«Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Светская этика».Тема урока «Достойно жить среди людей»
Оценка 5

«Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Светская этика».Тема урока «Достойно жить среди людей»

Оценка 5
docx
26.03.2024
«Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Светская этика».Тема урока «Достойно жить среди людей»
орксэ1.docx

 

 

Методическая разработка урока по предмету

«Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Светская этика».Тема урока «Достойно жить среди людей»

 

 

Пояснительная записка

Данная методическая разработка урока является одним из звеньев цепочки развития представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей, для достойной жизни личности, семьи, общества. Необходимость формирования у детей духовно-нравственной культуры связана, с проявляющимся, в последнее время, отсутствием у обучающихся нравственных ориентиров и согласия в вопросах социального поведения, недостатком сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни. Через урок, «Достойно жить среди людей», мы показываем детям важность осознания своих и чужих мыслей и поступков, необходимость укреплять нравственные отношения с другими людьми. Коммуникация детей между собой, анализирование деятельности, положительно влияет на духовно-нравственное воспитание детей, каждый может ощутить себя личностью, почувствовать необходимость общества в себе как в индивидуальности.

 

Технологическая карта урока

Тема: «Достойно жить среди людей»

Тип: комбинированный урок

Цель урока: создать условия для правильного понимания детьми  жизни человека среди людей.

Задачи:

§  развивать мышление и речь учащихся;

§  воспитывать умение анализировать поступки и слова,                    соотносить их с общечеловеческими ценностями;

§  развивать коммуникативные навыки.

 

Планируемые результаты

Предметные:

·        Формирование устойчивого интереса к предмету.

·        Воспитание этических норм поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия, составляющим моральное достояние человеческой души.

·        Мотивация на нравственные поступи;

 

Метапредметные:

·        Самостоятельный поиск и получение информации ; аналитические навыки (сравнение и обобщение), умение работать в группе; умение высказать свое предположение на основе работы с текстом.

·        Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.

·        Готовность слушать собеседника и вести диалог .

 

Личностные:

 

·         Понимание необходимости укреплять нравственные отношения с другими людьми.

Ресурсы урока: презентация, раздаточный материал.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

Учитель начинает беседу

-Здравствуйте, ребята! Посмотрите вокруг себя, что вас окружает?

- А кого вы видите здесь? Правильно! - Кто же такой человек? Верно!

 -Посмотрите, мы все похожи! Но значит ли это, что мы все одинаковы? -Но почему же? У нас есть руки, ноги, голова, туловище! Что же нас отличает друг от друга?

 -Конечно! Мы с вами давно знакомы и можем сказать друг о друге, не мало. У меня есть мешочек, в который я положила ваши черты характера, привычки, манеры поведения, предлагаю, угадать, где чьи! Каждый по очереди вытащит одну карточку, прочитает, что на ней написано и попробует определить хозяина, кому эта черта принадлежит!

( В мешке только положительные черты характера и добрые поступки).

 

Учитель продолжает обсуждение

-Скажите, всё, что мы нашли в мешочке, можно отнести к хорошим, положительным чертам?

-Но разве в жизни так бывает?

 

 

- Правильно, как мы  оцениваем себя и своё поведение, так мы можем оценить и поведение других, ведь вы можете назвать примеры отрицательного поведения людей или негативных поступков?

Дети отвечают на вопросы, высказывают своё мнение

-Стены, окна, мебель, цветы и т.д.

 

-Людей.

- Это он и она, и я!

 

-Нет!

 

 

- Характер, поведение, чувства, эмоции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети по очереди достают из мешочка, распечатанные на бумаге, слова (Приложение 1)

Дети участвуют в обсуждении

 

 

-Да!

-Нет! Мы бывает совершаем и не хорошие поступки и у нас есть плохие черты характера!

 

 

 

 

 

-Да! Люди бывают злые, они обижают других, грубят. Например, преступники, злые, невоспитанные люди и даже близкие.

 

Актуализация необходимых знаний

 

-Вспомните, пожалуйста, где же мы храним это всё, и хорошее и плохое, где всё это прячется? А что ещё есть внутри нас? Какие чувства?

-Как же мы называем некий «мешочек или сундучок чувств и эмоций» внутри нас? 

Правильно - это наш внутренний мир, наша душа! И у каждого из нас душа неповторима! (Приложение 2,слайд 1)

-Вспомните, какую важную истину мы постигли на прошлом уроке и обозначили на Дереве мудрости?

 

 

-А теперь закройте глаза и попробуйте представить себе, что вы на Земле одни, никого рядом нет, чего вам не хватает?

-Кто же для вас самый близкий?

 -Кто дарит вам тепло, любовь и заботу? Конечно!

-Как вы думаете, о чем сегодня будет наш разговор?

-Правильно! Нас всюду окружают люди, мы живём среди людей!

 

-Внутри нас!

 

 

- Любовь, переживания, мысли, эмоции, чувства.

 

- Внутренний мир! Душа.

 

 

 

 

Дети обращают своё внимание на Дерево мудрости, которое, на каждом уроке, пополняется «новым» понятием.

-Нравственная установка.

 

 

 

- Общения, близких людей рядом, любви, тепла, заботы.

- Мама и папа. Семья. Друзья.

 

- О том, что мы живем не в одиночку, а все вместе. Мы не можем жить одни, нам будет плохо.

Организация познавательной деятельности

Учитель объясняет правила игры

-А сейчас разбейтесь на две команды, перед вами конверты с не законченными пословицами, ваша задача дописать пословицы и определить общую тему, которой они связаны!  (Приложение 3)

-Итак, что же у вас получилось? Молодцы! Сегодня на Дереве мудрости появятся два новых яблочка, с этими словами.

Учитель даёт каждой команде по яблоку (Приложение 4)

-А теперь, каждая команда, попробуйте объяснить значение и важность этих двух терминов в нашей жизни!

-Можно объяснить теоретически, а можно и практически. Подумайте! (5 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель читает притчу

-Я предлагаю вам послушать притчу: «Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору: — Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется».

-Что вы услышали в этой притче? О чём подумали?

-Как вы считаете, если люди будут допускать такие поступки, и не будут контролировать свой гнев, свои эмоции, что может произойти? Подумайте!?

 

 

 

Дети включаются в игру

 

 

 

 

 

 

Слово и дружба. (Приложение 2, слайд 2)

 

 

 

Каждая команда вешает своё яблоко на дерево

 

 

 

 

Обе команды попробовали разыграть мини-сценки.

Дети рассуждают о слове и о дружбе, делают выводы

-Каждый человек живет среди людей и нуждается в общении, надо ценить друзей и контролировать свои поступки и эмоции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выражают своё мнение, обсуждают притчу, делают выводы

 

-Все люди переругаются, всем будет больно, и все будут одиноки.

Физкультминутка

Учитель организовывает игру

-Мы сыграем в игру под названием «Ай!». Начиная с меня, выполняем задание по кругу. Правой ногой надо наступить на левую ногу соседа. Человек, которому наступили на ногу, должен оправдать обидчика, называя его по имени. Например, я наступаю на ногу Артёма. Артём говорит: «Я прощаю вас, потому, что вы спешили в школу» и наступает на ногу Кате. Катя говорит: « Я не обижаюсь на тебя Артём. В этом автобусе так тесно и всем надо ехать» и т.д. Объяснения могут быть любыми, но не должны повторяться. Примечание: Наступать на ногу необходимо чисто символически, без усилия.

Учитель обсуждает с детьми игру

-Молодцы! Что главное можно вынести из нашей игры? Правильно! Вспомним нашу главную мораль, как же нужно относиться к людям?

-( Приложение 2, слайд 3)

 

Дети включаются в игру

 

 

 

 

 

 

Играют

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети включаются в обсуждение

-То, что в жизни люди многое не делают специально, и мы должны сдерживать свои негативные эмоции.

-«Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе».

Итоги урока

-Обратимся к учебнику. На странице 61 мы видим знаменитые изречения мыслителей. Прочитаем их вместе!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель подводит детей к осмыслению изречений

-Скажите, способны ли мы изменить к себе отношение своими поступками?

-Как вы думаете, обидев человека, имеем ли мы возможность загладить вину, исправить ошибку? Как это можно сделать?

Слово учителя

-Подведём итог. Важно определить не только, кем ты хочешь стать в жизни, а главное - каким ты хочешь стать! А это зависит только от вас самих! Нужно стремиться совершать хорошие поступки, укреплять дружеские отношения с людьми!

Дети слух читают изречения

-«Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть». (Гельвеций)

-«Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы». (Демокрит)

-«Лучший среди людей тот, кто больше приносит пользы другим». (Джами)

-«Людям полезнее всего делать то, что способствует укреплению дружбы». (Б.Спиноза)

Дети озвучивают свои мысли, выводы

-Да, если будем стараться совершать добрые поступки, то и по отношению к нам, люди будут поступать хорошо.

-Можно извиниться, можно поступками показать, что вы сожалеете.

Рефлексия деятельности

-Каждый человек, когда-либо, совершал не хорошие поступки, говорил плохие слова, и мы всегда сожалеем об этом. Поэтому, я предлагаю вам, заглядывать в себя по чаще, анализировать свои поступки, дела, привычки. А для того, чтобы нам всем было легче расставаться со своими негативными эмоциями, обидами,  мы повесим два конверта: один - конверт хорошего настроения, а другой конверт - плохого настроения. (Приложение 5) Вы можете написать анонимные записки со своими мыслями, поступками, о которых вы бы хотели забыть навсегда, и положить их в конверт для плохого настроения, а взамен, вы можете взять записку из конверта с хорошим настроением, от ваших друзей. Прямо сейчас мы и напишем эти записки. Начнем.  У каждого на столе есть два листка, на одном из них вы можете написать свои добрые чувства, а на другом то, что хотите забыть!

-Какие чувства вы испытывали, когда навсегда прощались со своими плохими эмоциями или поступками?

-Вы все большие молодцы, ведь вы умеете оценивать не только свои положительные поступки, но и отрицательные, а это уже половина успеха!

-Будем надеется, что добрых пожеланий, эмоций и чувств будет всегда больше, чем негативных!

Спасибо за урок!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети вешают два конверта на стенд, заполняют листки, раскладывают их по конвертам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети делятся своими эмоциями

 

Список литературы:

1. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009
2. Шемшурина А.И.  Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учебник ФГОС / А.И. Шемшурина.-Изд. Просвещение, 2014
3. Шемшурина А.И.  Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: методическое пособие ФГОС / А.И. Шемшурина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»

Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»

Мотивация на нравственные поступи;

Мотивация на нравственные поступи;

Правильно, как мы оцениваем себя и своё поведение, так мы можем оценить и поведение других, ведь вы можете назвать примеры отрицательного поведения людей или негативных…

Правильно, как мы оцениваем себя и своё поведение, так мы можем оценить и поведение других, ведь вы можете назвать примеры отрицательного поведения людей или негативных…

Приложение 3) -Итак, что же у вас получилось?

Приложение 3) -Итак, что же у вас получилось?

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя

Правильно! Вспомним нашу главную мораль, как же нужно относиться к людям? -(

Правильно! Вспомним нашу главную мораль, как же нужно относиться к людям? -(

Каждый человек, когда-либо, совершал не хорошие поступки, говорил плохие слова, и мы всегда сожалеем об этом

Каждый человек, когда-либо, совершал не хорошие поступки, говорил плохие слова, и мы всегда сожалеем об этом

«Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Светская этика».Тема урока «Достойно жить среди людей»

«Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Светская этика».Тема урока «Достойно жить среди людей»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2024