Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Копейского городского округа
|
Утверждаю: Директор МОУ «СОШ №6» Подорванова Е.Ю. /_________________/ Приказ №3/1-од_ от 10 января 2023 года |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристической направленности
«Киберспорт»
Возраст обучающихся: 9-15 лет
Срок реализации: 2 года
Год разработки программы: 2023 г.
Авторы-составители:
Осипчук А.И.,
педагог доп. образования
МОУ «СОШ № 6» Копейского г.о.
г. Копейск, 2023 г.
1.1. Пояснительная записка
Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществлялась в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Конвенция о правах ребенка (резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989г.);
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 г. № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Методические рекомендации «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации» (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30 декабря 2022 года № АБ – 3924/06);
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ нового поколения (включая разноуровневые программы в области физической культуры и спорта) (утвержденные приказом ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания, 2021 год);
Письмо министерства просвещения Российской Федерации от 19.08.2022 г. «Об адаптированных дополнительных общеразвивающих программах»;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
Паспорт национального проекта «Образование» (утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018г. №16);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Методические рекомендации ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания»» // Москва: Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, 2023.
локальные акты учреждения.
Данная программа дополнительного образования относится к программам туристической направленности.
Уровень освоения содержания образования базовый
Актуальность программы:
Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей – инвалидов на участие в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной образовательной политики. Обучение компьютерному спорту с самого раннего возраста помогает многим детям, в том числе и детей с поражением опорно-двигательного аппарата, не отставать в развитии от своих сверстников, открывают дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этой категории детей преодолеть замкнутость, чувствовать себя полноценными членами социального общества. Содержание учебной работы отвечает требованиям данной программы с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
Основой киберспорта являются развитие внимания, реакции, быстроты мышления, воли. Занятия киберспортом общедоступны благодаря минимальной физической нагрузке, возможности заниматься дома и в обычной учебной аудитории, в любое время года, возможностью охвата детей с поражением опорно-двигательного аппарата.
Особенность программы
Киберспорт (компьютерный спорт) – индивидуальное или командное соревнование на основе видеоигр. Все киберспортивные дисциплины делятся на несколько основных классов, различаемых свойствами игровых задач. Россия первая страна в мире признала киберспорт (компьютерный спорт) официальным видом спорта. Данный вид спорта включает шесть киберспортивных дисциплин: «боевая арена», «соревновательные головоломки», «спортивный симулятор», «стратегия в реальном времени», «технический симулятор», «файтинг». Шутер/Тактический трехмерный бой (по состоянию на 29.04.2021 не признан в России Министерством спорта России и не включен в правила компьютерного спорта).
Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся в
возрасте 9-15 лет.
В процессе реализации программы учитываются возрастные особенности детей.
Возрастные особенности обучающихся
Возрастные особенности детей 9-15 лет.
Суть их заключается в учете особенностей развития и потребностях современных детей и подростков, а также в постоянном обращении к опыту учащихся, к их интересам, склонностям, устремлениям, индивидуально-значимым ценностям, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым учащимся.
Объем программы: 68 часов.
Форма обучения: очная
Методы обучения:
Словесные, наглядные, практические (по источнику изложения учебного материала)
Продуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности)
Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала)
Тип занятий: практические
Формы проведения занятий беседа, наблюдение, лабораторная работа, практическое занятие, эксперимент, защита проектов, экскурсия, экологическая акция, творческая работа.
Срок освоения программы: 1 год.
Режим занятий. По программе планируется 2 занятие в неделю по 1 академических часу.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы - Создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала, создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учёбы время, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством компьютерного спорта.
Задачи программы:
Образовательные (предметные):
− знакомство с основами киберспорта;
− формирование межличностных отношений;
− формирование умения работать в команде и договариваться;
Личностные:
− формирование ценностных ориентиров;
− развитие познавательных навыков области физической культуры и спорта;
− развитие интеллектуальных способностей обучающихся;
− развитие мышления, памяти, внимания, воображения;
− развитие мелкой моторики, реакции и стратегического мышления;
− формирование мотивов к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и педагогом;
− развитие умений эффективного решения проблемных ситуаций и выхода из непредвиденной ситуации;
− развитие коммуникативных навыков, навыков работы в команде, стремления добиваться положительного результата в деятельности, стремление к победе;
Метапредметные:
воспитание волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности юных киберспортсменов;
− выработка у обучающихся командного духа и базового понимания того, что такое «стратегия»;
− воспитание черт спортивного характера;
1. 1.3. Содержание программы
1.3.1. Тематический план
1 год обучения
№ п/п |
Название раздела/темы |
Общее кол-во часов |
Теория |
Практика |
Формы аттестации / контроля |
1 |
Раздел 1. Компьютерные игры |
67 |
10 |
57 |
Зачет |
1.1 |
Техника безопасности за компьютером |
4 |
4 |
0 |
Зачет |
1.2 |
Техника безопасности в сети |
20 |
6 |
14 |
Зачет |
1.3 |
Игры серии Counter Strike |
20 |
0 |
20 |
Зачет |
1.4 |
Игры серии Dota-2 |
8 |
0 |
8 |
Зачет |
1.5 |
Игры серии Warface |
8 |
0 |
8 |
Зачет |
1.6 |
Игры серии Rocket League |
4 |
0 |
4 |
Зачет |
1.7 |
Подготовка к соревнования по киберспорту |
2 |
0 |
2 |
Зачет |
2 |
Итоговое занятие |
1 |
0 |
1 |
Зачет |
|
Итого: |
68 |
10 |
58 |
|
Раздел 1. Компьютерные игры
Теория: цели и задачи на год. Знакомство с программой. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятии и в образовательном учреждении.
Тема 1.1 Техника безопасности за компьютером
Оборудование: ПК
Теория: изучение коллективной работы
Тема 1.2 Техника безопасности в сети
Оборудование: ПК
Теория: изучение коллективной работы
Практика: работа за компьютером
Тема 1.3 Игры серии Counter Strike.
Оборудование: ПК
Теория: изучение коллективной работы
Практика: работа за компьютером
Тема 1.4 Игры серии Dota-2.
Оборудование: ПК
Теория: изучение коллективной работы
Практика: работа за компьютером
Тема 1.5 Игры серии Warface
Оборудование: ПК
Теория: изучение коллективной работы
Практика: работа за компьютером
Тема 1.6 Игры серии Rocket League.
Оборудование: ПК
Теория: изучение коллективной работы
Практика: работа за компьютером
Тема 1.7 Подготовка к соревнования по киберспорту
Оборудование: ПК
Теория: изучение коллективной работы
Практика: работа за компьютером
Раздел 2 . Итоговое занятие
Оборудование: ПК
Практика: работа за компьютером
Образовательные (предметные):
- уметь самостоятельно готовить развернутое описание туристической деятельности, определить способности, которые необходимы данной деятельности, и подобрать задания для проверки этих способностей.
- описывать признаки предметов, деятельностей и узнавать предметы по их признакам,
- осуществлять поисково-аналитическую деятельность для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении учебных предметов, способность добывать новую информацию из различных источников,
- иметь представление о профессионально значимых способностях и личностных качествах, представления о мире туризма.
Личностные:
- основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда,
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Метапредметные:
- умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, работать по предложенному педагогу плану;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков);
- уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Воспитательный компонент
Цель воспитания обучающихся в МОУ «СОШ №6»: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся в МОУ «СОШ №6»: усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний; достижение личностных результатов освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Формы воспитания: беседа, практическое занятие, мастер – класс, творческая встреча, защита проектов, деловая игра, экскурсия, тренинги, походы и другие формы взаимодействия обучающихся.
Методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего возраста) и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
Условия воспитания: воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на базе школы, и на других площадках для проведения различных мероприятий ;
Анализ результатов: Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Методами оценки результативности реализации программы в части воспитания является педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросы.
Календарный план воспитательной работы
№ п/п |
Наименование мероприятия по программе воспитания |
Дата проведения |
Форма проведения мероприятия
|
Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события |
1. |
Конкурс «На лучшее знание Государственной символики РФ» |
сентябрь |
Создание поделок, рисунков, презентаций |
оформление выставки, участие в городском и областном этапах конкурса |
2. |
«Памятники природы через объектив» «День пожилого человека» «День учителя» |
октябрь |
Создание фотографий, презентаций, видеороликов Изготовление поделок, сувениров |
оформление выставки, участие в городском и областном этапах конкурса поздравление учителей-ветеранов на дому |
3. |
«Твоя возможность увидеть ,Южный Урал» «День народного единства» |
ноябрь |
Создание фотографий, презентаций, видеороликов Знакомство с бытом народов России |
оформление выставки, участие в городском и областном этапах конкурса посещение музеев, выставок |
4. |
День неизвестного солдата День Героев Отечества Дню Конституции России
|
декабрь |
Просмотр и обсуждение кинофильмов, посещение библиотек, музеев |
Участие в городских конкурсах фотографий, рисунков, видеороликов |
5. |
Экологическая акция |
январь |
сбор макулатуры, батареек, пластиковых крышек. |
Участие в школьной акции |
6. |
День защитников Отечества |
февраль |
изготовление сувениров, открыток для защитников Отечества |
Участие в акции «Напиши письмо солдату», «Мы вместе» |
7. |
«Портрет твоего края» |
март |
Создание фотографий, презентаций, видеороликов Знакомство с бытом народов России |
Оформление выставки, участие в конкурсе |
8. |
Экологическая акция |
Апрель |
сбор макулатуры, батареек, пластиковых крышек. |
Участие в школьной акции |
9. |
День славянской письменности и культуры День Победы |
Май |
Изучение народных промыслов Изготовление поделок, сувениров |
Оформление выставки, поздравление ветеранов войны и труда на дому |
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Начало учебных занятий для обучающихся 1 сентября 2023 г.
Окончание согласно уставу ОО
Продолжительность учебного года 34 уч. Нед.
Количество часов в год 68
Продолжительность и периодичность занятий: 2 занятия раз в неделю
Промежуточная аттестация: Зачет
Выходные дни: праздничные и выходные дни
Объем программы: 68 часа
Срок освоения программы: 1 год
Количество часов |
1 год обучения |
Форма итоговой аттестации |
Технология |
30 ч. |
Зачет |
Информатика |
38 ч. |
Зачет |
Количество часов в год |
68 ч. |
Зачет |
Количество часов по программе |
136 ч |
2.2. Учебный план
2.3. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
№ п/п |
Наименование основного оборудования |
База учреждения |
Методические рекомендациям по приобретению средств обучения и воспитания в целях создания новых мест |
1. |
ПК |
13 |
|
2. |
Карандаш |
13 |
|
3. |
Ручка |
13 |
|
4. |
Блокнот |
13 |
|
2.4. Формы аттестации
- Устный и письменный опрос
- выполнение тестовых заданий
- игровые формы
- Сдача нормативов
Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе.
Форма:
-Участие в контрольном выезде туристских групп
-Представление и защита разработанного путешествия (меню, маршрут, логистика)
2.5. Оценочные материалы
Оценочные материалы.
Входная диагностика проходит перед зачислением ребенка в секцию с целью выявления первоначального уровня знаний и умений, возможности детей.
Формы:
- Прохождение медицинского осмотра
- Устный опрос
Во время проведения входной диагностики педагог даёт анкету для учащихся «Изучение интереса к занятиям у учащихся»;
Текущий контроль осуществляется на занятиях в течение всего учебного года для отслеживания уровня освоение учебного материала программы и личностных качеств учащихся.
Формы:
-педагогическое наблюдение
-Выполнение тестовых заданий на знание терминологии и истории киберспорта
-Выполнение практических заданий
-Устный и письменный опрос
Промежуточный контроль проводится 2 раза в год – декабрь, май с целью выявления уровня усвоения программой учащимися.
Формы
- Устный и письменный опрос
- выполнение тестовых заданий
- игровые формы
- Сдача нормативов
Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе.
Форма
-Участие в контрольном выезде туристских групп
-Представление и защита разработанного путешествия (меню, маршрут, логистика)
Наглядные и дидактические пособия:
· учебно-топографический карты;
· плакаты, схемы по технике туризма и технике безопасности;
· фото- и видеоматериалы, слайды;
· карточки-задания по оказанию первой медицинской помощи;
· обучающие и контрольные тесты по спортивному ориентированию.
2.6. Методические материалы
· учебно-топографический карты;
· плакаты, схемы по технике туризма и технике безопасности;
· фото- и видеоматериалы, слайды;
· карточки-задания по оказанию первой медицинской помощи;
· обучающие и контрольные тесты по спортивному ориентированию.
2.7. Список литературы
Список литературы для педагогов
1. Байковский Ю.В. Основы спортивной тренировки в горных видах спорта. -М., 1986.
2. Бардин К.В. Азбука туризма. - М., 1981.
3. Богданова Д.Я. Занимательная психология спорта, 1-2. - М.: ФиС, 1993-1994.
4. Герман Ю.В. Проведение и судейство конгкурсов на туристских слетах и соревнованиях. -М.: ЦРИБ "Турист", 1983.
5. Гоголадзе В.Н. Организация и проведение соревнований по поисково-спасательным работам в природной среде. - М., 2000.
6. Горбунов Г.Д.Психопедагогика спорта. - М.: ФиС. 1986.
7. Иванов Е.И. Судейство соревнований по спортивному ориентированию. -М.: ФиС, 1978.
Список литературы для обучающихся
1. Иванов В.Д., Федотов Ю.Н. Организация и проведение соревнований по горному туризму. - М.:ЦРИБ "Турист", 1980.
2. Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися образовательных учреждений Санкт-Петербурга. /Приложение к Приказу Комитета по образованию Мэрии Санкт-Петербурга от 24 декабря 1994 года.
3. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. -М.:ФиС, 1990.
4. Кодыш Э.Н.Константинов Ю.С., Кузнецов Ю.А. Туристские слеты и соревнования. -М.: Профиздат, 1984.
5. Костылев В. Философия спортивного ориентирования, или некоторые рекомендации ориентировщику, желающему стать лидером. -М., 1995.
Список интернет-ресурсов
1. Кошельков С.А. Обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и соревнований учащихся. -М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997.
2. Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Составление письменного отчета о пешеходном туристском путешествии школьников. -М.: ЦРИБ "Турист", 1983.
3. Лукоянов П.И. Безопасность в лыжных походах и чрезвычайных ситуациях зимних условий. -М.: ЦДЮТурМО РФ, 1998.
4. Методические рекомендации по подготовке горных туристов. -Таллинн, 1978.
5. Маринов Б. Проблемы безопасности в горах. -М.: ФиС, 1981.
6. Первая медлицинская помощь пострадавшим при черезвычайных ситуациях: Учебн.пособие / СПбГУАП. -СПб., 1997.
7. Пиратинский А.Е. Подготовка скалолаза. -М.:ФиС, 1987.
8. Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 1995.
9. Русский турист. Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 1998-2000 гг.. - М., 1998.
10. Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению, организации отдыха детей и молодежи. - м.:ЦДЮТур МО РФ, 1999.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.