Особенно тщательному и широкому изучению подвергалось воздействие музыки на человека. Почему именно музыки? Прежде всего потому, что изо всех видов искусства музыка, пожалуй, обладает наибольшей властью над настроениями и чувствами людей. И, естественно, более сильные реакции значительно легче уловить и сделать предметом изучения. Проведение исследований в этой области облегчается также наличием достаточно стройной, тщательно разработанной системы теоретических основ музыки.
Много интересных научных наблюдений и опытов по изучению воздействия музыки на людей относится к концу XIX - началу XX веков. Среди них работы великого русского физиолога И.М.Сеченова. В своем классическом труде «Рефлексы человеческого мозга» (1866г.) он писал о тесной взаимосвязи слуховых ощущений с мышечными. Он подчеркивал, что слуховое восприятие, как и мышечное, связано с временными ощущениями.
ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.docx
ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОРИТМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
«Способности следует с детских лет развивать, а недостатки исправлять
умелым руководством».
Август Бурнонвиль.
Искусство так широко и прочно вошло в жизнь и быт человека, что
теперь уже невозможно представить себе, каким бы был мир без музыки,
литературы, театра, кино, живописи, без творений архитекторов и мастеров
прикладного искусства. Все это, по выражению великого русского писателя
Л.Н.Толстого «стало также необходимо для людей, как пища и питье, и
одежда, даже необходимее».
Почему же искусство так нужно людям? Этот вопрос с давних пор
волнует художников, искусствоведов, философов и психологов.
Искусство родилось в далекой древности, на заре человечества, чтобы
облегчить сложное, делать трудное радостным. Труд превращался в
искусство, когда люди, занятые им, заботились не только об удобстве и
практической ценности создаваемых ими предметов, но и о красоте, и
совершенстве их формы.
Искусство призвано служить обогащению и развитию мира наших
чувств. Воспитание чувств всегда было той сферой, где могущество искусства
проявляется с особой очевидностью. В том, что любое художественное
произведение обращено не только к нашей мысли, но и, в первую очередь, к
миру наших чувств как раз и скрыта тайна неиссякаемой притягательной силы
искусства, его чарующей власти над людьми.
Искусство обладает способностью сплачивать людей, оно помогает
противостоять разобщенности, равнодушию, чувствам затерянности и
ненужности в большом мире.
Объединяющая сила искусства проявляется не только тогда, когда огромный зрительный зал живет одним, когда он разом замирает или вдруг в
едином порыве разражается бурей аплодисментов. Человек ощущает эту силу
и в те минуты, когда остается наедине с книгой или звуками музыки.
Эта чудесная способность искусства волновать и оказывать сильное
воздействие на самих художников и на тех, к кому обращено их искусство на
зрителей и слушателей с давних пор приковывала к себе пытливые умы.
В результате к настоящему времени накопилось немало довольно
Среди них есть религиозномистическое,
разноречивых теорий.
прописывающее искусству некую божественную силу, есть такие, которые
объясняют его воздействие аристотелевским «катарсисом» или фрейдисткими
идеями. Однако эти идеалистические теории не выдерживают строгой
проверки научными данными.
Подлинно научное объяснение характера и силы воздействия искусства
на человека может быть построено только на основе новейших исследований
физиологии, психологии и естественных наук. А таких данных накоплено уже
немало. Правда приходится признать, что не всем видам искусства
исследователи уделили равное внимание.
Особенно тщательному и широкому изучению подвергалось воздействие
музыки на человека. Почему именно музыки? Прежде всего потому, что
изо всех видов искусства музыка, пожалуй, обладает наибольшей властью
над настроениями и чувствами людей. И, естественно, более сильные реакции
значительно легче уловить и сделать предметом изучения. Проведение
исследований в этой области облегчается также наличием достаточно
стройной, тщательно разработанной системы теоретических основ музыки.
Много интересных научных наблюдений и опытов по изучению
воздействия музыки на людей относится к концу XIX началу XX веков.
Среди них работы великого русского физиолога И.М.Сеченова. В своем
классическом труде «Рефлексы человеческого мозга» (1866г.) он писал о
тесной взаимосвязи слуховых ощущений с мышечными. Он подчеркивал, что слуховое восприятие, как и мышечное, связано с временными ощущениями.
Его ученик, известный русский физиолог И.Р.Тарханов в своей статье
«О влиянии музыки на человеческий организм», выпущенной в 1893 г. в
Петербурге, писал об экспериментальном пути исследования действия
музыки на ритм дыхания и на сердцебиение.
Ритмические упражнения благотворно воздействуют на работу органов
дыхания, кровообращения. Профессор Крестовников в своей книге «Очерки о
физиологии физических упражнений» писал, что движения, совершаемые под
музыку, выполняются легче, дыхательный аппарат работает более энергично,
повышается поглощение кислорода.
Всем основным функциям человеческого организма свойственна
определенная ритмичность; ритм характерен для сердцебиения, дыхания,
ходьбы, речи и т.д. Поэтому и на мышечную работу ритм влияет благотворно.
В то же время ритмические звуки музыки помогают сосредоточиться на
выполнении определенных трудовых операций, отвлекая от посторонних
раздражителей. Ритм содействует
появлению некоторого автоматизма, который также облегчает работу.
Наконец музыка способствует возникновению определенной одинаковой
ритмичности в движениях сразу целого коллектива лиц, работающих вместе.
Музыка обладает способностью захватывать нас своим ритмическим
строем. Слушая зажигательную танцевальную мелодию, каждый из нас в свое
время непременно ловит себя на том, что его пальцы непроизвольно сами
начинают вдруг отбивать такт, голова и туловище плавно покачиваются в
ритме мелодии, а ноги так и не стоят на месте, готовые тут же сорваться в
пляс.
Движение очень важно для здорового развития организма. Оно
усиливает процесс обмена веществ, способствуя лучшему питанию,
кровоснабжению, обновлению тканей, придает силу мышцам и гибкость
суставам. Ритмические движения, танцы помогают сохранить бодрость и отличную форму, а вместе с ними и молодость.
Большим энтузиастом изучения воздействия музыки на физическое
состояние организма человека был наш выдающийся психиатр и невролог
академик В.М.Бехтерев. В Петербурге незадолго до первой мировой войны
Советом Психоневрологического института была учреждена специальная
комиссия для изучения влияния музыки на живой организм и на человека. В
мае 1914 г. В.М.Бехтерев выступил на заседании этой комиссии с докладом
«Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его
детства»(3). В нем Бехтерев убедительно показал насколько необходимо
приобщение ребенка к музыке в самом раннем возрасте для нормального,
здорового развития детского организма. Как было установлено, вначале
заметное воздействие на маленького ребенка оказывает ритм, а затем уже
звуковысотные сочетания и тембр: поэтому музыкальное развитие ребенка
целесообразно осуществлять с помощью разнообразных видов движений (в
хороводах, плясках) путем постепенного усложнения музыкального
материала.
Несомненный интерес представляют работы известного советского
психолога Б.М.Теплова. По его мнению, восприятие музыки «совершенно
непосредственно сопровождается теми или другими двигательными
реакциями, более или менее точно передающими временный ход
музыкального движения»(7). Классифицируя музыкальные способности
Теплов подробно останавливается на развитии у детей музыкально
ритмического чувства: «Едва ли на первых этапах музыкального обучения
можно найти другой, более прямой и целесообразный путь развития
музыкальноритмического чувства, чем ритмика, понимая как передача ритма
музыки в простых и легко доступных детям движениях».(8)
Основоположником ритмики как действенного метода музыкального
воспитания является швейцарский музыкантпедагог, профессор Женевской
консерватории по классу теории музыки, сольфеджио и гармонии, пианист, композитор и общественный деятель Эмиль ЖакДалькроз (18561950).
Далькроз искал новые пути в музыкальной педагогике.
Занимаясь в Женевской консерватории со студентами, он обратил
внимание на то, что далеко не все могут выполнять ритмический рисунок в
пределах определенного метра и достаточно точно координировать движения
при игре на музыкальном инструменте. Своей плодотворной практической
деятельностью он доказал, что возможно перевести музыкальный ритм в
пластические движения человеческого тела, понимая, что ритм музыки
теснейшим образом связан с моторной, мышечной реактивностью человека.
Так, постепенно им была создана система ритмической гимнастики, которая
впоследствии стала называться ритмикой.
В отличие от обычной гимнастики, подчиненной только метру, в
ритмической гимнастике Далькроза все движения шли от музыки.
С усложнением ритмических заданий выявлялась и воспитательная роль
уроков ритмики: они развивали у студентов внимание, сосредоточенность,
укрепляли волю, стремление достичь поставленной цели, вырабатывали
слаженность действий всего коллектива.
Занятия ритмикой положительно влияли также на общий тонус
учащихся, снижая утомляемость.
Назначение своей системы Далькроз сформулировал так: «Цель
ритмики подвести ее последователей к тому, чтобы они могли сказать к
концу своих занятий не столько «я знаю», сколько «я ощущаю», и, прежде
всего, создавать у них непреодолимое желание выражать себя, что можно
делать после развития их эмоциональных способностей и их творческого
воображения».(6)
Свой метод ритмического воспитания Далькроз изложил в ряде статей и
книг. В 1910 г. он возглавил Институт музыки и ритма в Хеллерау (под
Дрезденом), который был организован для детей местных рабочих, а в 1915 г.
Институт ЖакДалькроза в Женеве. Вскоре подобные учебные заведения были созданы последователями
швейцарского педагога во многих странах Западной Европы, в Америке,
Японии.
В России активной пропагандисткой системы Далькроза стала его
ученица Н.Г.Александрова (профессор Московской консерватории), которая
в 1909 г. начала регулярно проводить занятия по ритмике на организованных
ею курсах, в музыкальных школах, кружках.
Особенно широко развернулась деятельность Н.Г.Александровой после
Октябрьской революции. Она возглавила Московский институт ритмического
воспитания, созданный в 1920 г. по инициативе А.В.Луначарского,
преподавала в консерватории,
сопровождались показательными уроками.
выступала с докладами,
которые
Благодаря широкой пропаганде, ритмика стала вводиться в
цирковых,
в хореографических,
музыкальных учебных заведениях,
театральных училищах и театрах, в психоневрологических лечебницах.
Ее сподвижники и последователи В.А.Гринер, М.А.И Е.А.Румер,
Е.В.Конорова, Н.П.Збредева, Н.А.Метлов, З.К.Шушкина и др. творчески
обогащали основные положения этого музыкально
развивали,
педагогического метода и тем самым подняли его нп качественно новую
ступень.
Неоценимый вклад в развитие музыкальноритмического воспитания в
нашей стране внесла Е.В.Конорова, которая преподавала ритмику в ряде
московских театров и в течение двадцати лет работала в Центральной
музыкальной школе при Московской консерватории. Е.В.Конорова является
создателем программ по ритмике и автором методических пособий. Она
неоднократно проводила всесоюзные конференции и семинары по ритмике,
выезжала в другие города с докладами и демонстрацией показательных
уроков.
В настоящее время педагоги, опираясь на систему Далькроза, продолжают совершенствовать ритмическое воспитание. Ими разработана
методика занятий по ритмике в различных учебных заведениях с учетом их
специфики.
Отказавшись от импровизации, которую широко применяли Далькроза
и его ученики, ритмисты используют на уроках народную, классическую
и современную музыку, воспитывают учащихся на лучших музыкальных
образцах.
Велико значение музыкальноритмического воспитания в физическом
воспитании детей и подростков. В детских садах, общеобразовательных
школах, средних и высших учебных заведениях физические упражнения все
чаще проводятся под музыку с целью воспитания у занимающихся чувства
ритма, музыкальности, пластичности и выразительности движений.
«Ритмика и танец» являются одним из предметов, входящих в систему
музыкальноэстетического воспитания школьников. В процессе музыкально
ритмических занятий наряду с задачами общего физического развития,
оздоровления решаются задачи эстетического плана.
На уроках дети получают представления о взаимосвязи движения и
музыки, осмысливают ее характер, образный строй и посредством движений
пытаются раскрыть присущее каждому ребенку своеобразное видение
музыкального образа. У детей развивается музыкальный слух, память, чувство
ритма, творческая активность. Музыка пробуждает у детей светлые и
радостные чувства. Они получают огромное удовлетворение от свободных и
легких движений, от сочетания музыки с пластикой своего тела и жестов.
Занятия ритмикой поднимают настроение, повышают жизненный тонус. Вот
как об этом писала основоположник советской ритмики Н.Г.Александрова:
«Откуда берется это чувство красоты, не оставляющее ребенка во время его
занятий по ритмике? Очевидно от музыки, от внутреннего чувства гармонии,
возбуждаемого этим уроком. Кто знает, быть может, занятия ритмикой,
полные бодрости, радости, чувства гармонии, излучаемого музыкой, наложат отпечаток на развитие личности этих детей и возродят в них
чувство гармонического согласия со всеми функциями их организма?».(9)
Умелый подбор интересного и разнообразного музыкально
ритмического репертуара дает широкие возможности для совершенствования
интеллектуальных способностей детей:
физических,
воспитываются выдержка, организованность, собранность, умение вести себя
нравственных,
в коллективе, развивается эстетическое чувство. У ребенка формируется и
расширяется правильное жизнеутверждающее отношение к окружающему
миру, трудолюбие, растет желание творить добро. Постепенно с возрастом на
основе первых детских представлений музыка поможет развить высокие и
сложные моральные качества: любовь к родине, к ее природе, любовь к своему
родному народу, к его героям, к его культуре.
Определенная ценность музыкальноритмических занятий заключена в
их образовательных возможностях. Занимаясь под руководством педагога
хореографа, дети приобретают умения и навыки выполнения движений в
соответствии со средствами музыкальной выразительности. Возможность
использования бесконечных вариаций движений (по форме, структуре,
последовательности выполнения) в зависимости от создаваемого
музыкального образа позволяет учащимся расширить представления о
двигательных возможностях организма, познавать закономерность движений
во взаимосвязи с музыкой. На уроках у детей формируется потребность в
выработке того или иного качества: развитии ритмичности, танцевальности,
музыкальности, артистизма, развитие физических данных. Вырабатываются
определенные умения, навыки: формирование красивой осанки, ходить с
носочка, в ритм музыки, выполнение заданного движения в едином ритме и
темпе.
Уроки ритмики оказывают на детей и немалое воспитательное значение.
Воспитание это процесс целенаправленного влияния, целью которого
выступает усвоение ребенком необходимых для жизни социальных норм, которые происходят в семье, в школе на уроках ритмики. Цель воспитания
формирование в ребенке принимаемой обществом системы морально
эстетических ценностей. Важно первые уроки начинать с изучения правил и
приемов поведения в танцевальном зале. В танцевальном зале каждый
учащийся имеет свое определенное место для занятий, во время занятий
нельзя беспорядочно перемещаться по залу, чтобы не навредить общему
процессу обучения. Во время занятий нельзя разговаривать друг с другом или
мешать другим детям заниматься, т.к. при этом теряется общий настрой
класса, его сосредоточенность и внимание. То, что упражнения выполняются
всем коллективом и часто при необходимости требуют четкого
взаимодействия всех участников, повышает у них дисциплину, чувство
ответственности, товарищества. Постепенно у детей появляются уверенность,
находчивость, воспитываются активность, инициатива. В тесной связи со всей
учебновоспитательной работой школы уроки ритмики способствуют
воспитанию организованной, творческой, гармонически развитой личности.
Музыкальноритмические занятия также развивают психические и
познавательные процессы, такие как: внимание: восприятие, память и
мышление. По словам К.Д.Ушинского «Первая глава психологии должна
быть, как я думаю, посвящена вниманию (тому сосредоточению сознания, при
котором оно начинает действовать), ибо внимание есть именно та дверь, через
которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».
(33)
Внимание необходимое условие успешного осуществления любой
практической деятельности человека. Особенно важна его роль в процессе
обучения.
Внимание детей младшего школьного возраста постепенно в ходе
обучения музыкальнодвигательным упражнениям от
непроизвольного переходит в произвольное. Произвольное внимание
наиболее интенсивно развивается в учебной деятельности и играет в ней важную роль (Разучивание нового танцевального движения связано с
волевыми усилиями). На уроках ритмики наряду с индивидуальной формой
внимания есть и коллективное внимание. Оно слагается из сосредоточения
самостоятельно работающих учеников, а это очень важный фактор при
обучении танцевальным движениям. От коллективного внимания зависит
синхронность исполнения движений танца.
Как известно, восприятие человека полимодально, т.е. включает
результаты работы нескольких анализаторов. Поэтому в музыкально
ритмическом воспитания для обеспечения полноты восприятия необходимо,
чтобы вербальнологическая форма обязательно сочеталась с образной,
зрительное восприятие — с практическими действиями.
Одним из основных принципов восприятия на уроке ритмики является
обязательное сочетание восприятия с пониманием. Разрывать эти два
процесса во времени совершенно недопустимо, так как в противном случае
восприятие утрачивает одно из своих главных свойств осмысление.
Память ребенка младшего школьного возраста развита достаточно
хорошо, особенно хорошо и прочно он запоминает то, что его
заинтересовало или поразило, поскольку дети обладают, главным образом,
нагляднообразным характером запоминания, поэтому в этом возрасте очень
важен наглядный метод обучения; обязателен личный показ движений
педагогом.
У детей,
занимающихся ритмикой и танцами,
развиваются
одновременно несколько видов памяти:
двигательная это память на различные движения или
механическая память («память ног»);
эмоциональная (аффективная память это память на чувства (в
сюжетном танце нужно запомнить и передать чувства персонажа);
образная память это зрительная и слуховая память. Есть еще и
словесно логическая (вербальная) память (ученик должен не только показать, но и объяснить движение, которое он выполняет).
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится
мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются и перестраиваются сами
мыслительные процессы и, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие
остальных психических функций. Завершается наметившийся в дошкольном
возрасте переход от нагляднообразного к словеснологическому мышлению.
У ребенка появляются логически верные рассуждения: он начинает понимать,
что танец способен передать настроение, образ, культуру того или иного
народа. Однако рассуждать в гипотетическом плане младший школьник еще
не может. В конце младшего школьного возраста появляются индивидуальные
различия: среди детей психологами выделяются группы:
«теоретиков», которые успешно усваивают танцевальный
материал в словесном плане (могут грамотно рассказать правила исполнения
того или иного движения и т.д.);
«практиков», которые моментально справляются с заданием,
опираясь лишь на показ (часто эти дети наиболее
координированные, с развитой зрительной, моторной памятью);
«художников» дети с ярким образным мышлением, в большей
степени наделенные артистическими способностями и фантазией. В
современной школе роль мышления все более возрастает. При
современном обучении ученику необходимо не просто приобрести
знания, навыки, освоить сложившиеся способы человеческой деятельности, но
и овладеть творческим подходом к ее осуществлению, развить устойчивые
познавательные интересы и мотивы учения, потребность в постоянном
самообразовании.
Музыкальноритмические занятия имеют и большое оздоровительно
гигиеническое значение. Музыкальный ритм организует движения, повышает
настроение, положительные эмоции вызывают стремление выполнять
движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм. Занимаясь ритмическими упражнениями нужно добиваться точного выполнения
движений, следить за правильностью осанки. Нарушения осанки сказываются
не только на внешнем виде, но и на здоровье: неправильное положение тела
ведет к сужению грудной клетки и искривлению позвоночника, что затрудняет
работу сердца и легких. Основные требования к осанке заключаются в
следующем: плечи опущены и несколько отведены назад, голова приподнята,
спина прямая, грудная клетка выступает вперед, живот подтянут.
В ритмические занятия включаются движения из области физкультуры
гимнастические упражнения построения и
(основные движения,
перестроения). В процессе ритмических занятий все эти движения постепенно
ритмичными,
совершенствуются,
координированными, выразительными, пластичными. Участие в ритмических
становятся более свободными,
упражнениях, в играх и танцах способствуют правильному физическому
развитию детей. Выбор упражнений и регулирование физической нагрузки
согласовываются со школьными программами по физическому воспитанию.
Составила педагог дополнительного образования МБОУ СОШ№54
Кольцова Марина Валентиновна
ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.