Управление по образованию
Молодечненского райисполкома
Статья по теме
«Основы управления учреждением образования на современном этапе. Новый Кодекс об образовании»
Подготовила:
Пекарская Светлана Николаевна,
заместитель директора по учебной работе ГУО «Городиловская средняя школа Молодечнеского района»
Молодечненский район
Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так,
как учили этому вчера.
Джон Дьюи
Структурно-логическую схему «Современные тенденции развития образования» можно представить следующим образом:
14 января 2022 г. принят Закон Республики Беларусь № 154-З «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании».
Законом № 154-З в новой редакции излагается Кодекс Республики Беларусь об образовании (Кодекс об образовании). Изменения направлены на совершенствование норм Кодекса с учетом практики его применения в современных условиях, а также приведение отдельных предписаний соответствие с законодательством Республики Беларусь.
Изложение Кодекса об образовании в новой редакции обусловлено:
изменением структуры высшего образования;
включением в систему образования Республики Беларусь системы научно-ориентированного образования взамен системы послевузовского образования;
расширением сферы применения целевой подготовки специалистов и рабочих (служащих) для удовлетворения потребностей в специалистах различного профиля организаций, расположенных как в малых населенных пунктах и на загрязненных территориях, так и в иных населенных пунктах;
устранением пробелов, выявленных в практике применения Кодекса об образовании.
Кодекс Республики Беларусь об образовании, статья 10, п. 2
Целями образования являются формирование гражданственности и патриотизма, интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и профессиональное развитие личности обучающегося, формирование у него знаний, умений, навыков и компетенций.
Задачи:
создать условия для повышения качества общего среднего образования (Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 годы утверждена постановлением Совета Министров от 29 января 2021 года №57)
Основные задачи:
обеспечить полный охват бесплатным, качественным общим средним образованием
увеличить количество молодых людей,
обладающих необходимыми знаниями и навыками, в том числе
профессионально-техническими, для продолжения образования и/или
трудоустройства (Концепция развития национальной системы образования до 2030
года
Постановление Совета Министров 30.11.2021 №683).
В Кодекс об образовании включено 17 новых статей — их теперь 297. Обновления касаются как общих вопросов совершенствования системы образования и организации образовательного процесса, так и требований ко всем участникам процесса, а также социальной защиты и поддержки обучающихся и выпускников.
Концепция развития национальной системы образования до 2030 год
Способы достижения цели и решения задач:
переход к обязательному общему среднему образованию;
продолжение оптимизации УОСО и укрепления их материально-технической базы;
продолжение формирования адаптивной образовательной среды, учитывающей особенности и потребности развития каждого учащегося;
оптимизация содержания ОСО (образовательные стандарты, учебные программы) в соответствии с современными тенденциями его развития;
разработка научно-методического обеспечения формирования функциональной грамотности учащихся;
расширение вариативности содержания ОСО через разработку новой структуры типового учебного плана, на основе модульно-блочного подхода и введения интегрированных учебных курсов;
совершенствование практики допрофессиональной подготовки и профессионального обучения учащихся;
модернизация системы выявления, учета, социальной поддержки и работы с одаренной и талантливой молодежью (через создание Национального детского технопарка, расширение практик STEM-подходов и др.);
совершенствование системы независимой аттестации учащихся УОСО;
проведение комплексных исследований (в том числе независимых) качества образования;
оптимизация процесса разработки и издания учебных пособий (в том числе электронных);
изменение перечня должностей в УОСО, внесение изменений в квалификационные требования к педагогическим работникам УОСО;
разработка мер по моральному и материальному стимулированию труда работников системы ОСО.
Цель — знания плюс компетенции.
В обновленном кодексе предложено иное определение самого образования. Его целью становится не только разностороннее развитие личности обучающегося, но и формирование у него компетенций, под которыми понимаются способности осуществлять деятельность в соответствии с полученным образованием.
С учетом направлений дальнейшего развития страны принципы государственной политики в сфере образования дополнены инклюзией в образовании и обязательностью общего среднего образования (в ранее действующей редакции документа обязательным является общее базовое). Однако, продолжать обучение в X-м классе не обязательно, как и ранее, выпускники IX-го класса общее среднее образование смогут получить либо в ходе дальнейшей учебы в школе, либо в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования.
В Кодексе закреплено нормативное финансирование государственных учреждений образования, показавшее в ходе экспериментов свою эффективность. Для упорядочения работы частных учреждений дошкольного и общего среднего образования заложена возможность финансирования части расходов таких учреждений за счет средств республиканского и местных бюджетов в порядке, определяемом Правительством.
В целях исключения введения в заблуждение населения предусмотрен запрет на использование в наименованиях юрлиц, не являющихся учреждениями образования, названий «детский сад», «школа», «гимназия», «лицей», «училище», «колледж», «университет», «институт», «академия», если иное не установлено законодательными актами.
Сокращены и оптимизированы существующие виды учебных учреждений образования. К примеру, ясли, ясли-сад, детский сад теперь будут называться одинаково — детский сад. Их количество не меняется, упорядочиваются лишь наименования. Вводится единое наименование учреждений профессионально-технического и среднего специального образования — колледж. Остаются три вида вузов: институт, академия (консерватория), университет.
В частности, новой редакцией:
устанавливается обязательное в республике получение общего среднего образования;
предусматривается возможность получения образования в дистанционной форме, которое определяется как обучение и воспитание, предусматривающие преимущественно самостоятельное освоение содержания образовательной программы обучающимся и взаимодействие обучающегося и педагогических работников на основе использования дистанционных образовательных технологий (реализуемые в основном с применением информационно-коммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников);
появилась возможность получать дошкольное образование на дому детям, которым по медицинским показаниям нельзя было посещать сады;
сохраняется возможность получения дошкольного домашнего образования в сочетании с занятиями в детских садах;
пересмотрены компетенции госорганов. В ряде случаев компетенция на принятие актов от Правительства передана на уровень республиканских органов государственного управления. За местными исполнительными и распорядительными органами закреплена функция осуществления контрольной (надзорной) деятельности – контроль за обеспечением качества образования.
Изменениями предусмотрено, в частности, усиление воспитательной составляющей образования. К целям образования, наряду с интеллектуальным, нравственным, творческим, физическим и профессиональным развитием личности, отнесено формирование патриотизма, гражданственности (формирование у обучающихся уважения к памяти защитников Отечества, закону и правопорядку, бережного отношения к историко-культурному наследию и традициям белорусского народа).
Предусмотрена организация транспортного обеспечения к местам проведения мероприятий воспитательного характера: экскурсий, физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых, спортивных, культурных мероприятий.
Существенно расширен перечень учреждений образования, основным органом самоуправления в которых является педагогический совет. В него дополнительно включены учреждения дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования одаренных детей и молодежи, воспитательно-оздоровительные учреждения, социально-педагогические учреждения, специальные учебно-воспитательные учреждения и специальные лечебно-воспитательные учреждения.
Уточняются нормы о правовом статусе педагогического работника:
расширяется перечень лиц, которые относятся к педагогическим работникам (за счет включения в него лиц, оказывающих коррекционно-педагогическую помощь);
перечень оснований для осуществления педагогической деятельности дополняется контрактом о прохождении военной службы (службы);
уточняется перечень должностей педагогических работников, которые относятся к профессорско-преподавательскому составу, а также отдельные должности педагогических работников, замещаемые по конкурсу.
Также для поступающих на работу на должности педагогических работников вводится обязанность предъявлять выписку из единого государственного банка данных о правонарушениях о наличии (отсутствии) сведений о преступлениях вне зависимости от погашения (снятия) судимости, прекращения уголовного преследования, принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела.
Педагогическую деятельность не смогут осуществлять лица, имеющие медицинские противопоказания. В связи с этим установлена обязанность педработников проходить обязательные медосмотры.
Для дополнительной поддержки педагогических работников включена норма, дающая право при наличии свободных мест осуществлять подвоз педагогов к месту работы и обратно школьными автобусами.
Новым Законом уточняется порядок отчисления обучающихся. В частности, к основаниям для отчисления отнесены случаи привлечения к административной ответственности за однократное совершение грубого административного правонарушения или привлечение к уголовной ответственности за преступления против человека. Что касается восстановления для продолжения получения образования лиц, не завершивших освоение содержания одного из видов образовательных программ и отчисленных из учреждений образования, то оно будет осуществляться не с 1 сентября, а с того же семестра (полугодия), с которого они были отчислены. При этом особенности приема (зачисления лиц), отчисления и перевода обучающихся по специальностям для воинских формирований и военизированных организаций регулируются с учетом законодательства о прохождении соответствующей службы.
Вводится процедура, устанавливающая дополнительные гарантии трудоустройства выпускников, относящихся к категориям лиц с особенностями психофизического развития, детей-сирот, получивших профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование, которым не может быть предоставлено место работы в ходе распределения, заключающаяся в определении места работы таких выпускников и осуществляемая государственными учреждениями образования на рабочие места, определяемые нанимателям местными исполнительными и распорядительными органами.
Кодексом об образовании также устанавливается новый вид дополнительного образования – дополнительное образование одаренных детей и молодежи. Оно направлено на выявление и развитие у учащихся способностей к научно-исследовательской и изобретательской деятельности. Учреждением дополнительного образования одаренных детей и молодежи является детский технопарк.
Кодексом закреплено осуществление организации образовательного процесса в учреждениях образования на двух государственных языках.
Для решения проблемы зачисления детей в первый класс прием будет осуществляться по достижении ими на начало учебного года шестилетнего возраста. Изменена продолжительность учебного года — с 1 сентября по 31 августа (в прежней редакции кодекса — с 1 сентября по 1 июня).
Для разгрузки предусмотрена возможность проведения факультативных занятий в шестой школьный день с учащимися V—XI классов. Сейчас они проводятся только в IX—XI классах.
Сокращен срок получения профессионально-технического образования: на основе общего среднего образования в дневной форме он составит от шести месяцев до одного года (сейчас — от года до двух лет).
Предусматривается прекращение образовательных отношений с обучающимися, которые привлечены к административной ответственности за однократное совершение грубого административного правонарушения или привлечены к уголовной ответственности. Со студентов, не посетивших учебные занятия в соответствии с их расписанием, за проведение повторных учебных занятий вне учебной группы и за ликвидацию академической задолженности может взиматься плата.
Вводится норма о возмещении в бюджет средств, затраченных государством на подготовку научного работника высшей квалификации, специалиста, рабочего, служащего организациями — заказчиками кадров (в случае необоснованного отказа в приеме на работу выпускника) и нанимателями (в случае незаконного увольнения молодого специалиста).
В кодекс введено понятие «конфликт интересов педагогического работника». Это ситуация, когда у педагога возникает заинтересованность в получении какой-либо выгоды, противоречащая интересам обучающихся или их родителей. Например, если ученик не сумел усвоить тему на уроке, а вместо поддерживающих занятий учитель предлагает свои услуги репетитора.
Цели, задачи, основные требования к воспитанию не претерпели существенных изменений. Однако отдельные положения актуализированы, уточнены функции педагогов и родителей в этой области. Так, к обязанностям родителей отнесено обеспечение выполнения их детьми требований учредительных документов и правил внутреннего распорядка для обучающихся.
Родителям в законопроекте дано право на получение информации о ходе и содержании образовательного процесса, методах обучения и воспитания, результатах учебы детей, но в порядке, определяемом руководителем учреждения образования с участием органа самоуправления, в который входят лица из числа законных представителей обучающихся.
Особое внимание в Кодексе уделено социальной защите обучающихся и выпускников. Действующие нормы дополнены. Так, выпускникам, обучавшимся на платной основе и обратившимся за направлением на работу, будет предоставляться статус молодого специалиста.
Вводится трудоустройство в счет брони для детей сиротской категории и лиц с особенностями психофизического развития, получивших профессиональное образование. Таким выпускникам вместе с документом об образовании будет выдаваться свидетельство о направлении на работу на забронированное рабочее место.
Местным исполнительным и распорядительным органам и иным учредителям переданы полномочия по установлению или изменению норм наполняемости групп и классов.
В новой редакции кодекса устранена излишняя детализация. К примеру, шкала отметок, сами отметки и записи, используемые для оценивания учебы, будут устанавливаться не Кодексом, а Правилами проведения аттестации. Это позволит при необходимости быстро внести изменения не в кодекс, что достаточно сложно и длительно, а в правила.
Итоговая аттестация будет проводиться в виде централизованного экзамена. И уже в 2023 году вузы будут принимать абитуриентов по его результатам. Полностью дистанционного обучения не будет, но дальнейшей цифровизации обещают дать зеленый свет. В сфере высшего образования никаких виртуальных университетов и онлайн-вузов. Это подтверждают в Минобразовании: важно следить за качеством подготовки студентов. А вот гибридный формат обучения уже есть и успешно работает во многих вузах страны.
В будущем учебном году увеличат контрольные цифры приема «целевиков» по некоторым социально значимым специальностям. Выпускники спортивно-педагогических и военно-патриотических классов смогут воспользоваться льготами при поступлении.
Самые яркие новации Кодекса об образовании
образца 2022 года
Общие понятия и принципы
♦ В документе отражены два новых принципа, заложенных в основу государственной политики в области образования, — инклюзия в образовании и обязательность общего среднего образования.
♦ Сокращены и оптимизированы существующие виды учреждений образования. Например, в дошкольном секторе вместо нынешних шести остаются три вида: детский сад, санаторный детский сад и дошкольный центр развития ребенка. Исчезнут профтехучилища, а профессиональные лицеи и профессионально-технические колледжи изменят тип и вид и станут колледжами. Из вузов останутся институт, академия (консерватория) и университет.
♦ Предусмотрено прекращение образовательных отношений с обучающимися, привлеченными к административной ответственности за однократное совершение грубого административного правонарушения или к уголовной ответственности.
♦ Педагогическую деятельность не смогут осуществлять лица, имеющие медицинские противопоказания. В связи с этим предусмотрены обязательные медосмотры.
♦ Введено новое понятие — «конфликт интересов педагогического работника». Это ситуация, когда у педагога возникает заинтересованность в получении какой-либо выгоды, противоречащая интересам обучающихся или их родителей.
♦ К обязанностям родителей отнесено обеспечение выполнения их детьми требований учредительных документов и правил внутреннего распорядка для обучающихся.
♦ Родители получили право на получение информации о ходе и содержании образовательного процесса, о методах обучения и воспитания, результатах учебы детей в порядке, определяемом руководителем учреждения образования с участием органа самоуправления.
♦ Местным исполнительным и распорядительным органам и иным учредителям переданы полномочия по установлению или изменению норм наполняемости групп и классов.
♦ Коммерческие организации, осуществляющие образовательную деятельность, смогут получить статус бизнес-школы.
♦ Расширяются возможности целевой подготовки: своих будущих работников направить на обучение могут организации, которые находятся в крупных населенных пунктах.
♦ Появился новый вид дополнительного образования — одаренных детей и молодежи на базе Национального детского технопарка.
Дошкольное образование
♦ В обновленном кодексе впервые заложена возможность реализации программы дополнительного образования детей и молодежи. Это позволит в учреждениях дошкольного типа проводить кружковую и иные формы работы для развития способностей воспитанников.
♦ Появилась возможность получать дошкольное образование на дому тем детям, которые по медицинским показаниям не могут посещать сады.
Общее среднее образование
♦ Общее среднее образование стало обязательным (сейчас обязательным является базовое). Как и ранее, желающие смогут «добирать» необходимый минимум знаний как в школах, так и в профессионально-технических и средних специальных учреждениях.
♦ Предусмотрена возможность проведения факультативных занятий в шестой школьный день с учащимися 5—9-х классов, а не только с 9—11-классниками, как сейчас.
♦ Руководитель учреждения образования может принять ребенка в первый класс на основании заявления одного из его законных представителей и решения педагогического совета, если будущему ученику исполнится 6 лет до конца календарного года.
♦ Вводится конкурсный отбор в 10-е классы гимназий. Он будет осуществляться по среднему баллу свидетельства об общем базовом образовании и отметок предметов, которые учащиеся будут изучать на повышенном уровне.
♦ В кодексе закреплено, что итоговые испытания по отдельным учебным предметам в ходе итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования могут проводиться в виде централизованного экзамена. В Минобразования поясняют: тесты для проведения такого экзамена, как и тесты для ЦТ, будут разработаны с учетом изучения предметов на базовом уровне.
Среднее специальное и профтехобразование
♦ Срок получения профессионально-технического образования на основе общего среднего образования в дневной форме составит 6—12 месяцев вместо нынешних 1—2 лет. По мнению разработчиков кодекса, ряд профессий можно освоить менее чем за год.
♦ В кодексе появилась норма, связанная с реализацией образовательных программ в сетевой форме. Речь о ресурсных центрах — «центрах компетенций», на базе которых учащиеся учебных заведений по схожим специальностям смогут получить навыки эксплуатации современного оборудования, а также освоить новейшие технологии. Сетевая форма подразумевает тесное взаимодействие и обмен опытом между различными учебными заведениями.
Высшее образование
♦ В вузах можно будет получить общее высшее образование (4—4,5 года, бакалавриат), углубленное высшее образование (1—2 года, магистратура), а по наиболее сложным специальностям — 5—6-летнее непрерывное высшее образование.
♦ В вузах появится самостоятельная форма получения образования — дистанционная.
♦ Со студентов, игнорирующих учебные занятия, за проведение повторных занятий вне группы и за ликвидацию академической задолженности может взиматься плата.
Социальные гарантии
♦ Для детей-сирот и лиц с особенностями психофизического развития, получивших профессиональное образование, вводится трудоустройство в счет брони: выпускникам вместе с документом об образовании будет выдаваться свидетельство о направлении на работу на забронированные рабочие места, определяемые нанимателям местными исполнительными и распорядительными органами для поддержки выпускников.
♦ Выпускники, обучавшиеся на платной основе и обратившиеся за направлением на работу, будут получать статус молодого специалиста.
Методическая работа.
Важнейший показатель оптимальной, эффективной методической поддержки педагогических работников в период между сроками повышения квалификации является организация такой методической работы, которая является следствием запросов, интересов и реальных проблем учителей и способствует их профессиональному совершенствованию, а также творческому развитию.
Цель методической работы состоит в создании необходимых организационно-методических условий для обеспечения личностно-профессионального развития педагога, формирования, развития и совершенствования его профессиональных компетенций, педагогического мастерства и творчества.
Для достижения цели следует решить следующие задачи:
изучение нормативных правовых документов, новых образовательных программ, вариантов учебных планов, изменений в образовательных государственных стандартах;
повышение общекультурного и профессионального уровня педагогов, а также уровня их методологической, психолого-педагогической и предметно-методической подготовки;
развитие профессиональных компетенций и, на этой основе, компетентности (методической, методологической, информационной, коммуникативной, аналитической, проектировочной, рефлексивной и др.);
формирование инновационной направленности в педагогической деятельности, проявляющейся в систематическом изучении, обобщении и распространении продуктивного и инновационного педагогического опыта, в работе по внедрению достижений педагогической науки в практику, в овладении педагогами такими видами деятельности, как моделирование, проектирование, конструирование, прогнозирование и др.;
расширение образовательного пространства педагогических работников посредством представления, апробирования и внедрения современных образовательных технологий, форм и методов обучения и воспитания;
методическое сопровождение разработки авторских учебных материалов (программ факультативов, кружков, учебно-методических комплексов), написания методических рекомендаций, пособий;
оказание консультационной научно-методической помощи педагогам в вопросах профессионального самообразования на диагностической, индивидуализированной и дифференцированной основе;
методическое сопровождение исследовательской, проектной других видов деятельности.
Ориентируясь на гуманизацию образования, мы должны, прежде всего, помнить, что личность учащегося, в том числе, формируется личностью самого учителя.
«Учитель лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным образованием и воспитанием» (Адольф Дистервег).
Инструктивно-методическое письмо. Методическая работа.
Для организации деятельности методических формирований учителей информатики в 2022/2023 учебном году предлагается единая тема «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов по формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций учащихся».
Совершенствование профессиональной компетентности учителей может осуществляться как на мероприятиях офлайн-формата, так и на основе удаленного информационного обмена и сетевого взаимодействия педагогов.
В течение учебного года на заседаниях методических формирований учителей рекомендуется рассмотреть теоретические аспекты формирования личностных, метапредметных и предметных компетенций учащихся, вопросы методики преподавания учебных предметов в контексте рассматриваемой методической темы с учетом имеющегося эффективного педагогического опыта учителей региона.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.