Работа с детьми с ОВЗ в школе: особенности, методы, организация процесса
Оценка 4.8

Работа с детьми с ОВЗ в школе: особенности, методы, организация процесса

Оценка 4.8
docx
23.08.2023
Работа с детьми с ОВЗ в школе: особенности, методы, организация процесса
Дети С ОВЗ.docx

Методы обучения детей с ОВЗ

Ребенок с ОВЗ может пойти в любую школу, в том числе по месту жительства. Объясняем основные требования и методы, которые помогут сделать обучение особых детей комфортнее:

·                     Особенности работы с детьми с ОВЗ в школе

·                     Методы и программы работы с детьми с ОВЗ в школе

·                     Организация работы с детьми с ОВЗ в школе

·                     План работы по инклюзивному образованию в школе

Особенности работы с детьми ОВЗ в школе

Принцип инклюзивности

В российском образовании действует принцип инклюзивности — дети с особыми образовательными потребностями посещают школы наравне со сверстниками (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Главное — дать социальные компетенции, знания в предметных областях и подготовить к следующим этапам образования.

Минпросвещения предлагает такой алгоритм освоения образовательных стандартов:

https://school.kontur.ru/Files/userfiles/file/courses/Pedagogi/Articles/%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA%201.png

Более подробная карта профессиональной траектории людей с ОВЗ опубликована на сайте Минпросвещения.

Специальный персонал

Для обучения детей с особенными потребностями нужен специальный персонал: ассистент (помощник) и тьютор (Приказ Минпросвещения РФ от 22.03.2021 № 115). Их функции и зоны ответственности иногда путают.

Тьютор — педагогическая должность (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761Н). Специалист организует процесс индивидуальной работы с обучающимся, участвует в педагогическом процессе. Тьютор назначает ПМПК и только некоторым группам детей.

К должности предъявляют серьезные требования: минимальный стаж педагогической работы два года, а также диплом о высшем образовании по направлению «Образование и педагогика».

Ассистент (помощник) оказывает техническую помощь. В обязанности входит сопровождение ребенка с ОЗВ в школу, содействие ему в ориентации и передвижении по школе, ведении записей и пр. Функции ассистента способен выполнять помощник воспитателя и младшего воспитателя (Письмо Минпросвещения РФ от 27.08.2021 № АБ-1362/07).

Ассистенту для работы с детьми с ОВЗ предъявляют не такие строгие требования. Чтобы претендовать на должность, достаточно среднего общего образования и курсов, соответствующих стандарту Минтруда.

ПМПК и варианты программ

Признать, что у ребенка есть ОВЗ, может только психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Если диагноз подтвержден, формируется заключение, которое включает требования по условиям обучения и программе. Школа должна обеспечить все пункты.

Есть нюанс — первое заключение комиссии действует до окончания четвертого класса. После ребенок снова проходит ПМПК, и возможны три сценария: диагноз снимают, диагноз продлевают или меняют, тогда комиссия оформляет новые рекомендации.

Рекомендации закрепляют варианты образовательного процесса для ребенка с ОВЗ в школе:

·                     I — программа идентична стандартной, меняются условия ее усвоения и ряд сопутствующих требований;

·                     II — программа идентична стандартной, но к ней добавляется до двух лет;

·                     III — обучение адаптировано под нужды учеников с умственной отсталостью, расстройством аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха;

·                     IV — для обучения требуется специальная индивидуальная программа развития.

Методы и программы работы с детьми ОВЗ в школе

Дети с ОВЗ требуют индивидуального подхода, поэтому каждая школа самостоятельно формирует адаптированные образовательные программы. Актуальный федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) задает границы методов работы, а конкретные шаги для развития детей прописывают педагоги на местах (Приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 287).

Минпросвещения также рекомендует акцентировать внимание на жизненных компетенциях ребенка. Баланс в программах выглядит следующим образом:

Адаптированная программа

Специальная индивидуальная программа развития

60% — жизненные компетенции

 

70% — жизненные компетенции

Жизненные компетенции занимают до 90% программы

40% — предметные области

 

30% — предметные области

Особенности развития детей с ОВЗ многогранны, и уместить все возможные методики в одну статью нет возможности. Поэтому приведем несколько источников для поиска нужного материала.

Чтобы учебным заведениям было проще разрабатывать методы работы с детьми с ОВЗ, Минпросвещения предлагает опираться на материалы, подготовленные ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». На сайте вуза опубликованы удачные практики разных регионов России. Полезными будут и специализированные выпуски профессиональных журналов, таких как  «Практика школьного воспитания».

Организация работы с детьми с ОВЗ в школе

Переподготовка

Чтобы специалиста допустили к детям с ОВЗ, ему необходимо пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации (Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07). Минимальный объем занятий — 72 часа. Для подтверждения квалификации придется показать диплом или удостоверение о повышении квалификации.

Рабочие часы 

Одна ставка педагога — 18 часов в неделю (Приказ Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601). В классах компенсирующего обучения количество учеников не превышает 20 человек. Уроки длятся 40 минут, и в начальных классах действует лимит не более 5 занятий в день.

Нагрузка на педагога

Минобрнауки России установило, со сколькими детьми с ОВЗ может заниматься один педагог (Приказ Минпросвещения РФ от 22.03.2021 № 115). Нормы следующие:

·                     один учитель-дефектолог на 6–12 детей;

·                     один учитель-логопед на 6–12 детей;

·                     один учитель-психолог на 20 детей;

·                     один тьютор и ассистент на 1–6 детей.

Наполняемость классов

Работа с детьми с ОВЗ в основной школе проходит более комфортно для учеников и педагогов, если соблюдать оптимальную наполняемость классов. Этот момент регламентируют требования СанПиН.

Если дети с ОВЗ получают образование вместе с другими учениками, их максимальное количество в классе — 3 человека.

Согласно нормативам наполняемость класса для учеников с ОВЗ распределяется следующим образом:

Нозологическая группа

Норматив, чел.

Глухие

6

Слабослышащие, позднооглохшие, с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха

10

Слабослышащие и позднооглохшие с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха

6

Слепые

8

Слабовидящие

12

С тяжелыми нарушениями речи

12

С нарушениями опорно-двигательного аппарата

10

Задержка психического развития

12

Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения)

12

Расстройство аутистического спектра

8

Тяжелые дефекты (с тяжелыми множественными нарушениями развития)

5

План работы по инклюзивному образованию в школе

Здесь выделим два пласта работы: материальную базу и методические возможности.

Материально-техническая база

Организацией архитектурного и информационного пространства занимаются специальные подрядные организации. В этом нет ничего удивительного, так как законодательство в этом вопросе крайне строгое и ссылается на федеральные, региональные и муниципальные нормативы (Федеральный закон от 24.11.95 № 181-ФЗ).

В целом безбарьерная среда включает такие требования:

·                     расширение дверных проемов и демонтаж дверных порогов;

·                     установка перил вдоль стен внутри здания;

·                     устройство разметки и визуальной навигации;

·                     установка пандусов;

·                     переоборудование классов и кабинетов школьных специалистов, раздевалок, спортивных залов, медицинских кабинетов, санитарно-гигиенических помещений.

Полный свод правил просто не уместится в статью. Полная информация закреплена в своде правил по доступности зданий (СНиП 35-01-2001. СП 59.13330.2016).

Чтобы не быть голословными, только адаптацию входной группы здания регламентирует почти 30 нормативов. В нее входит контрастная маркировка прозрачных дверей, требования к поручням, размер площадки между дверью и ступенями и пр.

Организационно-методическое обеспечение

Согласно новым ФГОС, образовательная организация разрабатывает адаптированную программу основного общего образования, опираясь на действующие рекомендации (Приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 287). Их можно взять в предыдущей версии стандартов, но мы предлагаем воспользоваться рекомендациями Минпросвещения.

Источники для формирования планов и программ

Примеры программ опубликованы на специальной странице Института коррекционной педагогики РАО. Включают в себя адаптированные программы по разным предметам и учитывают специфику ОВЗ.

Документы разработаны, чтобы их скачивали и применяли на практике. Об этом прямо заявляется в письме Минпросвещения регионам (Письмо Минпросвещения РФ от 27.08.2021 № АБ-1362/07).

Формирование планов 

Институт коррекционной педагогики РАО опубликовал методические рекомендации по формированию учебных планов в основной школе. Формально это региональная инициатива Санкт-Петербурга. Однако ее посчитали позитивным опытом, и Минпросвещения рекомендует к ознакомлению.

В законах и ФГОС нет четких требований к формату плана работы по инклюзивному образованию в школе. Главное, чтобы документ отражал содержание занятий, формы и методы преподавания, сроки проведения и предполагаемый результат.

Основная задача работы с детьми с ОВЗ в школе — дать ученику достойное образование и социальные навыки. Крайне желательно, чтобы такой ребенок находился среди сверстников, что поможет лучше адаптироваться к самостоятельной жизни.


 

Скачано с www.znanio.ru

Методы обучения детей с ОВЗ

Методы обучения детей с ОВЗ

Работа с детьми с ОВЗ в школе: особенности, методы, организация процесса

Работа с детьми с ОВЗ в школе: особенности, методы, организация процесса

Более подробная карта профессиональной траектории людей с

Более подробная карта профессиональной траектории людей с

Методы и программы работы с детьми

Методы и программы работы с детьми

Одна ставка педагога — 18 часов в неделю (Приказ

Одна ставка педагога — 18 часов в неделю (Приказ

Слабовидящие 12

Слабовидящие 12

Полный свод правил просто не уместится в статью

Полный свод правил просто не уместится в статью
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.08.2023