Особенности формирования финансовой грамотности в школе
Оценка 4.6

Особенности формирования финансовой грамотности в школе

Оценка 4.6
Документация
doc
окружающий мир
5 кл—6 кл
25.05.2020
Особенности формирования финансовой грамотности в школе
Введение курса «Финансовой грамотности»– требование времени и меняющихся условий жизни. Элементарные финансовые знания позволяют детям понять роль и права человека в обществе, воздействуют на нравственное развитие детей, готовят ученика к адекватному восприятию общества и производства, которые будут существовать через несколько лет, помогают ему определить для себя сферу деятельности в будущем.
статья.doc

Особенности формирования финансовой грамотности в школе

 

Сегодня не нужно никому доказывать необходимость экономических знаний. Невозможно представить современного человека, не сталкивающегося с проблемой рыночных отношений. И чем раньше он познакомится с основными понятиями и категориями экономики, тем легче ему будет строить свою взрослую жизнь.

Введение курса «Финансовой грамотности»– требование времени и меняющихся условий жизни. Элементарные экономические знания позволяют детям понять роль и права человека в обществе, воздействуют на нравственное развитие детей, готовят ученика к адекватному восприятию общества и производства, которые будут существовать через несколько лет, помогают ему определить для себя сферу деятельности в будущем.

Введение данной программы целесообразно, так как изучение этого предмета способствует формированию в ребенке активной жизненной позиции, дает возможность обучающимся почувствовать свою принадлежность к обществу, познакомиться с рыночными условиями государства, разобраться с незнакомыми экономическими понятиями.

Цель начального курса:  формирование экономического мышления и восприятия культуры поведения в условиях рыночного общества у младших школьников.

Задачи:

·                     формировать основы экономических знаний;

·                     освоить первоначальные практические навыки грамотного потребителя в рыночном обществе;

·                     создать основы для дальнейшего наиболее глубокого изучения экономики в старших классах;

·                     привить моральные нормы, понятия о добре и зле;

·                     приобщить школьников к событиям страны;

·                     формировать интерес к окружающей жизни;

·                     обогащать личный опыт учащихся.

В основе преподавания курса лежат следующие дидактические принципы:

1. Обучение на высоком уровне трудности

Несмотря на доступную и занимательную форму изложения материала, овладение экономическими категориями является достаточно трудной задачей, для решения которой ребенку необходимо прилагать некоторые усилия. Каждый ученик работает на своем уровне трудности. Но, дополняя друг друга, разрешая противоречия, дети эмоционально включаются в общую деятельность.

2. Быстрый темп изучения материала

На каждом уроке ученики сталкиваются либо с новым материалом, либо с новым, более широким взглядом на ранее изученный материал.

3. Ведущая роль теоретических знаний

Эта роль заключается в выявлении и осознании сущности основных экономических понятий и категорий, которые являются фундаментом изучаемых вопросов, а также получении необходимых умений и навыков.

4. Осознание процесса учения реализуется в умении учащихся находить взаимосвязи изучаемого экономического материала с другими областями знаний и окружающей жизнью.

Создание доверительной атмосферы в классе, ситуации успеха для каждого позволяют в рамках данного курса, привлекая доступный на бытовом уровне для каждого ребенка опыт и впечатления, добиться раскрытия индивидуальности и развития способностей всех детей.

Усвоение экономических понятий построено на принципе сотворчества, преломляясь через опыт бытия. Ученик переносит на себе возникающие бытовые ситуации, сопоставляет свое мнение и поступки с мнением и поступками предлагаемых персонажей.

Главное в процессе обучения - не столько усвоение фактов и знаний, сколько пробуждение интереса к учебному предмету, осознание его жизненной важности, что достигается использованием на уроках различных форм и методов организации учебного процесса, способствующих развитию творческих способностей обучающихся.

Популярная форма проведения урока – это деловая игра. Деловая игра предполагает воспроизведение некоторой действительности. Каждый решает задачу в соответствии со своей ролью, зная, что его действия отражаются на общих результатах. Такое обучение помогает формировать навыки сотрудничества, воспитывает ответственность за качество выполненной работы, формирует умение делать выбор. Для активизации учащихся и поддержания интереса к изучаемому материалу применяются активные методы учения: деловые и ролевые игры, компьютерные и настольные игры, дискуссии на проблемные финансовые темы, уроки-конкурсы (“Самая экономная хозяйка”, “Знаешь ли ты цены”, “Аукцион знаний” и другие), уроки-презентации с использованием возможностей компьютерных технологий. Положительная эмоциональная окраска усиливает мотивационный аспект.

Кроме уроков в игровой форме, можно использовать отдельные игровые моменты, например игра “ Кто больше?” На отдельных карточках записаны определения, каждое из которых имеет номер. Количество карточек должно быть на 3-4 больше количества детей в классе. Карточки раскладываются на все столы в классе. Задача учеников состоит в том, чтобы за 5 – 7 минут, передвигаясь по классу, садясь на свободные места, ответить на наибольшее количество вопросов, указанных в карточке, обязательно указывая номер. При взаимопроверке (самопроверке) учитель называет номер и ответ. Выигрывает тот, кто ответил правильно на наибольшее количество вопросов.

При контроле за уровнем усвоения материала можно  использовать  вопросы, требующие ответа “да”, “нет”, “+” или “-”. Например: Самостоятельная работа по теме “Деньги”:

1.                  Всегда ли можно расходовать деньги на то, что хочется?

2.                  Всегда ли деньги находятся в движении?

3.                  Нужно ли платить налоги?

4.                  Можно ли купить за деньги здоровье, дружбу, уважение?

Можно использовать новые методы и формы образования. Один из путей – проблемный характер обучения. В чем его преимущество? Если, например, при объяснительно-иллюстративном методе происходит, в основном, простое запоминание известных выводов и обобщений, излагаемых учителем, то при проблемном – активизируется самостоятельная мыслительная деятельность учащихся, т.е. у них развивается познавательный интерес .

Раскрывая основное содержание излагаемого материала путем постановки конкретных вопросов, учителю удается, во-первых, сконцентрировать внимание учеников и дать им возможность мыслить последовательно, глубоко, и, во-вторых, подтолкнуть их к самостоятельным выводам и заключениям.

Следовательно, проблемное изложение делает усвояемый материал более доказательным и убедительным, развивает у учащихся различные качества ума, дает образец научного поиска, учит мыслить диалектически, повышает познавательные интересы.

Проблемные формы обучения, в свою очередь, требуют от самого учителя глубоких научных знаний, педагогического мастерства; умения так организовать экономическое образование, чтобы ученики заодно с ним участвовали в разрешении любых вопросов. При этом учащиеся становятся как бы единомышленниками, соучастниками мыслительной деятельности учителя. В результате в процессе обучения формируется идейно выдержанная, активная личность, умеющая отстаивать свои убеждения и обосновывать свои поступки.

 «Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает». (Георг Зиммель). Учитель должен направлять действия ученика, помогает ему не потеряться в мире информации. Оба становятся соавторами, создавая в процессе поиска, переработки информации новые продукты в виде буклетов, презентаций, клипов, правил и т.д. Практика показывает заинтересованность проектной работой, где ученики становятся в ситуации самостоятельного решения проблемных задач.

Использование метода проектов на уроках позволяет добиться:

Развития личности, ее способностей к творческой деятельности;

Развитие познавательных навыков, умений конструировать свои знания;

Умения ориентироваться в информационном пространстве;

Умения видеть и решать проблему.

Существует многообразие тем для создания проектов. Например, «Семья», «Магазин», «Издательство», «Открытие ресторана», «Парк развлечений», «Бизнес – план» и другие.

В программе и практические работы,  решения задач: расчет бюджета своей семьи, составление меню для школьника и расчет его стоимости, изготовление сувениров из вторичного сырья,. Практикумы могут быть следующими: “Паспорт домашнего хозяйства”, “Экономические продукты и объекты”, “Твоя будущая профессия”, “Оплата труда”, “Собственник”, “Безотходное производство” и другие.

                 В заключение хотелось бы сказать, что какой бы предмет ни преподавался, главное, чтобы процесс обучения был интересным для учащихся, ставил перед ним конкретные задачи и помогал находить их решения, давал простор для проявления творческой самостоятельности, основывающейся на полученных знаниях и умениях.

 

Список литературы:

1.                  “Начальная школа”. Приложение к газете “Первое сентября” апрель № 13–15/2000 год.

2.                  “Начальная школа”. Приложение к газете “Первое сентября” апрель № 19–20/2002 год.

3.                  Е.Г.Фирсов. “Интеллектуальные игры для школьников. Экономика”. Ярославль 1998 год.

4.                  Б.А.Райзберг. “Твоя экономика” Москва 1996 год.


Особенности формирования финансовой грамотности в школе

Особенности формирования финансовой грамотности в школе

Такое обучение помогает формировать навыки сотрудничества, воспитывает ответственность за качество выполненной работы, формирует умение делать выбор

Такое обучение помогает формировать навыки сотрудничества, воспитывает ответственность за качество выполненной работы, формирует умение делать выбор

Существует многообразие тем для создания проектов

Существует многообразие тем для создания проектов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2020