Основные подходы к изучению нравственной сферы в зарубежной и отечественной психологии
Оценка 4.8

Основные подходы к изучению нравственной сферы в зарубежной и отечественной психологии

Оценка 4.8
Раздаточные материалы
docx
администрации
Взрослым
15.03.2018
Основные подходы к  изучению нравственной сферы в зарубежной и отечественной психологии
Проблема нравственного развития личности приобретает особую актуальность в современном российском обществе. Страна пережила кардинальные политические, экономические, социальные перемены, которые не могли не отразиться на нравственной сфере. Устоявшая система нравственных ценностей и идеалов оказалась отвергнутой, а какая-либо альтернатива ей не была выдвинута. В результате этого возникло своеобразное состояние утраты обществом ценностно-нравственных ориентиров.
Психология развития.docx
Оглавление Введение Глава 1.Основные подходы к изучению нравственной сферы в зарубежной и отечественной психологии………………………………………………………………….. 1.1. Теория нравственного развития человека Л.Кольберга……………… 1.2. Эмпатийный подход К. Гиллиган…………………………………………………. 1.3. Взгляды отечественных психологов на проблемы нравственного развития личности………………………………………………………………… ……… 1.4. Показатели нравственной зрелости, выделенные отечественными психологами…………………………………………………………… ……………………. Глава 2. Особенности нравственного развития детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………… ……………………….. 2.1.Факторы, влияющие на нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………… …. Заключение…………………………………………………………………… ………………………… Литература ……………………………………………………………………………………… …….. Введение Проблема нравственного развития личности приобретает особую актуальность в современном российском обществе. Страна пережила кардинальные политические, экономические, социальные перемены, которые не могли не отразиться на нравственной сфере. Устоявшая система нравственных ценностей и идеалов оказалась отвергнутой, а какая-либо альтернатива ей не была выдвинута. В результате этого возникло своеобразное состояние утраты обществом ценностно-нравственных ориентиров. Цель работы – определение основных подходов к изучению нравственной сферы в зарубежной и отечественной психологии. Для этого необходимо решить следующие задачи: - изучить теорию нравственного развития человека Л.Кольберга и эмпатийный подход К.Гиллиган; - изучить взгляды отечественных психологов на проблемы нравственного развития личности; - изучить показатели нравственной зрелости, выделенные отечественными психологами; - изучить нравственное развитие и факторы, влияющие на нравственное развитие детей дошкольного возраста. Глава 1.Основные подходы к изучению нравственной сферы в зарубежной и отечественной психологии. Нравственность - совокупность норм, определяющих поведение человека. Нравственность – это ценностная структура сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни; это система принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Нравственность – это характеристика психологической структуры личности (отвергающей или принимающей эти требования, осознающей их необходимость и испытывающей внутреннюю потребность в исполнении моральных норм, следовании им) (Знаков, 1993, с. 35). Нравственность является важным способом социальной регуляции, выступает как общественная форма отношений между людьми, как то, что остается в межчеловеческих отношениях, если вычесть из них предметно обусловленное содержание. (Слепухина Г.В.) В западной психологии (К. Гиллиган, Л. Колберг, М. Блэтт, Э. Хиггинс и др.) наиболее значимыми в области исследования нравственного развития являются работы, выполненные в рамках когнитивной психологии. Когнитивизм – утверждает, что индивиды – не просто машины, механически реагирующие на внутренние факторы или внешние события; разуму человека доступно нечто большее, чем информация, поступающая из вне. Когнитивный подход в основном заключается в стремлен понять, каким образом человек расшифровывает информацию о действительности и организует ее, чтобы принимать решения или решать насущные задачи. («Психологический словарь». Ростов-на-Дону, 2003, с.179). Традиционный когнитивный подход акцентирует внимание на когнитивных аспектах морального сознания; моральное мышление, моральные суждения выступают здесь мерилом нравственного развития. Одно из направлений данного подхода определяется К. Гиллиганом как нормативный когнитивный подход. В рамках этого направления выделились два основополагающих принципа-ценности, которые используются при принятии решения, – принцип справедливости (Л. Колберг) и принцип заботы (К. Гиллиган). 1.1. Теория нравственного развития человека Л.Кольберга Существенный вклад в изучение нравственного развития ребенка внес Л. Колберг, разработавший когнитивно-эволюционный подход к нравственному развитию детей. В основе теории Л. Колберга лежит идея Ж. Пиаже о существовании тесной взаимосвязи между стадиями умственного развития и этапами нравственного становления ребенка. В системе Л. Колберга выделено шесть эволюционных ступеней, сгруппированных в три моральных уровня: Уровень 1. Доконвенциональная мораль (преднравственный уровень с 4 до 10 лет). Поступки определяются внешними обстоятельствами и точка зрения других людей не принимается в расчет. Стадия 1. Ориентация на наказание и покорность – суждение выносится в зависимости от того вознаграждения или наказания, которое может повлечь за собой данный поступок. Стадия 2. Наивно-определяющий гедонизм, т. е. направленность на достижение наслаждения – суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь. Уровень 2. Конвенциональная мораль (с 10 до 13 лет). Человек придерживается условной роли, ориентируясь на принципы других людей. Стадия 3. Мораль сохранения добрых взаимоотношений – суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет. Стадия 4. Мораль поддержания авторитета – суждение выносится в соответствии с установленным порядком, уважением к власти и предписанными ею законами. Уровень 3. Постконвенциональная мораль высоких нравственных принципов (с 13 лет). Истинная нравственность, по Колбергу, достигается только на этом уровне развития. Человек судит о поведении, исходя из своих собственных критериев, что предполагает и высокий уровень рассудочной деятельности. Стадия 5. Мораль ориентации на общественный договор – оправдание поступка основывается на уважении демократически принятого решения или вообще на уважении прав человека. Стадия 6. Мораль индивидуальных принципов совести – поступок классифицируется как правильный, если он продиктован совестью (независимо от его законности или мнения других людей). Л. Колберг и его последователи сделали ряд важных выводов, касающихся нравственного развития детей: 1). Развитие нравственных суждений детей поддается воздействию со стороны взрослых, в том числе педагогов. Движение от одной ступени к другой, более высокой, естественным путем происходит в течение нескольких лет, но этот процесс может быть ускорен. 2).При благоприятных условиях нравственное развитие детей принимает необратимый характер, т. е. моральная деградация становится невозможной. Эффективный нравственный рост детей обеспечивается рядом обстоятельств: 1)наличием ситуаций морального выбора; 2)сменой социальных ролей; 3)использованием на практике приобретенных морально- этических знаний и нравственных убеждений. 1.2. Эмпатийный подход К.Гиллиган. В основе другого подхода к периодизации морального развития лежит эмпатийная ориентация на нужды и потребности, чувства и переживания другого человека. Определяя его как эмпатийный подход, К. Гиллиган во главу угла выдвигает принцип заботы о других людях, основанный на сочувствии и сопереживании. Центральным понятием интегративной теории морального развития Э. Хиггинса является понятие ответственности, представление о которой и определяет содержание альтруистического поведения. Автор выделяет четыре стадии развития представлений об ответственности, которые включают, как когнитивный, так и эмоциональный компоненты и совмещают принципы заботы и справедливости. 1.3.Взгляды отечественных психологов на проблемы нравственного развития личности. При рассмотрении проблемы нравственного развития личности особый интерес представляют взгляды отечественных психологов (Л.С. Выготский, В.М. Мясищев, Л.И. Божович, Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б. и др.) Л.С. Выготский утверждает, что результат нравственного развития еще до его начала существует в окружающей социальной среде в виде некоторой идеальной формы. В соответствие с этим социальная среда понимается не только как условие нравственного развития личности, но и как его источник, а само нравственное развитие осуществляется в процессе усвоения этих образцов. Оно предполагает последовательное усвоение образцов, представленных в нравственных нормах, принципах, идеалах, традициях, в соответствующем поведении конкретных людей, их качествах, в персонажах литературных произведений и т.д. Важной теоретической основой разработки психологических аспектов нравственного развития личности выступает теория отношений В.М. Мясищева. Согласно данной теории, личность, включенная в систему общественных отношений, объективированных в виде господствующих в ее окружении отношений к природе, общественной и личной собственности, к людям, труду, постепенно усваивает их, и они становятся собственными отношениями личности к той действительности, с которой она взаимодействует. Рассматривая проблему нравственного формирования личности, Л.И. Божович доказывает, что оно не является изолированным процессом, а связано с социальным и психическим развитием. По мнению автора, существуют две точки зрения на процесс формирования нравственных норм поведения, который понимается, во-первых, как результат интериоризации внешне заданных форм мышления и поведения и их превращения во внутренние психические процессы; во-вторых, как последовательное (закономерное) превращение одних качественно своеобразных форм нравственного развития в другие, более совершенные. Механизм становления личностных ценностей рассматривается через понятие интериоризации личностью социальных ценностей. Д.А. Леонтьев отмечает, что не все социальные ценности, осознаваемые и даже принимаемые человеком в качестве таковых, реально становятся его личностными ценностями. Необходимым условием такой трансформации является практическое включение субъекта в коллективную деятельность, направленную на реализацию соответствующей ценности. Промежуточным звеном, опосредующим этот процесс, выступает система ценностей референтной для индивида группы. 1.4.Показатели нравственной зрелости, выделенные отечественными психологами. В качестве показателей нравственной зрелости отечественными психологами выделяются: - готовность самостоятельно решать ситуацию нравственного выбора, принимать ответственность за свое решение; - устойчивость нравственных качеств, что проявляется в возможности переноса сформированных в определенных жизненных ситуациях нравственных взглядов, отношений и способов поведения в новые, ранее не имевшие места в жизни человека, ситуации. - проявление сдержанности в ситуациях, когда человек негативно реагирует на нравственно значимые для него события; - возникновение нравственного конфликта как следствия осознания нравственной несостоятельности отдельных взглядов, поступков, действий. Таким образом, взгляды на проблему нравственного развития отечественных психологов опираются на представление о том, что оно не является изолированным процессом, а органично включено в целостное психическое и социальное развитие личности. Нравственному сознанию, как и сознанию в целом, присущ ряд общих функций: познавательная, оценочная, регулятивная и другие. Познавательная функция предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, помогают сформировать модель нравственного поведения. Оценочная функция оценивает с позиции добра и зла освоения человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества. Регулятивная функция регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. По своему объему и многогранности воздействия на личность мораль шире права. Свои регулятивные возможности она осуществляет при помощи норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм- рамок, норм-ограничений, а также норм-образцов. Важнейшей особенностью нравственности является финальность нравственных ценностей и императивность нравственных регулятивов. Это значит, что принципы нравственности самоценны. «Зачем нам стремиться к нравственным ценностям?», «Почему мы должны соблюдать нормы нравственности?» — нельзя ответить иначе, как признать, что цель, ради которой мы следуем нравственным принципам, состоит в том, чтобы следовать им. Здесь нет тавтологии. Следование нравственным принципам — это самоцель, т. е. высшая, «финальная» цель, и нет никаких других целей, которые мы хотели бы достичь, следуя им. 2.1Особенности нравственного развития детей старшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст характеризуется как возраст, в котором происходит «утеря непосредственности», возраст интенсивного освоения детьми культурных норм, различных культурно-опосредствованных способов деятельности и поведения (Выготский Л.С., 1984; Леонтьев А.Н., 1983; Эльконин Д.Б., 2004), которые становятся своеобразной системой мер, эталонов, ценностей (Запорожец А.В., 1986). Вместе с тем регуляция деятельности и поведения культурно-выработанными нормами, правилами и требованиями зависит не только от того, знает ли их ребенок, но и от того, как ребенок к ним относится (Запорожец А.В., 1986; Леонтьев А.Н., 1983; Смирнова Е.О., 1998; Субботский Е.В., 1983 и др.). Старший дошкольный возраст играет особу роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: - формируется устойчивая структура мотивов; - зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, "взрослые" дела, быть "взрослым";потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); - возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; - ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как "надо" (хочется посмотреть "мультики", но мама просит поиграть с младшим братом или сходить в магазин; не хочется убирать игрушки, но это входит в обязанности дежурного, значит, это надо делать и т. д.). В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии — способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная. В этот период ребенок постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения. В результате к концу дошкольного возраста происходит переход от эмоционально непосредственных к опосредованным нравственным критериям и отношениям. Усвоение нравственных ценностей представляет собой процесс образования в сознании ребенка их структуры, включающей следующие три элемента в их взаимосвязи: все более глубокое понимание нравственного смысла поступков, их оценочную сторону и эмоциональное к ним отношение. (Якобсон С.Г.) В дошкольном возрасте осуществляется переход от непосредственного эмоционального отношения к отношениям, которые строятся на основе усвоения нравственных оценок поведения в различных ситуациях и которые начинают регулировать и подчинять себе саму эмоциональную сферу. Усвоение нравственных понятий и представлений в их первичной форме создает возможность более глубокого проникновения в мир взрослых и способствует переходу ребенка на новый уровень развития. Его поступки, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками носят уже не непосредственно эмоциональный характер, а начинают опосредоваться и регулироваться моральными нормами. (Люблинская А.А.) В старшем дошкольном возрасте, как и на протяжении всего дошкольного возраста, у детей продолжают складываться этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Ребенок соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности. У старшего дошкольника формируются обобщенные представления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте. Ребенок демонстрирует попытки совершать нравственные действия и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную направленность на окружающих. Однако нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Усвоив норму, ребенок прежде всего начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстником, чем самим собой. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, малыш подходит к реальной самооценке. У старших дошкольников все чаще наблюдается не прагматическое поведение, когда моральный поступок связан с выгодой для себя, а бескорыстное, когда поведение не зависит от внешнего контроля, а его мотивом является нравственная самооценка. В 5-7 лет ребенок понимает общественный смысл нравственной нормы, осознает ее объективную необходимость для регуляции взаимоотношений между людьми. Дети старшего дошкольного возраста употребляют в речи слова, обозначающие нравственные качества и их антиподы (добрый, драчун, жадина, честный, ябеда и пр.), но связывают их с конкретной ситуацией из собственного опыта, что объясняется конкретной образностью детского мышления. (Урунтаева Г.А.) В старшем дошкольном возрасте развитие моральных оценок неразрывно связано с тем, как взрослый оценивает поступки детей. Так, легче понимаются и оцениваются те качества, которые взрослый чаще выделяет и оценивает. Итак, основными особенностями нравственного развития детей в дошкольном возрасте является то, что: - у детей складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы; - возрастает действенность нравственных представлений; - возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой. (Урунтаева Г.А.) 2.2.Факторы, влияющие на нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста Факторы, влияющие на становление детской психики подразделяются на объективные (макросоциальные, микросоциальные и соматопсихические факторы) и субъективные (составляют внутреннюю логику развития, точнее - саморазвития ребенка, и включают специфику развития потребностно-мотивационной сферы, особенности формирования его сознания и самосознания, его поведенческого стиля). Наибольшее влияние оказывают микросоциальные факторы – это взаимоотношения в семье, в детском саду. Семья закладывает фундамент становления нравственной позиции ребёнка. Благодаря постоянству, длительности, эмоциональной окрашенности воспитательных воздействий, их разнообразию, своевременному использованию механизма подкрепления. Поэтому все отклонения в семейном нравственном воспитании ребёнка могут серьёзно осложнить его дальнейшую жизнь, когда он столкнётся с иными моральными ценностями и требованиями. (Каплан А.И.) Большую роль в семейном воспитании играет авторитет родителей. Без родительского авторитета воспитание невозможно. Главным основанием родительского авторитета может быть работа родителей, их гражданское лицо, поведение. Авторитет – это влияние какого-либо лица, основанное на знаниях, нравственных достоинствах и жизненном опыте. (Дядюнова И.А. – Воспитание маленького гражданина) Быть авторитетным родителем – значит притягивать ребёнка силой обаяния своей личности, руководить и помогать там, где необходимо. Чаще всего авторитетом семьи является глава семейства - это отец, который непосредственно должен владеть нравственно-этической зрелостью, умением общаться с детьми. Именно в общении с детьми родитель обязан способствовать развитию их индивидуальности, а не подгонять индивидуальность под шаблон. Авторитет родителей не является единственным фактором в становлении нравственности личности, наряду с ним можно выделить также и общеобразовательную и педагогическую подготовленность родителей. Концепция семейной педагогики – это создание системы воспитания, обеспечивающей всестороннее и гармоничное развитие личности. Только такое семейное воспитание может сделать ребёнка счастливым. (Кукушкин В.С.) Как правило, семья должна оказывать на ребёнка только положительное влияние, но это бывает не всегда. Бывают случаи и отрицательного воздействия на ребёнка, это конфликтная сторона семьи, куда входят постоянные ссоры, скандалы между членами семьи конфликтная сторона семьи нередко приводит к отрицательным последствиям в развитии личности. (Зверева О.Л., Ганичева А.Н.) Таким образом, можно сделать вывод, что нравственная основа личности формируется в условиях того нравственного пространства, в котором живёт личность, сюда входят: общение с товарищами, общение и отношение в садике и на улице. Но самым важным пространством в жизни ребёнка является семья, главным воспитателями в которой являются родители. Заключение. Таким образом, взгляды на проблему нравственного развития отечественных и зарубежных психологов опираются на представление о том, что оно не является изолированным процессом, а органично включено в целостное психическое и социальное развитие личности. При этом на каждом возрастном этапе особое значение приобретают те механизмы, которые позволяют решать актуальные проблемы личностного развития и учет особенностей нравственного развития на каждом возрастном этапе специфики уровней нравственного развития позволяют организовывать систему целенаправленного воздействия, которая обеспечит достижение высокого уровня нравственного развития личности, что является особенно важным в настоящий период развития общества. Исходя из выше сказанного, я считаю, что выполнила полнила полностью поставленную цель и решила все необходимые задачи. Литература 1. «История отечественной и мировой психологической мысли» под ред.Журавлева А.Л., М. «Институт психологии РАН», 2006, с. 308-314. 2. Психологический словарь под ред . Неймера Ю.Л., Ростов –на-Дону, «Феникс»,2003. 3. Люблинская А.А. «О развитии ребенка», М., «Просвещение», 1987. 4. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология, М., «Академия», 1997.

Основные подходы к изучению нравственной сферы в зарубежной и отечественной психологии

Основные подходы к  изучению нравственной сферы в зарубежной и отечественной психологии

Основные подходы к изучению нравственной сферы в зарубежной и отечественной психологии

Основные подходы к  изучению нравственной сферы в зарубежной и отечественной психологии

Основные подходы к изучению нравственной сферы в зарубежной и отечественной психологии

Основные подходы к  изучению нравственной сферы в зарубежной и отечественной психологии

Основные подходы к изучению нравственной сферы в зарубежной и отечественной психологии

Основные подходы к  изучению нравственной сферы в зарубежной и отечественной психологии

Основные подходы к изучению нравственной сферы в зарубежной и отечественной психологии

Основные подходы к  изучению нравственной сферы в зарубежной и отечественной психологии

Основные подходы к изучению нравственной сферы в зарубежной и отечественной психологии

Основные подходы к  изучению нравственной сферы в зарубежной и отечественной психологии

Основные подходы к изучению нравственной сферы в зарубежной и отечественной психологии

Основные подходы к  изучению нравственной сферы в зарубежной и отечественной психологии

Основные подходы к изучению нравственной сферы в зарубежной и отечественной психологии

Основные подходы к  изучению нравственной сферы в зарубежной и отечественной психологии

Основные подходы к изучению нравственной сферы в зарубежной и отечественной психологии

Основные подходы к  изучению нравственной сферы в зарубежной и отечественной психологии

Основные подходы к изучению нравственной сферы в зарубежной и отечественной психологии

Основные подходы к  изучению нравственной сферы в зарубежной и отечественной психологии

Основные подходы к изучению нравственной сферы в зарубежной и отечественной психологии

Основные подходы к  изучению нравственной сферы в зарубежной и отечественной психологии

Основные подходы к изучению нравственной сферы в зарубежной и отечественной психологии

Основные подходы к  изучению нравственной сферы в зарубежной и отечественной психологии

Основные подходы к изучению нравственной сферы в зарубежной и отечественной психологии

Основные подходы к  изучению нравственной сферы в зарубежной и отечественной психологии

Основные подходы к изучению нравственной сферы в зарубежной и отечественной психологии

Основные подходы к  изучению нравственной сферы в зарубежной и отечественной психологии

Основные подходы к изучению нравственной сферы в зарубежной и отечественной психологии

Основные подходы к  изучению нравственной сферы в зарубежной и отечественной психологии

Основные подходы к изучению нравственной сферы в зарубежной и отечественной психологии

Основные подходы к  изучению нравственной сферы в зарубежной и отечественной психологии

Основные подходы к изучению нравственной сферы в зарубежной и отечественной психологии

Основные подходы к  изучению нравственной сферы в зарубежной и отечественной психологии

Основные подходы к изучению нравственной сферы в зарубежной и отечественной психологии

Основные подходы к  изучению нравственной сферы в зарубежной и отечественной психологии

Основные подходы к изучению нравственной сферы в зарубежной и отечественной психологии

Основные подходы к  изучению нравственной сферы в зарубежной и отечественной психологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2018