Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 1 города Анадыря»
Регистрационный номер работы
«Храм»
Разработка открытого урока по предмету
«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы православной культуры»
(возраст детей - 10-11 лет)
Павлова Татьяна Борисовна, учитель начальных классов
г. Анадырь
Анадырская и Чукотская епархия Русской православной церкви
irina.naumova2014@yandex.ru
8-924-665-33-40
2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Технологическая карта урока
2. Приложение 1. Подписи к рисункам
3. Приложение 2. Карточки с заданием
4. Приложение 3. Карточка самооценки
5. Приложение 4. Домашнее задание
6. Приложение 7. Литература
7. Приложение 8. Фотоотчет
8. Приложение 9. Ссылка на статью об открытом уроке по «Основам православной культуры» по теме «Храм» на официальном сайте Анадырской и Чукотской Епархии
9. Приложение 10. Презентация урока
Как хорошо жить рядом с Храмом
и видеть купола вблизи!
И слушать колокола гаммы,
иметь возможность на визит...
Как хорошо, когда Спаситель
и в сердце пламенном живёт
Господь для нас творит обитель
и ждёт на пир на небосвод.
Автор: Лусиков
Тема урока «Храм»
Тип урока по дидактической цели: урок формирования знаний
Тип урока по форме проведения: урок - исследование
Цель урока:
- познакомить учащихся с особенностями православного храма;
- формирование представления о ценности храма как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
Задачи урока:
- познакомить с понятием «православный храм», с назначением, внешним видом и устройством православного храма;
- развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся;
- воспитывать чувство уважения к истокам и традициям, ее правилам и нормам, православной культуры, уважительное отношение к другим людям; духовное и эстетическое восприятие православной архитектуры.
Предметные результаты:
- узнают о назначении и устройстве православного храма, о «церковном этикете», храмовых предметах;
- научатся различать храмы от других строений, части православного храма, вести себя в храме в соответствии с «церковным этикетом».
Личностные результаты:
- учить детей осмысливать нравственные ценности и высказывать собственное суждение;
- воспитывать бережное отношение к наследию предков;
- усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме.
Метапредметные результаты:
Познавательные универсальные учебные действия:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других
- принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
- уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими; формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами.
Личностные результаты:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов
- ориентироваться в системе знаний; находить ответы на вопросы; уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
- учить детей осмысливать нравственные ценности и высказывать собственное суждение; воспитывать бережное отношение к наследию предков; усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими; формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами.
Регулятивные универсальные учебные действия:
принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Ожидаемые результаты урока:
-
учащиеся
узнают, как работать с иллюстративным текстовым материалом;
познакомятся с устройством православного храма.
- познакомятся с православной культурой;
- обогатят свой лексический запас;
Основные термины и понятия: храм, священник, канун, икона, иконостас, алтарь, Царские врата.
Используемые технологии: информационно-коммуникационная, технология развития критического мышления.
Используемые методы: проблемный, наглядный, частично-поисковый, аналитический, эвристический, объяснительно-иллюстративный.
Форма работы: индивидуальная, фронтальная и групповая, самостоятельная работа.
Форма контроля: индивидуальный устный, фронтальный устный, групповой устный, групповой письменный.
Ресурсы, используемы на уроке:
- информационные: учебники Кураев А.В. «Основы православной культуры» (М.: Просвещение, 2017), листы проекта выступления, листы самооценки, памятка для организации деятельности учащихся в группе, лист домашнего задания;
- литературные: Ожегов С.И. Словарь русского языка. (1949, 22-е издание, 1990; с 1992 - "Толковый словарь русского языка", совместно с Н. Ю. Шведовой);
- Символика и устройство православного храма, Москва «Лепта Книга», - 2008;
- презентация православного храма;
- электронные образовательные ресурсы: мультипроектор, презентация, инструменты и средства: персональный компьютер, проектор, экран, магнитная доска с держателями, ручки, ластики, простые и цветные карандаши, фломастеры;
Организация рабочего пространства класса:
- на рабочих столах каждой группы разложены: учебник А.В. Кураев «Основы православной культуры» (М.: Просвещение, 2016), словарь С.И. Ожегова, закладки для книг, номер группы;
- зона для презентаций: экран, магнитная доска с держателями.
Организация проведения, наблюдения и помощи учащимся в работе:
- урок проводится двумя учителями, преподающими модуль «Основы православной культуры»;
- способы совместной работы преподавателей: аддитивный с дополнениями один преподаватель в основном ведет занятие, другой его дополняет, включаясь в учебное взаимодействие в случае необходимости.
Технологическая карта урока
Этапы урока (цель), длительность этапа |
Формы работы, технологии, методы, методические приемы |
Взаимодействие в образовательном процессе |
||
Содержание деятельность учителя, помощников |
Содержание деятельности учащихся |
|||
осуществляемые действия |
формируемые УУД |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
I. Вводный (мотивационно-организационный) Цель: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность. Длительность этапа: 2 минуты |
Фронтальная форма работы. Словесный метод.
Работа со слайдом |
1. Организация деятельности учащихся (до урока дети распределены по группам). Здравствуйте,
ребята! |
Слушают учителя, принимают участие в диалоге.
-Чтобы оно засияло своими лучиками нужно улыбнуться. Дети улыбаются друг другу. |
Коммуникативные УУД: проявляют эмоциональную отзывчивость. Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения.
Личностные УУД: Положительный настрой на работу.
|
II. Постановка проблемной ситуации Цель: -создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог; -активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе; -актуализация субъектного опыта учащихся: личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений. Длительность этапа: 5 минут |
Фронтальная форма работы. Словесный метод.
Эвристическая беседа.
Информационнокоммуникационная технология. Работа со слайдом. Работа с текстом учебника.
Постановка целей через показ конечных результатов. |
- Что в вашем понимании можно назвать «храмом»? Все свои помыслы и представления
о высшей Красоте, любви и добре связывали наши предки с образом Храма воплощением
Царства Божия на Земле. Как вы понимаете это высказывание? Рассмотрим понятие по словарям Даля и Ожегова. Ожегов: 1. Здание для богослужения, церковь. 2.Место служения науке, искусству, высоким помыслам (высок.). Даль: 1.стар. хоромы, жилой дом, храмина. 2.Храм и храм Божий, здание для общественного богослуженья, всякого исповеданья; церковь. – Пожалуйста, внимательно послушайте,
что сейчас прозвучит. -Так, о чём нам хочет сказать автор? -Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? Тема нашего урока «Храм» (Слайд 2) Давайте определим задачи урока. Что мы должны сегодня узнать, чему научиться? Сегодня вы узнаете: - получить знания
о назначении православного храма; -Давайте, наши предположения сравним с рубрикой «Вы узнаете» в учебнике с. 70 Правильно ли мы определили задачи урока?
|
Определяют тему урока, дают свое объяснение слову «храм». (Предполагаемые ответы: «Храм- это здание, в котором люди молятся, ставят свечки. В храме обычно происходят обряды крещения, венчания, отпевания. В храме много икон. В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чем-то»).
Формулируют цель урока. 1) получить
знания о назначении православного храма; |
Познавательные УУД: логические: установление причинно-следственных связей.
Личностные УУД: определяют и высказывают свое мнение.
Регулятивные УУД: -определяют цель деятельности на уроке. Коммуникативные УУД: - осмысленно воспринимают вопросы учителя, высказывают свои предположения; прислушиваются к мнению других.
Регулятивные УУД: Планируют собственную деятельность. Принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя.
Познавательные УУД: -читают, вступают в беседу, отвечают на вопросы учителя.
|
III. Актуализация знаний и пробного учебного действия Цель: -создание условий для выявления обучающимися новых знаний о добре и зле, развития умений находить ответы на проблемные вопросы; -актуализация субъектного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).
Длительность этапа: 9 минут |
Фронтальная форма работы. Словесный метод
Метод «Мозговой штурм», самостоятельная работа в группах. Частично-поисковый метод.
Технология развития критического мышления.
Словесный метод. Работа со слайдом.
Словесный метод: беседа Виртуальная экскурсия в храм |
1. Подготовка к восприятию нового материала Беседа: Кто из вас видел православный храм? Среди иллюстраций найдите православный храм (показ иллюстрации) (слайд 3) В чем отличие храма от других строений? Какие внешние атрибуты вы можете выделить? Вы правы, у храма обязательно должны быть: купол, крест, перед Рассказ учителя: Под словом «Храм» в Православной Церкви разумеется особое здание, посвященное Богу и предназначенное для общественного служения Ему, или только часть здания, служащая для той же цели. Это греческое слово (кириаки) означает «жилище Господне» и пришло к нам после принятия христианства. Каждый храм имеет свое имя, в зависимости от того священного события или лица, в память которых он построен. Например, храм Воскресения Христова, храм Успения Богородицы, храм Пресвятой Троицы, храм святителя Николая Чудотворца и т. п. Так первый храм на Руси, упоминаемый в Повести временных лет в 10 веке, носил имя почитаемого пророка Илии. В храме нет ничего лишнего. Каждая деталь имеет глубокий смысл и значение. Попробуем разобраться в символике храма. Рассмотрите иллюстрации. Похожи ли храмы друг на друга? Выделим основные отличия: 1. Посмотрите на представленные схемы и назовите, какие формы имели православные храмы? Как вы думаете, почему? Форма: (иллюстрации) Форма храмов в виде корабля получила широкое распространение. Православный храм, с точки зрения своего назначения, является «ковчегом» спасения для верующих людей. Но на Руси строили храмы и в форме креста – основание спасения людей, круга – символа вечности Церкви, восьмиугольника - символизирующего Вифлеемскую звезду. 2. Какое внешнее отличие вы увидели на
иллюстрациях? Как вы думаете, с чем связано разное количество куполов на храме? А ещё количество куполов имеет символический смысл: 1 - купол символизирует единство Бога, 2 – двойная природа Иисуса Христа (Божественная и человеческая), 3 – Святая Троица, 5 – Христос и 4 апостола евангелиста, 13 – Христос и 12 учеников. Как вы думаете, почему крест венчает главу храма?
Еще один важный атрибут Храма колокол. Как вы считаете, с какой целью звонят в колокола? входом икона. Чтобы лучше разобраться в строении храма, предлагаю вам совершить экскурсию в храм. Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью. В прежние времена на паперти молились кающиеся грешники. Православный храм делится на три части: притвор, сам храм и алтарь. Притвор - славянское слово, которое означает «перед дверями» В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Над притвором обычно строится колокольня. Вторая самая большая часть – сам храм, место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. В храме много икон у которых православные молят о здравии своих близких. Икона это изображение Бога, Божией Матери, святых или какого-то религиозного сюжета. За умерших ставят свечи и молятся у столика, который называется канун. На нем мы видим распятие и место для 40 свечей. Что нового вы встретили во время экскурсии? Что вам было знакомо? Как вы думаете, какое значение имеет храм в жизни православного христианина? текст Беседа с учащимися – Жизнь православного человека с самого
рождения до смерти связана с храмом (слайд №4). В самые сложные и тяжелые
времена люди всегда обращались за помощью к Богу. Вспомните, пожалуйста,
такие исторические моменты и назовите их (слайд № 5). Выступление заранее подготовленного ученика Одной из особенностей храма, отличающей его от других строений, является купол и крест. Православный храм обязательно увенчивается крестом на куполе или на всех куполах, если их несколько. Количество куполов может быть различным, и каждое число символично. Более подробно об этом нам расскажет Бочарова Софья ученица 4 класса о Кафедральном соборе Святой Живоначальной Троицы в Анадыре (слайд №11) |
Мама, дом, здоровье, Бог
Поговаривают вслух правила работы в группе, выбирают командира.
Самостоятельно в группах работают по карточкам
Отвечают на вопросы, опираясь на личный опыт.
Выделяют основные атрибуты: купола, кресты, колокол и т.д.
Изучают материал на основе рассказа учителя и наглядного материала.
Проводят анализ иллюстраций, делают выводы об основных отличиях: Форме Дети отмечают, что храмы имели форму:
Количество куполов – выдвигают свои предположения.
Учащиеся отмечают различное количество куполов на храмах (1,3,5,13) и то, что связано это с размерами храмов
Крест – символ спасения у христиан. Возвестить о начале службы; в честь церковного праздника Принимают участие в игре «Храм», совершая последовательное путешествие по храму и знакомясь с основными религиозными предметами и атрибутами.
Работа с текстом. Самостоятельная работа. Находят ответ на поставленный вопрос
|
Высказывают предположения. Коммуникативные УУД: -Уметь слушать мнение других, высказывать свое собственное мнение, принимать коллективное решение.
Коммуникативные УУД: принимают участие в работе группы, контролируют действия партнеров. Личностные УУД: владеют навыками самоорганизации, саморегуляции, самопроверки.
Познавательные УУД: отвечают на вопросы, составляют кластер на магнитной доске, используя карточки
Регулятивные УУД: Отвечают на вопросы
Познавательные УУД: Извлекают нужную информацию. Зачитывают понятие.
Проговаривают понятие слова «добро» по слайду.
Познавательные УУД: читают вопросы, обсуждают, находят ответы в информационных источниках (словарь С.И. Ожегова). Зачитывают понятие.
Проговаривают понятие слова «зло» по слайду.
Познавательные УУД: анализ, синтез. Собирают пословицы, подбирая нужный текст на карточках, анализируют, зачитывают. Личностные УУД: высказывают свое мнение.
Личностные УУД: формирование позитивной «Я-концепции», образа себя, как доброго человека. Личностные УУД: формирование глубинных качеств личности: волю, убеждённость, целенаправленность. Вырабатываются навыки публичного общения, формирования своего собственного имиджа.
|
IV.Физминутка Цель: создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации Длительность этапа: 2 минуты |
Фронтальная форма работы. Словесный метод. Метод «Игра» |
Зачитывает текст. Вот мы руки
развели, Дети
слушают учителя и отвечают на вопросы. (Предполагаемые ответы: купола, кресты). Выступление ученика с заранее подготовленным сообщением с использованием презентации. (Здание храма обыкновенно завершается
сверху куполом, изображающим собой небо. |
Выполняют движения.
|
Познавательные УУД: анализируют текст, делают выводы. Регулятивные УУД: понимают цель выполняемых действий, планируют ответы. Личностные УУД: выделяют нравственный аспект поведения. |
V. Формирование новых знаний и способов действий Цель: -обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащихся изучаемого материала; - содействовать усвоению учащихся способов, средств, которые привели к определенному выводу (обобщению); - создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала. Длительность этапа: 15 минут
Рассмотрите иллюстрации. Соедините картинки с соответствующими понятиями
Раздел «Это интересно»: Храмы-памятники
|
Групповая форма работы. Исследовательский метод. |
Работа в группах – Итак, сейчас мы с вами «отправляемся в храм». Что же является частями любого православного храма? Православный храм можно разделить на три части: притвор, средняя часть или сам храм, алтарь (слайд №12). А сейчас, чтобы узнать о внутреннем строении храма, используя цветовые смайлики, мы разделимся на пять групп. У каждой группы своё задание. Ваша задача: используя материал учебника с. 48-51, объяснить понятия и подготовить сообщение. В этой работе вам помогут карточки. 1-я группа – канун, поминальная записка Группа №1 2-я группа – икона Группа №2. 3-я группа – иконостас Группа №3. 4-я группа – алтарь Группа №4. Система запретов в православной культуре
способствует … человека. Надо уметь …, уметь…, уметь … и … . 5-я группа – священник Группа №5. 5) Выступление групп. Составление глоссария (Учитель
прикрепляет карточки на схеме храма). |
Дети работают по группам. Выбирают командира группы.
Оценивают выступления, задают вопросы на понимание материала
|
Познавательные УУД: анализируют информацию, самостоятельно выполняют творческое задание. Регулятивные УУД: формируют внутреннюю регуляцию самообучения, осуществляют самоконтроль. Личностные УУД: знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделять нравственный аспект поведения. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, высказывать свою точку зрения, прислушиваться к мнению других, коллективно создавать правильные высказывание, умение работать в команде. |
Словесный метод. Фронтальная форма работы.
Словарная работа. Работа со слайдами. Практическая работа в тетрадях.
|
Множество древних храмов является памятниками далеких побед. Одним из первых мемориальных храмов в Древней Руси стал храм Покрова на Нерли, построенный в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским в память победы над волжскими булгарами и в честь убитого в сражении сына — Изяслава. В 1380 году после победы над татарами на Куликовом поле князем Дмитрием Донским в память погибших воинов строится в Москве храм во имя Всех Святых "что на Кулишках". Наиболее известным в мире московским храмом, «лицом» российской столицы является собор Василия Блаженного (называемый так по имени святого, похороненного на месте храма), или храм Покрова на Рву. Покровский храм был построен в середине 16 века в ознаменование победы русского войска над Казанским ханством, в то время входившим в Золотую Орду. Штурм Казани начался 1 октября 1552 года, в день Покрова Божией Матери, и закончился победой русских воинов, после чего царь Иван Грозный издал указ о строительстве собора, чтобы увековечить эту славную победу и выразить благодарность небесным покровителям. Казанский собор в Петербурге, построенный в 1736 году специально для чудотворной Казанской иконы Божьей Матери, с 1813 года становится мемориалом в память побед над Наполеоном. После Крымской войны 1853-1856 годов в Севастополе по повелению императора Александра II построены два храма-памятника в составе мемориального комплекса "Братское кладбище защитникам обороны Севастополя 1854-1855 гг." и музея обороны Севастополя на Малаховом кургане. Владимирский собор назван "собором адмиралов". |
|
Личностные УУД: формирование глубинных качеств личности: волю, убеждённость, целенаправленность. Вырабатываются навыки публичного общения, формирования своего собственного имиджа. Коммуникативные УУД: учёт позиции других, умение слушать и вступать в диалог.
Познавательные УУД: понимают информацию, представленную учениками
Личностные УУД: формирование позитивного отношения к людям, стремления совершать добрые поступки.
Личностные УУД: формирование позитивной «Я-концепции», образа себя, как доброго человека.
Познавательные УУД: понимание информации, анализ, сравнение, обобщение.
Личностные УУД: умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения христианских ценностей. Личностные УУД: формирование евангельского представления обучающихся о причинах, побуждающих христиан совершать добро Познавательные УУД: учатся формулировать определение понятий. Регулятивные УУД: создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные УУД: умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы в группах, умение анализировать текст, выделять главное и второстепенное.
Познавательные УУД: умение анализировать картину, делать выводы.
|
|
VI. Обобщение и систематизация знаний, применение в различных ситуациях Цель: -установить правильность и осознанность изученного материала; -выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; -провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении учащимися изученного материала. Длительность этапа: 8 минут |
Просмотр видео файла.
Беседа. |
Ребята, сейчас вы сможете заочно
побывать в храме. Посмотрите видеоролик «В храме». Будьте внимательны, это
поможет вам выполнить задания в тетради. |
Учащиеся
смотрят видеоролик (фрагмент) «В храме».
|
Познавательные УУД: умение перерабатывать полученную информацию, умение анализировать иллюстрацию, выделять главное и второстепенное. Личностные УУД: умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения христианских ценностей Познавательные УУД: запоминают информацию, анализируют.
|
IV. Заключительный (оценочно- рефлексивный)
Цель: создать условия для определения степени успешности; -выявление качества и уровня усвоения учащимися знаний и способов действий; -обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям.
Длительность этапа: 3 минуты
|
Работа со слайдом.
Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?
Индивидуальная практическая работа с таблицей. |
Как учит Церковь, сердце каждого христианина должно быть обителью Бога, Его храмом. Воцерковляясь, т.е. приучаясь жить в Церкви, христианин очищает свое сердце от грехов, приводит его в порядок по подобию православного храма, чтобы оно стало достойным пребывания в нём Господа. Ответьте на вопросы: Метод незаконченного предложения. Что мы с вами интересного и нужного вынесли с урока. Закончите предложения. Я знаю _______________ Я узнал(а)_____________ Я хочу узнать__________ Я был(а) удивлен тем, что________ Я хочу рассказать родителям______ Для меня храм - это______________ Возьмите листы самооценки. Оцените свою работу на уроке, данные занесите в таблицу |
Отвечают на вопросы.
|
Регулятивные УУД: - определение степени успешности своей работы, - умение контролировать и оценивать свои действия. Коммуникативные УУД: - форма групповой рефлексии. Личностные УУД: -формирование самоанализа своей работы, самооценки. |
Дифференцированное домашнее задание Цель: создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное творческое домашнее задание Длительность этапа: 1 минута |
Словесный метод Работа со слайдами.
|
Предлагаю выбрать домашнее задание: Выполнить макет православного храма и сформулировать правила поведения в храме. Подготовить сообщение о храме-памятнике - составь
кроссворд на тему «Православный храм;
|
Получают карточки с заданиями.
Выходят из класса под звон колоколов |
Регулятивные УУД: - выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
Используемые источники
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.