Методическая разработка урока по предмету
«Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Светская этика».Тема урока «Достойно жить среди людей»
Пояснительная записка
Данная методическая разработка урока является одним из звеньев цепочки развития представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей, для достойной жизни личности, семьи, общества. Необходимость формирования у детей духовно-нравственной культуры связана, с проявляющимся, в последнее время, отсутствием у обучающихся нравственных ориентиров и согласия в вопросах социального поведения, недостатком сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни. Через урок, «Достойно жить среди людей», мы показываем детям важность осознания своих и чужих мыслей и поступков, необходимость укреплять нравственные отношения с другими людьми. Коммуникация детей между собой, анализирование деятельности, положительно влияет на духовно-нравственное воспитание детей, каждый может ощутить себя личностью, почувствовать необходимость общества в себе как в индивидуальности.
Технологическая карта урока
Тема: «Достойно жить среди людей» |
||||
Тип: комбинированный урок |
||||
Цель урока: создать условия для правильного понимания детьми жизни человека среди людей. |
||||
Задачи: § развивать мышление и речь учащихся; § воспитывать умение анализировать поступки и слова, соотносить их с общечеловеческими ценностями; § развивать коммуникативные навыки.
|
||||
Планируемые результаты |
||||
Предметные: · Формирование устойчивого интереса к предмету. · Воспитание этических норм поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия, составляющим моральное достояние человеческой души. · Мотивация на нравственные поступи;
|
Метапредметные: · Самостоятельный поиск и получение информации ; аналитические навыки (сравнение и обобщение), умение работать в группе; умение высказать свое предположение на основе работы с текстом. · Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия. · Готовность слушать собеседника и вести диалог .
|
Личностные:
· Понимание необходимости укреплять нравственные отношения с другими людьми. |
||
Ресурсы урока: презентация, раздаточный материал. |
||||
Ход урока |
||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
|||
Мотивация к деятельности |
||||
Учитель начинает беседу -Здравствуйте, ребята! Посмотрите вокруг себя, что вас окружает? - А кого вы видите здесь? Правильно! - Кто же такой человек? Верно! -Посмотрите, мы все похожи! Но значит ли это, что мы все одинаковы? -Но почему же? У нас есть руки, ноги, голова, туловище! Что же нас отличает друг от друга? -Конечно! Мы с вами давно знакомы и можем сказать друг о друге, не мало. У меня есть мешочек, в который я положила ваши черты характера, привычки, манеры поведения, предлагаю, угадать, где чьи! Каждый по очереди вытащит одну карточку, прочитает, что на ней написано и попробует определить хозяина, кому эта черта принадлежит! ( В мешке только положительные черты характера и добрые поступки).
Учитель продолжает обсуждение -Скажите, всё, что мы нашли в мешочке, можно отнести к хорошим, положительным чертам? -Но разве в жизни так бывает?
- Правильно, как мы оцениваем себя и своё поведение, так мы можем оценить и поведение других, ведь вы можете назвать примеры отрицательного поведения людей или негативных поступков? |
Дети отвечают на вопросы, высказывают своё мнение -Стены, окна, мебель, цветы и т.д.
-Людей. - Это он и она, и я!
-Нет!
- Характер, поведение, чувства, эмоции.
Дети по очереди достают из мешочка, распечатанные на бумаге, слова (Приложение 1) Дети участвуют в обсуждении
-Да! -Нет! Мы бывает совершаем и не хорошие поступки и у нас есть плохие черты характера!
-Да! Люди бывают злые, они обижают других, грубят. Например, преступники, злые, невоспитанные люди и даже близкие.
|
|||
Актуализация необходимых знаний |
||||
-Вспомните, пожалуйста, где же мы храним это всё, и хорошее и плохое, где всё это прячется? А что ещё есть внутри нас? Какие чувства? -Как же мы называем некий «мешочек или сундучок чувств и эмоций» внутри нас? Правильно - это наш внутренний мир, наша душа! И у каждого из нас душа неповторима! (Приложение 2,слайд 1) -Вспомните, какую важную истину мы постигли на прошлом уроке и обозначили на Дереве мудрости?
-А теперь закройте глаза и попробуйте представить себе, что вы на Земле одни, никого рядом нет, чего вам не хватает? -Кто же для вас самый близкий? -Кто дарит вам тепло, любовь и заботу? Конечно! -Как вы думаете, о чем сегодня будет наш разговор? -Правильно! Нас всюду окружают люди, мы живём среди людей! |
-Внутри нас!
- Любовь, переживания, мысли, эмоции, чувства.
- Внутренний мир! Душа.
Дети обращают своё внимание на Дерево мудрости, которое, на каждом уроке, пополняется «новым» понятием. -Нравственная установка.
- Общения, близких людей рядом, любви, тепла, заботы. - Мама и папа. Семья. Друзья.
- О том, что мы живем не в одиночку, а все вместе. Мы не можем жить одни, нам будет плохо. |
|||
Организация познавательной деятельности |
||||
Учитель объясняет правила игры -А сейчас разбейтесь на две команды, перед вами конверты с не законченными пословицами, ваша задача дописать пословицы и определить общую тему, которой они связаны! (Приложение 3) -Итак, что же у вас получилось? Молодцы! Сегодня на Дереве мудрости появятся два новых яблочка, с этими словами. Учитель даёт каждой команде по яблоку (Приложение 4) -А теперь, каждая команда, попробуйте объяснить значение и важность этих двух терминов в нашей жизни! -Можно объяснить теоретически, а можно и практически. Подумайте! (5 мин)
Учитель читает притчу -Я предлагаю вам послушать притчу: «Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору: — Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется». -Что вы услышали в этой притче? О чём подумали? -Как вы считаете, если люди будут допускать такие поступки, и не будут контролировать свой гнев, свои эмоции, что может произойти? Подумайте!?
|
Дети включаются в игру
Слово и дружба. (Приложение 2, слайд 2)
Каждая команда вешает своё яблоко на дерево
Обе команды попробовали разыграть мини-сценки. Дети рассуждают о слове и о дружбе, делают выводы -Каждый человек живет среди людей и нуждается в общении, надо ценить друзей и контролировать свои поступки и эмоции.
Дети выражают своё мнение, обсуждают притчу, делают выводы
-Все люди переругаются, всем будет больно, и все будут одиноки. |
|||
Физкультминутка |
||||
Учитель организовывает игру -Мы сыграем в игру под названием «Ай!». Начиная с меня, выполняем задание по кругу. Правой ногой надо наступить на левую ногу соседа. Человек, которому наступили на ногу, должен оправдать обидчика, называя его по имени. Например, я наступаю на ногу Артёма. Артём говорит: «Я прощаю вас, потому, что вы спешили в школу» и наступает на ногу Кате. Катя говорит: « Я не обижаюсь на тебя Артём. В этом автобусе так тесно и всем надо ехать» и т.д. Объяснения могут быть любыми, но не должны повторяться. Примечание: Наступать на ногу необходимо чисто символически, без усилия. Учитель обсуждает с детьми игру -Молодцы! Что главное можно вынести из нашей игры? Правильно! Вспомним нашу главную мораль, как же нужно относиться к людям? -( Приложение 2, слайд 3)
|
Дети включаются в игру
Играют
Дети включаются в обсуждение -То, что в жизни люди многое не делают специально, и мы должны сдерживать свои негативные эмоции. -«Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе». |
|||
Итоги урока |
||||
-Обратимся к учебнику. На странице 61 мы видим знаменитые изречения мыслителей. Прочитаем их вместе!
Учитель подводит детей к осмыслению изречений -Скажите, способны ли мы изменить к себе отношение своими поступками? -Как вы думаете, обидев человека, имеем ли мы возможность загладить вину, исправить ошибку? Как это можно сделать? Слово учителя -Подведём итог. Важно определить не только, кем ты хочешь стать в жизни, а главное - каким ты хочешь стать! А это зависит только от вас самих! Нужно стремиться совершать хорошие поступки, укреплять дружеские отношения с людьми! |
Дети слух читают изречения -«Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть». (Гельвеций) -«Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы». (Демокрит) -«Лучший среди людей тот, кто больше приносит пользы другим». (Джами) -«Людям полезнее всего делать то, что способствует укреплению дружбы». (Б.Спиноза) Дети озвучивают свои мысли, выводы -Да, если будем стараться совершать добрые поступки, то и по отношению к нам, люди будут поступать хорошо. -Можно извиниться, можно поступками показать, что вы сожалеете. |
|||
Рефлексия деятельности |
||||
-Каждый человек, когда-либо, совершал не хорошие поступки, говорил плохие слова, и мы всегда сожалеем об этом. Поэтому, я предлагаю вам, заглядывать в себя по чаще, анализировать свои поступки, дела, привычки. А для того, чтобы нам всем было легче расставаться со своими негативными эмоциями, обидами, мы повесим два конверта: один - конверт хорошего настроения, а другой конверт - плохого настроения. (Приложение 5) Вы можете написать анонимные записки со своими мыслями, поступками, о которых вы бы хотели забыть навсегда, и положить их в конверт для плохого настроения, а взамен, вы можете взять записку из конверта с хорошим настроением, от ваших друзей. Прямо сейчас мы и напишем эти записки. Начнем. У каждого на столе есть два листка, на одном из них вы можете написать свои добрые чувства, а на другом то, что хотите забыть! -Какие чувства вы испытывали, когда навсегда прощались со своими плохими эмоциями или поступками? -Вы все большие молодцы, ведь вы умеете оценивать не только свои положительные поступки, но и отрицательные, а это уже половина успеха! -Будем надеется, что добрых пожеланий, эмоций и чувств будет всегда больше, чем негативных! Спасибо за урок! |
Дети вешают два конверта на стенд, заполняют листки, раскладывают их по конвертам
Дети делятся своими эмоциями |
|||
Список литературы:
1. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования:
проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад.
образования. ― М.: Просвещении, 2009
2. Шемшурина А.И. Основы религиозных
культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учебник ФГОС / А.И.
Шемшурина.-Изд. Просвещение, 2014
3. Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской
этики. 4 класс: методическое пособие ФГОС / А.И. Шемшурина
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.