Основы проектной деятельности в школе «Математика вокруг нас»
Подготовила презентацию: Ладошкина Надежда Сергеевна, учитель «ТСШ №4»
Учебный проект – комплекс самостоятельно выполняемых действий, направленных на получение продукта, который помогает решить важную для автора проекта проблему
Проектный продукт – средство решения проблемы проекта; то, что должно быть создано автором в результате работы над проектом
Особенностью проекта является соблюдение определенной последовательности работы, соответствующей этапам поисковой исследовательской деятельности.
Последовательность работы:
проблемная ситуация
2) определение проблемы
3) поиск способа решения проблемы
4) получения продукта( решение проблемы)
Выполнение проекта – это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на получение заранее запланированного продукта.
На начальном этапе работы должны присутствовать:
Анализ исходной ситуации;
Выделение определенной проблемы и формулировка цели;
Описание ожидаемого продукта;
План предстоящей работы.
Работа над проектом считается завершенной, если:
Исходная проблема решена;
Создан проектный продукт;
Представлен письменный отчет о работе;
Проведена публичная презентация продукта.
Чем проект отличается
от исследования
Главная цель исследования- открытие новых знаний. В исследовании спланировать и описать конечный продукт невозможно, так как результат заранее неизвестен.
Исследователь выдвигает гипотезу – предположение о том, что можно получить, а затем проверяет её, подтверждает или опровергает.
Перед началом работы над проектом важно помнить:
тема проекта должна быть интересна для автора;
проект должен решать важную для автора проблему;
цель проекта должна быть реально достижима;
содержание проекта должно отражать авторскую точку зрения на проблему;
в проекте должен проявиться творческий подход автора;
в результате работы должен появиться уникальный авторский продукт.
Какими бывают проекты
. Практико-ориентированный проект
. Информационный проект
. Исследовательский проект
. Творческий проект
. Игровой проект
. Телекоммуникационный проект
Полученный проектный продукт должен быть важен для автора и полезен и интересен другим людям.
Практико-ориентированный проект.
Его цель – решение практических задач, поставленных автором или заказчиком проекта. Продуктом могут быть: учебные пособия, брошюра, справочник, словарь, памятка, рекомендации, инструкции для удобства использования или изучения чего-либо, модель и т. п.
Задание: создать брошюру стихов математических понятий (минимум 7 максимум 15)
На пример:
Окружность
У круга есть одна подруга,
Знакома всем ее наружность!
Она идет по краю круга
И называется - окружность!
Задание: создать словарь о старинных мерах длины
АРШИН - старинная русская мера длины, равная, в современном исчислении 0,7112м. Аршином, так же, называли мерную линейку, на которую, обычно, наносили деления в вершках.
Информационный проект.
Его цель – собрать и представить информацию, в том числе статистические данные, о каком-либо объекте или явлении. Продуктом могут стать соответствующим образом оформленные статистические данные, результаты опроса, анкетирования, аналитические обзоры разных источников по какому-либо вопросу.
Исследовательский проект.
Его цель – доказать или опровергнуть какую-либо гипотезу, для чего проводится эксперимент или серия опытов, проверяются различные версии. Продуктом в данном случае будет полученный результат исследования, оформленный установленным образцом и обнародованный.
Творческий проект.
Его цель – воплотить творческий подход автора в решение какой-либо проблемы, вызвать интерес окружающих. Такой проект может быть выполнен в рамках определенной темы учебного курса, а может быть связан с внешкольной жизнью. Продуктом могут стать литературные, музыкальные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, мультфильмы, слайд-шоу и т.д.
Игровой проект.
Его цель – организовать в школе какое-то интересное мероприятие (спектакль, концерт, шоу, игру, представление, спортивное состязание и т. д.). Продуктом является мероприятие.
Этапы работы над проектом.
Подготовительный, мотивационный (погружение в проект).
Планирование ( организация деятельности).
Осуществление проекта.
Рефлексивно-оценочный.
Подготовительный, мотивационный этап.
Создание проблемной ситуации, цели проекта.
Формулирование темы проекта.
Определение конечного результата.
Проблема – трудность, задача, вопрос или комплекс вопросов, которые появляются в ходе познания или деятельности.
Проблема возникает , если есть противоречие между идеальной, желаемой ситуацией и реальной существующей ситуацией.
Ситуация - часть действительности (людей, отношений между ними, предметов, существующего порядка вещей и т. п.), которую вы рассматриваете в связи с тем или иным вопросом.
Описание ситуации – все сведения о людях, отношениях между ними, предметах, установленном порядке действий и т. п., которые вы должны сообщить, чтобы другой человек понял, как вы представляете себе ту или иную ситуацию.
Цель - конечный результат деятельности человека, предварительное идеальное представление о нём
Зная проблему, можно определить цель проекта.
Цель работы – решить свою проблему. Если цель достигнута, это приводит к изменению реальной ситуации.
Тема проекта
Если цель определена, можно сформулировать тему проекта
- Зачем необходимо делать этот проект?
- Есть проблема, её необходимо решить.
Чего я хочу добиться в результате работы?
Я хочу, чтобы… (цель проекта).
Ответив на эти вопросы, можно сформулировать тему проекта
Проект- это воплощение ваших идей, знаний и опыта.
Определение задач
Задачи отвечают на вопрос:
«Что должно быть сделано, чтобы цель проекта была достигнута?»
Типы ресурсов:
временные;
информационные;
интеллектуальные;
материально-технические;
финансовые.
Необходимо выбирать доступные ресурсы.
Планирование и организация деятельности.
Объединение в группы и распределение обязанностей.
Составление графика работы над проектом.
Поиск информации.
Осуществление проекта.
Работа групп по плану.
Консультации с руководителем.
Систематизация и классификация собранного материала.
Создание проектного продукта.
Рефлексивно-оценочный этап.
Выбор формы представления проекта.
Составление текста для представления.
Представление проекта.
Оценка и самооценка результатов.
Эти этапы с учётом времени и сроков их выполнения составят
план работы в общем виде.
Проанализировать, что есть на данный момент, чего не хватает.
Определиться со временем, уточнить дату проведения защиты проектов.
Составить список источников информации, оборудования, материалов и всего, что необходимо для проектирования.
Планируемый для написания проекта период времени разделить на три части:
сбор информации и подготовка ресурсов;
создание проектного продукта или проведение исследований (если выполняется исследовательский проект);
написание отчёта (письменной части проекта) и подготовка презентации.
Представление результатов работы
Проектный продукт – результат работы, найденный автором способ решения исходной проблемы проекта.
Презентация – официальное представление продукции или идеи и её авторов.
Самооценка – это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе, оценивание себя и результатов своей деятельности, достоинств и недостатков.
Виды проектных продуктов:
web- сайт;
анализ данных социологического опроса;
бизнес-план; видеоклип;
видеофильм; выставка;
газета; действующая фирма;
журнал; законопроект;
игра; карта; коллекция;
костюм; макет; модель;
музыкальное произведение;
Виды проектных продуктов:
мультимедийный продукт;
оформление кабинета;
пакет рекомендаций;
письмо; праздник; прогноз;
публикация; серия иллюстраций;
система школьного самоуправления;
сказка; справочник;
статья; сценарий;
учебное пособие; чертёж;
Экскурсия.
Защита проекта
обычно происходит в форме презентации. На презентации должен быть представлен продукт проектной работы.
Цель презентации – вызвать интерес к своему продукту.
Смысл презентации – убедить зрителей в достоинствах предмета презентации. Регламент выступления – 7 -10 минут.
Условия успешности презентации:
соблюдение регламента;
соблюдение норм публичной речи;
понимание цели презентации;
понимание интересов аудитории;
использование специальных приёмов для облегчения восприятия информации (структура сообщения, наглядные материалы, невербальные средства).
Самооценка результатов деятельности
Чтобы провести самооценку проекта, необходимо назвать сильные и слабые стороны своей работы, проанализировать причины успехов и неудач, предложить способы преодоления трудностей в будущем.
Собственное продвижение можно увидеть, выделив освоенные в ходе проектной работы умения –
«я научился» - и возможность использования их в других видах деятельности – «я могу использовать приобретённые умения».
При этом нужно соотнести полученный опыт и свои жизненные планы.
Критерии оценки проектной деятельностиПроект оценивается по трем направлениям:
1 .Пояснительная записка (портфолио):
а) Эстетика и правильность оформления
б) Обоснование выбора темы проекта и формулировка цели и задач
в) Грамотность письменного изложения
г) Техническая грамотность
Критерии оценки проектной деятельностиПроект оценивается по трем направлениям:
2.Представленное изделие (практическая работа):
а) Новизна идеи, оригинальность работы
б) Глубина исследования проблемы
в) Объем работы
г) Качество выполнения изделия
Критерии оценки проектной деятельностиПроект оценивается по трем направлениям:
3. Защита проекта
а) Грамотность и четкость устного изложения
б) Оригинальность защиты
в) Умение правильно ответить на дополнительные вопросы по проекту
Социальный проект
Социальное проектирование – вид деятельности, которое имеет отношение к развитию социальной сферы, преодолению разнообразных социальных проблем.
Отличия социального проекта
от других
Направленность проекта на решение остро-значимых социальных проблем.
Переход от глобального уровня постановки проблемы к локальному
Предложение и обоснование реальных путей решения проблем
Командный характер работы над проектом
Проведение социологического исследования
Осуществление взаимодействия с общественностью.
Социализация
Социализация – процесс усвоения человеком социальных норм и социальных ролей, превращение человека в личность.
Социальная роль
Социальная роль – это способ поведения человека в соответствии с занимаемым социальном положении
Социальные нормы
Социальные нормы– это образцы, правила поведения в обществе.
Индивидуальность
Индивидуальность – совокупность черт, отличающих данного человека от других людей и определяющих своеобразие его психики и личности.
Личность – всегда индивидуальна.
Индивидуален каждый человек, хотя степень индивидуальности может быть различной.
Слова - паразиты
Нет такого человека, который бы не употреблял в своей речи слова-паразиты. Зачастую, мы даже не замечаем, как сами же говорим их. Они не только не несут никакого смысла, но даже искажают смысл сказанного человеком.
Жил-был этот, как его,Ну, значит, и того,Жило это самоеСо своею мамою.Был еще один чудак-Это в общем значит так,И его любимый зять.Звали зятя Так сказать.
А жену звали ну…А соседа звали это…А его родители-Видишь ли И видите ли…А еще какой-то э-э-эЖил на верхнем этаже…И дружили они все…Ну и значит, и вообще. (Э.Мошковская)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.