   у ребенка   на   всю   жизнь:   повышенная   эмоционально­личностная зависимость,   дефицит   самостоятельности,   неуверенность   в   себе, нерешительность,   чувство   постоянной   неудовлетворенности, Уровень   возможностей неожиданные   приступы   упрямства... социальной адаптации у таких детей значительно снижен. Общение авторитарного   педагога   с   родителями   также   нарушается, авторитарный стиль общения отпугивает родителей, возможна даже полная потеря контакта.   Акцентирование внимания на негативных поступках школьника, но при этом педагог не принмиает во внимание мотивы этих поступков.  Стремление педагога переложить всю ответственность за недостатки в воспитании детей на родителей.  Бессистемность   и   случайность   общения   родителей   и   педагога, отсутствие взаимодействия. Родители и учителя ­ это те люди, которые оказывают наибольшее влияние на   процесс   формирования   личности   ребенка.  Значение   их   роли   в   жизни детей   трудно   переоценить.   Поэтому   очень   бы   хотелось,   чтобы   они   это понимали и подходили к процессу воспитания со всей ответственностью. В процессе воспитания весьма существенную роль играет педагогический оптимизм, проектирование положительного развития детского коллектива и   каждого   ребенка.   Здесь   неукоснительно   надо   соблюдать   следующие правила   оптимистического   отношения,   которые   охотно   поддерживают   и родители: 1.   Кто не любит детей, свою работу, тот не имеет шансов на успех, на счастье творческого труда с детьми. 2.     Меньше   замечаний   и   раздражающих   интонаций,   больше   приемов, побуждающих к самоанализу и самооценке. 3.     Нельзя   воспитывать   на   крике,   приказе   и   оскорблении.   Главный показатель   качества   воспитания   —   «непуганые   дети».   Недостатки учащихся должны вызывать у педагогов не озлобление, а озабоченность. 4.     Учитель   обязан   быть   щедрым   на   похвалу   и   скупым   на   порицание. Порицание   должно   звучать   оптимистично,   включать   в   себя   элементы личного огорчения педагога и его веры в будущие успехи ученика. Добрыми к детям должны быть и родители. 5.     Надо   верить   в   ученика.   Особенно   же   следует   доверять   коллективу. Лучше ошибиться в доверии, чем оскорбить детей недоверием. 6.  Индивидуальный подход к трудному ученику.  Исходя   из   этого,   в   качестве   основных   направлений   профессионального совершенствования педагогов можно определить:  систематическое изучение каждого воспитанника на всех этапах его   сознание   необходимости   постоянного   обращения   к жизни, современному комплексу знаний о человеке, составляющему основу понимания   ребенка   как   существа   многомерного,   многопланового, универсального;   формирование   готовности   педагога   воспринимать   ребенка   как самоценность,   как   носителя   социально­ценностных   отношений,   как индивидуальность   с   неповторимым   своеобразием   черт   и   качеств, свободно проявляющую свое личностное "Я";   овладения основами практической и социальной психологии;   овладение   знанием   российских   и   международных   нормативно­ правовых   актов   по   правам   детей,   постановлений   и   решений   по вопросам воспитания;   осознание   себя   не   только   учителем,   но   и   в   первую   очередь воспитателем, в этом главное профессиональное назначение педагога;  создание   в   образовательном   учреждении   обстановки,   где   было   бы хорошо каждому ребенку и взрослому;   владение   мастерством   психологического   воздействия,   умением интересную воспитанников, коллектив организовывать жизнедеятельность детей.

Основные ошибки в процессе воспитательной работы с учащимися и родителями.

Основные ошибки в процессе воспитательной работы с учащимися и родителями.

Основные ошибки в процессе воспитательной работы с учащимися и родителями.

Основные ошибки в процессе воспитательной работы с учащимися и родителями.

Основные ошибки в процессе воспитательной работы с учащимися и родителями.

Основные ошибки в процессе воспитательной работы с учащимися и родителями.

Основные ошибки в процессе воспитательной работы с учащимися и родителями.

Основные ошибки в процессе воспитательной работы с учащимися и родителями.

Основные ошибки в процессе воспитательной работы с учащимися и родителями.

Основные ошибки в процессе воспитательной работы с учащимися и родителями.

Основные ошибки в процессе воспитательной работы с учащимися и родителями.

Основные ошибки в процессе воспитательной работы с учащимися и родителями.

Основные ошибки в процессе воспитательной работы с учащимися и родителями.

Основные ошибки в процессе воспитательной работы с учащимися и родителями.
Скачать файл