В летние каникулы появляется много свободного времени у детей. Безопасность на водоемах является одним из самых актуальных вопросов. Беседу проводит сотрудник МЧС или учитель ОБЖ совместно с подготовленными учащимися старшего звена, в конце проводится эстафета с использованием спасательных средств. Данный материал будет полезен для учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования.
Правила поведения на водоемах летом
Автор: Петрова Елена Геннадьевна,
Государственный инспектор
ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Республике Карелия»
Форма мероприятия: Беседа с эстафетой.
Тема: В летние каникулы появляется много свободного времени у детей. Безопасность на водоемах
является одним из самых актуальных вопросов. Беседу проводит сотрудник МЧС или учитель ОБЖ
совместно с подготовленными учащимися старшего звена, в конце проводится эстафета с
использованием спасательных средств. Данный материал будет полезен для учителей начальных
классов, педагогов дополнительного образования.
Аудитория: дети в возрасте 712 лет.
Участники: дети, учащиеся старших классов), сотрудники МЧС.
Цель: формирование у детей необходимых знаний и навыков по обеспечению безопасности на
водоемах в летний период в увлекательной форме.
Оборудование: компьютер и проектор, конец Александрова – 2 шт., спасательные жилеты – 2 шт.
Ход мероприятия:
Ведущий
ВОДА – это радость, здоровье, приятные впечатления, положительные эмоции! Скоро лето! И мы с
нетерпением ждем когда же будем греться на солнышке и купаться! Как же это приятно – окунуться
в жару в прохладную воду. Но прежде чем войти в воду мы должны помнить правила безопасного
поведения на воде.
Послушайте рассказ водолаза:
Ученик1
Глеб Иваныч, водолаз,
В день нырял по двадцать раз…
Спас он двести сорок взрослых,
И детей три тыщи спас.У него медаль и орден,
Ученик2 Но махнул он на медаль:
Если ктонибудь утонет –
Это будет очень жаль!
Целый день сижу на вышке –
Хулиганят ребятишки.
Ученик3 То воюют на плотах,
То нырнут не в тех местах,
Заплывают за буйки
И идут на дно реки…
Я искал бы лучше клад!
Рыбу я ловить бы рад!
Ученик4 Но в реке за место рыбы
Должен я ловить ребят…
В общем я скажу всем так
Что купанье – не пустяк!
Так закончил свой рассказ
Глеб Иваныч, водолаз.
Ведущий
Ребята расскажите что нельзя делать находясь на отдыхе у водоема? (слайды 6,7,8 – что нельзя)
Ученик1 купаться в местах, где выставлены щиты (аншлаги) с предупреждающими и запрещающими
знаками и надписями;ученик2 заплывать за буйки, обозначающие границы плавания;
ученик3 подплывать к моторным, парусным судам, весельным лодкам и другим плавательным
средствам, прыгать с не приспособленных для этих целей сооружений в воду;ученик4 загрязнять и засорять водоемы и берега;
купаться в состоянии алкогольного опьянения;
приводить с собой собак и других животных;
играть с мячом и в спортивные игры в неотведенных для этих целей местах, нырять с захватом
купающихся, подавать крики ложной тревоги и совершать другие действия, которые могут повлечь за
собой несчастные случаи на воде;
плавать на досках, бревнах, лежаках, автомобильных камерах, надувных матрацах и других
несамоходных средствах, не гарантирующих безопасность на воде.
Ведущий
Теперь мы знаем что купаться необходимо только в специально отведенных подготовленных местах.
Конечно же на пляжах! Рассмотрим схему пляжа:
Ведущий
Пляжи лагерей для отдыха детей и иных детских оздоровительных учреждений кроме
соответствия общим требованиям к пляжам должны быть ограждены штакетным забором со сторонысуши. На этих пляжах спасательные круги и концы Александрова навешиваются на стойках (щитах),
установленных на расстоянии 3 метров от уреза воды через каждые 25 метров, оборудуются участки
для купания и обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста с глубинами не
более 0,7 метра, а также для детей старшего возраста с глубинами не более 1,2 метра.
В местах с глубинами до 2 метров разрешается купаться хорошо умеющим плавать детям в
возрасте 12 лет и более.
Обследование места купания проводится взрослыми людьми, умеющими хорошо плавать и нырять.
Купание детей проводится под контролем взрослых.
Слайд с фотографиями «Где безопасно купаться?
Слайд «Соображалка»
Ученик1 Если вы не умеете плавать не следует чрезмерно доверять себя надувным матрасам,
автомобильным камерам и прочим подручным плавсредствам. Во первых, в самый неподходящий
момент они могут лопнуть. Во вторых, течением и ветром вас может отнести далеко от берега. А в
море так очень далеко!Ученик2 Известен случай, когда уснувшую на надувном матрасе женщину унесло чуть ли не в центр
Черного моря. Она умудрилась пересечь государственную границу и больше недели (!) дрейфовала на
своем утлом суденышке без воды и пищи, пока ее не подобрали пограничники. Вот вам и матрас!
Ученик3 Крайне опасно переоценивать свои силы. Общеизвестно, что реже всего тонут люди, которые
хорошо плавают и которые плохо плавают. Больше всего пловцы, которые считают, что хорошо
плавают. Они чувствуют себя в воде довольно уверенно и из за этой, не подтвержденной опытом
уверенности, и тонут.
Никогда не считайте себя отличным пловцом, и тогда, обещаю, будете плавать до глубокой старости!
Ученик4 Попав в водоворот, не паникуйте наберите в легкие побольше воздуха, погрузитесь
поглубже в воду и, резко выгребая руками и ногами, отплывайте в сторону от воронки. Не стоит
пытаться переплывать реки, озера и океаны на спор. Вы можете проспорить..
Ведущий Если вдруг на ваших глазах ктото тонет, не надо сломя голову, бросаться в воду. Спасти
утопающего непросто даже взрослому человеку. Вы можете помочь не заходя в воду.
Увидев тонущего вы должны сразу обратиться к окружающим «Человек тонет!» Посмотрите нет ли
вокруг спасательного круга, резиновой камеры, бревна или другого предмета который держится на
воде.
Ученик 1
Если в речке тонет друг,
Если он идет на дно,
Кинь ему веревку, круг
Палку, мяч или бревно
Ведущий Посмотрите на спасательные средства на слайдах. (14,15,16,17)С помощью данных спасательных средств модно спасти человека
Спасательные жилеты помогут спастись человеку оказавшемуся в воде.
А теперь подведем итоги нашей беседы ответим на вопросы:
Ученик1 При какой температуре воды и воздуха можно купаться в открытом водоеме?
Температура воды должна быть не ниже 18–20 градусов, а температура воздуха – 20–22 градуса.
Ученик2 Как долго можно находиться в воде?
От 5 до 8 минут.
Ученик 3 Какое время лучшее для купания в открытом водоеме?
Лучшее время – с 10.00 до 12.00 (через 1–1,5 часа после завтрака) и с 17.00 до 19.00 (через 2–3 часа
после обеда).
Ученик4 Почему мы сегодня говорим о купании в открытом водоеме?
Потому что число пострадавших на воде не уменьшается, а среди детей – даже увеличивается.Ведущий Ежегодно на воде гибнет 8–10 тысяч детей. За этими сухими цифрами – горе и страдания
близких и знакомых, слезы матерей.
По не зависящим от человека причинам тонут, может быть, сотни. Остальные по собственной
глупости, нарушая элементарные правила безопасности.
Главное из которых гласит:
Хором: не зная броду не суйся в воду!
Мероприятие продолжилось эстафетой с использованием спасательных средств. Учащиеся
агидбригады помогают в проведении конкурсов
Две команды по 5 человек выстраиваются в колонну.
1 Команды стоят в колонну по одному. Перед первым участником лежит спас.жилет. По сигналу он
одевает и застегивает спас.жилет бежит до буя оббегает его и возвращается обратно, снимает его и
передает следующему. Последний участник пересекает финишную линию в жилете.
2. Команды стоят в колонну по одному. Перед первым участником на полу лежит конец
Александрова (линь с кольцом) в 10 метрах от него спас.жилет (утопающий). По сигналу он должен
перекинуть его за жилет, добежать до кольца, взять, вместе с ним оббежать вокруг буя и передать его
следующему. Последний участник пересекает финишную линию вместе с кольцом.
Победителям эстафеты вручили сладкие призы
Данная форма проведения занятий помогает акцентировать внимание на теме обеспечения
безопасности, и полученные знания уберегут детей от трагедии, ведь во время каникул, дети много
времени проводят на улице.