Основные принципы здоровьесберегающей педагогики
Оценка 4.9

Основные принципы здоровьесберегающей педагогики

Оценка 4.9
Семинары
doc
психологическая работа +1
Взрослым
08.07.2018
Основные принципы здоровьесберегающей педагогики
– Принцип не нанесения вреда – одинаково первостепенен и для медиков, и для педагогов, и для родителей. На его соблюдении строятся профессиональная этика любой человеческой профессии, основы педагогики и дидактики. Принцип не навреди. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов предполагает, что все происходящее в ОУ – от разработки планов, программ до проверки их выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности – должно оцениваться с позиции влияния на психофизическое состояние и здоровье учащихся и учителей. Принцип триединого представления о здоровье обуславливает необходимость подходить к категории здоровья в соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения, как единству физического, психического и духовно-нравственного здоровья.
Основные принципы здоровьесберегающей педагогики.doc
Основные принципы здоровьесберегающей педагогики  Кухарь Ольга Николаевна учитель начальных классов ГБОУ СОШ 473 г. Санкт­ Петербурга – Принцип не нанесения вреда – одинаково первостепенен и для медиков, и для педагогов, и для   родителей.   На   его   соблюдении   строятся   профессиональная   этика   любой   человеческой профессии, основы педагогики и дидактики. Принцип не навреди.  Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов предполагает, что все происходящее в ОУ – от разработки планов, программ до проверки их выполнения, включая   проведение   уроков,   перемен,   организацию   внеурочной   деятельности   –   должно оцениваться с позиции влияния на психофизическое состояние и здоровье учащихся и учителей.  Принцип триединого представления о здоровье  обуславливает необходимость подходить к категории здоровья в соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения, как единству физического, психического и духовно­нравственного здоровья.  По мнению Всемирной организации здравоохранения здоровье это – физическое здоровье (органы, функции) – нравственное (интересы, помыслы, увлечения) – психическое (адекватное отношение к ситуации) Состояние   здоровья   это   –   интегральная   характеристика,   которая   во   многом   определяется условием жизни.  Принцип   непрерывности   и   преемственности  определяет   необходимость   проведения здоровьесберегающей работы ежедневно и на каждом уроке. Принцип   субъект­   субъектоного   взаимоотношения   с   учащимися.  Одно   из   условий реализации этого принципа – индивидуальный подход к учащимся. Важна заинтересованность и ответственность   учащегося,   как   субъекта   образовательного   процесса,   его   задача   состоит   в обретении   компетенций   грамотной   заботы   о   своем   здоровье.   Задача   учителя   максимальное содействие ему в этом стремлении.  Принцип   соответствия   содержание   и   организации   обучения.   Речь   идет   об   уровне   и содержании   программ,   технологии,   решаемых   задачах,   формах   и   методах   преподавания. Традиционна для педагогики проблема: что и как преподавать, чтобы с одной стороны, учебный материал не был слишком сложен для учащихся, а с другой стороны – способствовал бы их развитию.   Основное   внимание   в   аспекте   охраны   здоровья   необходимо   обратить   на   риск перегрузок,   развитие   состояния   утомления   от   сложности   изучаемого   материала   и   слишком высокий темп учебной работы, на формирование дистресса, постоянного ощущения неуспеха.  Принцип   гармоничного   сочетания   обучающих,   воспитывающих   и   развивающих педагогических воздействий  конкретизируется в практике здоровьесберегающей педагогики: а)   обучение   здоровью,   б)   воспитания   культуры   здоровья,   в)   формирования   здоровья,   г) укрепления здоровья. Приоритет  позитивных   воздействий   (подкреплений)   над   негативными   (запретами, порицаниями). Привычка учителя, родителя фиксировать внимание ребенка преимущественно на   недостатках,   ошибках,   формирует   личность   с   заниженной   самооценкой,   комплексом неполноценности,   не   способную   ставить   цели   и   добиваться   их   достижения.   По   результатам психологических исследований именно такие педагогические воздействия преобладают в школе.  Приоритет активных методов обучения  влияет на процесс здоровьесбережения тем, что достигается снижения риска появления у школьников переутомления в результате беспощадной эксплуатации   резервов   механической   памяти   в   сочетании   с   гиподинамией   и   хроническим дистрессом.   Кроме   того,   более   гармоничное   развитие   личности   происходит   в   условиях активного включения в процесс социального взаимодействия.  Всем нам необходимо представлять в целом круг актуальных проблем гимназии и подходы к их решению. Рассмотрим проблемное поле, связанное с охраной здоровья учащихся с нескольких уровней: уровень учителя, уровень администрации гимназии, уровень родителей  Педагоги делятся на группы и предлагают пути решения следующих проблем по каждому уровню: – Проблема учебных перегрузок школьников, приводящая к состоянию переутомления – Проблема организации физической активности учащихся, профилактика гиподинамии – Проблема питания школьников –   Проблема   охраны   и   укрепления   психологического   здоровья   учащихся   (предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек).  – Проблема формирования культуры здоровья учащихся и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий. – Проблема  организации  сотрудничества с  родителями  учащихся  по вопросам  сохранения и укрепления здоровья.  Достаточно много доступных и реальных путей предложено для решения проблем охраны и укрепления здоровья детей. Я думаю, что решать эти проблемы мы будем вместе.  Проводится   анализ   анкет   учащихся   (которые   были   проведены   и   обработаны   заранее)   по следующим вопросам: 1. Всегда ли в классе вы занимаетесь в благоприятных климатических условиях? 2. Устаете ли вы от однообразной работы на уроке? 3. Часто ли на уроках применяются ТСО? 4. Проводятся ли физминутки, минутки отдыха, эмоциональные паузы? 5. Чувствуете ли вы доброжелательное отношение учителей? 6. Чувствуете ли утомление уже в середине урока? Здоровьесберегающие  образовательные  технологии  (ЗОТ)–  это  качественная  характеристика любой   образовательной   технологии,   совокупность   принципов,   приемов   и   методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения. Цель любой образовательной технологии – достижение заданного образовательного результата в обучении,   воспитании,   развитии.   Прилагательное  здоровьесберегающая  относится   к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько при реализации   данной   технологии   решается   задача   сохранения   здоровья   основных   субъектов образовательного процесса – учащихся и педагогов.  Стратегия реализации здоровьесберегающих образовательных технологий – такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся происходит без нанесения ущерба их здоровью.  В 2005­2006 учебном году мы проводили педсоветы на темы: “Стимулирование познавательной деятельности   как   средство   самореализации   и   саморазвития   учащихся”,   “Развивающий   стиль руководства   учебной   группой   как   основа   результативного   обучения”.   Решениями   этих педсоветов были следующие:  – применять дифференцированное обучение как фактор развития познавательных интересов; – формировать устойчивые мотивы учения; –   спланировать   пути   профессионального   самосовершенствования   педагогов   для   достижения развивающего стиля руководства учебной группой. Эти решения как раз направляют вектор применения образовательных технологий в сторону здоровьесберегающей педагогики. Обозначим основные факторы, влияющие на формирование здоровья школьников. Внешние факторы: 1. Гигиенические (шум, освещенность, размер помещений, дизайн) 2. Мебель ( размеры, размещение)  3.Технические средства (использование ТСО с одной стороны повышает наглядность обучения и создает   условия   для   сохранения   работоспособности,   с   другой   стороны   увеличивают   объем информации,   возросший   объем   информации   увеличивает   напряжение,   темп   работы,   высокая плотность   подачи   материала   затрудняет   процесс   восприятия.   Длительность   применения аудиовизуальных средств начальная школа не более 15­20 минут, средняя 20­25 минут, старшая не более 30 минут) 4. Пищеблок (ассортимент, качество пищи, качество питьевой воды) Факторы, связанные с образовательным процессом 1.   Объем   учебной   нагрузки  (должен   соответствовать   возрастным   и   индивидуальным возможностям школьников) 2. Расписание уроков, распределение нагрузки по дням.  Расписание  уроков должно быть максимально приближено к санитарно­гигиеническим нормам, удобно для детей. ( Так как в силу   объективных   обстоятельств   на   100%   невозможно   выполнить   все   нормы,   учителю необходимо   учитывать   физиологические   особенности   обучающихся,   для   получения качественных результатов обучения. Недельная   динамика   работоспособности  выглядит   следующим   образом:   В   понедельник происходит врабатывание в учебный процесс. Вторник и четверг для 1­5 классов, а среда и четверг   для   8­11   классов   –   дни   оптимальной   работоспособности.   Наиболее   низкий   уровень работоспособности в пятницу и субботу. Дневная   динамика   работоспособности:  У   школьников   младших   классов   на   первом   уроке работоспособность   довольно   низкая.   Так   как   происходит   врабатывание   в   учебный   процесс. Период относительного устойчивого состояния работоспособности наблюдается у учащихся на 2 и   3   уроках.   С   четвертого   урока   у   большинства   учащихся   наблюдается   снижение работоспособности.   Самый   низкий   уровень   работоспособности   наблюдается   на   последних уроках. В старших классах на пятом уроке, благодаря включению компенсаторных механизмов, возможно повышение работоспособности, а к шестому уроку резко падает.  3. Организационно­педагогические условия проведения урока.  Как рационально организовать урок с учетом работоспособности учащихся?  1) Рациональность урока должна быть не менее 60% не более 80% (это время ученик занят учебной деятельностью, минимум 27 минут) 2) Количество видов учебной деятельности на уроке должно быть от 4 до 7 (письмо, чтение, слушание, рассказ, ответ на вопрос, решение примеров) 3) Продолжительность видов деятельности не более 10 минут, а в первой ступени 5 минут 4) Число видов преподавания не менее 3 (Словесный, наглядный, аудиовизуальный) 5) Наличие физической или эмоциональной разрядки, минимум 2 6) Чередование позы ученика Оптимальное распределение нагрузки во время урока: Часть урока Время Нагрузка Деятельность 1 этап  Врабатывание 5 минут Относительно невелика Репродуктивная, переходящая продуктивную. Повторение   в 2 этап  Максимальная работоспособность 20­25 минут   Снижение Максимальная работоспособности   с   15(20) минуты Продуктивная,   творческая. Изучение нового материала 3 этап Конечный порыв 10­15 минут Небольшое работоспособности   повышении Репродуктивная Отработка моментов пройденного   узловых Для поддержания работоспособности необходимо учитывать, что первые 5 минут любого урока идет   привыкание   к   учителю   предмету.   Оптимальная   устойчивая   работоспособность   длится около 10­15 минут в начальной школе, 20­25 минут в среднем звене, 25­30 минут в старшем звене.   После   этого   на   несколько   минут   наступает   переутомление,   если   не   изменить педагогическую   тактику   наступит   состояние   утомления,   при   котором   работоспособность заметно падает, и еще больше снижается интерес к происходящему в классе. 4. Обеспечение интереса к предмету. Развитие учебной мотивации  5. Психологический климат  (Должен преобладать положительный эмоциональный климат, в начальной   школе   всегда   положительный   эмоциональный   настрой,   в   11­14   лет   любой отрицательный должен сменяться на положительный) 6. Стиль педагогического общения (должен быть демократичный, гуманный) Степень   реализации   учителем   индивидуального   подхода   к   обучающимся  (принцип воспринимай человека таким, какой он есть, переводя его в лучшее качественное состояние,) 7.   Психологическое   развитие   образовательной   среды   на   основе   применения   психолого­ педагогических техник и психологий: использование приемов мотивации (внешней – похвала, оценка; внутренней – стремление больше узнать, поделиться знаниями); использование активных методов обучения  8. Личностная и психологическая особенность учителя, его характер. Работа в группах: разработать модель урока на основе здоровьесберегающих образовательных технологий. Оформить схематично и представить ее экспертам. (эксперты выбираются из числа педагогов).   Предлагаются   разработать   модели   уроков   понедельник   1   урок,   вторник   6   урок, четверг 2 урок, пятница 4 урок, суббота 3 урок) Эксперты   комментируют   модели,   обращают   внимание   на   оптимальность,   реальность, оригинальность модели. Проект решения педсовета: 1.   Классным   руководителям   выявить   и   проанализировать   причины   пропусков   учащихся   по болезни; 2.   Продолжить   практику   проведения   классных   часов   по   воспитанию   культуры   здоровья учащихся; 3.   Активно   внедрять   в   практику   принципы   здоровьесберегающей   педагогики,   рационально организовывать урок с учетом работоспособности учащихся.  После окончания педсовета проводится анкетирование педагогов.  Литература 1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально­ориентированный подход // Школа здоровья 2008. Т.7. №2. С.21,59 2. Безруких В.Д. Сонькина. ­ М., 2008. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии   в   общеобразовательной   школе:   методология   анализа,   формы,   методы,   опыт применения с.42 3. Выготский Л.С. Педагогическая технология Под ред.В. В. Давыдова М, Педагогика, 2007г с.87 Анкета Уважаемый участник педагогического совета!   Просим   (обвести в кружок) вас оценить   совместную   работу   по   5­балльной   шкале Практичность Доступность Научность Актуальность Насыщенность и глубина содержания Активизация внимания Организация педсовета 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 3 3 3 3 3 3 3 4 4 4 4 4 4 4 5 5 5 5 5 5 5 Благодарим вас за участие в педсовете!

Основные принципы здоровьесберегающей педагогики

Основные принципы здоровьесберегающей педагогики

Основные принципы здоровьесберегающей педагогики

Основные принципы здоровьесберегающей педагогики

Основные принципы здоровьесберегающей педагогики

Основные принципы здоровьесберегающей педагогики

Основные принципы здоровьесберегающей педагогики

Основные принципы здоровьесберегающей педагогики

Основные принципы здоровьесберегающей педагогики

Основные принципы здоровьесберегающей педагогики

Основные принципы здоровьесберегающей педагогики

Основные принципы здоровьесберегающей педагогики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2018