Основы нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности
Оценка 4.6

Основы нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности

Оценка 4.6
docx
20.02.2022
Основы нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности
Нетариф.регулир.внешнеторг.деят..docx

Основы нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности

Список нетарифных мер, применяемых в мире, достаточно велик и содержит почти 500 видов. В соответствии с классификаторами ВТО и Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) к нетарифным методам регулирования торговли относятся санитарные и фитосанитарные стандарты, технические стандарты, меры торговой защиты, количественные ограничения, лицензии и другие разрешения, мониторинг импорта и другие. К нетарифным мерам относится большинство мер, используемых государством для регулирования торговли, исключение составляют тарифы.

Нетарифные меры регулирования внешней торговли охватывают две группы мер, связанных с запретами и ограничениями в отношении импорта и экспорта товаров. К ним относят прямое ограничение ввоза или вывоза товаров, регулирование внешней торговли с помощью количественных ограничений, лицензирования, запретов и т.д., а также различные акции административной, финансовой, торговой, кредитной, технологической политики, санитарных и экологических мер безопасности, при которых ограничения торговли товарами и услугами становятся их сопутствующим результатом.

В зарубежной научной литературе средства нетарифного характера, ограничивающие международную торговлю, также принято называть нетарифными мерами. Встречаются и другие обозначения данного понятия: «нетарифные барьеры», «нетарифные ограничения», «нетарифные искажения», «нетарифные препятствия».

Следует отметить, что долгое время не существовало единого определения нетарифных барьеров. С экономической точки зрения к нетарифным барьерам относятся все препятствия в торговле, не относящиеся к тарифам.

Евразийская экономическая комиссия использует понятие мер нетарифного регулирования, которое является более широким, чем нетарифные барьеры, и включает изъятия, ограничения и нетарифные барьеры.

В Таможенном кодексе таможенного союза (ТКТС) (утратил силу с 01.01.2018 г.) дается следующее определение мерам нетарифного регулирования: меры нетарифного регулирования: комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.

В соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» «нетарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера».

На сегодняшний день наиболее широко используется определение ЮНКТАД, в соответствии с которым под нетарифными барьерами понимают меры в области торговой политики, не относящиеся к таможенным тарифам и влияющие на международную торговлю товарами посредством воздействия на объемы товарных потоков и их цены или на то и другое. При этом в определение ЮНКТАД не включаются услуги.

Исходя из вышеуказанных определений можно сделать вывод, что к нетарифным мерам относятся практическим все меры, используемые государством для регулирования торговли, за исключением тарифов.

Нетарифное регулирование внешней торговли охватывает две большие группы мер (административного и частично экономического характера), направленных на запреты и ограничения в отношении ввоза и вывоза товаров.

Первая группа мер имеет целью прямое ограничение импорта (экспорта), или регулирование внешней торговли путем количественных ограничений, лицензирования, запретов, квотирования.

Вторая группа мер нетарифного регулирования охватывает большой круг различных акций административной, торговой, финансовой, кредитной, технологической политики, мер безопасности, санитарных и фитоса-нитарных, при которых ограничения торговли товарами и услугами оказываются скорее их побочным результатом.

При этом необходимо отметить, что до сих пор в мировой торговле отсутствует общепризнанное определение нетарифных барьеров, их классификация, единая методология количественной оценки последствий их применения для торговли. Более того, перечень мер нетарифного регулирования не является статичным. По экспертным оценкам число нетарифных барьеров каждые 15 лет увеличивается более чем в 4 раза.

В мире есть официальные классификационные схемы нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности (ВТД), разработанные ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, Международным валютным фондом, Мировым банком, Международным банком реконструкции и развития (МБРР), Международной торговой палатой (МТП) и рядом других авторитетных организаций.

Эти системы классификации применяются для сбора информации, создания кодексов, регулирующих правила применения отдельных групп нетарифных ограничений, составления национальных систем регулирования внешнеторговой деятельности.

В соответствии с классификацией ЕЭК ООН меры нетарифного регулирования делятся на три основные группы:

1. Меры прямого ограничения:

- квотирование;

- лицензирование;

- специальные защитные меры.

2. Таможенные и административные формальности:

- сертификация;

- санитарно-эпидемиологический контроль;

- ветеринарный надзор;

- карантинный фитосанитарный контроль.

3. Прочие нетарифные методы:

- валютный контроль.

Также существует классификация мер нетарифного регулирования, которая была разработана Секретариатом ГАТТ/ВТО, в соответствии с которой нетарифные ограничения подразделяются на пять основных групп:

- количественные ограничения импорта и экспорта;

- таможенные и административные импортно-экспортные формальности;

- стандарты и требования к качеству товаров;

- ограничения, заложенные в механизме платежей;

- участие государства во внешнеторговых операциях.

Согласно классификации ВТО, система нетарифных ограничений включает меры финансового воздействия и административные инструменты, которые представлены пятью группами.

1. Финансовые способы ограничения. Участие государства во внешнеторговых мероприятиях (субсидирование производства и экспорта товаров, система государственных закупок товаров, государственная торговля в странах с рыночной экономикой).

Например. В интернет-версии издания «Ведомости» в материале от 13.04.2018 г. под названием «Госдума предлагает правительству ограничить ввоз товаров из США» отмечается: «В Госдуму внесен законопроект об ответных санкциях России против США и других стран, присоединившихся к американским санкциям против российских компаний... законопроект предусматривает ограничения на госзакупки и закупки гос-компаниями американских технологических товаров и программного обеспечения... Запрет может коснуться в том числе аудиторских, консалтинговых, юридических услуг для государства и отдельных видов юридических лиц».

Например. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 201года № 620 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидии акционерному обществу «Российский экспортный центр» на цели субсидирования процентных ставок по экспортным кредитам, предоставляемым коммерческими банками». Правила устанавливают условия и порядок предоставления из федерального бюджета субсидии акционерному обществу «Российский экспортный центр» на цели субсидирования процентных ставок по экспортным кредитам, предоставляемым коммерческими банками. Реализуется в соответствии с приоритетным проектом «Системные меры развития международной кооперации и экспорта». Направлено на упрощение доступа участников внешнеэкономической деятельности к финансовым инструментам в целях поддержки экспорта несырьевых товаров, продукции АПК, программного обеспечения, IT-услуг, результатов интеллектуальной деятельности в телекоммуникационной, компьютерной и информационной областях.

2. Количественные ограничения импорта и экспорта с помощью квотирования, контингентирования, лицензирования, «добровольных ограничений» экспорта.

Справочно. В торгово-политической практике используются следующие виды квот (контингентов):

1. Глобальные квоты (глобальные контингенты) устанавливают размер общего импорта (экспорта) в стоимостных или натуральных единицах на определенный период времени (год, полугодие, квартал).

Это наиболее распространенный метод современного контингентирования: на его долю приходится 2/3 всех случаев в мировой практике. В этом случае величина допускаемого квотой импорта не разбивается по странам - глобальный контингент ограничивает лишь общее количество товара, разрешенного в ввозу и оставляет за импортером право выбора страны, в которой производятся закупки в счет контингента. То же самое относится и к контингентированию экспорта.

2. Индивидуальные квоты представляют собой контингент (общее количество разрешенных к импорту товаров), распределенный по странам-поставщикам.

По способу формирования выделяют следующие виды индивидуальных квот:

пропорциональные квоты - индивидуальная квота может быть создана на базе глобальной, когда товары в рамках глобальной квоты распределяются между странами пропорционально их доле в импорте за прошлый (базовый) период;

двусторонние квоты на договорной основе - предпочтение отдается тем странам, которые берут на себя встречные торгово-политические обязательства по импорту товаров. Такие обязательства обычно закрепляются соответствующими двусторонними соглашениями;

избирательные квоты — ограничение поставки товаров из какой-либо страны или группы стран при свободных закупках из остальных регионов, либо предпочтение отдается так называемым традиционным поставщикам, в пользу которых выделяется большая часть квоты.

Необходимо отметить, что механизм распределения контингентов по странам превращает индивидуальную квоту в инструмент дискриминационной политики, закрывающей дорогу на рынки данной страны большинству экспортеров, заинтересованных в вывозе контингентируемого товара.

3. Тарифные квоты (тарифные контингенты) - это разрешение на ввоз в страну определенного количества товаров по сниженным пошлинам или беспошлинно. Товары, ввозимые сверх тарифного контингента, облагаются обычными пошлинами.

Тарифный контингент - это симбиоз количественных ограничений и таможенно-тарифной политики. Обычно он применяется по отношению к сырьевым товарам, в импорте которых по возможно более низким ценам заинтересованы национальные производители. При этом предполагается, что данный товар производится внутри, но в количествах, недостаточных для покрытия внутреннего спроса.

4. Сезонные квоты устанавливаются на определенное время года - в период пика производства внутри страны.

Они распространяются, как правило, на сельскохозяйственные товары. Суть их состоит в том, чтобы закрыть дорогу импортным товарам в сезон (во время созревания урожая) и предоставить право на ввоз в межсезонье. Цель этих квот — обеспечить рынками сбыта национальных производителей.

Ограничение импорта без учета временного периода представляет собой неконкретизированные квоты.

5. Процентные квоты - установление импортных квот в процентах от величины экспорта.

Квоты могут исчисляться также в процентах от величины закупок данного товара на внутреннем рынке с целью поощрения национального производства. Возможно установление квот на товары, импорт которых контролируется по соображениям здравоохранения, безопасности, защиты окружающей среды.

Справочно. Добровольное ограничение (самоограничение) экспорта (ДОЭ) - соглашение, в соответствии с которым экспортер ограничивает свой экспорт «добровольно», чтобы избежать принудительных мер со стороны импортера. Его особенность состоит в нетрадиционной технике осуществления количественного ограничения импорта. Торговый барьер, защищающий страну-импортера, устанавливается не на ее границе, а на границе страны-экспортера. Он реализуется через неофициальное соглашение (под угрозой применения со стороны страны-импортера более жестких мер) об ограничении ввоза отдельных товаров на рынок импортера в виде сокращения объемов ежегодного прироста или установления минимальных цен.

ДОЭ является временной мерой, позволяющей национальной промышленности страны-импортера приспособиться к меняющейся структуре международной конкуренции. Однако практика применения, в ряде случаев получившая долгосрочный характер (например, в торговле текстилем), свидетельствует о его протекционистской ориентации.

Хотя формально установление ДОЭ является результатом согласованных действий стран торговых партнеров фактически это вид нетарифных барьеров, навязываемый страной-импортером под угрозой применения более жестких мер. В зависимости от того, в какой форме выра жается эта «угроза», и в какой форме государство принимает участие в заключение соглашения о ДОЭ, различают три группы добровольных самоограничений (согласно классификации ЮНКТАД).

К первой группе относятся ДОЭ, применяемые в результате соглашения между объединениями промышленников заинтересованных отраслей импортирующих и экспортирующих стран, при завуалированной поддержке правительств. Эти соглашения заключаются на отраслевом уровне.

Ко второй группе — ограничения, установленные путем прямых межправительственных переговоров, но осуществляемые также по соглашению между экспортерами и импортерами.

Третью группу составляют ограничения, устанавливаемые в соответствии с межправительственными соглашениями, предусматривающими контроль правительств в странах-экспортерах за исполнением условий соглашений, в частности, за соблюдением обязательств в отношении объемов и уровня цен.

Например. Приказ от 14 марта 2018 г. № 784 Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) «Распределение объемов тарифных квот, установленных в отношении ели аянской (Picea jezoensis), пихты белокорой (Abies nephrolepis) и лиственницы даурской (Larix dahurica) (коды TH ВЭД ЕАЭС из 4403 23 910 0, из 4403 23 990 0, из 4403 24 900 0, из 4403 25 910 0, из 4403 25 990 0, из 4403 6 ООО 0), вывозимых за пределы территории Российской Федерации в третьи страны, между участниками внешнеэкономической деятельности в 2018 году».

В соответствии с Правилами распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели аянской, пихты белокорой и лиственницы даурской, вывозимых за пределы территории Российской Федерации в третьи страны, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2017 г. № 1520 «О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов, вывозимых за пределы территории Российской Федерации в третьи страны» на официальном сайте Минпромторга России размещены тарифные квоты, распределенные между участниками внешнеэкономической деятельности, у которых в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестреиндивидуальных предпринимателей на 1 февраля 2018 года не содержатся сведения о начале процедуры ликвидации, в том числе процедуры банкротства в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» и у которых отсутствовала неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Использование тарифной квоты осуществляется на основании ра зовой лицензии, выдаваемой Министерством промышленности и торговли Российской Федерации[1].

Например. Данные о распределенных между участниками ВЭД 25% от объемов тарифной квоты, установленной в отношении говядины замороженной (код 0202 TH ВЭД ЕАЭС) на 2018 год, в килограммах.

Например. Постановление Правительства РФ от 09.12.2017 №1498 «О распределении объемов тарифных квот в отношении мяса крупного рогатого скота, свинины и мяса домашней птицы в 2018 году».

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить распределение объемов тарифных квот, установленных на 2018 год решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2017 г. № 97 «Об установлении на 2018 год тарифных квот в отношении отдельных видов сельскохозяйственных товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, а также объемов тарифных квот в отношении этих товаров, ввозимых на территории государств - членов Евразийского экономического союза», в отношении мяса крупного рогатого скота, свежего или охлажденного (код 0201 TH ВЭД ЕАЭС), мяса крупного рогатого скота, замороженного (код 0202 TH ВЭД ЕАЭС) (далее — говядина), свинины свежей, охлажденной или замороженной (код 0203 TH ВЭД ЕАЭС) (далее - свинина), свиного тримминга (коды 0203 29 550 2, 0203 29 900 2 TH ВЭД ЕАЭС) (далее - свиной тримминг), обваленного мяса кур домашних замороженного (код 0207 14 100 1 TH ВЭД ЕАЭС), замороженных необваленных половин или четвертин тушек кур домашних и замороженных необваленных ножек кур домашних и кусков из них (коды 0207 14 200 1 и 0207 14 600 1 TH ВЭД ЕАЭС), замороженного обваленного мяса индеек и замороженных необваленных частей тушек индеек (коды 0207 27 100 1, 0207 27 300 1, 0207 27 400 1, 0207 27 600 1 и 0207 2 7 700 1 TH ВЭД ЕАЭС), мяса и пищевых субпродуктов домашней птицы, указанной в товарной позиции 0105, свежих, охлажденных или замороженных, не поименованных выше (код 0207 TH ВЭД ЕАЭС, кроме кодов 0207 14 100 1, 0207 14 200 1, 0207 14 600 1, 0207 27 100 1, 0207 27 300 1, 0207 27 400 1, 0207 27 600 1 и 0207 2 7 700 1 TH ВЭД ЕАЭС) (далее - части тушек домашней птицы), между государствами-поставщиками согласно приложению.

2. Министерству экономического развития Российской Федерации:

а) распределить:

до 15 декабря 2017 г. - 25% объемов тарифных квот, установленных для Коста-Рики и других государств, предусмотренных приложением к настоящему постановлению, между участниками внешнеторговой деятельности, осуществлявшими ввоз в Российскую Федерацию говядины,

свинины и мяса домашней птицы (код 0207 TH ВЭД ЕАЭС) (далее - птица) в 2017 году в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, пропорционально объемам говядины, свинины и птицы, ввезенным с 1 января 2015 г. по 30 сентября 2017 г. (включительно) в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, за исключением говядины, свинины и птицы, происходящих и ввезенных из государств - участников Содружества Независимых Государств, а также говядины, классифицируемой в соответствии с кодами 0201 10 000 2, 0201 10 000 3, 0201 20 200 2, 0201 20 200 3, 0201 20 300 2,

  • 0201 20 300 3, 0201 20 500 2, 0201 20 500 3, 0201 20 900 2, 0201 20 900 3,
  • 0201 30 000 5, 0201 30 000 6, 0201 10 000 2, 0202 10 000 3, 0202 20 100 2,
  • 0202 20 100 3, 0202 20 300 2, 0202 20 300 3, 0202 20 500 2, 0202 20 500 3,
  • 0202 20 900 2, 0202 20 900 3, 0202 30 100 5, 0202 30 100 6, 0202 30 500 5,
  • 0202 30 500 6, 0202 30 900 5, 0202 30 900 6 TH ВЭДЕАЭС;

до 15 апреля 2018 г. - 100% объемов тарифных квот, установленных для Коста-Рики и других государств, предусмотренных приложением к настоящему постановлению, за вычетом объемов товаров, распределенных в соответствии с абзацем вторым настоящего подпункта, между участниками внешнеторговой деятельности, осуществлявшими ввоз в Российскую Федерацию в 2017 году говядины, свинины и птицы в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, пропорционально объемам говядины, свинины и птицы, ввезенным в 2015-2017 годах в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, за исключением говядины, свинины и птицы, происходящих и ввезенных из государств - участников Содружества Независимых Государств, а также говядины, классифицируемой в соответствии с кодами 0201 10 000 2, 0201 10 000 3, 0201 20 200 2, 0201 20 200 3, 0201 20 300 2, 0201 20 300 3, 0201 20 500 2, 0201 20 500 3, 0201 20 900 2,

  • 0201 20 900 3, 0201 30 000 5, 0201 30 000 6, 0201 10 000 2, 0202 10 000 3,
  • 0202 20 100 2, 0202 20 100 3, 0202 20 300 2, 0202 20 300 3, 0202 20 500 2,
  • 0202 20 500 3, 0202 20 900 2, 0202 20 900 3, 0202 30 100 5, 0202 30 100 6,
  • 0202 30 500 5, 0202 30 500 6, 0202 30 900 5, 0202 30 900 6 TH ВЭД ЕАЭС;

б) определить порядок расчета объемов тарифных квот, предусмотренных приложением к настоящему постановлению, в целях их распределения между участниками внешнеторговой деятельности;

в) представлять в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации данные о распределенных в соответствии с подпунктом “а ” настоящего пункта между участниками внешнеторговой деятельности объемах тарифных квот в отношении говядины, свинины, свиного тримминга и частей тушек домашней птицы;

г) при установлении более раннего срока окончания действия специальных экономических мер, предусмотренных указами Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. 3 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», от 24 июня 2015 г. № 320 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», от 29 июня 2016 г. № 305 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», от 30 июня 2017 г. № 293 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560, от 24 июня 2015 г. № 320, от 29 июня 2016 г. № 305 и от 30 июня 2017 г. № 293», в течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения внести в Правительство Российской Федерации предложения по распределению объемов тарифных квот, утвержденных пунктом 1 настоящего постановления в отношении Соединенных Штатов Америки и Европейского союза на 2018 год, между участниками внешнеторговой деятельности.

3. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации осуществлять с 20 декабря 2017 г. по 31 декабря 2018 г. (включительно) выдачу участникам внешнеторговой деятельности лицензий на импорт говядины, свинины, свиного тримминга и частей тушек домашней птицы в пределах объемов тарифных квот, распределенных в соответствии с пунктом 2 настоящего постановления.

4. Решение о выдаче лицензий, предусмотренных пунктом 3 настоящего постановления, или об отказе в их выдаче принимается Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня подачи в установленном порядке участником внешнеторговой деятельности соответствующего заявления.

Срок действия указанных лицензий устанавливается со дня их выдачи (но не ранее 1 января 2018 г.) по 31 декабря 2018 г. (включительно).

5. Федеральной таможенной службе представлять в Министерство экономического развития Российской Федерации:

а) не позднее чем через 39 календарных дней после окончания каждого отчетного месяца (начиная с отчета за январь 2018 г.) - данные об объемах говядины, свинины или птицы, ввезенных в Российскую Федерацию в отчетном месяце и нарастающим итогом с начала года;

б) до 1 марта 2018 г. - перечень участников внешнеторговой деятельности, ввозивших в Российскую Федерацию говядину, свинину или птицу в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2017 г. (включительно), за исключением говядины, свинины или птицы, происходящих и ввезенных из государств - участников Содружества Независимых Государств;

в) до 5 ноября 2018 г. — перечень участников внешнеторговой деятельности, ввозивших в Российскую Федерацию говядину, свинину или птицу в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего по требления с 1 января 2018 г. по 30 сентября 2018 г. (включительно), за исключением говядины, свинины или птицы, происходящих и ввезенных из государств - участников Содружества Независимых Государств[2].

3. Технические стандарты и требования к импортируемой продукции, связанные со здравоохранением.

4. Таможенные, административные импортные формальности, которые создают препятствия и сдерживают таможенное оформление ввозимой продукции (антидемпинговые пошлины, методы оценки таможенной стоимости товаров, таможенные и консульские формальности, товаросопроводительные документы, товарная классификация тарифов).

5. Финансовое воздействие на внешнеторговые операции обеспечивается системой различных таможенных и целевых сборов, налогов и пошлин, которые взимаются при ввозе иностранных товаров. Часто они не имеют фиксированной ставки (скользящие импортные налоги, компенсационные импортные сборы), изменяясь в зависимости от конъюнктуры внутреннего и международного рынка и экономической политики государства.

Так же приведем классификационную схему ЮНКТАД. Она состоит из достаточно емких разделов (глав), каждая из которых включает нетарифные меры, близкие по характеру своего воздействия на торговлю (16 разделов от А до Р). Каждый раздел включает подгруппы, объединяющие отдельные виды нетарифных мер. Эта краткая схема дает представление о Классификаторе ЮНКТАД. Этот классификатор был разработан совместными усилиями ЮНКТАД, ВТО, Всемирного банка и Международного торгового центра и используется этими организациями.

Классификатор нетарифных мер:

A. Санитарные и фитосанитарные меры, включая системы сертификаций;

B. Технические регламенты и стандарты, включая системы соответствия;

C. Предотгрузочная инспекция и таможенные формальности;

D. Антидемпинговые, компенсационные и защитные меры;

E. Запреты, квоты, лицензии и другие меры количественного контроля;

F. Контроль за ценами, включая поддержку внутреннего производства и цен;

G. Финансовые меры, включая ограничительные методы платежей;

H. Внутренние меры, влияющие на конкурентоспособность импортных товаров;

I. Инвестиционные меры, связанные с торговлей;

K. Ограничения и запреты послепродажного обслуживания импортных товаров;

L. Субсидии, воздействующие на торговлю (исключая экспортные субсидии);

M. Торги в отношении правительственных закупок импортируемых товаров;

N. Ограничения торговли, связанные с правами на интеллектуальную собственность;

O. Ограничения торговли, связанные с определением страны происхождения товаров;

P. Меры в отношении экспорта товаров: запреты, квоты, лицензии, экспортные субсидии и др.

По характеру и месту своего воздействия на внешнюю торговлю нетарифные меры можно разделить на несколько категорий:

- меры, которые воздействуют на импорт товаров. Они включают запреты, квоты, лицензирование, таможенные и административные формальности и др.;

- нетарифные меры в отношении экспорта товаров. Они также включают запреты, квоты, лицензии, таможенные и административные формальности в отношении экспорта, добровольные ограничения экспорта и др.

Обе названные выше категории действуют, как правило, на границе страны. Контроль над применением этих мер осуществляет таможенная администрация и некоторые другие органы власти. В ряде случаев к названным выше категориям добавляются меры, связанные с пограничным техническим регулированием и пограничным санитарно-фитосанитарным регулированием.

Третья категория - это нетарифные меры, действующие в рамках национальной экономической территории или в рамках экономических группировок и воздействующие на внешнюю торговлю страны. Эти меры включают многочисленные национальные технические нормы и стандарты, нормы в отношении охраны окружающей среды, внутренние налоги, сборы и субсидии, внутреннее санитарно-ветеринарное регулирование, трудовые стандарты и многое другое. Эти меры могут действовать как на уровне центрального общегосударственного регулирования, так и на уровне отдельных регионов страны.

Такого рода меры официально обычно не направлены против ввоза или вывоза товаров, поскольку они устанавливают определенные административные, финансовые и технические правила и нормы, относящиеся к товарам независимо от их происхождения (национальные или иностранные). Однако часто методы использования этих мер создают дискриминационный режим для импортных товаров или усиливают экспортные позиции национальных фирм. Большинство нетарифных мер, входящих в рассматриваемую категорию, являясь инструментами внутренней политики, часто не регулируются международными соглашениями. Такая своеобразная международно-правовая «неподсудность» порой делает их особенно эффективными в конкурентной борьбе.

Согласно договору о ЕАЭС меры нетарифного регулирования отражены в статье 46 «Договора о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014 г.) (ред. от 08.05.2015 г.). В соответствии с вышеуказанной статьей в торговле с третьими странами ЕАЭС применяются следующие единые меры нетарифного регулирования:

1) запрет ввоза и (или) вывоза товаров;

2) количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;

3) исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;

4) автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров;

5) разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.

Меры нетарифного регулирования вводятся и применяются на основе принципов гласности и недискриминации в порядке согласно приложению № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе. Приложение 7 - это Протокол о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран.

Справочно. Понятия, используемые в Протоколе о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран, означают следующее:

«автоматическое лицензирование (наблюдение)» - временная мера, устанавливаемая в целях мониторинга динамики экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров;

«генеральная лицензия» - лицензия, предоставляющая участнику внешнеторговой деятельности право на экспорт и (или) импорт отдельного вида лицензируемого товара в определенном лицензией количестве;

«запрет» - мера, запрещающая ввоз и (или) вывоз отдельных видов товаров;

«импорт» - ввоз товара на таможенную территорию Союза из третьих стран без обязательства об обратном вывозе;

«исключительная лицензия» - лицензия, предоставляющая участнику внешнеторговой деятельности исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельного вида товара;

«исключительное право» - право на осуществление участниками внешнеторговой деятельности экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, предоставляемое на основе исключительной лицензии;

«количественные ограничения» - меры по количественному ограничению внешней торговли товарами, которые вводятся путем установления квот;

«лицензирование» - комплекс административных мер, устанавливающий порядок выдачи лицензий и (или) разрешений;

«лицензия» — специальный документ на право осуществления экспорта и (или) импорта товаров;

«разовая лицензия» - лицензия, выдаваемая участнику внешнеторговой деятельности на основании внешнеторговой сделки, предметом которой является лицензируемый товар, и предоставляющая право на экспорт и (или) импорт этого товара в определенном количестве;

«разрешение» — специальный документ, выдаваемый участнику внешнеторговой деятельности на основании внешнеторговой сделки, предметом которой является товар, в отношении которого установлено автоматическое лицензирование (наблюдение);

«разрешительный документ» - документ, выдаваемый участнику внешнеторговой деятельности или физическому лицу на право ввоза и (или) вывоза товаров в случаях, определенных актом Комиссии;

«уполномоченный орган» - орган исполнительной власти государства-члена, наделенный правом выдачи лицензий и (или) разрешений;

«участники внешнеторговой деятельности» - юридические лица и организации, не являющиеся юридическими лицами, зарегистрированные в одном из государств-членов и созданные в соответствии с законодательством этого государства, физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории одного из государств-членов, являющиеся гражданами этого государства, либо имеющие право постоянного проживания в нем, либо зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством этого государства;

«экспорт» - вывоз товара с таможенной территории ЕАЭС на территорию третьих стран без обязательства об обратном ввозе.

В торговле с третьими странами на территории ЕАЭС применяются единые меры нетарифного регулирования (меры).

Решения о введении, применении, продлении и отмене мер принимаются Комиссией ЕАЭС.

Товары, в отношении которых принято решение о применении мер, включаются в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами (единый перечень товаров).

В единый перечень товаров включаются также товары, в отношении которых Комиссией ЕАЭС принято решение об установлении тарифной квоты либо импортной квоты в качестве специальной защитной меры и о выдаче лицензий.

Итак, нетарифные ограничения - это комплекс мер ограничительнозапретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки.

Нетарифные меры регулирования внешнеторговой деятельности дополняют таможенно-тарифные и также в определенной степени служат средством обеспечения экономической безопасности страны.

Нетарифное регулирование в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ осуществляется в следующих формах.

1. Количественные ограничения.

Правительство Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации в исключительных случаях не более чем на шесть месяцев может устанавливать:

1) временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке Российской Федерации продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации. Перечень товаров, являющихся существенно важными, определяется Правительством Российской Федерации;

2) ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в Российскую Федерацию в любом виде, если необходимо:

а) сократить производство или продажу аналогичного товара российского происхождения;

б) сократить производство или продажу товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара;

в) снять с рынка временный излишек аналогичного товара российского происхождения путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

г) снять с рынка временный излишек товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара, путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

д) ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых зависит от импортируемого в Российскую Федерацию товара, если производство в Российской Федерации аналогичного товара является относительно незначительным.

2. Квотирование.

При принятии решения о введении квоты Правительство Российской Федерации определяет метод распределения квоты и в соответствующем случае устанавливает порядок проведения конкурса или аукциона. Распределение квоты основывается на равноправии участников внешнеторговой деятельности в отношении получения квоты и их недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке.

3. Лицензирование.

Лицензирование в сфере внешней торговли товарами (лицензирование) устанавливается в следующих случаях:

1) введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

2) реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

3) предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

4) выполнение Российской Федерацией международных обязательств.

Основанием для экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров в данных случаях, является лицензия, выдаваемая федеральным органом исполнительной власти.

Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами Российской Федерации.

4. Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.

Право на осуществление внешнеторговой деятельности может ограничиваться путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров решением Комиссии Таможенного союза, а в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.

Отдельные виды товаров, на экспорт и (или) импорт которых предоставляется исключительное право, и порядок определения Правительством Российской Федерации организаций, которым предоставляется исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза. Перечень организаций, которым предоставлено исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, устанавливается Правительством Российской Федерации.

5. Специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры.

В соответствии с международными договорами Российской Федерации, решениями Комиссии Таможенного союза могут вводиться специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров.

К прочим нетарифным мерам относят валютные ограничения. Валютные ограничения представляют собой регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Основные понятия, права и обязанности, положения, регулирующие валютное обращение и контроль содержатся в Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ и других нормативных актах.

Следует отметить, что количественные, скрытые и финансовые ограничения слабо поддаются оценке, поэтому они зачастую плохо отображены в статистических данных. Однако для измерения нетарифных методов обычно используют несколько индексов. Среди наиболее известных:

- Индекс частотности. Он показывает то, какая часть товарных позиций покрыта нетарифными мерами. Плюсом данного показателя является возможность оценки с помощью него уровня ограничений. Однако он не позволят измерить относительную важность применяемых мер и их влияние на экономику.

- Индекс покрытия торговли. Данный показатель характеризует стоимостную долю экспорта и импорта, на которую распространяются нетарифные ограничения. Его минусом является то, что он обычно недооценивает влияние интенсивных нетарифных барьеров.

- Индекс воздействия на цены. Данный показатель показывает, как введенные нетарифные меры воздействуют на экономику. Он характеризует соотношение мировой и внутренней цены на товары. Минусом данного индекса является то, что не учитывает тот факт, что на рыночную стоимость влияет не только введение нетарифных мер, но и множество других факторов.

·          [1] Электронный ресурс: http://minpromtorg.gov.ru/docs/kvoty/ (Документы. Информация о квотах). Дата обращения: 25.04.2018 г. 2 Электронный ресурс: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depregved/201722123 (Министерство экономического развития Российской Федерации. Департамент развития и регулирования внешнеэкономической деятельности). Дата обращения: 25.04.2018 г.

·          [2] Электронный ресурс: https://government.consultant.ru/documents/3722161 (Посиановление Правительства РФ от 09.12.2017 № 1498 «О распределении объемов тарифных квот в отношении мяса крупного рогатого скота, свинины и мяса домашней птицы в 2018 году»). Дата обращения: 25.04.2018 г.


 

Скачано с www.znanio.ru

Основы нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности

Основы нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности

На сегодняшний день наиболее широко используется определение

На сегодняшний день наиболее широко используется определение

В соответствии с классификацией

В соответствии с классификацией

Например. В интернет-версии издания «Ведомости» в материале от 13

Например. В интернет-версии издания «Ведомости» в материале от 13

По способу формирования выделяют следующие виды индивидуальных квот: - пропорциональные квоты - индивидуальная квота может быть создана на базе глобальной, когда товары в рамках глобальной…

По способу формирования выделяют следующие виды индивидуальных квот: - пропорциональные квоты - индивидуальная квота может быть создана на базе глобальной, когда товары в рамках глобальной…

Квоты могут исчисляться также в процентах от величины закупок данного товара на внутреннем рынке с целью поощрения национального производства

Квоты могут исчисляться также в процентах от величины закупок данного товара на внутреннем рынке с целью поощрения национального производства

Picea jezoensis), пихты белокорой (Abies nephrolepis) и лиственницы даурской (Larix dahurica) (коды

Picea jezoensis), пихты белокорой (Abies nephrolepis) и лиственницы даурской (Larix dahurica) (коды

TH ВЭД ЕАЭС) (далее - свинина), свиного тримминга (коды 0203 29 550 2, 0203 29 900 2

TH ВЭД ЕАЭС) (далее - свинина), свиного тримминга (коды 0203 29 550 2, 0203 29 900 2

Содружества Независимых Государств, а также говядины, классифицируемой в соответствии с кодами 0201 10 000 2, 0201 10 000 3, 0201 20 200 2, 0201 20…

Содружества Независимых Государств, а также говядины, классифицируемой в соответствии с кодами 0201 10 000 2, 0201 10 000 3, 0201 20 200 2, 0201 20…

Решение о выдаче лицензий, предусмотренных пунктом 3 настоящего постановления, или об отказе в их выдаче принимается

Решение о выдаче лицензий, предусмотренных пунктом 3 настоящего постановления, или об отказе в их выдаче принимается

Часто они не имеют фиксированной ставки (скользящие импортные налоги, компенсационные импортные сборы), изменяясь в зависимости от конъюнктуры внутреннего и международного рынка и экономической политики государства

Часто они не имеют фиксированной ставки (скользящие импортные налоги, компенсационные импортные сборы), изменяясь в зависимости от конъюнктуры внутреннего и международного рынка и экономической политики государства

P. Меры в отношении экспорта товаров: запреты, квоты, лицензии, экспортные субсидии и др

P. Меры в отношении экспорта товаров: запреты, квоты, лицензии, экспортные субсидии и др

Меры нетарифного регулирования вводятся и применяются на основе принципов гласности и недискриминации в порядке согласно приложению № 7 к

Меры нетарифного регулирования вводятся и применяются на основе принципов гласности и недискриминации в порядке согласно приложению № 7 к

Комиссии; «уполномоченный орган» - орган исполнительной власти государства-члена, наделенный правом выдачи лицензий и (или) разрешений; «участники внешнеторговой деятельности» - юридические лица и организации, не являющиеся…

Комиссии; «уполномоченный орган» - орган исполнительной власти государства-члена, наделенный правом выдачи лицензий и (или) разрешений; «участники внешнеторговой деятельности» - юридические лица и организации, не являющиеся…

Итак, нетарифные ограничения - это комплекс мер ограничительнозапретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки

Итак, нетарифные ограничения - это комплекс мер ограничительнозапретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки

Российскую Федерацию товара, если производство в

Российскую Федерацию товара, если производство в

Право на осуществление внешнеторговой деятельности может ограничиваться путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров решением

Право на осуществление внешнеторговой деятельности может ограничиваться путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров решением

Индекс воздействия на цены. Данный показатель показывает, как введенные нетарифные меры воздействуют на экономику

Индекс воздействия на цены. Данный показатель показывает, как введенные нетарифные меры воздействуют на экономику
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2022