Технологическая карта урока на тему «Основы светской этики» 4 класс
Планируемые образовательные результаты |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
Понимание дружбы как ценностной ориентации |
П. Произвольное
построение речевых высказываний в устной и письменной форме. |
Формирование у учащихся ответственности за проявление дружбы, дружеских отношений. Роли доверия в укреплении дружбы, качеств настоящего друга. Развитие ответственности за свое поведение и слова. |
Цель урока |
Формирование нравственных качеств личности: умения дружить, беречь дружбу, осознание личной ответственности за поддерживание дружеских отношений. |
|
Основные понятия, изучаемые на уроке |
Дружба, друг, друзья, доверие, доверительные отношения, бескорыстие, порядочность, приятель, товарищ |
|
Средства ИКТ, используемые на уроке |
Магнитофон, классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. |
|
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке |
Пословицы,
высказывания великих людей, притча, размышление о дружбе современного
писателя Феликса Кривина, И. Радичкова, «Если хочешь иметь друзей», |
|
Организационная структура урока |
||
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
||
Длительность этапа |
Основные формы работы учителя и учащихся |
Формируемые УУД |
5 мин. |
1.
Организационный момент 2. Работа с притчей (Приложение) Учитель: Какие чувства вызвала у вас эта притча? |
Регулятивные УУД: «Цветные карточки» (рефлексия своих чувств). Познавательные УУД: «Прием информации Личностные УУД: «Вижу, слышу, чувствую». |
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи |
||
10 мин. |
О чем мы сегодня будем говорить на уроке? 1. Сообщение темы урока Учитель: Сегодня речь пойдет о дружбе. Мы должны найти ответы вот на эти вопросы.
Работа над темой урока Учитель. А что же такое
«дружба»? (Ответы детей) «Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов» С. И. Ожегов «Толковый словарь» Люди сложили о дружбе много пословиц. 2. Работа в тетради Задание №5 (стр. 24) в рабочей тетради. (Соберите пословицы, закрасив начало и окончание каждой одним цветом). (Дети читают составленные пословицы). Учитель. Дружбу надо беречь, активно за неё бороться. Послушайте размышления о дружбе современного писателя Феликса Кривина. Рельсы всегда рядом, но никогда не встречаются. Хотелось бы встретиться, но не позволяют дела: каждый рельс несет на себе половину трамвая. И не расходятся они потому же: ведь если один хоть на минуточку отлучится, другому придется нести на себе целый трамвай. Это и есть настоящая дружба: быть рядом с другом не для игры, не для развлечения, а взять на себя половину трамвая, чтобы другу не пришлось нести на себе целый трамвай. – Почему рельсы всегда рядом? (Ответы детей). 3. Беседа – Как вы думаете, для чего
человеку нужен друг? (Ответы детей) «Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью». – Жизнь человека долгая и сложная,
поэтому прожить ее в одиночестве очень тяжело. Каждый человек в той или иной
степени нуждается в настоящем друге – человеке, который всегда придет тебе на
помощь и поддержит. Некоторые люди с уверенностью говорят, что не испытывают
нужды в друзьях, что им и одним хорошо. Но такие заверения, как правило,
являются заблуждениями – либо человеку не встретился еще настоящий друг, либо
человек испытал разочарование в людях. 4. Работа в парах Задание: Разбейте слова (записаны на карточках) на две группы: что помогает дружбе и что дружбе мешает. Понимание, деликатность, мелочность, близость взглядов, неуверенность, зависть, прощение, доброта, равнодушие, благородство, самокритичность, болтливость, сдержанность, обдуманность фраз и поступков, нахальство, раздражительность, искренность, приветливость, честность. – Прочитайте слова первого столбика. Какие слова вы бы еще дописали? Почему именно эти слова? (Учитель записывает слова на доске). – Ребята, я предлагаю дописать слово
«порядочность». (Выслушать ответы детей). (Прочитать ответ в учебнике стр. 51). – Мы часто говорим «приятель»,
«товарищ», «друг». Как вы думаете, эти понятия обозначают одно и то же? (Высказывания
детей) |
Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии
Регулятивные УУД: «Сбор информации»
Познавательные УУД: «Прием информации» (осознанное построение речевых высказываний; высказывания своего собственного мнения), операции анализа и сравнения.
Коммуникативные УУД: работа в малой группе.
Познавательные УУД:
Познавательные УУД: «Прием информации». |
Этап 3. Практикум |
||
15 мин. |
–
Поднимите руки, у кого есть друзья. – В подтверждении наших слов мы прочитаем текст И. Радичкова, который так и называется «Если хочешь иметь друзей». – Как вы думаете, что произошло бы с
этим деревом, если бы не случай с воробьём? Вывод: Прочная дружба возможна только при определённых правилах. – Мы с вами расшифровали слова, разобрали пословицы, прочитали текст, работали с различными источниками информации, а теперь попробуйте сформулировать свои «Правила дружбы», которые помогут вам построить отношения с вашим другом. Работа в группах Задание: поработайте в
группах и создайте правила дружбы. |
Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии (высказывание собственного мнения). Познавательные УУД: «Прием информации».
Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии (высказывание собственного мнения).
Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии. |
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция |
||
6 мин. |
(Подготовленные
ученики читают произведения) – Что вы видите, слышите, чувствуете, когда воспринимаете это произведение? Беседа 1. Почему Сережа сначала назвал своим
другом Васю, а потом Борю? Вопросы к стихотворению «Дружба» 1. За что мама обиделась на Соню? Вопросы к произведению «Одинаковые» (Ответы детей) – Правильно. Не оставляй друга в беде.
Быть верным в дружбе – значит делить с ним радости и горе. У друга могут быть
ошибки, трудности, испытания. Отвернуться от друга в трудную минуту – предать
его. |
Познавательные УУД: «Прием информации».
Личностные УУД: «Вижу, слышу, чувствую».
Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии (высказывание собственного мнения).
Познавательные УУД: «Прием информации». |
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание |
||
7 мин. |
Работа с «корзиной ситуаций» 1. Володя учится в 4-м классе, а его
друг Коля во 2-ом классе. Володя решил посещать занятия спортивной секции по
дзюдо и зовет с собой Колю. Коля не любит этот вид спорта. Володя обижается и
говорит: « Коля, раз ты мне друг, то и должен заниматься дзюдо». Подведение итогов в форме письменной рефлексии по пунктам:
По каждому пункту вслух спрашиваются 2-3 человека (в зависимости от ресурса времени). Прослушивание песни сл. М. Пляцковского, муз. Б.Савельева м/ф "Тимка и Димка" – Что вы представляете, когда слушаете
эту песню? |
Познавательные УУД: анализ и синтез информации.
Познавательные УУД: рефлексия полученной информации в письменной форме.
Личностные УУД: «Вижу, слышу, чувствую». |
Домашнее
задание |
Прочитать
основной текст (стр. 50-55), выполнить к нему задания. Письменно ответить на
вопрос №1. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.