3
Природа человека.
Человек - это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготавливать орудия труда.
Биологическое начало:
инстинкты;
биологическая программа развития;
анатомия, физиология;
принадлежность к при-матам…
Психическое начало
внутренний мир человека;
Характер;
эмоциональная сфера…
Социальное начало
деятельность;
общение;
мышление;
речь;
Происхождение человека и его сущность.
4
АНТРОПОГЕНЕЗ
- теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития
22-6 млн.л.н. Биологические предки людей – антропоиды.
Более 5 млн.л.н.
Предлюди - австралопитеки.
2-5 млн.л.н.
Антропологические предки – Homo habilis.
Ол.1 млн.л.н.
Древнейшие люди – Homo erectus.
150-40 nsc.л.н.
Homo sapiens Neandertales.
Ол. 40 тыс л.н. – Homo sapiens sapiens
СОЦИОГЕНЕЗ
- процесс исторического и эволюционного возникновения и развития общества
Первобытное стадо
Родовая община
Соседская община
Государство
Биологическая природа человека составляет необходимую фазу и предпосылку формирования человеческих качеств.
Человеческие качества становятся самоценностью только под воздействием социальных условий: а) характера социальной сферы; б) географических и климатических условий…
Биологические и социальные факторы находятся в тесной неразрывной связи и не существуют изолированно.
Теории и концепции происхождения человека.
Природа человека – это стойкие, неизменные и общие для всех людей анатомически-физиологи-ческие черты, а так же общие задатки и свойства, отражающие его особенность как живого существа:
разумность;
прямохождение;
членораздельная речь;
специфические анализаторы;
темперамент…
религиозная
философская
Естественно-научная концепция заложена Ч.Дарвиным:
1859 – «Происхождение видов путем естественного отбора»
1868 - «Изменение животных и растений в домашнем состоянии»;
1871 – «Происхождение человека и половой отбор»
научная
Языческие верования утверждают:
Человек – часть природы;
Предками человека явились животные или растения – тотемы;
Человек наследовал качества тотема…
Религии спасения утверждают:
Человек создан по образу и подобию Бога;
Является носителем первородного греха;
Существование предопределено Богом;
Находится под воздействием темных сил…
6
Философы обратили внимание на человека как носителя сознания и относятся к нему по разному
Человек – особый мир
Существование человека определено генетическим кодом
Поступки человека – проявление воли…
Человек часть природы
Из человека можно делать все, что угодно
Поступки определены обстоятельст-вами…
7
Теории и концепции происхождения человека.
Представление о происхождении человека впервые сформулировано в Библии
(бытие. Гл.1 Ст.26)
Аристотель признавал предками человека животных
Гален признавал близость человека к животным, на основе анатомического строения.
К.Линней подчеркивал сходство человека с обезьяной.
«Родственники человека» (1760)
Жан Батист Ламарк указывал на родство человека с обезьянами
«Философия зоологии»
Научное исследование процесса происхождения человека было положено в XIX веке
Чарльз Дарвин в книге «Происхождение человека и половой отбор» сформулировал гипотезу о происхождении человека от обезьяноподобного предка.
Фридрих Энгельс в книге «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» обосновал, что благодаря труду человек эволюционировал в социальное существо.
8
Теории и концепции происхождения человека.
Основу проблематики отношения человека к самому себе положила древнейшая религиозно-философская мысль.
Начиная примерно со II тысячелетия до н.э. антропологическая тематика становится все более определенной.
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ.
«Песнь арфиста», «Беседа разочарованного со своей душой»
-стремление выразить внутренний мир человека;
-отношение человека к окружающему миру;
-представление о потустороннем мире контрастирует с действительностью...
ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ.
В индуизме и буддизме личность не раскрывается как самоценность: уни-кальность человека скорее зло, чем добро. Высшим смыслом человеческой жизни является слияние души с безликим мировым духом.
Человек обязан следовать циклу КОСМИЧЕСКОГО КОЛЕСА…
ДРЕВНИЙ КИТАЙ.
Человек и мир рассматривались как единое целое, как живой организм, в котором все обусловлено и взаимосвязано.
В эволюции мира человеку предписано стремится к гармонии и совершен-ству при активной преобразующей деятельности…
ДРЕНВНИЙ ВОСТОК.
Антропологическая проблематика была фрагментарной и в целом неформальной. Но ее обращенность к человеку заключалась в открытии взаимосвязи человека с природой и божествами…
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ.
-главное в человеке разум и внутренний закон (Сократ);
-добродетель не знание, а врожденное качество (Платон);
-единство в человеке душевных и телесных свойств (Аристотель)…
Теории и концепции происхождения человека. Христианская концепция.
9
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему; и да властвуют они над рыбами морскими и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле…
Бытие. Гл. 1. Ст26
Первые века н.э. – время становления христианского учения вообще и о человеке в частности.
Основное внимание Иисусу Христу как Богочеловеку.
Впервые последователи Иисуса Христа жили ожиданием конца Света и потому жизнь на Земле им представлялась временной и никчемной.
В более позднее время человек рассматривается как творение Бога и как Микрокосм, в глубинах которого заключены все тайны Бытия…
Общие подходы к проблеме бытия человека отражены в трудах отцов церкви.
Тертулиан (160-220)
Считал, что приверженность христианству меняет отношение человека к самому себе, миру и отношениям между людьми
Аврелий Августин (354-0430)
Человек из-за своей ограничен-ности вносит в мир беспорядок, случайность и зло. Сотворенный из праха сам по себе превращается в ничтожество…
Фома Аквинский (1226-1274)
Объявил Священное Писание науков.
Человека рассматривал как единство души и тела, но душа может существовать и вне тела…
10
Человек как личность.
Формирования человека как личности – процесс длительный и сложный
ИНДИВИД
ЛИЧНОСТЬ
Индивид
Все необходимые задатки человеческая особь получает с момента рождения. Накопление и трансформация опыта осуществляется:
3 – 9 лет;
9 – 18 лет;
от 18 лет и далее.
Личность
Социально ориентированный индивид, соучастник исторического процесса, способный полностью контролировать своё поведение и поступки.
Проявляет себя в:
индивидуальных отношениях;
межличностных отношениях;
других людях…
Личность формируется в процессе первичной и вторичной социализации.
11
Структура психики человека.
Сознание –
Понятие, обозначающее высший уровень активности человека как социального существа
Психические процессы — это процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях. Они подразделяются на познавательные, регулятивные и коммуникативные процессы.
Психические свойства — индивидуально-психологические особенности, определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром.
Психическое состояние — внутренняя целостная характеристика индивидуальной психики, относительно неизменная во времени: эмоциональные, активационные, тонические, временные…
Подсознание
Бессознательное
- совокупность психических процессов, операций и состояний не представленных в сознании субъекта
- совокупность психических процессов, которые выходят за рамки сознания и проявляются в процессе воспоминаний, как результат собственного опыта, вытесненный временем и обстоятельствами.
Переживания – эмоциональная реакция человека на полученную информацию
Воля – способность к выбору деятельности.
Самосознание – оценка человеком своего мировоззрения.
Познание – взаимодействие субъекта и объекта, в результате кото-рого появляется знание
Человеческое «Я» и логика мышления.
«Я» как отношение человека к самому себе:
представления о психических данных;
представления о внешности;
понимание своего места среди других людей;
ощущение своей собственной социальной и политической значимости;
осознание своей собственной одаренности и возможностей;
оценка собственных качеств по отношению к другим;
соотношение личного и общественного: быть как все или оставаться самим собой…
«Я» в процессе формирования личности:
в раннем детстве (примерно до 3-х лет) человек не обладает собственным «я»: вскоре после рождения у него включается «механизмы подражания», эта способность сохраняется на всю жизнь;
примерно к 5-ти годам дети способны идентифицировать ситуации и перенимать образы своих близких;
образования собственного «я» способствует социализация ребенка…
Основные тенденции в понимании проблемы «Я»
Позиция З.Фрейда, который выделил в структуре личности:
ид или оно, где властвуют бессознательные инстинкты, принцип удовольствия;
я или эго, который выступает посредником в структуре личности, воспринимает инстинкты и подчиняется нормативам, требованиям общества;
Супер эго – совокупность моральных устоев общества, своеобразный внутренний цензор…
Теория зеркального «Я»
У.Джеймс, Ч. Кули и др. обусловили пристальный интерес к социальному началу «Я»: «Дпругие люди – он, они – это те зеркала, в которых формируется мой собственный образ «я»…
12
Осмысленное отношение человека связано с влиянием многих факторои, главный – фактор индивидуальности
13
Закон эпигенетического принципа развития человека.
По теории Э. Эриксона человек в своем развитии проходит следующие фазы:
Выработка базового доверия к окружающему миру (младенчество);
Процесс формирования личных ценностей (раннее детство);
Возникновение чувства инициативы и стремление реализовать себя как лидера (игровое детство);
Появление способности и стремления добиваться своей цели (школьное детство);
Возникновение чувства собственной гениальности и неповторимости (юношество);
Стремление и способность к интимной жизни (молодость);
Стремление и потребность о ком-либо заботиться (зрелость);
Снижение уровня потребностей (старость)…
«Закон эпицентрического принципа развития человека»
14
Личность как субъект социальных отношений.
В процессе удовлетворения индивидуальных потребностей люди вступают в отношения между собой и зависят друг от друга.
В процессе взаимоотношений каждый из нас выполняет определённые функции:
Личность как субъект социальных отношений характеризуется автономностью, определенной независимостью от общества, способной противопоставлять себя обществу, что предполагает наличие самосознания – способности к самоанализу, самооценке и самоконтроля
На уровне социализации:
функции агента первичной и вторичной социализации;
функции проводника социально-значимых идей;
функции исследователя социально-культурной среды…
На профессиональном уровне:
функцию исполнителя;
функцию руководителя;
функцию арбитра…
15
Социальный статус человека.
Р. Мертон
Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом.
Социальный статус обозначает конкретное место человека, которое он занимает в данной социальной системе…
В процессе свое жизнедеятельности человек выполняет социальные роли как совокупность требований общества к индивиду на его действия, которые он должен выполнить при определенном статусе в данной социальной системе
Главный или интерактив-ный статус – обусловлен должностью и проявляет-ся во внешнем поведении и внутреннем состоянии
Предписанный статус – определяется и навязы-вается обществом по таким признакам как место рождения, статус семьи…
Приобретенный или дос-тигнутый статус – опре-деляется усилиями самого человека: писатель, учите-ль, врач, механик…
Естественный статус – определяет существен-ные характеристики: пол, возраст, темпера-мент…
Дж.Г.Мид
Социализация человека.
16
Время
ИГРА
УЧЁБА
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
…
Социализация — это процесс получения человеком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе.
1
2
3
7
14
18
30
40
50
60
Прямохождение
Устная речь
Сознание
Игра, роли
Школа
Кризис взросления
Правосознание
Выбор профессии
Смена идеалов и профессии
Кризис семьи
Акме
Внуки
Жизненный сценарий личности
16
18
Социализация.
Социализация – процесс становления личности, усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта, культуры, присущих данному обществу, воспроизводство и обогащение им социальных связей.
Ценности социализации – значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальной группы или личности.
Социально-психологические механизмы социализации:
Импринтинг
Экзистенциальный нажим
Подражание
Идентификация
Рефлексия
Социально-педагогические механизмы социализации:
Стилизованный
Традиционный
Институциональный
Межличностный
19
Природа сознания.
ПРИРОДА СОЗНАНИЯ
Онтологический аспект проблемы сознания
Учение о сущности сознания
Отрасли науки, занимающиеся проблемами сознания: нейрофизиология, кибернетика, бионика…
Гносеологический аспект проблемы сознания
Проблема отношения бытия и сознания между отражаемым и отражением
Метод исследования «теория отражения»: материя первична, сознание вторично…
Социология сознания
Инструмент: социология науки, социология морали, социология религии, социология искусства…
Социологический аспект проблемы сознания
20
Деятельность.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ЦЕПЬ ДЕЙСТВИЙ И ПОСТУПКОЫ ИНДИВИДА,НАПРАВЛЕННЫХ НА ДОСТИЖЕНИЕ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ
ПОТРЕБНОСТИ
СТРУКТУРА
МОТИВЫ
Субъект деятельности
- тот кто осуществляет деятельность
Объект деятельности
- то на что направлена деятельность: природные материалы…
Цель
- осознанный образ предвосхищае-мого результата деятельности
Средства достижения цели
- действия и поступки, с помощью которых достигается результат
Результат
- то, что получилось от демонстрации деятельности
Физиологические потребности
самореализация
Потребность в уважении
Социальные потребности
Потребности в безопасности
ВТОРИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
ПЕРВИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
А. Маслоу выделил базовые потребности
Климатические условия выстраивают индивидуальные особенности человека, его характер и склонности
Ш. Монтескьё
Идеи правят миром – критически мыслящая элита создает идеальные проекты и общество их реализует
Г. Гегель
Прежде чем заниматься философией, человек должен есть и пить...
К.Маркс
Основные подходы классификации деятельности.
СУЩЕСТВУЕТ МНОГО СПОСОБОВ КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ДВА ИЗ НИХ:
21
ПЕРВЫЙ ПОДХОД
ВТОРОЙ ПОДХОД
ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
-направлена на реальное преобразова-ние объектов воздействия:
материально-производственная дея-тельность (преобразование природы);
социально-преобразовательная дея-тельность ( преобразование общества)
ДУХОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
-связана с изменением сознания людей:
познавательная деятельность (отражение действительности в художественной, науч-ной форме);
ценностно-ориентировочная деятельность ( положит/отрицат. отношение людей к яв-лениям окружающего мира);
Прогностическая деятельность (планиро-вание или предвидение возможных изме-нений действительности)…
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- деятельность порождающая качественно новое, никогда ранее не существовавшее
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- любая сознательная деятельность человека, направленная на создание материальных или духовных ценностей…
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ИГРА)
- деятельность , которая направлена не на результат, а на сам процесс, исследование которого позволяет выработать новые знания и умения…
22
Характеристика деятельности.
Деятельность – вид активности, имеющий целью познание и из-менение внешней среды и самого человека, в результате которой возникает новая реальность
Признаки:
человек (субъект) с его целями, ценностями, знаниями и навыками;
операции целесообразной дея-тельности;
объекты, на которые направлена деятельность субъекта в про-цессе соответствующих опера-ций…
Материальная деятельность – создание необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей
Духовная деятельность – создание идей, образов, научных, художественных, нравственных ценностей
Управленческая деятельность – обеспечение согласованности и упорядоченности различных сфер общественной жизни, регулирование связей между людьми, их деятельностью и общественными отношениями
Социальная деятельность – воспроизводство, сохранение полноценной, здоровой жизни, стимулирование активности человека
23
Морально-нравственная оценка деятельности.
МООРАЛЬНАЯ ИЛИ НРАВСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА – ЭТО ОДОБРЕНИЕ ИЛИ ОСУЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА С ПОЗИЦИЙ ТЕХ ТРЕБОВАНИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТСЯ В МОРАЛЬНОМ СОЗНАНИИ ОБЩЕСТВА
СПОСОБНОСТЬ ПОНИМАТЬ, ЧУВСТВОВАТЬ, ТВОРИТЬ ДОБРО, РАСПОЗНАВАТЬ ЗЛО, БЫТЬ СТОЙКИМ И НЕПРИМИРИМЫМ К НЕМУ – ОСОБЕННЫЕ НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ, КОТОРЫЕ ОНА ДОЛЖНА ВЫРАБОТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО
ОТ НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА ЗАВИСИТ ЕГО ОБЩЕЕ СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ, КОТОРОЕ МОЖЕТ ВЫРАЖАТЬСЯ ТАКИМИ ЯВЛЕНИЯМИ КАК:
ненависть – чувство сильной вражды;
честность – качества, направленные на объективное отражение ситуации;
добросовестность – или просто обязательность;
добропорядочность – проявление принципиально обусловленной позиции, исключающие собственную выгоду;
уважение…
ВЗГЛЯДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛЬНЫХ НАЧАЛ:
МОРАЛЬНЫЕ НАЧАЛА ЗАЛОЖЕНЫ В ЧЕЛОВЕКЕ:
французские просветители считали, что мораль-ные качества изначально присущи человеку. Человек по своей природе добр.
представители восточной философии утвержда-ли, что по своей природе человек зол и является носителем зла…
МОРАЛЬНЫЕ НАЧАЛА НЕ ЗАЛОЖЕНЫ В ЧЕЛОВЕКЕ:
формируются в семье на основе того примера который демонстритуют агенты первичной и вторичной социализации;
шлифуются в процессе обучения и воспитания…
25
Познание.
Познание – это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является знание о мире; процесс поиска истины
Знание – результат познания, верное отражение действительности в мышлении человека; научные сведения.
Способы познания
Чувственное познание
Ощущение
Восприятие
Представление
Рациональное познание
Понятие
Суждение
Умозаключение
Иррациональные формы познания
(интуиция и т.д.)
26
Мировоззрение.
Мировоззрение- это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
Мифология
- форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистичес-кое восприятие окружаю-щей действительности.
Религия
- форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
Философия
- особый, научно-теоретический тип мировоззрения, основано на знании (а не на вере)
Феномен человека как особая тема в европейской философии.
Светская философия с эпохи Ренессанса активно использовала самую важную по тем временам проблематику –
ЕДИНСТВА ДУШИ И ТЕЛА
28
В католической традиции господствовала тенденция –
ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА ТАКОЙ ЖЕ БОЖИЙ ДАР КАК И ДУША (Иоанн Павел I)
Большое значение для европейской философии имела
французская сенсуалистическая философская школа
Поль Анри Гольбах:
«Человек произведение природы, он существует в природе, подчинен ее законам…»
Бойль Паскаль
Искал границы научности в познании, доказывая, что доводы сердца отличны от доводов разума…
Иммануил Кант
Считал, что жизнь человека определяется нравственными законами…
Г.Гегель отмечал, что индивидуальное бытие не реа-лизующее никаких сторон об-щественного бытия теряет свой главный смысл и превращается в случайное явление
Дени Дидро
Высоко ценил природные задатки человека, стал приверженцем идеи ЕСТЕСТВЕННОГО ЧЕЛОВЕКА…
Ж.Ж.Руссо требовал переустройства общества во имя человека
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.