Основы педагогического мастерства
Чтобы работать успешно, каждый учитель должен владеть педагогическим мастерством, поскольку только мастерство может обеспечить эффективные результаты труда педагога.
Педагогическое мастерство — это высокий
уровень профессиональной деятельности преподавателя. Внешне оно проявляется в
успешном творческом решении самых разнообразных педагогических задач, в
эффективном достижении способов и целей учебно-воспитательной работы.
С внутренней стороны педагогическое мастерство — это функционирующая система
знаний, навыков, умений, психических процессов, свойств личности,
обеспечивающая выполнение педагогических задач. В этом плане педагогическое
мастерство — выражение личности преподавателя, его возможностей самостоятельно,
творчески, квалифицированно заниматься педагогической деятельностью.
Педагогическое мастерство включает в себя следующие компоненты:
ü Профессионально-педагогическая направленность личности учителя.
ü Профессионально значимые знания.
ü Профессионально необходимые способности, умения и навыки.
ü Профессиональное творчество.
По своей сущности деятельность педагога носит творческий характер, поскольку она включает в себя множество различных ситуаций, требующих немедленного решения. Как правило, эти ситуации нестандартны, поэтому педагог должен находить различные варианты решения проблем - а это, как известно, требует творческого подхода к своей работе.
Особенность педагогического творчества обусловливается особенностями труда педагога: обучение, воспитание и развитие - это процесс, включающий в себя бесчисленное количество педагогических ситуаций, связанных с формированием личности, нравственности, мировоззрения, убеждений, сознания, поведения учащихся. В поиске путей, способов (методов), средств решения этих проблем, в технологии их применения и проявляется творчество педагога.
Только творчески работающий учитель может успешно обучать и воспитывать детей, подростков, молодёжь, изучать и использовать передовой педагогический опыт.
Формирование и развитие педагогического мастерства
Вопросы педагогического мастерства на всех
этапах развития педагогической мысли были предметом пристального внимания и
изучения. Обусловлено это тем, что педагогический процесс представляет собой
наиболее сложную сферу человеческой деятельности. Педагог имеет дело с
развивающейся личностью – самой сложной системой из всех известных до сих пор
систем. Для того, чтобы вторгаться в процесс развития личности, регулировать
его, педагогу мало быть хорошим человеком. Ему еще нужны специальные знания и умения,
которые делают его компетентным, образуя его педагогическое мастерство.
Мастерство – это не образование. Образование есть лишь необходимое условие
формирования педагогического мастерства. Будущие учителя, изучая различные
науки – математику, физику, историю, литературу и другие, - осваивают систему
научных знаний, которые нужно преподнести и разъяснить своим ученикам. Они
изучают психологию, физиологию, педагогику, чтобы руководствоваться в своей
человеческой деятельности научными знаниями о человеке.
Педагог должен уметь управлять процессом обучения и воспитания, что требует от
него высокой квалификации.
Постоянно обновляющийся педагогический процесс требует от педагога постоянного развития своего мастерства.
Учитывая сложность, многогранность и длительность процесса формирования и развития педмастерства, в нём условно можно выделить следующие этапы:
1. профессиональное. просвещение;
2. профотбор и профподготовка;
3. профадатация;
4. профессиональный рост;
1этап связан с учёбой в старших классах школы, гимназии, лицея или колледжа. На этом этапе формируется позитивное отношение девушек и юношей к той или иной профессии. Они получают от учителей, родителей, знакомых, из средств массовой информации сведения об интересующих их профессиях и готовятся к поступлению в соответствующие учебные заведения.
2 этап связан с учёбой в средних и высших специальных учебных заведениях, где студенты овладевают профессионально необходимыми знаниями, умениями, навыками.
3 этап связан с педагогической практикой студентов, в ходе которой они проверяют верность теоретических положений на практике и укрепляют свои знания, умения и навыки, то есть, происходит своеобразная «примерка» избранной профессии к себе со стороны студентов, в результате которой они делают вывод о верности или неверности своего выбора.
4 этап связан с самостоятельной деятельностью молодых специалистов. В ходе своей самостоятельной профессиональной работы они применяют полученные ранее знания, умения и навыки, постепенно развивая своё педагогическое мастерство.
Личностные качества педагога, их роль в профессиональной деятельности.
Личностные и индивидуальные качества педагога должны отвечать одновременно двум уровням требований, предъявляемых к этой профессии. Требования первого уровня предъявляются к учителю вообще как к носителю профессии. Они безотносительны к социальным условиям, общественным формациям, учебному заведению, учебному предмету. Этим требованиям должен отвечать любой настоящий педагог.
Исследователи отмечают обязательность таких личностных качеств как адекватность самооценки и уровня притязаний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость такого качества как остроумие, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию. Большое значение придается исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности.
Каждый педагог должен в идеале иметь определенные педагогические способности для достижения успешной деятельности.
Требования второго уровня предъявляются к передовому педагогу вообще, вне зависимости от учебного предмета, который он преподает - это его личностная готовность к педагогической деятельности. Готовность предполагает широкую и профессиональную системную компетентность, стойкую убежденность человека, социально-значимую направленность личности, а также наличие коммуникативной и дидактической потребности, потребности общения, передачи опыта.
Устойчивое побуждение к деятельности по избранной профессии, стремление реализовать в ней себя, применить свои знания, способности отражает сформированность профессиональной направленности личности. Это сложное, интегративное качество.
Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствования, профессиональные позиции личности. В них отражаются отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку.
Педагогическое мастерство учителя
Итак, в повышении качества и эффективности образования огромное значение имеют личные качества и профессиональное мастерство педагога. Учитель формирует у школьников основы учебно-познавательной деятельности, используя различные педагогические и психологические средства. Правильно организованный учебный процесс помогает развитию у детей сознательного отношения к учению, способствует их всестороннему развитию: умственному, нравственному, эстетическому, духовному и др..
Цепочка «преподаватель - педагогический процесс – студент» отражает сущность системы обучения.
В процессе деятельности учитель выполняет следующие задачи:
формирует у школьников умения и навыки учения;
формирует них научное мировоззрение, мышление и развивает их умственные способности;
воспитывает в них любознательность, культуру умственного труда, потребность стать грамотными людьми.
Обучение - двусторонний процесс взаимодействия учителя и ученика, который требует от обеих сторон активности и творчества.
Деятельность учителя состоит из изложения учебного материала, организации познавательной деятельности учащихся на уроке и дома, оценки её результатов и степени усвоения ими государственных образовательных стандартов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.