Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа
Проза и поэзия
Поэзия — особая организация художественной речи, которая отличается ритмом и рифмой — стихотворной формой; лирическая форма отражения действительности. Часто термин поэзия употребляется в значении «произведения разных жанров в стихах». Передает субъективное отношение личности к миру. На первом плане — образ-переживание. Не ставит задачу передать развитие событий и характеров.
Проза — все виды нестихотворно организованной речи. В отличие от стихов, проза немелодична, часто — неритмична и не подчинена никакому стихотворному размеру. Для нее характерна жизненная достоверность, «обыкновенность» языка и стиля. Изображает повседневное бытие людей в его сложности и многогранности; тяготеет к изображению событий, характеров, деталей, которые организуются в сюжет. В центре художественного внимания образ-характер. Выделяются три основных вида прозы: рассказ, повесть, роман.
Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа
Стихотворный размер
Стихотворный размер — последовательно выраженная форма стихотворного ритма (определяется числом слогов, ударений или стоп — в зависимости от системы стихосложения); схема построения стихотворной строки. В русском (силлабо-тоническом стихосложении) различаются 5 основных стихотворных размеров: двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, анапест, амфибрахий).
Двусложные
Ямб ∪- (ударение на втором слоге)
Пример: Открылась бездна, звезд полна
Звездам числа нет, бездне дна.
Хорей -∪ (ударение на первом слоге)
Пример: Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…
А.С. Пушкин
Трехсложные
Дактиль
- ∪∪ Ударение приходится на первый из трех слогов
Пример: Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
М.Ю. Лермонтов
Амфибрахий
∪-∪ Ударение приходится на второй из трех слогов
Пример: Шумела полночная вьюга
В лесной и глухой стороне.
А. Фет
Анапест
∪∪ - Ударение приходится на последний из трех слогов
У людей-то в дому — чистота, лепота,
А у нас-то в дому — теснота, духота…
Н.А. Некрасов
Рифма
Повтор звуков, связывающих окончания двух или более строк ( например, розы-морозы); одинаковое или сходное звучание окончаний стихов; композиционно-звуковой повтор в конце двух или нескольких стихов.
Рифма бывает:
(А) мужская (последний слог — ударный)
женская (последний слог — безударный)
дактилическая (ударный — третий от конца слог)
гипердактилическая (ударный — четвертый от конца слог)
(Б) Смежная, парная (аабб)
Тройная (ааа)
Перекрестная (абаб)
Опоясная, кольцевая (абба)
Тернарная (аабааб)
(В) Точная
Пример:
Я дал разъехаться домашним,
Все близкие давно в разброде,
И одиночеством всегдашним
Полно всё в сердце и природе. (Б.Пастернак)
Неточная
Пример:
В человеческом организме
девяносто процентов воды,
как, наверное, в Паганини
девяносто процентов любви! (А.Вознесенский)
Ритм
Повторяемость в стихотворной речи однородных звуковых, интонационных, синтаксических особенностей (может быть мелодическим и немелодическим); периодическое повторение каких-либо элементов стихотворной речи через определенные промежутки; упорядоченность звукового строя стихотворной речи.
Ритмообразующие элементы
• метрические ударения (метрика)
• концевые ударения (каталектика)
• концевые созвучия (рифма)
• числа слогов (силлабика)
• концевые паузы
• внутренние паузы (цезуры)
• внутренние созвучия (внутренние рифмы)
• синтаксические конструкции фраз
• строфы
Строфа
Строфа — повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов, связанных по смыслу, а также расположением рифм. Сочетание стихов, образующее ритмическое и синтаксическое целое, объединенное определенной системой рифмовки; дополнительный ритмический элемент стиха. Часто имеет законченное содержание и синтаксическое построение. Зрительно строфы отделяются одна от другой увеличенным интервалом.
Различаются следующие строфы:
двустишие (дистих), трехстишие (терцина), четырехстишие (катрен), пятистишие,
шестистишие (сесктина), восьмистишие (октава), девятистишие (спенсорова строфа),
десятистишие (одическая строфа), четырнадцатистишие (сонет, онегинская строфа).
ЛИТЕРАТУРА. Теория стихосложения Размеры стиха
Размер стиха — это порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе.
Размер |
Определение |
Пример |
Двусложные размеры |
||
Хорей |
Стопа с ударением на первом слоге!-!-!- |
СквОзь вол/нИсты/Е ту/мАны/ ПрОби/рАет/сЯ лу/нА… А.С.Пушкин |
Ямб |
Стопа с ударением на втором слоге.-!-!-! |
ПрощАй,/ свобОд/наЯ/стихИ/я, В послЕд/ний рАз /перЕ/до мнОй/… А.С. Пушкин |
Трёхсложные размеры |
||
Амфибрахий |
Стопа с ударением на втором слоге-!—!—!— |
ОднАжды/в студЁну/ю зИмню/ю пОру/ Я Из ле/су вЫшел, /был сИльный/ морОз…/ Н.А. Некасрсов |
Анапест |
Стопа с ударением на последнем слоге—!—!—! |
Я тебЕ /ничегО /не скажУ,/ Я тебЯ /не встревО/жу ничУть…/ А.А. Фет |
Дактиль |
Стопа с ударением на первом слоге!—!—!— |
СлАвная/ Осень!Здо/рОвый,яд/рЁный,ВОздух ус/тАлые /сИлы бод/рИт…Н.А.Некрасов |
Стопа - это группа слогов в строке, объединённая ритмическим ударением (ударные слоги и безударный)
В зависимости от количества таких групп слогов выделяют двусложные, трёхсложные, четырёхсложные и т.д. стопы.
РИФМА - это звуковой повтор в конце каждой строки стихотворения.
Виды рифмовки по расположению рифмующихся стихов
Рифма |
Определение |
Пример |
Опоясывающая (кольцевая) |
АВВА |
Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас. А.С. Пушкин |
Смежная |
ААВВ |
О чём, прозаик, ты хлопочешь? Давай мне мысль, какую хочешь. Её с конца я завострю, Летучей рифмой оперю… А.С. Пушкин |
Перекрёстная |
АВАВ |
В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть, Одну молитву чудную Твержу я наизусть. М.Ю. Лермонтов |
Виды рифмы по положению ударения в конце строки
Рифма |
Определение |
Пример |
Женская |
Ударение на предпоследнем слоге в строке |
У врат обители святОй… |
Мужская |
Ударение на последнем слоге в строке |
Стоял просящий подаЯнья…М.Ю. Лермонтов |
Дактилическая |
Ударение на третьем с конца слоге. |
Потонула деревня в ухАбинах…С.А.Есенин |
Гипердактилическая |
Ударение на четвёртом и далее слоге с конца |
От луны лучи протЯгиваются, К сердцу иглами притрАгиваются… В.Я.Брюсов |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.