Основы личной и профессиональной эффективности. Семинар. Тема: «ИНДИВИДУАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАРЬЕРОЙ»

  • docx
  • 09.03.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Семинар №2.docx

Основы личной и профессиональной эффективности. Семинар. Тема: «ИНДИВИДУАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАРЬЕРОЙ»

 

План для обсуждений и докладов:

 

1.       Теория человеческого капитала и индивидуальная карьера

 

2.       Проблемы постановки карьерных целей

 

3.       Индивидуальное планирование карьеры

 

Задание №1

Ответить на вопросы письменно:

1. Как вы оцениваете для себя практическую ценность положений теории человеческого капитала?

Практическая ценность положений теории человеческого капитала для меня раскрыта частично. Например, отсутствует повсеместное распространение культуры, умения и времени (скорее желания) профилактически заботиться о здоровье (физическом и психическом) и внешней красоте, слабо развиты потребность и навыки самообразования и повышения профессиональной квалификации, не связанного напрямую с изменением трудового или общественного статуса, отсутствуют навыки планирования жизни и карьеры в адекватных формулировках и сроках, существуют массовые устойчивые негативные установки по отношению к более успешным людям и т. д.

 

2. Каковы плюсы и минусы индивидуального управления карьерой?

Плюсы управления карьерой для организации:

- она получает мотивированных сотрудников

- имеет возможность планировать карьеру работника

-улучшаются результаты деятельности организации

Для работника:

-повышение конкурентоспособности на рынке труда

-возможность конкретной целенаправленной подготовки к будущей профессии.

Основные управленческие действия индивида в отношении своей карьеры относятся ко всему процессу и сводятся к целеполаганию, планированию, мотивации, организации, регулированию и контролю, которые периодически повторяются или не повторяются в зависимости от особенностей индивида и развития его карьеры. Целеполагание должно быть выделено особо как первоначальный и наиболее важный элемент планирования. От адекватности формулировки целей напрямую зависит карьерная линия.

 

3. Проанализируйте полноту методики индивидуального планирования карьеры.

Для успешного развития карьеры недостаточно одних пожеланий сотрудника, даже если они принимают форму хорошо продуманного плана. Для продвижения по иерархической лестнице необходимы профессиональные навыки, знания, опыт, настойчивость и определенный элемент везения.

При планировании и построении карьеры могут использоваться различные методы.

Методы планирования карьеры:

1.Индивидуальное консультирование;

2. Групповая сессия;

3. Ротация по службе;

4. Самооценка;

5. Профессиональная поддержка

Наиболее широко применяется неформальное индивидуальное консультирование. Применяемые формальные подходы, такие как специальные семинары, различные формы самооценки, не так широко распространены.

Используемая методика индивидуального планирования карьеры является не полной. Необходимо добавить метод психологического консультирования (психологической поддержки).

 

4. Чем отличаются долгосрочные карьерные цели от среднесрочных?

- Долгосрочные – на их выполнение может быть потрачено 5 и более лет. К таким целям можно отнести получение ученой степени, покупку собственного дома.

- Среднесрочные, результат которых планируется достичь в течение 1-5 лет, к примеру, приобретение автомобиля, открытие бизнеса.

 

5. Какие карьеры вы для себя планируете?

- Среднесрочные. Из-за нестабильной экономической ситуации в стране, в связи со Спецоперацией на Украине.

 

Задание №2

Тест

1. К информации, позволяющей молодому специалисту снять раздражение своей работой и должностью, не относятся:

А) реалистическая информация о характере и условиях труда, предоставляемых при приеме на работу;

Б) информация о размерах заработка, сроках и возможностях его повышения;

В) информация о коллективе, в котором ему предстоит работать;

Г) информация о том, что на данную фирму предпочитают брать выпускников не данного вуза, а регионального университета.

2. Процедура выбора профессии и места работы включает в себя этапы в следующей последовательности:

А) выбор сферы профессиональной деятельности (обучение, экономика, производство) - выбор конкретного рода и вида деятельности (профессия, специализация) - выбор организации - выбор сферы деятельности - выбор рабочего места;

Б) выбор профессии - выбор организации - выбор сферы деятельности - выбор рабочего места;

В) выбор организации - выбор сферы деятельности - выбор профессии - выбор рабочего места;

Г) выбор рабочего места - выбор организации - выбор профессии - выбор сферы деятельности.

3. Важнейшим элементом анализа возможностей развития карьеры на перспективу является:

А) анализ врожденных психофизических качеств;

Б) сопоставление своих деловых и личностных качеств с соответствующими качествами конкурентов внутри организации;

В) возможность представлять диплом престижного учебного заведения, соответствующий вакантной должности;

Г) анализ перспектив изменения рынка труда в регионе на перспективу.

4. Причины стрессов, связанных с условиями труда, у молодых специалистов в начальный период работы включают в себя:

А) плановое сокращение персонала;

Б) стиль управления непосредственного начальника;

В) конфликт между организацией и поставщиками;

Г) свет, шум, температуру и загрязнение воздуха, вибрацию и т.д.

5. Согласно американскому специалисту Д.Е. Сьюперу существуют три периода в динамике самооценки специалиста. Выберите из перечисленных лишний:

А) 18 - 24 года - формирование самооценки;

Б) 25 - 35 лет - стабилизация представлений о себе;

В) 36 - 44 года - консолидация представлений о себе;

Г) 45 - 65 лет - сохранение образа «я» и самооценки.

 

Задание №3

Пройти опросники:

1.     Методика изучения мотивации успеха и боязни неудачи

Инструкция: на приведенные ниже вопросы необходимо ответить «да» или «нет». Отвечать на вопросы следует достаточно быстро, подолгу не задумываясь. Ответ, первым пришедший в голову, как правило, и является наиболее точным.

Опросник

1. Включаясь в работу, надеюсь на успех. - да

2. В деятельности активен. - да

3. Склонен к проявлению инициативы. - да

4. При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины отказа от них. - нет

5. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереально трудные. - нет

6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления. - да

7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.- нет

8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей целеустремленности, а не от внешнего контроля. - нет

9. При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограниченного времени результативность моей деятельности ухудшается. - да

10. Я склонен проявлять настойчивость в достижении цели. - да

11. Я склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу. - нет

12. Если я рискую, то с умом, а не бесшабашно. - нет

13. Я не очень настойчив при достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль. - да

14. Предпочитаю ставить перед собой средние  трудности или слегка завышенные, но достижимые цели. - нет

15. В случае неудачи при выполнении задания его притягательность для меня снижается. - нет

16. При чередовании успехов и неудач я больше склонен к переоценке своих неудач.- нет

17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время. - да

18. При работе в условиях ограниченного времени результативность деятельности у меня улучшается, даже если задание достаточно трудное. - да

19. В случае неудачи я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели. - да

20. Если я сам выбрал для себя задание, то в случае неудачи его притягательность только возрастает. – да.

 

Обработка результатов

В процессе обработки, полученных результатов, 1 балл получают ответы «да» на вопросы: 1, 2, 3, 6, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 20; ответы «нет» на вопросы 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17. Подсчитывается общее количество баллов. Если испытуемый набирает от 1до 7 баллов, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи). Если он набирает от 14 до 20 баллов, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех). Если количество набранных баллов в пределах от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс не выражен. При этом 8-9 баллов ближе к боязни неудачи, а 12-13 баллов ближе к мотивации успеха.

 

2.     Опросник Т. Элерса по изучению мотивации достижения успеха

При диагностике личности на выявление мотивации к успеху Элерс исходил из положения: Личность, у которой преобладает мотивация к успеху, предпочитает средний или низкий уровень риска. Ей свойственно избегать высокого риска. При сильной мотивации к успеху, надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху, однако такие люди много работают для достижения успеха,

стремятся к успеху.

Инструкция: Вам будет предложен 41 вопрос, на каждый из которых ответьте «да» или «нет».

Стимульный материал :

1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время.

2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100 % выполнить задание.

3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.

4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.

5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.

6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.

7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.

8. Я более доброжелателен, чем другие.

9. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.

10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.

11. Усердие - это не основная моя черта.

12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.

13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.

14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.

15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.

16. Препятствия делают мои решения более твердыми.

17. У меня легко вызвать честолюбие.

18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.

19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.

20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.

21. Нужно полагаться только на самого себя.

22. В жизни мало вещей, более важных, чем деньги.

23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю.

24. Я менее честолюбив, чем многие другие.

25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.

26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.

27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.

28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.

29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.

30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.

31. Мои друзья иногда считают меня ленивым.

32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.

33. Бессмысленно противодействовать воле руководителя.

34. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.

35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив.

36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.

37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работы других.

38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.

39. Я завидую людям, которые не загружены работой.

40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению.

41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер.

Ключ:

По 1 баллу начисляется за ответы «да» на следующие вопросы: 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41. Также начисляется по 1 баллу за ответы «нет» на вопросы: 6, 19, 18, 20, 24, 31, 36, 38,39. Ответы на вопросы 1,11, 12,19, 28, 33, 34, 35,40 не учитываются. Далее подсчитывается

сумма набранных баллов.

Анализ результатов:

От 1 до 10 баллов: низкая мотивация к успеху; от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации; от 17 до 20 баллов: умеренно высокий уровень мотивации; свыше 21 балла: слишком высокий уровень мотивации к успеху. Исследования показали, что люди, умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, мотивация человека к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху. К тому же людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска. Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху – достижению цели.