ОСОБЕННОСТИ ДИАДНЫХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА САМООЦЕНКУ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Оценка 4.7

ОСОБЕННОСТИ ДИАДНЫХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА САМООЦЕНКУ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Оценка 4.7
docx
10.12.2022
ОСОБЕННОСТИ ДИАДНЫХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА САМООЦЕНКУ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
5.docx

ОСОБЕННОСТИ ДИАДНЫХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА САМООЦЕНКУ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ

Аннотация. Несмотря на важность отношений привязанности между родителями и детьми для самооценки последних, недостаточно полными являются знания о том, в какой степени родители вносят уникальный вклад в формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста. В связи с этим статья посвящена изучению особенностей диадных детскородительских отношений и их влиянию на самооценку в старшем дошкольном возрасте. Особое внимание уделено рассмотрению взаимосвязи стиля семейного воспитания и личных качеств родителей, процесса формирования личности ребенка, уровня его приспособленности, способность к адаптации к условиям социальной среды. Автор раскрывает особенности диадных детско-родительских отношений и проявления стилей семейного воспитания, проанализированы следующие факторы, влияющие на выбор поведенческих стратегий родителей: в первую очередь тип темперамента и традиции, в которых воспитывались сами родители, наличие сиблингов в семье, порядок рождения и отношения между братьями и сестрами и т.д. Сделаны выводы в контексте темы влияния диадных детско-родительских отношений и стратегий семейного воспитания на формирование самооценки в старшем дошкольном возрасте и указаны задачи и направления коррекции семейных диадных отношений в рамках воздействия на ребенка с целью формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Перспективами дальнейших исследований является рассмотрение направлений формирования адекватной самооценки в рамках детско-родительских взаимоотношений в отношении воздействия на родителей. Ключевые слова: самооценка, самооценка детей дошкольного возраста, уровень самооценки, адекватность самооценки, формирование самооценки, фактор формирования самооценки, семейные диадные отношения, детско-родительские отношения

Основной задачей для психического, эмоционального и социального здоровья человека является построение его адекватной самооценки. Самооценка – это термин, используемый для описания того, как человек видит себя, как он воспринимает свою ценность для мира и насколько он ценен, по его мнению, для других людей [3]. В целом, люди мотивированы поддерживать высокий уровень самооценки и защищать свою самооценку, когда она оказывается под угрозой. Самооценка важна, потому что это потребность человека, жизненно необходимая для выживания и нормального здорового развития. По А. Маслоу [2], психологическое здоровье невозможно до тех пор, пока сущностное ядро человека не будет принципиально принято, любимо и уважаемо другими и им самим. Высокая самооценка связана с продуктивными копинг-стратегиями, повышенной мотивацией и позитивным эмоциональным состоянием. В дополнение к этому было отмечено, что люди с более высокой и стабильной самооценкой обычно имеют большую удовлетворенность жизнью и больший оптимизм в отношении будущего и лучшее физическое здоровье, чем люди с более низкой самооценкой. Человек с низкой самооценкой будет больше конфликтовать и плохо справляться с жизненными стрессами. Многие исследования указывают на связь между противоречивой самооценкой и различными психологическими проблемами [1]. Семья – это первичная ячейка социального сообщества людей, древнейший и один из важнейших социальных институтов. Главная ценность семьи лежит в воссоздании поколений, их воспитании и институализации личности в целом. Роль семьи в жизни человека чрезвычайно велика и многогранна. В отличие от других социальных институтов, она влияет на человека на протяжении всей его жизни, особое место занимая в детском возрасте. При этом на физическое и психологическое развитие ребенка в значительной степени влияют детско-родительские отношения. В отечественной психологии традиционные подходы к изучению развития детской психики в процессе отношений с родителями основываются на культурно исторической теории психического развития Л. С. Выготского, положениях теории деятельности А. Н. Леонтьева и концепции генезиса общения М. И. Лисиной. Согласно исследованиям авторов, ребенок является социальным существом, которое попадает в мир взрослых с его культурно-историческими законами и реализует в нем активность в форме деятельности. Обширные исследования человеческого воспитания показали, что качество заботы имеет важное значение для определения уровня социально-эмоционального, а также когнитивного развития детей. В частности, чуткое и отзывчивое воспитание способствует установлению безопасных отношений привязанности, что, в свою очередь, предсказуемо связано с положительными результатами во многих областях детского развития [3]. При взаимодействии с окружающими у детей, особенно дошкольного возраста, существует потребность в любви и заботе, которые важнее, чем многие физические потребности, а любовь и забота способствуют формированию положительной самооценки [2]. Но, несмотря на важность отношений привязанности родитель-ребенок для самооценки, до сих пор остается открытым вопрос, в какой степени отношения в диаде родитель-ребенок вносят уникальный вклад в самооценку детей старшего дошкольного возраста. Обоснование рассмотрения отдельных влияний отношений привязанности между отцом, матерью и ребенком проистекает из двух теоретических точек зрения. Во-первых, теория привязанности описывает, что отношения привязанности как младенцев, так и детей более старшего возраста к своим матерям и отцам могут быть разными и дополнять друг друга и, таким образом, быть специфическими для родителей [8 ]. Во-вторых, теория семейных систем предполагает, что семья в целом больше, чем сумма ее частей, и обладает атрибутами, которые нельзя понять, просто исходя из совокупных характеристик каждого члена семьи. Семья представляет собой иерархически организованную систему, состоящую из более мелких подсистем, которые взаимозависимы и оказывают постоянное и взаимное влияние друг на друга [7]. Стили воспитания детей как группа взглядов и поведения, касающихся воспитания личности включают два основных стиля: чувствительный, основанный на тепле, взаимоподдержке и надлежащей самостоятельности, сохраняя твердые и последовательные ограничения в отношении детей; и принудительный – основанный на физическом наказании, отсутствии последовательности и неэффективном установлении ограничений. Стили семейного воспитания формируются под влиянием объективных и субъективных факторов. Тактику воспитания детей в семье можно отнести к одному из стилей взаимодействия: 1) диктант (как правило, в таких семьях дети живут в страхе, постоянно лицемерят, лгут, следствием чего становятся различные отклонения в их поведении; 2) опека (при таких условиях ребенок лишен возможности формировать в себе необходимые волевые качества, объективно оценивать себя, свои возможности, целенаправленно работать над собой, что деформирует его внутренний мир, систему ценностей, резко снижает или завышает его требования к окружению); 3) либерализация как невмешательство (это порождает отчуждение детей и родителей, и дети, не имея от родителей должной поддержки, часто чувствуют себя сложно в ситуациях, с которыми легко будут справляться их сверстники); 4) сотрудничество (родители пытаются быть соратниками детей, являются открытыми и искренними с ними, помогают во всех делах, умело подводят к решению проблем, благодаря чему дети открывают в себе новые возможности, приобретают уверенность в своих силах) [5]. На выбор стиля семейного воспитания родителями влияет в первую очередь тип темперамента, традиции, в которых воспитывались сами родители, научнопедагогическая литература, к которой они обращаются при выборе стиля общения с ребенком. Анализ научной литературы указывает на то, что стили воспитания – это отражение того, как родители реагируют на своих детей и выдвигают требования к ним. Практики воспитания являются специфическим поведением, тогда как стили воспитания представляют более широкие модели родительских практик. Существуют различные теории и мнения относительно лучших способов воспитания детей, а также разного уровня времени и усилий, которые родители готовы вложить. При этом ценности супругов, как жизненные, так и семейные, приобретенные в процессе создания и функционирования семьи, играют определенную роль в семейных отношениях, особенностях взаимодействия родителей и ребенка и формировании типа семейной жизни [6]. Стиль семейного воспитания, непосредственно может влиять на уровень самооценки, которая определяет активность личности, ее стремление к самообразованию, ее участие в жизни коллектива. Эмпирические данные о связи между качеством родительских отношений привязанности, стилем воспитания и самооценкой ребенка неоднозначны. Тем не менее, большинство результатов исследований показали, что самооценка детей связана с отношениями между родителями и детьми и семейными характеристиками. Результаты исследования показали, что родители детей с низкой самооценкой склонны жестко наказывать детей, тогда как в группе детей с высокой самооценкой семья проявляла более демократичный способ взаимодействия [4]. Кроме того, существует гендерная теория, которая предполагает, что гендер играет центральную роль в семейных ролях и поведении как родителей, так и детей. Утверждается, что к мальчикам и девочкам будут относиться по-разному, потому что мальчики будут социализированы в мужских гендерных ролях, а девочки – в женских гендерных ролях [8 ]. Порядок рождения и отношения между братьями и сестрами также могут иметь значение для детской самооценки. На основании как рефлексивных оценок, так и социальных сравнений можно ожидать, что первенцы будут иметь более высокую самооценку, чем более поздние дети [6]. Наряду с супружескими узами родительские узы являются основным источником самооценки для большинства взрослых. То, как родители выполняют роли, связанные с этими идентичностями, как их дети реагируют на них, и качество отношений между родителями и детьми имеют большое значение для самооценки и тех и других. Исследования показывают, что матери с низкой самооценкой более склонны к жестокому обращению с детьми и пренебрежению. При этом существует множество факторов, которые уточняют или смягчают эту модель [9]. Взятые вместе, большинство исследований показывают, что как материнские, так и отцовские отношения привязанности способствуют повышению самооценки ребенка. У каждого человека есть свои устойчивые характеристики, например, темперамент, пол, генетический состав или этническая принадлежность. Предполагается, что эти стабильные индивидуальные характеристики могут также влиять или искажать предиктор (воспринимаемое качество отношений привязанности между родителями и ребенком) и/или результат (самоуважение ребенка) в исследовании, и поэтому важно контроль за ними. Следует подытожить, что на отношения между родителями и детьми могут влиять несколько психосоциальных и социально-демографических факторов риска, которые подрывают их качество и, в свою очередь, играют негативную роль в краткосрочном и долгосрочном психологическом здоровье ребенка и соответственно в формировании адекватной самооценки. Также устоявшиеся модели воспитания детей постулируют, что качество отношений между родителями и детьми является интегрированным результатом трех наборов факторов: характеристик родителей, характеристик ребенка и контекста, которые могут влиять на воспитание детей поддерживающим или стрессовым образом. Решение вопросов оптимизации и эффективности требует не просто улучшения существующей практики, но и осуществление научного поиска наилучшего или единственного возможного при данных условиях способа, который бы обеспечил наиболее рациональный путь достижения ожидаемых результатов. Программы профилактики и вмешательства, поддерживающие навыки воспитания детей в семьях из группы риска, могут эффективно снизить влияние факторов риска на самооценку ребенка. Важнейшая задача для каждого родителя – это утверждение и формирование собственного «Я» в каждом ребенке. Накопление серии успешных опытов может помочь укрепить их представление о себе как о чем-то положительном. У них, скорее всего, будет положительное представление о себе, если они чувствуют, что способны адекватно выполнять свою роль, в зависимости от группы, к которой они принадлежат (в частности, семья). Определяя педагогические условия формирования детско-родительских взаимоотношений по формированию адекватной самооценки детей, можно отметить, что успешность выделенных педагогических условий зависит от: - четкости формулирования конечных цели и результата; - понимание того, что для совершенствования педагогического процесса стоит выделять комплекс педагогических условий; - учета того, что педагогические условия выступают на определенных этапах исследования как результат, достигаемый благодаря их реализации. Руководствуясь этими соображениями, педагогические условия можно представить как определенным образом организованную систему формирования взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста с родителями. Эта система предусматривает осуществление воспитательной работы одновременно по трем направлениям: - работа с детьми старшего дошкольного возраста; - работа с родителями; - работа с педагогическим коллективом. Благодаря учету потребностей семьи (детей и родителей, в частности) она направлена на достижение определенного результата, в нашем случае – повышение эффективности формирования адекватной самооценки в рамках детско-родительских взаимоотношений. Выделяя педагогические условия, необходимо исходить из того, что формирование детско-родительских взаимоотношений будет продуктивным только при условии их комплексной реализации. Перечислим педагогические условия оптимизации процесса формирования адекватной самооценки, направленные на работу психолога с детьми старшего дошкольного возраста: - обогащение когнитивной, эмоционально-ценностной и поведенческидеятельностной составляющих взаимоотношений дошкольников с родителями в процессе воспитательной работы дошкольного учреждения; – организация совместной культурно-досуговой деятельности родителей и детей, направленной на оптимизацию взаимоотношений между ними с целью формировании адекватной самооценки у ребенка. Итак, процесс формирования адекватной самооценки в отношении воздействия на ребенка реализуется на основе усвоения детьми старшего дошкольного возраста знаний о самооценке, позитивных качествах и взаимоотношениях, их эмоциональных переживаний и положительного опыта этих взаимоотношений во взаимодействии с родителями, другими членами семьи. Перспективами дальнейших исследований является рассмотрение направлений формирования адекватной самооценки в рамках детско-родительских взаимоотношений в отношении воздействия на родителей и педагогов дошкольного учреждения.

Литература 1. Леонтьев Д.А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал / Д.А. Леонтьев // Сибирский психологический журнал. - 2016. - № 62. - С. 18-37. 2. Маслоу А.Х. Мотивация и личность – 3-e изд. Пер. с англ. Гутман Т., Мухина Н. СПб.: Питер, 2019. 352 с. 3. Тодорова М.С. Самооценка как фактор социометрического статуса детей в группе / М.С. Тодорова // Перспективы науки и образования. - 2014. - № 5 (11). - С. 94-98. 4. Урунтаева Г.А. Изучение воспитателем дошкольника: подходы и методы / Г.А. Урунтаева, Е.Н. Гошева // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2017. - № 5 (77). - С. 18-27. 5. Brown G. L., Mangelsdorf, S. C., Neff, C. Young children’s self-concepts: associations with child temperament, mothers’ and fathers’ parenting, and triadic family interaction. Merrill Palmer Q. (2009). 55, 184–216. 6. Han Z., and Guo, Z. The impact of grandparenting on feeling of loneliness and mental health of children in rural area. South China J. Prev. Med. (2016). 42, 167–170. 7. Krauss S., Orth U., Robins R. Family Environment and Self-Esteem Development: A Longitudinal Study from Age 10 to 16. Journal of Personality and Social Psychology. (2020). 119. 457-478. 8. Thompson R.A. Early attachment and later development: Reframing the questions. In: Cassidy J, Shaver PR, editors. Handbook of attachment: Theory, research, and clinical applications. New York, NY: Guilford Press; 2016. pp. 330–365


 

ОСОБЕННОСТИ ДИАДНЫХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ

ОСОБЕННОСТИ ДИАДНЫХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ

В дополнение к этому было отмечено, что люди с более высокой и стабильной самооценкой обычно имеют большую удовлетворенность жизнью и больший оптимизм в отношении будущего…

В дополнение к этому было отмечено, что люди с более высокой и стабильной самооценкой обычно имеют большую удовлетворенность жизнью и больший оптимизм в отношении будущего…

Семья представляет собой иерархически организованную систему, состоящую из более мелких подсистем, которые взаимозависимы и оказывают постоянное и взаимное влияние друг на друга [7]

Семья представляет собой иерархически организованную систему, состоящую из более мелких подсистем, которые взаимозависимы и оказывают постоянное и взаимное влияние друг на друга [7]

Эмпирические данные о связи между качеством родительских отношений привязанности, стилем воспитания и самооценкой ребенка неоднозначны

Эмпирические данные о связи между качеством родительских отношений привязанности, стилем воспитания и самооценкой ребенка неоднозначны

Решение вопросов оптимизации и эффективности требует не просто улучшения существующей практики, но и осуществление научного поиска наилучшего или единственного возможного при данных условиях способа, который…

Решение вопросов оптимизации и эффективности требует не просто улучшения существующей практики, но и осуществление научного поиска наилучшего или единственного возможного при данных условиях способа, который…

Перспективами дальнейших исследований является рассмотрение направлений формирования адекватной самооценки в рамках детско-родительских взаимоотношений в отношении воздействия на родителей и педагогов дошкольного учреждения

Перспективами дальнейших исследований является рассмотрение направлений формирования адекватной самооценки в рамках детско-родительских взаимоотношений в отношении воздействия на родителей и педагогов дошкольного учреждения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2022