Основы православной культуры» – рабочая тетрадь
Оценка 4.8

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Оценка 4.8
Рабочие тетради
doc
религиоведение
4 кл—5 кл
23.03.2017
Основы православной культуры» – рабочая тетрадь
Рабочая тетрадь «Православие» рекомендована к печати и практическому применению в ОУ Еврейской автономной области решением редакционно-издательского совета областного ИПКПР от __25.09._2012__________ года. В этом сборнике представлены рабочие тетради по изучению курса «Основы религиозных культур и светской этики», по модулю «Православие». В помощь учащимся и учителю в конце рабочих тетрадей помещен глоссарий. Сборник адресован учителям 4-5 классов, преподающих уроки по данному модулю.
рабочая тетрадь православие.doc
Областное государственное автономное образовательное учреждение ОО «Педагогическая ассоциация ЕАО РФ» дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации педагогических работников» Р а б о ч а я т е т р а д ь православной Основы культуры Биробиджан, 2010 «Основы   православной   культуры»   –   рабочая   тетрадь.   –   Биробиджан:   ОблИПКПР, 2011.  ­ __61__ с.  Рабочая тетрадь «Православие» рекомендована к печати и практическому применению в ОУ Еврейской автономной области решением редакционно-издательского совета областного ИПКПР от __25.09._2012__________ года. Составитель Евстигнеева Л. Г., Конькова Н.Л., Былкова Л.Л., Васильева Т.А.,  Дворянчикова Н.А., Рудюк Е.Е., Заневская Т.А. Ответственный редактор Т.А.Файн, к.п.н., доцент, ректор ОблИПКПР, член-корреспондент МАНПО, почетный работник общего образования Компьютерная верстка Н.Н. Беккерман, методист ОблИПКПР В этом сборнике представлены рабочие тетради по изучению курса «Основы религиозных культур и светской этики», по модулю «Православие». В помощь учащимся и учителю в конце рабочих тетрадей помещен глоссарий. учителям 4-5 классов, преподающих уроки по данному модулю. Сборник адресован  2012 - 2 -  Пояснительная записка Учебный   курс   «Основы   религиозных   культур   и   светской   этики»   является единой комплексной учебно­воспитательной  системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного   содержания,   достижение   которых   обучающимися     должен   обеспечить образовательный   процесс     границах   учебного   курса,   а   также   в   системе содержательных,   понятийных,   ценностно­смысловых   связей   учебного   предмета   с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.   в   Учебные     модули     данного   курса,         являются     культурологическими   и направлены   на   развитие   у     школьников   10­11   лет   представлений   о   нравственных идеалах и ценностях.  Которые составляют  основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Проблема   воспитания     толерантности   и   нравственной   идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире ив нашей стране в частности. Вполне   очевидно,   что   воспитательную   составляющую   наряду   с   научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно   оставить   вне   рамок   школьной   программы.     Вопросы,     связанные   с введением   в   школьную   программу   информации   об   основах   религиозных   культур, имеет сегодня важное значение       поскольку характер светской школы определяется отношениями с социальным   окружением, религиозными объединениями, признанием свободы   вероисповедания   и   мировоззрения   обучающихся..     Преподавание   основ религиозной   культуры   в   школе,   приводит   к   необходимости   решения   труднейших культурологических,   этических,   дидактических   и   воспитательных   проблем.     Этот учебный   курс   формирует   у   младших   подростков   мотивацию   к   осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального   народа   России   и   уважении   к   ним,   а   также   к   диалогу   с представителями   других   культур   и   мировоззрений.   Данный   курс   призван совершенствовать   личность   ребёнка   на   принципах   гуманизма   в   тесной   связи   с религиозными и общечеловеческими ценностями.   Основной принцип, заложенный в содержание курса это общность в многообразии,  многоединство,  поликультурность, ­ отражает   культурную,   социальную,   религиозную   сложность   нашей   страны   и современного мира. Основные задачи учебного модуля «Основы православной культуры»: ­знакомство учащихся,   с основами православной культуры; ­ развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; ­обобщение   знаний,   понятий   и   представлений   о   духовной   культуре,   морали, формирование у них ценностно­смысловых мировоззренческих основ; ­развитие   способности   младших   школьников   к   общению   в   полиэтничной     и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения друг к другу; Освоение школьниками учебного модуля должно обеспечить: - 3 - ­  понимание  значения   нравственности,  морально  ответственного   поведения  в жизни человека и общества; ­формирование   уважительного   отношения   к   разным   духовным   и   светским традициям; ­   знакомство   с   ценностями:   Отечество,   нравственность,   долг,   милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России; ­укрепление   преемственности   поколений   на   основе   сохранения   и   развития культурных и духовных ценностей. Большое   внимание   на   каждом   уроке   уделяю   мотивации   школьников   при освоении   учебного   материала.   Способы   мотивации   выбираю   в   зависимости   от конкретных   условий   учебно­воспитательного   процесса,   уровня   подготовки обучающихся. Расширять мотивационные условия изучения курса поможет созданная рабочая тетрадь, которая содержит задания на усвоение и закрепление материала по изучаемому модулю. Рабочая   тетрадь   позволяет   обеспечить   преподавание   основ   православной культуры   с учётом таких подходов как: ­   целенаправленное   включение   обучающихся   в   обсуждение   и   самостоятельное исследование   вопросов,   связанных   с   изучением   основ   православной   культуры, представлений о морали и нравственности культурных традиций; ­активизация познавательной активности школьников; ­создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся. Количество   заданий   к   каждому   уроку   представлено   в   увеличенном   объеме,   что позволяет учителю осуществлять дифференцированный подход, а учащимся выбрать задание в соответствии со своими способностями и интересами. - 4 - Урок 1. Россия – наша Родина. 1.Прослушайте песню «Русь называют святой». Нарисуйте три образа Земли Русской из прослушанной песни. ______________________________ ______________________________ __________ _________________________________ _________________________________ ____ ____________________________________ __________________________________ 2. В облачке напишите наиболее понравившееся вам высказывание. Объясните свой выбор. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!», Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». Есенин С. А. Слава жизни. Есть прорывы злого, Долгие страницы слепоты. Но нельзя отречься от родного, Светишь мне, Россия, только ты. Бальмонт К. Д. Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Пушкин А. С. Мила нам добра весть о нашей стороне: Отечества и дым нам сладок. Державин Г. Р. - 5 - Перед вами карта нашей страны. Покажите с помощью флажков тот город, где вы  родились.( Звучит песня « Я, ты , он, она – вместе целая страна».Учащиеся прикрепляют  иголки с красными или разноцветными флажками) 3. Составь три предложения (словосочетание) со словами Родина, Россия, Отечество 4. Подбери пословицы о русском языке 5. В каком году наша страна вновь стала называться Россией? Составь эту дату, комбинируя цифры 1 и 9    6.С чего для тебя начинается Родина? __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ ________________________________ 7. Напиши письмо своему сверстнику, живущему далеко от твоего дома. Расскажи ему о  своей малой родине. Если захочешь, подбери фотографии своих любимых родных мест мест. 8.Мир - 1. Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны. 2. Соглашение воюющих сторон о прекращении войны. 3. Земной шар, Земля, а также население Земли. Традиция – 1. То, что передается от одного поколения к другому. 2. 2. Обычаи, установившийся порядок в поведении, в быту. Культурные традиции Религиозные традиции Этические правила Добро, честь, справедливость, милосердие 9. Назовите несколько традиций вашей семьи. Урок № 2 1.Какие слова у вас связаны с понятием культура? - 6 - Запишите их в тетрадь. -Прочитайте слова. Аналогично со словом религия. 2. Составьте и запишите предложения со словами культура и религия. - 7 - Урок 3. Бог и человек в православии Бог – Творец мира. Бог Задание: Заполни таблицу по образцу. мы знаем, что Бог... Бог любит нас всех и в высшей степени любит мы говорим, что Он всеблагий (Бог есть Любовь) вездесущий Бог не имеет начала и не имеет конца. Бог вне времени. Бог всегда хранит правду и справедливо судит людей. ничего Для невозможного; Он может сделать всё, что пожелает. Бога нет всеведущий - 8 - Мини сочинение Дорога Добра. Какая она? - 9 - 2.Игра «Лесенка».  Учителю можно использовать данный прием  в конце любого урока.  При составлении лесенки слов учащиеся записывают их так, чтобы каждое следующее  было на одну букву больше. Слова выбираются соответственно теме урока и курса.  Это должны быть существительные в именительном падеже, единственного числа, не  являющиеся именами собственными. Б О Г Х Г Р Е Р Д О Б Л Б И Б С О В Е П О К А Е В А Н В О П Л О Я И Т С Н Я Г Е О Щ Ь И Л Е Е И Н Е И Е 3. Найди ответ в статье учебника и запиши его в таблицу: Для Вани Бог Для Леночки Бог Для учителя физики Бог Для учительницы литературы Для тебя Бог ....... Урок 4. Православная молитва Задание 1. Прочитай стихотворения. Определи и подпиши стиль обращения для каждого отрывка. - 10 - 1. - Царь! - ответствует мудрец, - Разочтёмся наконец, Помнишь? за мою услугу Обещался мне, как другу, Волю первую мою Ты исполнить, как свою. Подари ж ты мне девицу. – Шамаханскую царицу... А.С. Пушкин ___________________________ 2. Майор к себе вызвал Леньку, Взглянул на него в упор. — По вашему приказанью Явился, товарищ майор. — Ну что ж, хорошо, что явился. Оставь документы мне. Пойдешь один, без радиста, Рация на спине. И через фронт, по скалам, Ночью в немецкий тыл Пройдешь по такой тропинке, Где никто не ходил. Будешь оттуда по радио Вести огонь батарей. Ясно?— Так точно, ясно. — Ну, так иди скорей. К. Симонов __________________________ 3. Не смейте забывать учителей. Ведь лучшее всё в нас — От их усилий. Учителями славится Россия. Ученики приносят славу ей. Не смейте забывать учителей. А. Дементьев ______________________ 4. Покосился повар: "Ничего себе едок - Парень этот новый". Ложку лишнюю кладет, Молвит не сердито: - Вам бы, знаете, во флот С вашим аппетитом. Тот: - Спасибо. Я как раз Не бывал во флоте. Мне бы лучше, вроде вас, Поваром в пехоте... А. Твардовский _____________________________ Слова-подсказки: требование, просьба исполнить обещание, намек, молитва, приказ. - 11 - Задание 2. Проведи линии соответствия. благодарственные молитвы просительные молитвы покаянные молитвы «Аллилуия!» «Подай, Господи!» «Слава Богу!» «Господи, помилуй!» Задание 3. Знаешь ли ты кого-нибудь из русских святых? Напиши их имена. _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ Напиши имена людей, которые, на твой взгляд, внесли большой вклад в развитие русской культуры. ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Молитва «Отче наш». Задание 1. Прочитай молитву «Отче наш», объясни значение выделенных слов. ОТЧЕ наш , Иже еси на небесах! Да святится имя Твоё, да будет воля Твоя яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должников нашим: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Отче наш ____________________________________________________________________ Святится ____________________________________________________________________ Хлеб наш насущный___________________________________________________________ Якоже _______________________________________________________________________ Искушение ___________________________________________________________________ Лукавого_____________________________________________________________________ Задание 2. Что означает фраза «и остави нам долги наша» О каких долгах идёт речь? ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Как ты думаешь, есть ли у тебя долги перед другими людьми? Если есть, то какие? ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________ Что ты сам готов простить своим друзьям и близким? ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ _________________________________________________________ Задание 4. 1) Подберите и запишите ряд однокоренных слов к слову молитва. 2. Заполните схему Прочитайте ситуации. Согласны ли вы с мыслью, что по тому о чем просит человек 2) Бога можно многое понять о самом человеке. Ситуация №1 Если   человек  молит  о  том,  чтобы   ему  родители  купили   дорогую  игрушку  или  еще  одну игрушку, или новую одежду. Что можно сказать об этом человеке? Ситуация №2 Человек молит о том, чтобы сохранил здоровье бабушке, помог учиться, помог справиться с ленью. Какой это человек? 3) Напиши о чем ты хотел бы попросить Бога.  Урок № 5 « Библия и Евангелие» 1. Этот прием следует дать в начале урока для активизации внимания учащихся. Игра  «Прочитай  ходом шахматного коня». Чего  не и делай. не в любишь, других  того сам Перед вами слова, которые в таком порядке не выражают никакой мысли. Их можно прочесть  ходом шахматного коня, начиная со слова  Урок №6 «Проповедь Христа» 1. Прочитай значение слова проповедь, выбери то, которое относится к теме урока. Почему?  Статья из словаря Проповедь ­Речь религиозно­назидательного содержания, произносимая в храме во время богослужения ­Распространение каких­нибудь идей, взглядов 2. Что означает слово Библия в переводе? (книга) -Из скольких книг состоит первая часть Библии? -Как называются все 50 книг? (Священное Писание Ветхого Завета) -Что означает слово «Завет»? (союз) -Как назывались люди, писавшие книги Ветхого Завета? (Пророки) -Что значит слово «Ветхий»? (Старый) -Чей приход ожидали люди во время Ветхого Завета? -Что означает имя Христос? (Божий избранник) - Как на греческом языке звучит «добрая весть»? 3.Выберите правильный ответ а) Евангелие – это часть Библии; б) Евангелие не входит в Библию; -Как понимаете, что такое откровение? -Кто такие христиане? 4. Разберем слово по составу проповедь 1.Что означает этот корень? 5.Распределите слова на две группы: (слова даны в разброс) Щедрость практичность Доброта конфеты Воспитанность развитость Забота золото Надежда компьютер Дружба уют Верность комфорт Трудолюбие вкусная еда Мудрость телефон Смелость серебро Сдержанность шуба Вежливость красивая одежда Терпение дорогая машина Вера выгода Воля богатство Сочувствие сила Урок 7. Христос и Его крест  1.Вспомни, как выглядит крест, который носят православные христиане, нарисуй его: 2.Ответь на вопрос Что знаешь ты о том, что означает сам Крест? ________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Что означает каждая перекладина Креста? ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________ Что означают буквы, начертанные на Кресте? ________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Как ты понимаешь значение слова жертва? ________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Какое чудо христиане называют воплощением? ________________________________________________________________ Как связаны между собою Рождество и Боговоплощение? ________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________ Каков смысл смерти Христа? ________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Почему крест воспринимается христианами как знак любви Господа? ________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________Поче му христиане носят на груди крест? ________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ 3. Подпиши, что обозначают перекладины. Урок № 8 «Пасха» 1 Запишите слова, которые символизируют для тебя Пасху. В конце урока вернись к заданию и дополни свой ответ. 2. Домашнее задание Нарисуй пасхальное яйцо или поздравительную открытку. 3.Пословицы и поговорки Соотнеси пословицу с темой урока 4.Распределите в две группы: приготовление куличей, скромность в поведении, украшение дома, скромные одежды, поздравления, катание яиц с горки, радостные песнопения, тишина, крашение яиц, воздержание в пище, игры и веселие, ликование Дела Великого поста скромные одежды, скромность в поведении, тишина, воздержание в пище приготовление куличей, украшение дома, поздравления, катание яиц с горки, радостные песнопения, крашение яиц, игры и веселие, ликование Праздничные пасхальные традиции Урок №9 «Православное учение о человеке» 1. Распределите слова на две группы: : еда, телевизор, тихая песня журчание ручейка, ссора, шелест листьев, компьютер, материнская ласка. Душа Тело 2.Запиши свои слова в каждый столбик 1. Прочитай и подумай почему так говорят: чистая душа, спасти душу, грязная душа, подумай о душе. 2. Объясни смысл пословицы «Ручка беленька, душа черненька» 3. Домашнее задание 3.Закончите предложения (предложения на доске): - Бог Сам свободен и людям Он подарил ………… (свободу) - Бог есть любовь и людям Он подарил ………… (любовь) - Бог есть разум и людям Он подарил ………… (разум) - Бог есть Творец и людям Он подарил ………… (способность творить) Тест (отметить только цифры) - Как человек может сделать свою душу богаче? 1. Когда человека хвалят, его душа становится богаче 2. Когда человек приобретает материальные блага и его душа тоже становится богаче 3. Чем больше человек отдает другим людям, тем больше приобретает для своей души - В чем главное отличие животного от человека 1. Человек от животного ничем не отличается 2. Внешним видом 3. Человек имеет дар слова, умеет мыслить, сострадать, делать добро, помогать нуждающимся - В чем проявляется образ Божий в человеке 1. В недостойном поведении 2. В умении любить, в способности выбрать путь добрых дел и поступков 3. В умении подстраиваться под текущую ситуацию - Зачем Бог даровал человеку свободу 1. Чтобы человек свободно и добровольно вступал на путь истины и добра и мог, если захочет выбрать для себя жизнь с Богом 2. Чтобы сделать жизнь человека проще 3. Чтобы человек делал, только то, что хотел нарисуйте в тетрадь или подберите иллюстрацию к сегодняшнему уроку 4.Подумай и напиши мини­сочинение «Мир в душе» Урок 10. Совесть Задание 1. Как бы ты определил сам для себя – что такое совесть? ______________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Вспомни случаи в своей жизни, когда тебя обличала совесть. _________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Задание 2. Заполни таблицу. Подумай и напиши, Подумай и ответь, от каких какими качествами ты хотел бы обладать. недостатков тебе хотелось бы избавиться         Напиши, что ты будешь делать для того, чтобы приобрести хорошие качества и избавиться от своих недостатков. 1. 2. 3. 4. 3.Совесть и раскаяние - Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда? ____________________________________________________________________ - Какие поступки вызывают такое чувство? ___________________________________________________________________ - Какие поступки вызывают у вас чувство вины? _____________________________________________________________________ - Что вы ощущаете, когда испытываете чувство стыда? __________________________________________________________________________ - А что чувствует человек, который совершил зло, нехороший поступок? _____________________________________________________________________________ В каких ситуациях люди испытывают чувство вины? ________________________________________________________________________________ ____________________________________________________ - Как вы думаете, как нужно поступить, когда ты в чем – то провинился? ________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________ О каких чувствах мы говорили на уроке? _______________________________________ Работа с понятиями ( учитель предлагает составить слова из букв и дать определение ) – ЕТЬСВОС, ЕНИЯАКСАР, ОЛЗ, АНВИ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ - 1. Я знал, что ... . 2. 3. Я узнал, что ... . Мне осталось непонятно … 4.Этот   прием – «Кластер», «Вопросы к тексту» можно использовать после чтения учебного пособия   и анализ отрывка  из Евангелия   «Отречение Петра» (стр. 36 от слов «Евангелие рассказывает ...») ­Что сделал Петр в минуту ареста Христа? ­Сколько раз он отрекся от Иисуса? ­Какие слова Христа он вспомнил при пении петуха? ­Какое чувство заставило Петра заплакать от горького стыда? (Посмотрите   на   иллюстрации   мозаик     «Христос   подсказывает   Петру предательство»,   «Отречение Петра» в учебнике) (Ученики совместно с учителем составляют кластер) Горький стыд  и  раскаяние Желание спасти себя Что заставило заплакать Петра? Желание оправдать свой поступок       Страх  К уроку № 11 « Заповеди» 1.Прием: игровой. Перед вами отпечатанные листки с ФИЛВОРДОМ. Вам предстоит раскрасить разноцветными карандашами слова, термины, понятия, относящиеся к теме урока. З А В И С Т Ь К Й А Л Б М О И С Е Й ПОВЕДИ БОГМУР ЦЕНАШЕ ЛОЖЬАР ВЕСТЬА БИБЛИЯ ИНАЙЯР ННАЬНЯ ЛЮБОВЬ Правильный вариант ответа. З А А Л ПОВЕДИ БОГМУР В И С Т Ь К Й Б М О И С Е Й ЦЕНАШЕ ЛОЖЬАР ВЕСТЬА БИБЛИЯ ИНАЙЯР ННАЬНЯ ЛЮБОВЬ 2.Прием: работа с таблицей. Учитель. Какой главный урок извлекли муж и жена? (Нужно уважать родителей). Это и есть первая заповедь. -Что же называется заповедью? ЗАПОВ ЕДНИК ЗАПОВЕД НЫЙЗАПО ВЕДЬ -Есть ли связь между этими словами? - Зачем людям заповеди? (Они даны людям от Бога. Даны, чтобы отличать добро от зла). Откройте с. 41 и посмотрите на репродукцию картины Г. Доре «Моисей с заповедями на горе Синай». (Сообщение ученика о горе Синай и Моисее). Учитель. Перед вами листы с началом фраз. К концу урока мы должны заполнить эту таблицу. Первую из них вы уже знаете. Заповеди 1.Почитай.. 2.Не … 3.Не … 4.Не … 5.Не … Обсудите одну из заповедей, выпишите главное Подобрать пример нарушения заповедей из литературы Найти остальные заповеди Урок 12. Милосердие и сострадание Задание 1. Прочитай отрывок древней баллады Вейнсбергские жены (отрывок) ...Сей рассказ из давней были К нам пришел через века: Крепость Вейнсберг окружили Наступавшие войска. Кайзер Конрад разъяренный Гнал на штурм бойцов своих, Но железной обороной Старый герцог встретил их. День и ночь идет осада, День и ночь гремит война. Прочь отброшена пощада, Вельфам гибель суждена. Среди грохота и воя, Средь бушующих огней Милосердие простое Груды золота ценней... Так и здесь... Твердя молитвы, Через вражеский редут Толпы жен на поле битвы Прямо к Конраду идут. «Кайзер, внемли нашим стонам, Дай от смерти жизнь спасти, Разреши несчастным женам Прочь из крепости уйти!» И ответил победитель, Тронут этою мольбой: «Уходите и берите Все, что можете, с собой!» И взгляните – что за диво! Свет любви тая в очах, Жены вышли торопливо С тяжкой ношей на плечах. Но не серебро, не злато, Не дары своей земли – Мужа, сына или брата На плечах они несли. Конрад, полон удивленья, Молвит: «Вот чего не ждал!» И тогда от умиленья, Как младенец, зарыдал. И противнику в награду За любовь и верность жен Повелел он снять осаду. Так был город пощажен... __________________________________________________________________ Кайзер – царский титул в средневековой Германии; Вельфы – представители одного из древних княжеских родов Германии; Редут – вид военных укреплений; Обрати внимание на выделенное четверостишие. Согласен ли ты с этим утверждением? Обоснуй свое мнение.  ________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь

Основы православной культуры» – рабочая тетрадь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2017