Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа

  • Памятки
  • docx
  • 23.12.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал в помощь для подготовки к ОГЭ/ЕГЭ по литературе
Иконка файла материала Основы стихосложения ОГЭ(ЕГЭ) по литературе.docx

Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа

Проза и поэзия

Поэзия — особая организация художественной речи, которая отличается ритмом и рифмой — стихотворной формой; лирическая форма отражения действительности. Часто термин поэзия употребляется в значении «произведения разных жанров в стихах». Передает субъективное отношение личности к миру. На первом плане — образ-переживание. Не ставит задачу передать развитие событий и характеров.

Проза — все виды нестихотворно организованной речи. В отличие от стихов, проза немелодична, часто — неритмична и не подчинена никакому стихотворному размеру. Для нее характерна жизненная достоверность, «обыкновенность» языка и стиля. Изображает повседневное бытие людей в его сложности и многогранности; тяготеет к изображению событий, характеров, деталей, которые организуются в сюжет. В центре художественного внимания образ-характер. Выделяются три основных вида прозы: рассказ, повесть, роман.

 

Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа

Стихотворный размер

Стихотворный размер — последовательно выраженная форма стихотворного ритма (определяется числом слогов, ударений или стоп — в зависимости от системы стихосложения); схема построения стихотворной строки. В русском (силлабо-тоническом стихосложении) различаются 5 основных стихотворных размеров: двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, анапест, амфибрахий).

Двусложные

Ямб - (ударение на втором слоге)

Пример: Открылась бездна, звезд полна

Звездам числа нет, бездне дна.

 

Хорей - (ударение на первом слоге)

Пример: Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…

А.С. Пушкин

 

Трехсложные

Дактиль

- ∪∪ Ударение приходится на первый из трех слогов

Пример: Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную.

М.Ю. Лермонтов

 

Амфибрахий

- Ударение приходится на второй из трех слогов

Пример: Шумела полночная вьюга

В лесной и глухой стороне.

А. Фет

 

Анапест

∪∪ - Ударение приходится на последний из трех слогов

У людей-то в дому — чистота, лепота,

А у нас-то в дому — теснота, духота…

Н.А. Некрасов

Рифма

Повтор звуков, связывающих окончания двух или более строк ( например, розы-морозы); одинаковое или сходное звучание окончаний стихов; композиционно-звуковой повтор в конце двух или нескольких стихов.

 

Рифма бывает:

(А) мужская (последний слог — ударный)

женская (последний слог — безударный)

дактилическая (ударный — третий от конца слог)

гипердактилическая (ударный — четвертый от конца слог)

(Б) Смежная, парная (аабб)

Тройная (ааа)

Перекрестная (абаб)

Опоясная, кольцевая (абба)

Тернарная (аабааб)

 

(В) Точная

Пример:

Я дал разъехаться домашним,

Все близкие давно в разброде,

И одиночеством всегдашним

Полно всё в сердце и природе. (Б.Пастернак)

 

Неточная

Пример:

В человеческом организме

девяносто процентов воды,

как, наверное, в Паганини

девяносто процентов любви! (А.Вознесенский)

 

Ритм

Повторяемость в стихотворной речи однородных звуковых, интонационных, синтаксических особенностей (может быть мелодическим и немелодическим); периодическое повторение каких-либо элементов стихотворной речи через определенные промежутки; упорядоченность звукового строя стихотворной речи.

Ритмообразующие элементы

• метрические ударения (метрика)

• концевые ударения (каталектика)

• концевые созвучия (рифма)

• числа слогов (силлабика)

• концевые паузы

• внутренние паузы (цезуры)

• внутренние созвучия (внутренние рифмы)

• синтаксические конструкции фраз

• строфы

 

Строфа

Строфа — повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов, связанных по смыслу, а также расположением рифм. Сочетание стихов, образующее ритмическое и синтаксическое целое, объединенное определенной системой рифмовки; дополнительный ритмический элемент стиха. Часто имеет законченное содержание и синтаксическое построение. Зрительно строфы отделяются одна от другой увеличенным интервалом.

Различаются следующие строфы:

двустишие (дистих), трехстишие (терцина), четырехстишие (катрен), пятистишие,

шестистишие (сесктина), восьмистишие (октава), девятистишие (спенсорова строфа),

десятистишие (одическая строфа), четырнадцатистишие (сонет, онегинская строфа).

 

ЛИТЕРАТУРА. Теория стихосложения Размеры стиха

Размер стиха — это порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе.

Размер

Определение

Пример

Двусложные размеры

Хорей

Стопа с ударением на первом слоге!-!-!-

СквОзь вол/нИсты/Е ту/мАны/

ПрОби/рАет/сЯ лу/нА…

А.С.Пушкин

Ямб

Стопа с ударением на втором слоге.-!-!-!

ПрощАй,/ свобОд/наЯ/стихИ/я,

В послЕд/ний рАз /перЕ/до мнОй/…

А.С. Пушкин

Трёхсложные размеры

Амфибрахий

Стопа с ударением на втором слоге-!—!—!—

ОднАжды/в студЁну/ю зИмню/ю пОру/

Я Из ле/су вЫшел, /был сИльный/ морОз…/

Н.А. Некасрсов

Анапест

Стопа с ударением на последнем слоге—!—!—!

Я тебЕ /ничегО /не скажУ,/

Я тебЯ /не встревО/жу ничУть…/

А.А. Фет

Дактиль

Стопа с ударением на первом слоге!—!—!—

СлАвная/ Осень!Здо/рОвый,яд/рЁный,ВОздух ус/тАлые /сИлы бод/рИт…Н.А.Некрасов

 

Стопа - это группа слогов в строке, объединённая ритмическим ударением (ударные слоги и безударный)

В зависимости от количества таких групп слогов выделяют двусложные, трёхсложные, четырёхсложные и т.д. стопы.

РИФМА - это звуковой повтор в конце каждой строки стихотворения.

Виды рифмовки по расположению рифмующихся стихов

Рифма

Определение

Пример

Опоясывающая (кольцевая)

АВВА

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

А.С. Пушкин

Смежная

ААВВ

О чём, прозаик, ты хлопочешь?

Давай мне мысль, какую хочешь.

Её с конца я завострю,

Летучей рифмой оперю

А.С. Пушкин

Перекрёстная

АВАВ

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

М.Ю. Лермонтов

 

Виды рифмы по положению ударения в конце строки

Рифма

Определение

Пример

Женская

Ударение на предпоследнем слоге в строке

У врат обители святОй…

Мужская

Ударение на последнем слоге в строке

Стоял просящий подаЯнья…М.Ю. Лермонтов

Дактилическая

Ударение на третьем с конца слоге.

Потонула деревня в ухАбинах…С.А.Есенин

Гипердактилическая

Ударение на четвёртом и далее слоге с конца

От луны лучи протЯгиваются,

К сердцу иглами притрАгиваются…

В.Я.Брюсов