Особенности деятельности учителя-дефектолога психолого-медико-педагогической консультации
Психолого-медико-педагогическая консультация занимает особое место в структуре образования, так как именно эти специалисты определяют, каким образовательным маршрутом должны двигаться дети с особыми образовательными потребностями. А значит, ещё более повышается уровень ответственности ПМПК за выбранные образовательные программы детей.
Диагностической задачей учителя-дефектолога на ПМПК является оценка уровня сформированности знаний, умений, навыков в их соотнесении с возрастом ребенка и программными требованиями дошкольных образовательных учреждений и школ.
Учитель-дефектолог тщательно подбирает пакет диагностических приемов для каждого ребенка.
«Основная цель профессиональной деятельности учителя-дефектолога - организация деятельности обучающихся с ОВЗ по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, необходимыми для жизни человека в обществе, обеспечение достижения ими нормативно установленных результатов образования; оказание коррекционной помощи лицам с ОВЗ; методическое обеспечение процессов образования». Роль учителя-дефектолога в формировании заключения ПМПК
• Учитель-дефектолог ПМПК обследует ребенка и формулирует заключение в условиях междисциплинарной работы (в тесном сотрудничестве с врачами, психологами, логопедами).
• Проводит системный анализ нарушений (что первично, а что вторично; каков характер и степень выраженности; время и причина возникновения взаимосвязи);
• Определяет сохранные стороны развития ребенка;
• Формулирует приоритетные направления последующей коррекционно-развивающей работы;
• Определяет особенности организации образовательного процесса, дозирование дефектологической помощи и поддержки (с учетом системности, структуры нарушения и особенностей ребенка);
• Обосновывает педагогический прогноз;
• Результаты обследования проходят процедуру согласования между специалистами, сводятся воедино. Они не являются изолированным описанием наблюдений и полученных данных;
• Заключение дефектолога – неотъемлемая составляющая единого комплексного заключения.
Принципы деятельности учителя-дефектолога ПМПК
• Деятельность учителя-дефектолога ПМПК выстраивается с учетом соблюдения принципов сформулированных ведущими специалистами в области коррекционной педагогики и специальной психологии, патопсихологии и психодиагностики нарушенного развития (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Б.В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн, И.А. Коробейников, С.Д. Забрамная, И.Ю. Левченко, О.Н. Усанова, Е.А Стребелева, Е.М. Мастюкова и др.)
• Комплексного изучения развития ребенка, системного подхода к диагностике нарушенного развития, динамичного подхода, выявления и учета потенциальных возможностей ребенка, качественного анализа результатов обследования, соблюдения принципа единства диагностики и коррекции.
• В условиях системного подхода, дефектолог проводит обследование не только своих параметров развития ребенка, но и решает диагностические задачи других специалистов. В процессе анализа деятельности и поведения ребенка, его эмоциональных проявлений, оценивает и уточняет те характеристики, которые будут дополнять картину развития ребенка и детализировать структуру нарушения. Системный анализ позволит специалисту
не только выявить отдельные нарушения, но и понять их причины, установить взаимосвязь между ними.
• Ведущая профессиональная задача учителя-дефектолога ПМПК – определение вариантов
АООП в условиях реализации ГОС обучающихся с ОВЗ. Обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Особенности организации процесса обследования
Обследование проводится индивидуально каждым специалистом или несколькими одновременно. По результатам обследования каждый специалист составляет собственное заключение.
Основная задача учителя – дефектолога ПМПК – определить общую осведомленность, обученность и обучаемость ребенка.
Обученность определяется по способности ребенка принимать задания, выполнять их; необходимости помощи (ее характер и объем); уровень сформированности представлений об окружающем мире; понимание закономерностей между происходящими явлениями; способность объяснить причинно-следственные связи; уровень развития пространственной ориентации; зрительно-моторной координации; графической деятельности; общей и мелкой моторики; речи; уровень овладения программным материалом.
Обучаемость определяется по способности ребенка усвоить алгоритм деятельности, перенести его на аналогичное задание, наличие ориентировочной деятельности; способности к восприятию помощи.
Учитель-дефектолог совместно с учителем-логопедом оценивает выраженность нарушений речи, возможность и целесообразность вербальной формы обследования. При отсутствии речи, либо грубых нарушениях ее произносительной стороны, возможно проведение обследования в невербальной форме. Первоочередное внимание учителю-дефектологу рекомендуется уделять программному материалу по математике, т.к. трудности по овладению русским языком профессионально оценит учитель-логопед. Одним из наиболее сложных является обследование детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ДЦП. Необходимо помнить, что тяжесть двигательных нарушений не соотносится напрямую со степенью интеллектуального недоразвития. Поэтому сам нозологический диагноз может служить лишь самым «общим» ориентиром, и зачастую, не отражает интеллектуальное состояние ребенка.
Диагностическое обследование детей с этими нарушениями производится с учётом двигательных и речевых возможностей детей, а также с учётом их индивидуальных особенностей. Следует помнить, что дети имеют специфические особенности, которые оказывают влияние на когнитивное развитие, формирование учебных навыков и учебной
деятельности. В процессе обследования важно создать такие специальные условия, которые помогут нивелировать двигательные особенности и максимально оптимизировать сам процесс оценки психического развития.
Следующая группа обследуемых на ПМПК, нуждающаяся в особом подходе - обучающиеся с расстройствами аутистического спектра.
Обследование желательно проводить тому специалисту, который смог установить контакт с ребёнком. Задания предлагаются таким образом, чтобы другие члены комиссии могли оценить интересующие их сферы развития ребёнка. Учитывая психоэмоциональные особенности и потребности детей этой категории, необходимо соблюдать следующие правила:
- ребёнку нужно время для адаптации и ориентации в пространстве кабинета;
- количество и объём заданий определяется с учетом психофизической истощаемости детей с РАС, их высокой сенсорной чувствительности;
- сопровождать инструкцию следует доступной наглядностью, поскольку имеются трудности слухового восприятия;
- необходимо создавать ребёнку ситуацию успеха. Требования к организации процедуры обследования
При организации проведения обследования учитель-дефектолог учитывает следующие требования (И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, 2007 г.):
• процедура обследования строится в рамках ведущей деятельности возраста ребенка, при установлении продуктивного контакта (при условии возможности его установления) и вовлечения ребенка в активность;
• продумывается порядок предъявления заданий (возможными вариантами являются – от простого к сложному, чередование заданий по сложности и др.);
• методики должны быть удобны для использования, иметь возможность качественно-количественной оценки;
• анализ полученных результатов должен опираться на количественный показатель продуктивности выполнения заданий, а также учитывать особенности процесса выполнения задания. Качественный анализ, реализуемый через систему качественных показателей, позволяет выявить особенности развития ребенка, его особые образовательные потребности, а количественные оценки позволяют определить степень выраженности того или иного показателя;
• выбор анализируемых качественных показателей должен определяться их способностью отражать специфику, характерную для того или иного нарушения.
Алгоритм деятельности и специфика работы учителя – дефектолога ПМПК:
1. Оценка истории развития в своей специализации (анамнез по документам и сведения от родителей).
2. Знакомство с документами (рабочие тетради, результаты клинических исследований, характеристики на ребенка).
3. Наблюдение за деятельностью ребенка в процессе обследования.
4. Собственное диагностическое обследование в соответствии с возрастом и диагностической гипотезой.
5. Экспресс-анализ результатов собственной диагностики с выходом на профессиональный диагноз/заключение. Заполнение протокола ПМПК в своей части.
6. Коллегиальное обсуждение с определением общих и индивидуальных особенностей ребенка и специальных образовательных условий.
7. Участие в оформлении заключения.
8. Консультирование родителей (законных представителей).
• Психофизические особенности ребенка;
• Анамнез развития ребенка;
• Наиболее часто выставляемый клинический (нозологический) диагноз/диагнозы;
• Характер поведения ребенка;
• Регуляция деятельности;
• Социально-эмоциональная адаптированность;
• Коммуникативная активность;
• Речевая деятельность и языковые средства;
• Когнитивные особенности;
• Необходимая помощь;
• Обучаемость;
• Обученность ребенка.
Диагностически значимые показатели развития ребенка: Возраст. Методики и задания младшие дошкольники (3-5 лет)
- Исследование предметно-практической деятельности
- Сюжетно-процессуальная игра
- Ориентировка в схеме тела
- Исследование общей и мелкой моторики
- Узнавание реалистических изображений
- Сюжетные картинки (понимание действий)
- Оценка уровня общей осведомленности
- Представления о цвете
- Представления о форме
- Представления о величине
- Элементарные количественные представления
- Анализ продуктов деятельности
Методики и задания, используемые дефектологом при обследовании: старшие дошкольники (5-7 лет)
Беседа (выявление представлений об окружающем мире):
- Предметное окружение
- Социальное окружение (семья)
- Природный мир, времена года
- Выявление представлений о сенсорных эталонах (сгруппируй картинки)
- Представления о цвете, форме, величине
- Построй из палочек
- Разрезные картинки
- Понимание скрытого смысла (картинки)
- Ориентировка в пространстве
- Ориентировка на листе бумаги
- Исследование графических навыков (рисунок человека)
- Исследование уровня сформированности элементарных математических представлений
- Анализ продуктов деятельности ребенка
- Готовность к школе (сформированность графических навыков, зрительномоторной
координации)
- Готовность к школе (сформированность произвольного поведения)
Методики и задания, используемые дефектологом при обследовании: Дети младшего
школьного возраста (7 - 11 лет)
- Беседа: представления об окружающем
- Понимание скрытого смысла текста
- Понимание скрытого смысла пословиц и поговорок
- Анализ продуктов деятельности ребенка
- Обследование знаний учащихся по математике (первая половина учебного года: 1 класс)
- Обследование знаний учащихся по математике за 1 класс.
- Обследование знаний учащихся по русскому языку (первая половина учебного года, 1 класс)
- Обследование знаний учащихся 1 класса по русскому языку
- Самооценка учебных успехов и «зоны незнания» (со 2 года обучения)
- Обследование знаний учащихся по математике (2 класс)
- Обследование знаний учащихся по русскому языку (2 класс)
- Обследование знаний учащихся по математике (3 класс)
- Обследование знаний учащихся по русскому языку (3 класс)
- Обследование знаний учащихся по русскому языку (4 класс)
- Обследование знаний учащихся по математике (4 класс)
- Сформированность познавательных учебных действий.
Методики и задания, используемые дефектологом при обследовании: дети среднего школьного возраста (11 - 15 лет)
- Самооценка учебных успехов и «зоны незнания»
- Сформированность познавательных учебных действий
- Аудирование
- Диктант
-Грамматическое задание
- Литературное чтение
- Обследование знаний учащихся по математике за 5 класс
- Обследование знаний учащихся по математике за 6 класс
- Обследование знаний учащихся по математике за 7 класс
- Обследование знаний учащихся по математике за 8 класс
- Обследование знаний учащихся по математике за 9 класс
Методики и задания, используемые дефектологом при обследовании: дети среднего школьного возраста (15 - 18 лет)
- Диктант
- Грамматическое задание
- Литературное чтение
- Эссе
- Обследование знаний учащихся по математике за 10 класс
- Обследование знаний учащихся по математике за 11 класс
- Обследование знаний учащихся по русскому языку за 10 класс
- Обследование знаний учащихся по русскому языку за 11 класс
Методики и задания, используемые учителем-дефектологом при обследовании:
Примерные формулировки заключений учителя-дефектолога ПМПК:
Кодирование диагноза. Возрастной диапазон. Формулировки заключений F80.0
Специфическое расстройство речевой артикуляции
Дошкольный возраст - Достаточный/низкий уровень познавательной деятельности/фрагментарная недостаточность познавательной деятельности.
Уровень обучаемости достаточный/снижен/недостаточный, обусловлен специфической социальной ситуацией развития.
Школьный возраст - Программу обучения (указать какую) усваивает/усваивает не в полном объеме/частично/ не усваивает.
Уровень обучаемости - достаточный/ снижен/недостаточный, обусловлен специфической
социальной ситуацией развития.
Примерные формулировки заключений учителя-дефектолога ПМПК:
Кодирование диагноза. Возрастной диапазон. Формулировки заключений F80.1 Расстройство экспрессивной речи
Дошкольный возраст - Достаточный/низкий уровень познавательной деятельности/фрагментарная недостаточность познавательной деятельности.
Уровень обучаемости - достаточный/ снижен/недостаточный, обусловлен специфической
социальной ситуацией развития.
Школьный возраст - Программу обучения (указать какую) усваивает/усваивает не в полном объёме/частично/ не усваивает.
Уровень обучаемости - достаточный/снижен/недостаточный, обусловлен специфической социальной ситуацией развития.
Примерные формулировки заключений учителя-дефектолога ПМПК:
Кодирование диагноза. Возрастной диапазон. Формулировки заключений F83
Смешанные специфические расстройства психологического развития
Дошкольный возраст - Достаточный/низкий уровень познавательной деятельности/недостаточный, обусловлен специфической социальной ситуацией развития.
Уровень обучаемости - достаточный /снижен/ недостаточный, обусловлен специфической социальной ситуацией развития.
Школьный возраст - Программу обучения (указать какую) усваивает/усваивает не в полном объеме/частично/не усваивает.
Уровень обучаемости - достаточный/снижен/недостаточный, обусловлен специфической социальной ситуацией развития.
Примерные формулировки заключений учителя-дефектолога ПМПК:
Кодирование диагноза. Возрастной диапазон Формулировки заключений F70
Умственная отсталость легкой степени
Дошкольный возраст - Низкий уровень познавательной деятельности, низкий
уровень обучаемости/ уровень обучаемости снижен.
Школьный возраст - стойкое нарушение познавательной деятельности, программу обучения (указать какую) усваивает/ не усваивает/ усваивает частично.
Уровень обучаемости - снижен/низкий уровень обучаемости.
Примерные формулировки заключений учителя-дефектолога ПМПК:
Кодирование диагноза. Возрастной диапазон. Формулировки заключений F71
Умственная отсталость умеренная.
F72 - Умственная отсталость тяжелая
Дошкольный возраст - Стойкое выраженное нарушение познавательной деятельности.
Знания, умения, навыки не соответствуют возрасту. Низкий уровень обучаемости.
Школьный возраст - Стойкое выраженное/грубое нарушение познавательной деятельности. Программу обучения (указать какую) усваивает/ усваивает частично/ не усваивает. Низкий уровень обучаемости. Предпосылки учебной деятельности не сформированы. Примерные формулировки заключений учителя-дефектолога ПМПК:
Кодирование диагноза. Возрастной диапазон. Формулировки заключений F84.0 Детский аутизм
Дошкольный возраст - Объективный уровень развития познавательной деятельности выявить не удалось/удалось частично (указать что конкретно).
Школьный возраст - Познавательное развитие не соответствует возрасту. Объективный уровень знаний, умений, навыков выявить не удалось/удалось частично (указать что именно).
Примерные формулировки заключений учителя-дефектолога ПМПК:
Кодирование диагноза. Возрастной диапазон Формулировки заключений
Дефицитарность слухового, зрительного восприятия, опорно-двигательного аппарата
Дошкольный возраст - Высокий/достаточный/низкий уровень познавательной деятельности.
Представления ребёнка об окружающем, его деятельность, знания, умения, навыки соответствуют/не соответствуют возрасту.
Достаточный уровень обучаемости/ снижен/ низкий/недостаточный, обусловлен специфической ситуацией развития.
Школьный возраст Высокий/достаточный/низкий уровень познавательной деятельности.
Программу обучения (указать какую) усваивает/усваивает не полностью/частично/не усваивает.
Достаточный уровень обучаемости/ снижен/ низкий/недостаточный, обусловлен специфической социальной ситуацией
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.