Особенности деятельности учителя-дефектолога психолого-медико-педагогической консультации
Оценка 5

Особенности деятельности учителя-дефектолога психолого-медико-педагогической консультации

Оценка 5
doc
07.03.2020
Особенности деятельности учителя-дефектолога психолого-медико-педагогической консультации
Документ Microsoft Word.doc

Особенности деятельности учителя-дефектолога психолого-медико-педагогической консультации

 

Психолого-медико-педагогическая консультация занимает особое место в структуре образования, так как именно эти специалисты определяют, каким образовательным маршрутом должны двигаться дети с особыми образовательными потребностями. А значит, ещё более повышается уровень ответственности ПМПК за выбранные образовательные программы детей.

Диагностической задачей учителя-дефектолога на ПМПК является оценка уровня сформированности знаний, умений, навыков в их соотнесении с возрастом ребенка и программными требованиями дошкольных образовательных учреждений и школ.

Учитель-дефектолог тщательно подбирает пакет диагностических приемов для каждого ребенка.

«Основная цель профессиональной деятельности учителя-дефектолога - организация деятельности обучающихся с ОВЗ по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, необходимыми для жизни человека в обществе, обеспечение достижения ими нормативно установленных результатов образования; оказание коррекционной помощи лицам с ОВЗ; методическое обеспечение процессов образования».                                                                         Роль учителя-дефектолога в формировании заключения ПМПК

• Учитель-дефектолог ПМПК обследует ребенка и формулирует заключение в условиях междисциплинарной работы (в тесном сотрудничестве с врачами, психологами, логопедами).

• Проводит системный анализ нарушений (что первично, а что вторично; каков характер и степень выраженности; время и причина возникновения взаимосвязи);

• Определяет сохранные стороны развития ребенка;

• Формулирует приоритетные направления последующей коррекционно-развивающей работы;

• Определяет особенности организации образовательного процесса, дозирование дефектологической помощи и поддержки (с учетом системности, структуры нарушения и особенностей ребенка);

• Обосновывает педагогический прогноз;

• Результаты обследования проходят процедуру согласования между специалистами, сводятся воедино. Они не являются изолированным описанием наблюдений и полученных данных;

• Заключение дефектолога – неотъемлемая составляющая единого комплексного заключения.

Принципы деятельности учителя-дефектолога ПМПК

• Деятельность учителя-дефектолога ПМПК выстраивается с учетом соблюдения принципов сформулированных ведущими специалистами в области коррекционной педагогики и специальной психологии, патопсихологии и психодиагностики нарушенного развития (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Б.В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн, И.А. Коробейников, С.Д. Забрамная, И.Ю. Левченко, О.Н. Усанова, Е.А Стребелева, Е.М. Мастюкова и др.)

• Комплексного изучения развития ребенка, системного подхода к диагностике нарушенного развития, динамичного подхода, выявления и учета потенциальных возможностей ребенка, качественного анализа результатов обследования, соблюдения принципа единства диагностики и коррекции.

• В условиях системного подхода, дефектолог проводит обследование не только своих параметров развития ребенка, но и решает диагностические задачи других специалистов. В процессе анализа деятельности и поведения ребенка, его эмоциональных проявлений, оценивает и уточняет те характеристики, которые будут дополнять картину развития ребенка и детализировать структуру нарушения. Системный анализ позволит специалисту

не только выявить отдельные нарушения, но и понять их причины, установить взаимосвязь между ними.

• Ведущая профессиональная задача учителя-дефектолога ПМПК – определение вариантов

АООП  в условиях реализации ГОС  обучающихся с ОВЗ.  Обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Особенности организации процесса обследования

Обследование проводится индивидуально каждым специалистом или несколькими одновременно. По результатам обследования каждый специалист составляет собственное заключение.

Основная задача учителя – дефектолога ПМПК – определить общую осведомленность, обученность и обучаемость ребенка.

Обученность определяется по способности ребенка принимать задания, выполнять их; необходимости помощи (ее характер и объем); уровень сформированности представлений об окружающем мире; понимание закономерностей между происходящими явлениями; способность объяснить причинно-следственные связи; уровень развития пространственной ориентации; зрительно-моторной координации; графической деятельности; общей и мелкой моторики; речи; уровень овладения программным материалом.

Обучаемость определяется по способности ребенка усвоить алгоритм деятельности, перенести его на аналогичное задание, наличие ориентировочной деятельности; способности к восприятию помощи.

Учитель-дефектолог совместно с учителем-логопедом оценивает выраженность нарушений речи, возможность и целесообразность вербальной формы обследования. При отсутствии речи, либо грубых нарушениях ее произносительной стороны, возможно проведение обследования в невербальной форме. Первоочередное внимание учителю-дефектологу рекомендуется уделять программному материалу по математике, т.к. трудности по овладению русским языком профессионально оценит учитель-логопед. Одним из наиболее сложных является обследование детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ДЦП. Необходимо помнить, что тяжесть двигательных нарушений не соотносится напрямую со степенью интеллектуального недоразвития. Поэтому сам нозологический диагноз может служить лишь самым «общим» ориентиром, и зачастую, не отражает интеллектуальное состояние ребенка.

Диагностическое обследование детей с этими нарушениями производится с учётом двигательных и речевых возможностей детей, а также с учётом их индивидуальных особенностей. Следует помнить, что дети имеют специфические особенности, которые оказывают влияние на когнитивное развитие, формирование учебных навыков и учебной

деятельности. В процессе обследования важно создать такие специальные условия, которые помогут нивелировать двигательные особенности и максимально оптимизировать сам процесс оценки психического развития.

Следующая группа обследуемых на ПМПК, нуждающаяся в особом подходе - обучающиеся с расстройствами аутистического спектра.

Обследование желательно проводить тому специалисту, который смог установить контакт с ребёнком. Задания предлагаются таким образом, чтобы другие члены комиссии могли оценить интересующие их сферы развития ребёнка. Учитывая психоэмоциональные особенности и потребности детей этой категории, необходимо соблюдать следующие правила:

- ребёнку нужно время для адаптации и ориентации в пространстве кабинета;

- количество и объём заданий определяется с учетом психофизической истощаемости детей с РАС, их высокой сенсорной чувствительности;

- сопровождать инструкцию следует доступной наглядностью, поскольку имеются трудности слухового восприятия;

- необходимо создавать ребёнку ситуацию успеха. Требования к организации процедуры обследования

При организации проведения обследования учитель-дефектолог учитывает следующие требования (И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, 2007 г.):

• процедура обследования строится в рамках ведущей деятельности возраста ребенка, при установлении продуктивного контакта (при условии возможности его установления) и вовлечения ребенка в активность;

• продумывается порядок предъявления заданий (возможными вариантами являются – от простого к сложному, чередование заданий по сложности и др.);

• методики должны быть удобны для использования, иметь возможность качественно-количественной оценки;

• анализ полученных результатов должен опираться на количественный показатель продуктивности выполнения заданий, а также учитывать особенности процесса выполнения задания. Качественный анализ, реализуемый через систему качественных показателей, позволяет выявить особенности развития ребенка, его особые образовательные потребности, а количественные оценки позволяют определить степень выраженности того или иного показателя;

• выбор анализируемых качественных показателей должен определяться их способностью отражать специфику, характерную для того или иного нарушения.

Алгоритм деятельности и специфика работы учителя – дефектолога  ПМПК:

1. Оценка истории развития в своей специализации (анамнез по документам и сведения от родителей).

2. Знакомство с документами (рабочие тетради, результаты клинических исследований, характеристики на ребенка).

3. Наблюдение за деятельностью ребенка в процессе обследования.

4. Собственное диагностическое обследование в соответствии с возрастом и диагностической гипотезой.

5. Экспресс-анализ результатов собственной диагностики с выходом на профессиональный диагноз/заключение. Заполнение протокола ПМПК в своей части.

6. Коллегиальное обсуждение с определением общих и индивидуальных особенностей ребенка и специальных образовательных условий.

7. Участие в оформлении заключения.

8. Консультирование родителей (законных представителей).

• Психофизические особенности ребенка;

• Анамнез развития ребенка;

• Наиболее часто выставляемый клинический (нозологический)  диагноз/диагнозы;

• Характер поведения ребенка;

• Регуляция деятельности;

• Социально-эмоциональная адаптированность;

• Коммуникативная активность;

• Речевая деятельность и языковые средства;

• Когнитивные особенности;

• Необходимая помощь;

• Обучаемость;

• Обученность ребенка.

Диагностически значимые показатели развития ребенка: Возраст. Методики и задания младшие дошкольники (3-5 лет)

- Исследование предметно-практической деятельности

- Сюжетно-процессуальная игра

- Ориентировка в схеме тела

- Исследование общей и мелкой моторики

- Узнавание реалистических изображений

- Сюжетные картинки (понимание действий)

- Оценка уровня общей осведомленности

- Представления о цвете

- Представления о форме

- Представления о величине

- Элементарные количественные представления

- Анализ продуктов деятельности

Методики и задания, используемые дефектологом при обследовании: старшие дошкольники (5-7 лет)

Беседа (выявление представлений об окружающем мире):

- Предметное окружение

- Социальное окружение (семья)

- Природный мир, времена года

- Выявление представлений о сенсорных эталонах (сгруппируй картинки)

- Представления о цвете, форме, величине

- Построй из палочек

- Разрезные картинки

- Понимание скрытого смысла (картинки)

- Ориентировка в пространстве

- Ориентировка на листе бумаги

- Исследование графических навыков (рисунок человека)

- Исследование уровня сформированности элементарных математических представлений

- Анализ продуктов деятельности ребенка

- Готовность к школе (сформированность графических навыков, зрительномоторной

координации)

- Готовность к школе (сформированность произвольного поведения)

Методики и задания, используемые дефектологом при обследовании: Дети младшего

школьного возраста  (7 - 11 лет)

- Беседа: представления об окружающем

- Понимание скрытого смысла текста

- Понимание скрытого смысла пословиц и поговорок

- Анализ продуктов деятельности ребенка

- Обследование знаний учащихся по математике (первая половина учебного года: 1 класс)

- Обследование знаний учащихся по математике за 1 класс.

- Обследование знаний учащихся по русскому языку (первая половина учебного года, 1 класс)

- Обследование знаний учащихся 1 класса по русскому языку

- Самооценка учебных успехов и «зоны незнания» (со 2 года обучения)

- Обследование знаний учащихся по математике (2 класс)

- Обследование знаний учащихся по русскому языку (2 класс)

- Обследование знаний учащихся по математике (3 класс)

- Обследование знаний учащихся по русскому языку (3 класс)

- Обследование знаний учащихся по русскому языку (4 класс)

- Обследование знаний учащихся по математике (4 класс)

- Сформированность познавательных учебных действий.

Методики и задания, используемые дефектологом при обследовании: дети среднего  школьного возраста  (11 - 15 лет)

- Самооценка учебных успехов и «зоны незнания»

- Сформированность познавательных учебных действий

- Аудирование

- Диктант

-Грамматическое задание

- Литературное чтение

- Обследование знаний учащихся по математике за 5 класс

- Обследование знаний учащихся по математике за 6 класс

- Обследование знаний учащихся по математике за 7 класс

- Обследование знаний учащихся по математике за 8 класс

- Обследование знаний учащихся по математике за 9 класс

Методики и задания, используемые дефектологом при обследовании: дети среднего школьного возраста  (15 - 18 лет)

- Диктант

- Грамматическое задание

- Литературное чтение

- Эссе

- Обследование знаний учащихся по математике за 10 класс

- Обследование знаний учащихся по математике за 11 класс

- Обследование знаний учащихся по русскому языку за 10 класс

- Обследование знаний учащихся по русскому языку за 11 класс

Методики и задания, используемые учителем-дефектологом при обследовании:

Примерные формулировки заключений учителя-дефектолога ПМПК:

Кодирование диагноза. Возрастной диапазон.  Формулировки заключений F80.0

Специфическое расстройство речевой артикуляции

Дошкольный возраст - Достаточный/низкий уровень познавательной деятельности/фрагментарная недостаточность познавательной деятельности.

Уровень обучаемости достаточный/снижен/недостаточный, обусловлен специфической социальной ситуацией развития.

Школьный возраст  -   Программу обучения (указать какую) усваивает/усваивает не в полном объеме/частично/ не усваивает.

Уровень обучаемости -  достаточный/ снижен/недостаточный, обусловлен специфической

социальной ситуацией развития.

Примерные формулировки заключений учителя-дефектолога ПМПК:

Кодирование диагноза. Возрастной диапазон.  Формулировки заключений F80.1                  Расстройство экспрессивной речи

Дошкольный возраст - Достаточный/низкий уровень познавательной деятельности/фрагментарная недостаточность познавательной деятельности.

Уровень обучаемости - достаточный/ снижен/недостаточный, обусловлен специфической

социальной ситуацией развития.

Школьный возраст - Программу обучения (указать какую) усваивает/усваивает не в полном объёме/частично/ не усваивает.

Уровень обучаемости - достаточный/снижен/недостаточный, обусловлен специфической социальной ситуацией развития.

Примерные формулировки заключений учителя-дефектолога ПМПК:

Кодирование  диагноза. Возрастной диапазон. Формулировки заключений  F83

Смешанные специфические расстройства психологического развития

Дошкольный возраст - Достаточный/низкий уровень познавательной деятельности/недостаточный, обусловлен специфической социальной ситуацией развития.

Уровень обучаемости -  достаточный /снижен/ недостаточный, обусловлен специфической социальной ситуацией развития.

Школьный возраст -  Программу обучения (указать какую) усваивает/усваивает не в полном объеме/частично/не усваивает.

Уровень обучаемости - достаточный/снижен/недостаточный, обусловлен специфической социальной ситуацией развития.

Примерные формулировки заключений учителя-дефектолога ПМПК:

Кодирование диагноза. Возрастной диапазон Формулировки заключений  F70

 Умственная отсталость легкой степени 

Дошкольный возраст - Низкий уровень познавательной деятельности, низкий

уровень обучаемости/ уровень обучаемости снижен.

Школьный возраст -  стойкое нарушение познавательной деятельности, программу обучения (указать какую) усваивает/ не усваивает/ усваивает частично.

Уровень обучаемости - снижен/низкий уровень обучаемости.

Примерные формулировки заключений учителя-дефектолога ПМПК:

Кодирование диагноза. Возрастной диапазон. Формулировки заключений  F71

Умственная  отсталость  умеренная.

 F72  - Умственная  отсталость  тяжелая

Дошкольный возраст -  Стойкое выраженное нарушение познавательной деятельности.

Знания, умения, навыки не соответствуют возрасту. Низкий уровень обучаемости.

Школьный возраст -  Стойкое выраженное/грубое нарушение познавательной деятельности. Программу обучения (указать какую) усваивает/ усваивает частично/ не усваивает. Низкий уровень обучаемости. Предпосылки учебной деятельности не сформированы.                     Примерные формулировки заключений учителя-дефектолога ПМПК:

Кодирование диагноза. Возрастной диапазон. Формулировки заключений F84.0                              Детский аутизм

Дошкольный возраст - Объективный уровень развития познавательной деятельности выявить не удалось/удалось частично (указать что конкретно).

Школьный возраст -  Познавательное развитие не соответствует возрасту. Объективный уровень знаний, умений, навыков выявить не удалось/удалось частично (указать что именно).

Примерные формулировки заключений учителя-дефектолога ПМПК:

Кодирование  диагноза. Возрастной диапазон Формулировки заключений

Дефицитарность слухового, зрительного восприятия, опорно-двигательного аппарата

Дошкольный возраст - Высокий/достаточный/низкий уровень познавательной деятельности.

Представления ребёнка об окружающем, его деятельность, знания, умения, навыки соответствуют/не соответствуют возрасту.

Достаточный уровень обучаемости/ снижен/ низкий/недостаточный, обусловлен специфической ситуацией развития.

Школьный возраст Высокий/достаточный/низкий уровень познавательной  деятельности.

Программу обучения (указать какую) усваивает/усваивает не полностью/частично/не усваивает.

Достаточный уровень обучаемости/ снижен/ низкий/недостаточный, обусловлен специфической социальной ситуацией


Особенности деятельности учителя-дефектолога психолого-медико-педагогической консультации

Особенности деятельности учителя-дефектолога психолого-медико-педагогической консультации

Коробейников, С.Д. Забрамная,

Коробейников, С.Д. Забрамная,

Одним из наиболее сложных является обследование детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата,

Одним из наиболее сложных является обследование детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата,

Качественный анализ, реализуемый через систему качественных показателей, позволяет выявить особенности развития ребенка, его особые образовательные потребности, а количественные оценки позволяют определить степень выраженности того или…

Качественный анализ, реализуемый через систему качественных показателей, позволяет выявить особенности развития ребенка, его особые образовательные потребности, а количественные оценки позволяют определить степень выраженности того или…

Исследование общей и мелкой моторики -

Исследование общей и мелкой моторики -

Обследование знаний учащихся по русскому языку (первая половина учебного года, 1 класс) -

Обследование знаний учащихся по русскому языку (первая половина учебного года, 1 класс) -

Специфическое расстройство речевой артикуляции

Специфическое расстройство речевой артикуляции

Школьный возраст - стойкое нарушение познавательной деятельности, программу обучения (указать какую) усваивает/ не усваивает/ усваивает частично

Школьный возраст - стойкое нарушение познавательной деятельности, программу обучения (указать какую) усваивает/ не усваивает/ усваивает частично
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2020