Основы антропологии. Пособие для студентов
Оценка 4.9

Основы антропологии. Пособие для студентов

Оценка 4.9
Книги
doc
Междисциплинарный 5
Взрослым
08.05.2018
Основы  антропологии. Пособие для студентов
Несколько устаревшее в разделе "Антропогенез" (за 14 лет наука существенно продвинулась вперед и уточнила детали и даты), но в целом вполне содержательное учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности "Социальная работа" (но может использоваться и при преподавании курсов археологии и истории древнего мира историкам.
пособие.doc
А . А . Ч у б у р А . А . Ч у б у р ООСНОВЫ СНОВЫ АНТРОПОЛОГИ АНТРОПОЛОГИ ИИ (учебное пособие) ББК 28.7 Ч­81 Содержание А. А. Чубур.........................................................................................................1 Основы..............................................................................................................................1 антропологии.....................................................................................................................1 .........................................................................................................................................1 Рецензент С. В. Чернышов ­ канд. ист. наук, зав. кафедрой социальной работы, Брянский  филиал Российского государственного социального университета.......................................2 (cid:211) ­  Чубур А.А., 2005...........................................................................................................3 Введение. Место антропологии в системе наук...................................................................4 Тема 1. История развития антропологического знания........................................................5 Тема 2. История взглядов на антропогенез........................................................................12 Тема 3. Приматология. Эволюция приматов......................................................................18 Тема 4. Ранние гоминиды. Древнейший палеолит..............................................................24 Тема 5. Архантропы и палеоантропы. Ранний палеолит.....................................................31 Тема 6. Неоантропы. Верхний палеолит............................................................................39 Тема 7. Палеолит Подесенья (для дополнительного изучения)...........................................46 Тема 8. Онтогенез человека..............................................................................................53 Тема 9. Морфология и конституциология человека...........................................................59 Тема 10. Расоведение (этническая антропология)..............................................................65 Тема 11. Культурная и социокультурная антропология.....................................................74 Тема 12. Социальная антропология: потребности человека................................................82 Тема 13. Социальная антропология: деятельность человека...............................................90 Тема 14. Философская антропология................................................................................95 Вопросы к зачету:...........................................................................................................100 Примерная тематика контрольных работ и рефератов.....................................................101 Рекомендуемая и использованная литература..................................................................101 ­ Пользователь ПК (Windows XP, MS Office (Word, Excel), Internet).................................105 ­ Компьютерный дизайн и графика..................................................................................105 ­ 1С: Бухгалтерия...........................................................................................................105 ­ 1С: Зарплата и кадры....................................................................................................105 ­ 1С: Торговля и склад....................................................................................................105 На 1 с. обложки, слева­направо: – древнейшая женская статуэтка из Тан­Тан (250.000  л.н.),  Виллендорфская «Венера» (25000  л.н.), Венера Милосская (II  в. до н. э.) Рецензент С. В. Чернышов ­ канд. ист. наук, зав. кафедрой социальной работы, Брянский филиал Российского государственного социального университета  2 Ч­81   Чубур  Артур  Артурович О С Н О В Ы    А Н Т Р О П О Л  О Г И И  (учебное пособие) Брянск, Центр компьютерного обучения: 2005. – 96 с., илл.  Для студентов гуманитарных специальностей, изучающих курсы антропологии, социальной антропологии и  Человек и его потребности, а также студентов­историков, изучающих  археологию и историю первобытного общества и для интересующимися проблемами  антропогенеза и места и роли человека в мире. ББК 28.7  ­ Чубур А.А., 2005 3  Светлой памяти моего первого учителя в археологии ­  Марианны Давыдовны Гвоздовер (1917­2004) Введение. Место антропологии в системе наук Где, как и когда появился человек? Как образовались человеческие расы? Каково место, какова роль человека на нашей планете и во Вселенной? Как начинала формироваться человеческая культура? Для чего мы живем? Почему мы любим и дружим? Зачем нам игра? Почему мы такие разные и в то же время столь похожи? Эти и другие подобные вопросы изучает наука, которая называется «антропология». Название это происходит от греческих слов «антропос» ­ человек и «логос» ­ знание, учение. Антропология – наука о человеке. Точнее – речь о целом комплексе естественных и гуманитарных наук Антропологические исследования ведутся в следующих направлениях: 1. Физическая   антропология  (морфология   человека),   которая предполагает исследование антропогенеза и палеоантропологии; 2. Этническая антропология (расоведение), познающая расы человека; 3. Культурная и социальная антропология, изучающие формирование и развитие   человеческой   культуры,   условия   и   формы   социализации человека, его социальные институты; 4. Философская антропология, помогающая на глобальном уровне понять сущность человека и смысл его существования. По   мнению   большинства   исследователей,   антропология   все­таки   наука, использующая  в первую  очередь  биологические  методы изучения  человека  с учетом социальной (общественной) сущности людей. Таким образом, она занимает пограничное положение между науками естественного и гуманитарного цикла. Итак, главный объект изучения антропологии – сам человек. Это, с одной стороны, продукт онтогенетического развития, носитель биологических видовых черт, а с другой – отдельный представитель человеческой общности, выходящее за рамки   природной   ограниченности   существо,   т.е.   социальное   существо, использующее   знания   и   через   них   овладевающее   собственным   поведением   и психическими процессами. Наиболее общие характеристики индивида (конкретного человека) – это целостность   и   своеобразие   психофизической   организации,   устойчивость   во взаимодействии с окружающей средой, активность. Отличительная черта человека – дуализм в единстве: тело и душа – две составляющих, образующих единое целое. Поэтому каждый человек – не только индивид, но и личность. Это означает, что он является индивидом, занимающим определённое место в обществе, выполняющим конкретную   общественно­полезную   деятельность   и   отличающимся   от   других 4 своими, только ему присущими, индивидуальными и социально­психологическими характеристиками.   Исходя   из   этого,   каждый   человек   является   субъектом конкретной   деятельности,   источником   познания   и   преобразования действительности. Сама деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя. Человек – это продукт развития общества и его истории, но с другой стороны и он сам   –   творец   истории.   Знание   человека,   опыт,   активность   познают   историю общества и творят историю общества. Настоящее учебное пособие предназначено для студентов и соответствует госстандартам   высшего   профессионального   образования   ОПД.Ф.01: Антропология и Человек и его потребности (понятие антропологии; ее место в системе наук и практике; антропогенез: эволюция человека; человек ­ личность ­ индиивидуальность;   основные   потребности,   интересы   и   ценности   человека; проблемы   девиантности   развития   человека;   антропологические   основания социальной работы, комплексный подход исследования человека как целостности; представление   о   человеке   как   социально­природном   существе;   общности   и различия   его   социальной   сущности   и   биологической   природы; психофизиологические   возможности   человека   и   их   связь   с   социальной активностью;  классические  научные идеи духовно­культурной деятельности – философского, религиозного, культурного творчества социоприродных измерений человека; индивидуальные психические физиологические особенности человека – основа   запросов   и   потребностей   человека;   социальная   и   экономическая зависимость различных видов бытового обслуживания; структура обслуживания с учетом   природных   и   социальных   факторов;   оценка   социальной   значимости потребностей; методы удовлетворения потребностей сферой сервиса; обеспечение оптимальной инфраструктуры обслуживания с учетом природных и социальных факторов).   Возможно   использование   книги   студентами   исторических специальностей, может она оказаться полезной и для читателей, интересующихся проблемами происхождения и развития человека, его места в обществе и во Вселенной. Часть материала в предлагаемом пособии ориентирована на местные реалии, что делает его для студентов Брянска более живым, интересным и доступным и задействует в учебном процессе региональный компонент. Вопросы для самоконтроля: 1. Что является основным объектом исследования антропологии? 2. Какие Вы знаете разделы антропологического знания? 3. В чем проявляется дуализм сущности человека? Тема 1. История развития антропологического знания Первые   антропологические   знания   зародились,   по   всей   видимости,   с 5 появлением  человека разумного,  пытавшегося  осознать  свое  место в мире и особенности   строения   собственного   тела.   Об   этом   говорят   древнейшие произведения искусства – например «палеолитические Венеры». Древние египтяне, много путешествовавшие до края Ойкумены, а возможно и пересекавшие   Атлантику   (так,   по   крайней   мере,   считал   путешественник   и антрополог   Тур   Хейердал)   различали   уже   несколько   человеческих   рас   – светлокожих европеоидов, светло­коричневых эфиопов, черных жителей западной и центральной Африки, клинобородых смуглых ассирийцев и так далее. Первые   попытки   обозначить   место   человека   в   мире   предприняли   еще античные мыслители. Аристотель – великий древнегреческий философ, наставник будущего полководца и императора Александра Македонского, отметил основные физические особенности человека – прямохождение, наличие развитого головного мозга, способность мыслить и членораздельную речь. Именно он первым применил термин «антропология». Римлянин Тит Лукреций Кар в поэме «О природе вещей» выделил   несколько   эпох   становления   человечества,   впоследствии   названных каменным, бронзовым и железным веками. Там же он утверждает, что живые существа, включая человека, не сотворены, а возникли естественным путем, через стадии уродливых превращений вплоть до жизнестойкой формы. Развитие учения о физическом строении человеческого тела получило усилиями Клавдия Галена. Главным объектом его исследований была «запретная тема» (вскрывать трупы запрещалось под страхом смерти) – анатомия человека и животных. Созданная Галеном терминология используется до сих пор, велико значение познаний о функциях  спинного мозга,  верно оцененное  лишь  в  XIX   в.  Важное  место  в становлении   антропологии   заняло   учение   медика   Гиппократа.   Эллин   ­ путешественник Геродот внес значительный вклад в создание зачатков культурной антропологии. Благодаря счастливому стечению обстоятельств, путевые записи, дневники и заметки Геродота, объединенные названием «История», сохранились до наших дней и дали основание называть его отцом современной исторической науки. «История» – основной письменный источник о многих древних народах. В   средние   века   в   Европе   изучение   природы   человека   было   запрещено всевластной церковью под страхом смерти в подвалах инквизиции или на костре. Ученые схоласты рассуждали об облике ангелов и бесов и о местожительстве библейских мифических «злых» народов «гога» и «магога». Чудом спасся от инквизиции  автор книги «О  строении человеческого  тела»  Андреас  Везалий. Покровительство короля Франции уберегло от костра, но труды анатома были публично сожжены, сам он насильно отправлен в паломничество в Иерусалим и утонул на обратном пути при кораблекрушении.  А вот арабские авторы, не ограниченные   столь   жестко   религиозными   предрассудками,   смогли   достичь успехов в разных областях наук о человеке. Так, путешественник Аль­Масуди 6 выделил и подробно описал семь групп народов – персов (арабов), халдеев, греков (европейцев), ливийцев и египтян, турков, индусов и китайцев. Наступила   эпоха   Ренессанса.   Магнус   Хундт   из   Лейпцига   в   книге «Антропология о достоинстве, природе и свойствах человека и об элементах, частях и членах человеческого тела» (1501), обобщил имевшиеся анатомические сведения   о   человеке.   В   1533   г.   появился   труд   итальянца   Г.   Капелла «Антропология, или рассуждение о человеческой природе», содержащий данные об   индивидуальной   изменчивости   морфологических   признаков   человека. Следующей вехой истории антропологии стал выход в свет в 1594 г. книги Касмана   в   2­х   частях:   «Антропологическая   психология,   или   учение   о человеческой   душе»   и   «О   строении   человеческого   тела   в   методическом описании».   Естествоиспытатель   XVII   в.   Й.   Риолан   труд   «Анатомия   или антропология» также посвятил строению человека. Эпоха Великих Географических открытий привела к появлению расовых классификаций людей и в Европе. Первым предложил такое деление французский путешественник Франсуа Бернье, выделивший европейцев (к их разновидности были  отнесены   и североамериканские  индейцы),   монголов,  негров  и  лопарей (обитателей севера Скандинавии). Участник кругосветного путешествия Фернана Магеллана   –   итальянец   Пифагетти   –   впервые   описал   в   своей   книге человекообразных обезьян Конго (1598), а немногим более чем через полвека (1658) врач Боцитус, побывавший на Яве сделал описание орангутанга, по мнению ряда его современников весьма похожего на человека. Создатель систематики животного и растительного мира Карл Линней (1707­1778) внес в нее и род Homo – Люди. Таким образом, человек был отнесен к животному миру нашей планеты. Линней выделил два вида человека – разумный или дневной и лесной или ночной. К последним относился как раз орангутанг и другие человекообразные обезьяны. Современник Линнея – Жорж Бюффон (1707­1798) – впервые ввел в научный оборот термин «раса», заключив при этом, что все человеческие расы происходят из одного корня. В Российской Империи по инициативе М.В. Ломоносова и по инструкции историка   Г.   Миллера   велось   описание   особенностей   внешности   и   культуры аборигенных народов Сибири и Камчатки. Корни антропологии как оформившейся науки лежат в XVIII веке. Иммануил Кант в своей «Антропологии с прагматической точки зрения», вышедшей в 1798 г. предпринял первую попытку в систематическом виде изложить учение о человеке. В   одном   из   примечаний   он   писал   о   революции   природы,   которая   способна превратить шимпанзе и орангутанга в человека, снабдив их двуногим хождением и руками, приспособленными к хватанию. «Первая забота природы состояла в том, ­ писал Кант, ­ чтобы человек в качестве животного мог быть сохранен для себя и 7 для своего рода, а для этого нужно было как раз то положение, которое всего более соответствует его внутреннему строению, положению плода и сохранению себя в опасностях, т.е. положение четвероногое; но заботой природы было также и то, чтобы в человеке был заложен еще и зародыш разума, посредством которого человек при условии развития в нем этого зародыша предназначался к тому, чтобы быть членом общества, и, пользуясь которым, он принимает наиболее подходящее для этого положение, именно двуногое же, в качестве постоянного, благодаря чему   он,   с   одной   стороны,   бесконечно   много   выигрывает   по   сравнению   с животными, но зато оказывается вынужденным мириться также с неудобствами, проистекающими вследствие того, что он так гордо поднял свою голову над своими   старыми   товарищами».   Учение   о   человеке   разделяется   Кантом   на физиологическую   и   прагматическую   антропологию.   К   физиологической антропологии   относятся   знания   о   человеке   как   о   природном   существе. Прагматическая   антропология   изучает   человека,   каким   он   может   стать   в результате собственных усилий. Это уже учение о социализации человека. Только человек способен осознавать собственную значимость. «То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле... Это справедливо даже тогда, когда человек еще не может произнести слово Я: ведь он все же имеет его в мысли».                        И. Кант                        И. Блюменбах                      К. Линней В начале XIX века возникли два течения – моногенисты и полигенисты. Первые выводили человечество из одного корня, а вторые считали, что разные расы происходят от разных биологических видов.  В середине XIX века стали обобщаться знания о морфологической изменчивости человека в зависимости от расовой   принадлежности   и   климата.   Известный   французский   анатом   и основоположник антропологической школы в Париже П. Брока охарактеризовал антропологию   как   науку,   занимающуюся   естественной   историей   человека. Немецкие анатомы ­  антропологи И.  Ранке и Р.  Вирхов придавали большое          8 значение изучению морфологической изменчивости человека.  Большой вклад в развитие физической антропологии внес немецкий натуралист Иоганн Блюменбах (1752­1840),   выделивший   пять   рас   –   кавказско­европейскую,   монгольскую, эфиопскую, американскую и малайскую. Он основал краниологию – науку о строении  черепа.   Кстати,  он   же  в 1799  г.  сделал   первые  научные  описания вымерших современников человека – мамонта и шерстистого носорога. Английский натуралист Чарльз Роберт Дарвин (1809­1882) создал теорию естественного отбора. Основная идея его книги «Происхождение видов» (1859) состоит   в   применении   концепций   борьбы   за   существование   и   естественного отбора, а так же понятий определенной и неопределенной изменчивости для объяснения   возникшего   в   результате   биологической   эволюции   многообразия живых существ Земли. Этим же путем он вывел человека из обезьяноподобных предков. На рубеже 1850­60­х гг. в различных европейских странах стали возникать антропологические общества. В 1863 г. такое объединение ученых возникло и при Московском университете. Его организатором стал природовед А.П. Богданов (1834­1896). В 1879 г. им была организована первая в Москве антропологическая выставка,   затем   превратившаяся   в   Антропологический   музей   Московского университета.   Большой   вклад   в   развитие   антропологии   внес   в   это   время выдающийся  ученый­гуманист  Н.Н.  Миклухо­Маклай  (1846­1888),  проведший несколько экспедиций на острова Океании, Индонезии и Новую Гвинею. Рискуя жизнью, он собрал там уникальные данные о жизни местных племен. На основании этих   данных   он   пришел   к   убедительному   выводу   об   отсутствии   «низших», «обезьяноподобных» рас. Папуасы по физическому строению и психическому складу не отличались от европейцев.  Дальнейшее развитие российской антропологии неразрывно связано с именем профессора  Московского  университета  академика  Д.Н.  Анучина (1843­1923), заложившего основы географического метода в антропологии. В 1889 г. он издал первую  монографию   на  эту  тему:  «О   географическом   разделении   населения России».   С   1891   г.   Анучин   стал   президентом   Общества   любителей природоведения,   антропологии   и   этнографии.   Ныне   его   имя   носят   научно­ исследовательский   институт   и   музей   антропологии   в   Москве.   Дмитрий Николаевич   считал,   что   человеческая   деятельность   неразрывно   связана   с географическим   фактором.   Он   поставил   задачу   комплексного   изучения современного и древнего человека, считая антропологию наукой не только о биологии человека, но и о развитии его культуры в определенной природной среде. Анучин оставил целую плеяду учеников, среди которых одним из самых одаренных был Б.С. Жуков (1892­1933). После университета Жуков прошел аспирантуру, стал профессором антропологии и научным сотрудником, а затем 9 ученым секретарем  и даже замдиректора НИИ Антропологии МГУ. Пройдя Анучинскую школу, Жуков в изучении древних культур во главу угла ставил исследование природной среды: ландшафта, почв, животного и растительного мира,   социально­экономические   факторы   не   рассматривались   в   качестве решающих в развитии древних обществ. Из этой теории вытекала необходимость обширной экспедиционной работы: для выявления и локализации древних культур необходимо было сплошное обследование целых регионов. Именно Б.С. Жуковым в 1926­27 гг. проводилась первая комплексная антропологическая экспедиция под Брянском.  Наряду   с   Д.А.   Анучиным   одним   из   основателей   русской   школы палеоэтнологов в антропологии был профессор Ф.К. Волков (1849­1918). С 1887 г. он находился в эмиграции в Париже, организовывал экспедиции. В 1906 г. он вернулся в Россию и возобновил преподавательскую деятельность в Петербурге. В 1908   г.   им   открыта   первая   палеолитическая   стоянка   на   Десне   –   Мезин, получившая   всемирную   известность.   Весной   1918   г.   Волкова   избрали профессором Киевского университета, но, возвращаясь на родину в Киев, старый ученый простудился в промерзшем вагоне и умер. Его именем был назван Кабинет Антропологии   в   Киеве,   возглавленный   его   учеником   –   М.Я.   Рудинским, продолжившим вслед за Волковым и Жуковым открытие деснинского палеолита.  Однако,   палеоэтнологи   столкнулись   с   набирающим   силу   марксизмом, превратившимся из метода научного исследования в набор догм, «священное писание»   новой   власти.   В   1930   г.,   по   возвращении   с   Всемирного   научного конгресса в Германии, Б.С. Жуков, в числе 150 виднейших историков, археологов, филологов и искусствоведов, был арестован и осужден по состряпанному ГПУ «Академическому делу». Он умер в концлагере на Алтае и только в 1959 г. реабилитирован посмертно. Арестовали по ложному обвинению вместе с другими киевскими   антропологами   и   М.Я.   Рудинского.   Кабинет   Антропологии   был разгромлен. Так насильственно прервали развитие палеоэтнологической школы, возрождающейся в России и на Украине только в наши дни. 10 Н. Н. Миклухо­Маклай              Д. Н. Анучин                         Ф. К. Волков                      М.Я. Рудинский           М. М. Герасимов за работой              В. П. Алексеев Среди   советских   антропологов   послевоенного   периода   назовем   таких выдающихся специалистов, как один из основателей советской антропологической школы   В.В.Бунак,   Г.Ф.Дебец   (краниология,   антропология   населения   СССР), М.Ф.Неструх,   Т.И.Алексеева   (проблемы   антропогенеза   и   этногенеза), В.Д.Дьяченко   (антропология   населения   Украины).   Антрополог   и   археолог М.М.Герасимов (1907­1970) получил особую известность в связи с разработкой метода   пластической   реконструкции   внешнего   облика   человека   по   черепу. Особенно яркий след в мировой антропологической и археологической науке 1960­80­х гг. оставил академик В.П.Алексеев (1929­1990), автор современных концепций антропосоциогенеза и этногенеза и один из создателей классификации семейства   гоминид.   В   настоящее   время   ведущими   антропологическими учреждениями России и Украины являются Институт этнологии и антропологии РАН (Москва), Музей Антропологии и Этнографии РАН им. Петра Великого (Кунсткамера, Санкт­Петербург) и НИИ и Музей Антропологии им. Д.Н. Анучина 11 (Московский   государственный   университет)   и   сектор   палеоантропологии Института Археологии НАН Украины. Вопросы для самоконтроля: 1. Кто первым ввел в обращение термин «антропология»? 2. Кто разделил антропологию на физиологическую и  прагматическую? 3. Каких отечественных антропологов Вы знаете? Тема 2. История взглядов на антропогенез Антропогенез  ­   процесс   исторического   развития   человека.   Иногда антропогенезом называют и отрасль науки о человеке ­ антропологии, изучающую биологическую эволюцию человека. Поскольку   близость   человека   к   обезьянам   бросалась   в   глаза   даже первобытным людям, у многих племён Африки и Азии имелись предания о происхождении   людей   от   обезьян.   По   другим   поверьям   обезьяны   напротив происходили от ленивых людей, сбежавших в лес, чтоб их не заставили работать (эту легенду древних индусов обыгрывает в одном из стихотворений Р. Киплинг). Похожий   миф   бытует   у   бушменов:   обезьяны   были   когда­то   людьми,   но всемогущий Цанг в наказание за убийство сына превратил их в обезьян. Пигмеи считают шимпанзе одичавшими людьми, ушедшими в леса из­за обиды на этот маленький   африканский   народец.   Самых   близких   к   нам   обезьян   (шимпанзе, гориллу,   орангутанга)   так   и   называли   –   лесными   людьми.   «Оранг­утан»   по­ малайски значит именно «лесной человек». В восточных религиях (индуизме, буддизме) обезьяны занимают почётное место и действуют во многих мифах (вспомним предания о Царе Обезьян). Иное положение сложилось в западных религиях: иудаизме, исламе и христианстве. В них обезьяна – порождение дьявола, шайтана, воплощение скверны. Не случайно самого Дьявола именуют «Обезьяной Бога». Человек отличается от животного, в частности, тем, что осознаёт своё бытие. Поэтому его всегда волновали проблемы смысла жизни, её происхождения и, наконец,   появления   на   свет   самого   человека.   Варианты   обсуждались   самые разнообразные:   от   мифов   до   попыток   научного   объяснения   происхождения человека.  Во многих мифах говорится,  что человек возник  по воле высших существ – героев, богов, демиургов. Причём любопытно, что создаётся человек из подручных   материалов,   которые   окружают   создателей   мифов   –   из   костей животных,   кокосовых   орехов,   дерева.   Чаще   всего   для   создания   человека используется наиболее доступный материал – земля или глина. Подобные взгляды бытовали у шумеров, египтян, греков, семитов. Не случайно латинское название почвы ­ «гумус» ­ у индоевропейских народов отражено в названии человека ­ «гомо». Похоже трактует происхождение человека Библия. Согласно священному писанию первого человека – Адама (Адам по древнееврейски ­ «человек») создал 12 Бог. Заметим, что в Библии содержится сразу два варианта мифа о сотворении человека, что говорит о слиянии древних и поздних мифологических концепций. Согласно   первому,   Бог   создал   мужчину   из   праха   («ибо   ты   прах,   и   в   прах возвратишься»), а Еву, жену Адама, из ребра его. В соответствии с другим стихом «сказал Бог: ...Сотворим человека по образу своему, по образу Божию, мужчину и женщину». В   античное   время   появлялись   и   первые   научные   теории   возникновения человека. Так, по мнению Анаксимандра первые люди зародились в морском иле и по форме напоминали рыб. Эмпедокл за 2300 лет до Дарвина высказался об эволюции живых существ, хотя его теория была весьма наивной: он полагал, что отдельно   возникшие   органы   случайно   соединяются   и   выживают   существа наиболее гармонично сложившиеся.  Как конечный результат  развития  живых существ на Земле воспринимал человека Аристотель. В средние века и даже в эпоху ренессанса теория божественного творения человека   «в   готовом   виде»   оставалась   практически   единственной   и непоколебимой. Однако пришло время Золотого века Просвещения и научных революций.   Важнейшее   значение   в   разработке   теории   антропогенеза   имеет сформулированная   впервые   Чарльзом   Робертом   Дарвином   симиальная   (от латинского   simia   ­   «обезьяна»)   гипотеза   происхождения   человека   от высокоразвитых обезьян. Другой краеугольный камень учения об антропогенезе – был заложен Ф. Энгельсом в статье о ведущей роли социальных факторов труда в формировании человека. Теория Дарвина объясняла происхождение видов, а человек ­ один из видов животного царства. Свои мысли он изложил в труде «Происхождение человека и половой отбор», ставшим продолжением книги «Происхождение видов», где лишь затронул вопрос родословной человека, считая преждевременным обнародовать свои взгляды. Собирать материалы о происхождении человека Дарвин начал ещё в 1837 г., но относился он к этой проблеме, затрагивающей чувства многих людей, очень   серьёзно   и   считал,   что   для   публикации   выводов   необходимы   веские обоснования. Дарвин сообщал в письме коллеге Уоллсу: «Вы спрашиваете, буду ли я обсуждать «человека»? Думаю обойти весь этот вопрос, с которым связано столько предрассудков, хотя и вполне допустимо, что это наивысшая и самая увлекательная   проблема   для   натуралистов».   Позднее   он   писал:   «Было   бы совершенно бесполезно для успеха книги, даже положительно вредно, выставлять напоказ свои воззрения о происхождении человека, не подкрепив их никакими доказательствами». Лишь после многолетнего обдумывания проблемы он в 1869 г. приступил к изложению.  13 Каковы же взгляды Дарвина  на происхождение  человека,  к которым  он пришёл в результате многолетнего изучения сложнейшей проблемы естественной истории?   Вопрос   о   происхождении   человека   Дарвин   рассматривал   с естественнонаучных   позиций.   Он   обосновал положение, согласно которому человек появился в результате эволюции животного царства, а его не   столь   отдалёнными   предками   были млекопитающие:   «Придерживаться   другого взгляда – значит принимать, что наше собственное и   строение   всех   животных   вокруг   нас   есть ловушка,   придуманная   для   затемнения   нашего рассудка!» ­ утверждал Дарвин. Чарльз Роберт Дарвин Свою   точку   зрения   Дарвин   обосновал   с помощью сравнительно ­ эволюционного метода. Тело   человека   имеет   общий   с   телом млекопитающих план строения, состоит из тех же костей, мышц, кровеносных сосудов и обладает теми же внутренними органами ­ печенью, желудком, лёгкими, сердцем и т.д. Даже головной мозг человека и обезьяны, включая извилины коры больших   полушарий,   во   многом   схожи.   Дарвин   видел   родство   человека   с млекопитающими   и   в   том,   что   они   болеют   одинаковыми   инфекционными болезнями, имеют общих паразитов. Подытоживая полученные данные, Дарвин писал,   что   сомневаться   в   едином   происхождении   всего   живого   царства   нет оснований. Лишь предрассудки и высокомерие заставляют людей отрицать столь очевидные факты, и предположил, что в ближайшем будущем очень немногие естествоиспытатели будут разделять мнение, будто органический мир возник в законченном виде в результате акта творения.  Неудивительно,  что главными противниками новой биологической теории стали представители клерикальных кругов. О теории происхождения человека от обезьяны с точки зрения православия обстоятельно говорил архиерей Владимир Киевский, посвятивший её критике целое сочинение под названием «Где истинное счастье: в вере или неверии?» «Только  в настоящее  время,  ­  писал  он, ­   нашла  себе  место  такая  дерзкая философия, которая ниспровергает человеческое достоинство и старается дать своему ложному учению широкое распространение. ...Не из Божиих рук, говорит оно, призошёл человек; в бесконечном и постепенном переходе от несовершенного к  совершенному он развился  из царства животных и,  как  мало имеет  душу животное, также мало и человек... Как неизмеримо глубоко всё это унижает и 14 оскорбляет  человека!   С  высшей  ступени в ряду творений  он  низводится  на одинаковую ступень с животными. ...Но если такое учение находит для себя в настоящее время всё более и более последователей, то это не потому, ...что будто бы учение неверия стало неоспоримо истинным, но потому, что оно не мешает развращённому и склонному ко греху сердцу предаваться своим страстям. Ибо если человек не бессмертен, если он не более как достигшее высшего развития животное,   то   ему   нет   никакого   дела   до   Бога».   Здесь   налицо   смешение богословских канонов о бессмертии души, к коим теория Дарвина вовсе не имеет отношения, и вопросов биологии человека, мало связанных с богословием. Впрочем,   нынешние   представители   церкви   не   столь   резко   отрицают эволюционное   учение.   Вспомним,   например,   написанные   на   эту   тему   труды протоиерея Александра Меня, примиряющие эволюционизм и дух христианского учения. Священнослужитель и палеонтолог Пьер Тейяр де Шарден также не только не отрицал эволюцию, но и сделал ей одной из основ своей религиозной концепции, изложенной в книге «Феномен человека».  В России такое явление имело место более 150 лет назад! Рассуждения о «допотопных» животных обезьяньих предках человека, появившиеся на страницах отечественной печати привели тогда к серии запретов на сообщения подобного рода. Министр внутренних дел генерал Н.П.Анненков конфиденциально сообщил министру народного просвещения П.А.Ширинскому­Шихматову, в ведении коего находилась цензура: «В «Курских губернских ведомостях» за 1850 год, №16 и №17, помещена статья В. Гутцейта «Об ископаемых Курской губернии». …Не мог не обратить внимания, что в ней мироздание и образование нашей планеты, и самое появление на свет человека изображаются и объясняются по понятиям некоторых геологов, вовсе не согласным с космогонией Моисея  в его книге Бытия. Это замечание навело Комитет на мысль, что в предупреждение печатания в губернских ведомостях статей, подобных рассматриваемой ныне… полезно было бы неофициальную часть сих ведомостей подчинить, вместо теперешнего просмотра одним губернским начальством, общей цензуре». Мнение получило высочайшее одобрение. По указанию Николая I цензуру газет передали в ведение особых   чиновников.   Не   случайно   появление   в   эти   годы   сатирического стихотворения А.К. Толстого в защиту дарвинизма (см. приложение).  И учёные­современники не все соглашались с Дарвином в том, что человек принадлежит   к   животному   миру.   Например,   французский   зоолог,   анатом   и антрополог де Катрфаж выделил человека в самостоятельное царство, наряду с царствами минералов, растений и животных. Катрфаж, будучи анатомом, не мог не   согласиться   с   анатомическим   сходством   человека   и   животных,   особенно обезьян. Однако коль человек владеет разумом, речью, создал культуру и оказал огромное   природопреобразующее   влияние,   то   он,   по   мнению   Катрфажа, 15 исключительное   явление   природы.   Но   Дарвин   рассматривал   проблему происхождения человека не в социальном аспекте, а как натуралист, с сугубо биологической   точки   зрения.   Нельзя   смешивать   с   процессом   формирования нового биологического вида происхождение человечества как социума (в этом ракурсе обсуждал проблему Ф. Энгельс). Прав В.П. Алексеев, который, выделяя семейство гоминид (Hominidae) с входящим в него родом Homo и видом Sapiens, утверждал: чтобы определить границу между животными и человеком, «нужно исходить   не   из   факта   изготовления   или   не   изготовления   орудий,   не   из возникновения в морфологической природе человека предпосылок для трудовой деятельности, не из его социальной природы, а из собственно морфологических различий   между   человеком   и   ближайшими   к   нему   предковыми   формами». Семейство   гоминид   является   биологической,   а   не   социальной   общностью. Человек так же подвержен изменчивости признаков и подчиняется тем же законам последовательности, как и животные, поэтому Дарвин придаёт большое значение естественному отбору в процессе становления человека. «Если человеку, ­ пишет он, ­ выгодно иметь руки свободными и твёрдо стоять на ногах, в чём не может быть никакого сомнения при его выдающихся успехах в жизненной борьбе, то я не вижу причины, почему бы не было выгодно для прародителей человека принимать всё более и более вертикальное положение и делаться двуногими». Те предки людей, которые сумели принять подобное положение, выиграли в жизненной борьбе: им было удобнее защищаться и нападать. «Те, которые были сложены крепче и лучше, ­ отмечает Дарвин, имели в длинном ряду поколений наибольший успех и выживали в большем числе». Современная наука подтверждает положение Дарвина   о   перестройке   способа   передвижения   предков   человека:   переход   к прямохождению предшествовал развитию кисти и головного мозга. Свободное владение руками является следствием прямохождения. Конечно, Дарвин не ограничился только биологическими проблемами, изучая антропогенез.  Он  обращал   внимание  и  на роль  стадной  жизни прародителей человека в его эволюции. «У строго общественных животных естественный отбор действует иногда на отдельные особи путём сохранения тех изменений, которые выгодны для сообщества». Это высказывание объясняет значение определённых особей (личностей) для развития всего сообщества. Например, среди качеств, выгодных   для   коллектива,   способствующих   выживанию   группы   индивидов, Дарвин выделяет не физическую силу, а способность оказывать взаимопомощь – альтруизм. Он, как выясняется, эволюционно обусловлен и особенно важен как раз для   человека:   «Малая   сила   человека,   ­   пишет   Дарвин,   ­   была   более   чем уравновешена… его умственными способностями, которые научили его помогать своим собратьям и получать помощь от них». Повышение нравственного уровня сообщества в результате увеличения количества индивидов, обладающих этим 16 качеством, повышает его жизнеспособность. «Очевидно, ­ подчёркивал Дарвин, ­ что   племя,   заключающее   в   себе   большее   число   членов,   которые   наделены высокоразвитым чувством патриотизма, верности... и участия к другим, ­ членов, которые всегда готовы помогать  друг другу и жертвовать  собой  для  общей пользы, должно одерживать верх над большинством других племён, а это и будет естественный отбор». Дискуссия  о происхождении человека позволяет определить его место в природе, а значит и отношение к ней. От этого зависит не более и не менее – наше будущее. Если человек – венец природы, занимающий исключительно центральное положение в мироздании, то всё на Земле должно служить ему. Если человек – неотъемлемая часть природы, тогда он не должен бездумно подчинять её себе, поскольку такая  деятельность нарушает  равновесие, создававшееся  в течение миллионов лет в процессе эволюции. Это может привести, да и приводит уже, как мы знаем из печального опыта, к тяжёлым, порой непоправимым последствиям. За полтора века теория Дарвина получила немало подтверждений и была заметно усовершенствована. Так, было установлено предполагавшееся Дарвином химическое сходство человека и обезьяны.  Определён альбуминовый индекс, служащий показателем одного из сывороточных белков крови – альбумина. Если принять альбуминовый индекс человека за единицу, то для гориллы он равен 1,09, шимпанзе – 1,14, мартышки – 2,59, для эволюционно отдалённого от человека капуцина ­ 5, а для лемура ­ 18. Наиболее близкие к человеку обезьяны обладают теми же группами крови, что и он. Резус­фактор и вовсе сначала обнаружили у макаки­резус, а затем у людей. Как установлено современной наукой, антигенный состав крови человека, шимпанзе и горилл одинаков и её, в принципе, можно, соблюдая   групповую   совместимость,   переливать   от   обезьяны   к   людям. Показательные   результаты   определения   степени   родства   между   человеком   и обезьянами получены с помощью метода молекулярной биологии и генетики. Выявилось, что количество сходных генов у человека и обезьян достигает 91%. Детально исследовав анатомию ныне живущих обезьян и многочисленные останки предполагаемых предков человека, ученые считали, что вся родственная связь рода Homo стала известна в деталях. Однако многие построения оказались ошибочными   и   неточными.   Иной   раз   ученые   становились   даже   жертвами проходимцев­мистификаторов.   Так   произошло   с   «пилтдаунским   человеком Доусона»,  череп   которого  оказался  умело изготовленной подделкой.  Такими историями,   бросающими   тень   на   эволюционную   теорию,   умело   пользовались креационисты, утверждавшие, что мир (и человек в том числе) был единожды сотворен в законченном и неизменном виде. Лишь в конце ХХ века в изучении антропогенеза произошла революция. Для этого имелись три причины: 1. В последние годы широким фронтом велись и ведутся массовые раскопки, 17 особенно в Экваториальной Африке. Это привело к открытию множества костей древних обезьян и древних людей. 2. Разработаны надёжные методы определения возраста горных пород (а значит, и находящихся в них костей), основанные на анализе радиоактивных изотопов. В результате выяснилось, что человеческий род древнее на сотни тысяч и миллионы лет, чем предполагали учёные в XIX веке. 3. Близость человека и обезьян стала оцениваться методом молекулярной генетики. Количественная оценка сходства генов и белков позволила по­новому оценить их родство.  Часто   удивляет   догматичность   изложения   антропогенеза,   которая встречается в учебниках и популярной литературе. Наши ископаемые предки описываются так, словно авторы встречались с ними, исследовали их образ жизни и поведение. Меж тем, известные науке ископаемые останки древних обезьян и первых людей чрезвычайно немногочисленны. Умерших поначалу не хоронили, а в кислой почве влажного тропического леса или в саванне, где жила основная часть наших древнейших предков, кости быстро растворяются. Вероятность сохранения была выше только в областях интенсивного вулканизма, где жертв извержения вулкана засыпало пеплом или заливало грязевым селем. Именно там было найдено большинство свидетельств антропогенеза (как правило, самые прочные элементы – зубы, покрытые стойкой эмалью, реже фрагменты челюстей и черепов, ещё реже – другие   кости).   Следует   учесть   и   то,   что   предки   человека   не   были многочисленными биологическими видами. Поэтому в руки к ученым попадают лишь   крупицы   ископаемых   свидетельств   антропогенеза.   Общая   картина реконструкции,   таким   образом,   страдает   определенной   неполнотой   – хронологической и географической. Все сказанное, однако, вовсе не основание для того, чтобы отвергнуть саму идею антропогенеза в результате эволюции, напротив новые открытия все более уточняют эволюционный путь от обезьяны к человеку., который для современной науки уже бесспорен Вопросы для самоконтроля: 1. Как   проявляется     биологическое   сходство   и   отличие   человека   и обезьян? 2. Каковы причины революции ХХ в. в изучении антропогенеза? Тема 3. Приматология. Эволюция приматов Человек – высшая ступень эволюционного развития на Земле, общественное существо, отличительной чертой которого является сознание, сформировавшееся на основе общественно­трудовой деятельности. В то же время он – лишь один из множества биологических видов планеты Земля. Многие характерные черты его биологической организации представляют собой итог эволюционных тенденций, свойственных отряду приматов в целом. К их числу следует отнести в первую 18 очередь   высокое   развитие   мозга   и   интеллекта,   объемно  ­   пространственно   ­ оптическое   восприятие   и   синтез   восприятия   свойств   и   пространственных соотношений объектов. Основой формирования уникальной верхней конечности человека   явилась   кисть   более   примитивных   приматов.   В   ряду   приматов наблюдается постепенное уменьшение опорной функции передних конечностей и развитие   противопоставления  большого   пальца   (I  луча   кисти):   способность большого   пальца   поворачиваться   так,   чтобы   его   ладонная   поверхность   была обращена   к   ладонной   поверхности   других   пальцев,   достигла   у   человека максимального выражения. По строению всех отделов скелета, включая череп, среди ныне существующих видов человек наиболее сближается с орангутангом и шимпанзе. Итак, человек с точки зрения биолога – это животное, относящееся к типу хордовых, классу млекопитающих и отряду приматов. Поэтому, изучая антропологию,   нельзя   обойти   стороной   наших   ближайших   родственников   – полуобезьян и обезьян, которыми занимается приматология. Первые сведения о приматах восходят к палеолиту: в наскальной живописи фигурируют обезьяноподобные существа. Отряд приматов выделен Линнеем в 1758  г.  Современные  классификации   отряда  включают   примерно  200  видов, группирующихся приблизительно в 50 родов. В последнее время обнаружены несколько   новых   видов:   обезьянка   из   Тефе   и   золотой   лемур.   Наиболее распространено   деление   приматов   на   подотряды   просимий   (полуобезьян)   и антропоидов   (человекообразных   обезьян).   Итак,  приматы   –  группа   высших плацентарных   млекопитающих,   распространенных   преимущественно   в   лесных тропических и субтропических районах Старого и Нового Света, поэтому многие их   черты   –   адаптация   к   древесному   образу   жизни.   Основные   особенности 19

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов

Основы антропологии. Пособие для студентов

Основы  антропологии. Пособие для студентов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2018