Особенности детской мотивации. Как вдохновить ребенка учиться?
Оценка 4.8

Особенности детской мотивации. Как вдохновить ребенка учиться?

Оценка 4.8
docx
23.08.2023
Особенности детской мотивации. Как вдохновить ребенка учиться?
Особенности детской мотивации. Как вдохновить ребенка учиться..docx

Тема: «Особенности детской мотивации. Как вдохновить ребенка учиться?»

Формирование мотивации к учебной деятельности в младшем школьном возрасте можно считать одной из важнейших проблем современного образования. В последнее время все большее значение приобретают исследования мотивации учебной деятельности, ориентированной на результат. Хотя мало кто из младших школьников может действительно проецировать свои успехи на профессиональные достижения в будущем.

Итак, что же такое мотивация? Мотивация – это своего рода внутренний психологический заправочный материал, который позволяет достигать определенных результатов. Если у взрослого человека хорошо сформирован навык целеполагания, то у детей младшего школьного возраста он находится на низком уровне. И поэтому в начальной школе очень велика роль учителя. Основная его задача – развивать у учеников стремление к успеху, поощрять даже маленькие достижения, что будет поднимать его настрой на достижение более высоких результатов шаг за шагом.

Рис. 1

Если вы обратите внимание на Рис.1, то можно провести сравнительный анализ уровня мотивации взрослого человека и младшего школьника. Как мы уже говорили у взрослого человека с целеполаганием все в порядке и расход мотивационного материала зависит от сложности его пути к результату.

Представим, что уровень мотивации взрослого человека, это полный бак бензина в машине. И расход этого материала зависит от качества дороги. Если же дорога извилистая, то топливо растрачивается быстрее. В таких ситуациях спасает ситуация успеха, победа в конкурсе, или в каком-либо проекте. Происходит скачок и уровень мотивации повышается. С ребенком же происходит иначе. У них крайне размытое представление о результате. И уровень мотивационного материала очень низкий. И поэтому его мы можем привлечь только процессом. Чем интереснее процесс, тем больше мотивационного материала. Таким образом мы подведем его к самостоятельному целеполаганию.

Постановка целей в младшем школьном возрасте характеризуется тем, что ученик:

· принимает цели, заданные учителем;

· учится понимать важность и последовательность целей;

· может самостоятельно наметить систему промежуточных целей на пути к цели, поставленной учителем.

Рис. 2.

 И поэтому для начала я предлагаю выделить два направления учебной мотивации: внешнюю и внутреннюю. И работа учителя будет заключаться в том, чтобы путем положительной внешней мотивации, развивать внутреннюю.

Внешняя мотивация характеризуется следующими параметрами:

- ученик действует в силу долга, обязанности или давления родных или учителя и при решении задач: он желает получить хорошую оценку и добиться похвалы или избежать наказания и плохой отметки.

Без контроля и напоминания взрослых данная мотивация не работает.

Внутренняя мотивация связана с деятельностью ученика и характеризуется интересом к самому процессу и его результату; стремлением ученика развить какие-то умения и навыки, что встречается в младшем школьном возрасте крайне редко. Так как они не понимают ценности учения. Но прекрасно ощущают его цену, то есть все сложности обучения. Современные дети уже изначально предрасположены на легкий результат. Ведь в большинстве случаев они привыкли получать все в готовом виде. И как только сталкиваются с трудностями обучения, интерес к нему пропадает. То есть уровень мотивации снижается.

Младший школьный возраст – это начальный этап становления учебной мотивации. Мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую нужно выполнять в школе. На первых этапах учебный процесс должен строиться так, чтобы его мотив был связан с внутренним содержанием предмета. А в основе мотивов поведения младшего школьника лежат его потребности. Без мотива или со слабым мотивом либо деятельность не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определённой ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе.

И учитель должен акцентировать внимание сначала на увеличение привлекательности процесса обучения. А потом уже подключать установку на результат.

Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов учебной деятельности.

При этом создавая интригу «А что же из этого получится?»

Отношение учащихся к собственной деятельности во многом определяется тем, как учитель организует их учебную деятельность, каковы ее структура и характер.

Изучение каждого отдельного этапа или предмета учебной программы должно состоять из следующих трех основных этапов: мотивационного, оперативно-познавательного и рефлексивно-оценочного.

Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала, такие как:

·         создание проблемных ситуаций;

·         активизация самостоятельного мышления;

·         коллективная работа;

·         проявление искренней заинтересованности учителя в успехах каждого ученика и. т.д.

Современные исследования предлагают различные способы и приемы мотивации. Я остановилась на некоторых из них, которые считаю более приемлемыми с точки зрения использования их на каждом уроке.

1. Использование сюжетных карточек позволяет легко запоминать информацию, так как в младшем школьном возрасте больше развито образное мышление. Благодаря этим карточкам мы можем легко запомнить словарные слова, и многие правила русского языка.

2. Интрига. Работает это следующим образом. В самом начале урока я задаю вопрос, к примеру. А вы знали, что название рубль в старину вырубили топором? И раскрою этот вопрос ближе к концу урока.

3. Маршрутный лист с новыми понятиями и определениями. Выполняя первое задание, дети сталкиваются с проблемной ситуацией. Так как задание выполнимо только после изучения новой темы. И это задание будет своего рода якорем в течении всего урока для каждого ученика, чтобы он мог остановить свое внимание на самых важных моментах урока.

4. Влияние коллективных форм учебной деятельности на мотивацию обучения также играет важную роль в развитии учебной мотивации. Если дети, нейтрально относящиеся к предмету, будут общаться с детьми, которым этот предмет нравится, то после взаимного сотрудничества у первых значительно повысится их интерес к этому предмету.

5. Оценка работы ученика также влияет на формирование положительной учебной мотивации, если проводится качественный анализ этой работы с акцентом на все положительные моменты, прогресс в изучении материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не просто констатировать их.

6. Важным условием развития учебной мотивации современного ученика является личность учителя и характер его взаимоотношений с учеником. Это означает, что он должен быть человеком с сильным преобладанием любви к педагогической деятельности и заинтересованностью в ее выполнении, высоким профессионализмом и уверенностью в себе, высокой самооценкой.

Работа учителя заключается не в том, чтобы ставить выбор перед учеником, учиться ему или нет? А в том, чтобы увеличить силу воздействия той или иной возможности. Простыми словами увеличить привлекательность не только окончательного результата, но и самого процесса познания.


 

Тема: «Особенности детской мотивации

Тема: «Особенности детской мотивации

Представим, что уровень мотивации взрослого человека, это полный бак бензина в машине

Представим, что уровень мотивации взрослого человека, это полный бак бензина в машине

Внешняя мотивация характеризуется следующими параметрами: - ученик действует в силу долга, обязанности или давления родных или учителя и при решении задач: он желает получить хорошую…

Внешняя мотивация характеризуется следующими параметрами: - ученик действует в силу долга, обязанности или давления родных или учителя и при решении задач: он желает получить хорошую…

Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный

Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный

Маршрутный лист с новыми понятиями и определениями

Маршрутный лист с новыми понятиями и определениями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.08.2023