"Алгоритм - такое предписание, которое определяет содержание
и последовательность операций, превращающих исходные данные в ис-
комый результат"
Таким образом, алгоритмом обучения называют такое логическое
построение, которое вскрывает содержание и структуру мыслительной
деятельности ученика при решении задач данного типа и служит
практическим руководством для выработки навыков или формирования
понятий.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АЛГОРИТМОВ, ОБУЧАЮЩИХ ОРФОГРАФИИ
"Алгоритм такое предписание, которое определяет содержание
и последовательность операций, превращающих исходные данные в ис
комый результат"[39,c.916].
Согласно теории В.П.Беспалько, "основными свойствами алго
ритма являются:
1.Определенность (простота и однозначность операций).
2.Массовость (приложимость к целому классу задач).
3.Результативность (обязательное подведение к ответу).
4.Дискретность (членение на элементарные шаги)"[7,c.15].
Не следует алгоритм обучения путать с машинными алгоритмами
в них логические операции должны быть предельно элементарными;
шаги алгоритма обучения строятся с учетом фактического
уровня развития учащихся и их предшествующей подготовки;
в алгоритмах обучения последовательность операций иногда
определяется не логикограмматическими или логикоматематически
ми, а чисто дидактическими принципами;
алгоритм обучения допускает большую свободу в характере ис
пользования его учащимися (его предписания могут применяться
поразному).
В этом состоит отличие алгоритмов обучения от машинных
алгоритмов.
Таким образом, алгоритмом обучения называют такое логическое
построение, которое вскрывает содержание и структуру мыслительной
деятельности ученика при решении задач данного типа и служит
практическим руководством для выработки навыков или формирования
понятий.
При обучении орфографии существуют такие разновидности алго
ритмов:
алгоритмы поиска, которые обеспечивают правильное вычлене
ние грамматических признаков и безошибочное, быстрое выявление в
тексте тех мест, где надо применять один из разрешающих алгорит
мов;
разрешающие алгоритмы, служащие разграничению сходных напи
саний и грамматических категорий и форм.
Разрешающие алгоритмы строятся по принципу задач с одним или
несколькими альтернативными вопросами. Алгоритмы разрешения раз
нородны по объему: от 34 шагов до 3040 и более.
Алгоритм с широким охватом орфографических правил можно наз
вать обобщающими. Они обобщают серию однородных правил. Основное
преимущество обобщающих алгоритмов состоит в том, что они помога
ют с самого начала изучения материала формировать правильные и
полные обобщения, учат школьников тому, как наиболее экономно и
правильно находить ответ при решении учебнопознавательных задач.
Эффективность использования обобщающих алгоритмов в значительной
степени определяется их простотой и доступностью, уровнем сходс
тва всех способов описания моделей в общей цепочке: правило ал
горитм схема устного рассуждения образцы устного рассуждения
графическая фиксация умственных действий при мотивировке орфог
рамм. Все эти действия оказывают эффективное воздействие лишь в
комплексе, поэтому "опора только на образцы обоснования орфограмм
или только на схемы алгоритмических предписаний заметно снижает
эффективность обучения рациональным приемам применения знаний."
В существующей практике обучения орфографии наиболее часто
применяются модели ДИХОТОМИЧЕСКОГО АЛГОРИТМА в форме дерева
признаков с альтернативными ответами: "да""нет". Используя дихо
томические алгоритмы, ученик мысленно продвигается сверху вниз,постепенно осуществляя операции выбора из двух возможных вариан
тов: "да" или "нет", и таким образом приходит к правильному выво
ду о написании искомой орфограммы.
Реже используются модели политомических алгоритмов, которые
выполняют функции как распознающих, так и разрешающих предписа
ний. Эти модели очень полезны при формировании умений и навыков.
При обучении орфографии политомическая модель предписания
облегчает работу учащихся на этапе применения знаний, однако не
устраняет многих затруднений, с которыми они сталкиваются в про
цессе работы с дихотомическими алгоритмами.
Чтобы подтвердить это положение, сравним модели дихотомичес
кого и политомического алгоритмов, построенных на материале одной
и той же орфографической темы "Буквы Е и И в падежных окончани
ях имен существительных".
_ДИХОТОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
1. Выясни, относится ли данное существительное к 3му скло
нению.
ш1
¬
¦ ¦
да нет
пиши И ¦
2.Относится ли данное слово к существительному 2го склоне
ния на ий, ие ?
¬
¦ ¦
да нет
пиши И ¦
3.Относится ли данное слово к существительному 1го склоне
ния на ия ?
¬
¦ ¦
да нет
пиши И ¦
4.Стоит ли оно в родительном падеже ?
¬
¦ ¦
да нет
пиши И пиши Е
ш2
Использование таких моделей оказывает заметное влияние на
качество знаний и уровень умственного развития учащихся. Однако
работа с алгоритмами, имеющими более трех ярусов, вызывает у уча
щихся большие затруднения. Этим вызвана необходимость поиска и
усовершенствования модели алгоритмического предписания.
Политомическая модель алгоритма применительно к этой теме
имеет следующую форму описания:
ш1
_ПОЛИТОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ1 2 3
¬ ¬ ¦
группы ¦ группы ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
(I) (II) (I) (II)
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ окончания ¦ ¦
Е И ¦ ¦ И
Е И
ш2
Приведенная выше модель представляет собой графическую схе
му, имеющую вход, несколько параллельно идущих вниз маршрутов,
отражающих полный набор признаков, и исходы, то есть обозначение
орфограмм, определение которых является целью и результатом поис
ка. Чтобы эти две модели обобщающих алгоритмов можно было соста
вить более наглядно, оформим их более сжато, без словесных отве
тов и указаний. Дихотомический алгоритм будет выглядеть так:
ш1
3?
¬
да нет
¦ ¦
И 2 (ий,ие )?
¬
да нет
¦ ¦
И 1 ( ия )?
¬
да нет
¦ ¦
И Р.?
¬
да нет
¦ ¦
И (Ы) Е
Политомическая модель выглядит так:
Е
T¬
1 2 3
¬ ¬ ¦
I II I II ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
Е И Е И И
ш2
Опыт применения описанных Е.Т.Шатовой моделей предписаний
показал, что политомический алгоритм более нагляднее и компакт
нее, лучше просматривается и запоминается.
Но понашему мнению, в начальных классах предпочтительней
другие виды алгоритмов, так как младшие школьники не в состоянии
охватить общую картину, обозначенную в политомическом алгоритме.
Им легче проследить логику работы по правилу с помощью дихотоми
ческого предписания.Там, где возможно, предписания дихотомического и политоми
ческого типов заменяют моделями типа алгоритмформула. Алго
ритмформула представляет собой определенную систему знаков
(букв, цифр, кратких графических обозначений), отражающих струк
туру и содержание как орфографических правил, так и приемов и об
разцов их применения. Именно такая модель оказалась более эффек
тивной.
Покажем на конкретном примере один из вариантов методики
построения и ввода алгоритма формулы применительно к теме "Бук
вы Е и И в падежных окончаниях существительных". Вначале учащимся
предлагается "чистая" таблица, которая заполняется под руководс
твом учителя в процессе эвристической беседы и в итоге приобрета
ет следующий вид:
. ш1
TTT¬
¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
¦ +T+T++
¦ ¦ (I)а,я¦ (II)ия ¦ (I)0,о,е ¦ (II)ий,ие¦ ь ¦
+++++++
¦Р. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Д. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦П. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L+++++
ш2
В результате совместной работы учителя и учащихся вначале
вводится формула обобщенного правила правописания буквы Е (услов
ное название правилоформула). Ход мыслей при построении, а за
тем и при чтении формулы данного правила для учащихся предельно
ясен: опираясь на таблицу, они продвигаются сверху вниз от
склонения (первый ярус) к группе (второй ярус) и затем к падежам
и окончаниям.
Модель приобретает следующий вид:
ш1
1(I), Д.,П.
Е +
L 2(II),П.
ш2
В итоге дальнейшей обучающей работы учителя и учащихся
формулируется и описывается графически правилоформула
правописание буквы И:
ш1
1(II),Р.,Д.,П.
¦
И + 2(II) П.
¦
L 3 Р.,Д.,П.
ш2
Форма суждения должна ориентировать учащихся на выполнение
умственных действий по принципу: "Вначале объясни ("если
тото..."), а затем запиши ("пишу такто...")", что очень важнодля формирования мотивированных обобщений на этапе первичного
изучения материала.