Глобальное применение компьютерных технологий во всех сферах деятельности, создание новых связей, высокоавтоматизированного информационного пространства стали началом трансформации традиционной образовательной системы.
Информационные технологии требуют сформированности у обучающихся умений и навыков поиска и анализа информации, распространения, представления и обработки обоснованных мнений, позволяющих предсказать, планировать, контролировать процессы и события наиболее быстро и эффективно.
В силу того, что акцент целей всё более смещается с овладения чисто практическими навыками использования компьютеров к более широкой трактовке – формированию информационной культуры, этот процесс должен начинаться на более ранних ступенях обучения. Это приводит к пересмотру существующих методов, форм и содержания обучения и предполагает, что необходимо изменить методику преподавания основных дисциплин.
Одним из важнейших направлений активного поиска новых образовательных решений, которые способствуют формированию информационной культуры обучающихся, является использование ИКТ в процессе обучения. Миропонимание обучающихся должно основываться на знаниях, которые отражают объективное отношение к информации и учитывают возрастающую информационную емкость. Эффективность освоения информации достигается только в процессе активной деятельности.
При этом, учитывая, что в школе обучение должно проводиться в условиях здоровье сберегающей среды, которая ограничивает использование компьютера в процессе обучения, необходимо искать способы формирования информационной культуры обучающихся не только в занятиях по информатике, но также в процессе обучения другим дисциплинам.
Младший школьный возраст является особым периодом развития ребенка. Образование в школе – это начало новой возрастной ступени в жизни ребенка – младшего школьного возраста, ведущая деятельность которого – учеба.
На его основе у обучающихся развивается теоретическое мышление, развивают соответствующие способности: планирование, рефлексия, анализ, которые являются важнейшими компонентами развития в младшем школьном возрасте. В этот период у детей происходит становление потребностей и мотивации к обучению. Младший школьный возраст - возраст вступления в образовательную деятельность, освоения ее структурных элементов.
Специалисты говорят, что в данном возрасте ребенок осваивает систему действий, которая необходима для успеха в дальнейшей познавательной деятельности.
Ведущими способами педагогической деятельности учителя по формированию информационной культуры должны являться:
- организация игрового моделирования ситуаций;
- организация компьютерного моделирования обучающимися;
- организация проектной деятельности школьников.
Среди форм организации учебного процесса могут присутствовать:
- учебное сотрудничество;
- работа в малых группах;
- работа в проектных группах;
- виртуальное учебное взаимодействие;
- самостоятельная работа обучающихся с различными источниками информации.
Эффективность формирования информационной культуры у обучающихся напрямую зависит от информационной грамотности педагога.
Информационные технологии в условиях информационной трансформации общества становятся одним из самых важных инструментов для формирования информационной культуры обучающихся. Современные информационные технологии способствуют эффективному использованию источников информации в сборе, анализе, обработке, хранении и передаче информации.
Потенциал обучающихся и ознакомление с особенностями формирования структурного компонента информационной культуры обучающихся позволяет педагогам эффективно подобрать педагогические методы и средства, которые позволят создать оптимальные условия для творческой самореализации обучающихся и сформировать высокий уровень информационной культуры.
Выделяют основные направления, в результате которых реализуется процесс формирования информационной культуры обучающихся (табл. 2)
Таблица 2 – направления способствующие развитию информационной культуре обучающихся
Направление способствующие развитию информационной культуре обучающихся |
Содержание |
Информационные ресурсы общества и информационная
|
Целью направления является формирование у обучающихся представления о роли и значении информации в жизни человека, информационных ресурсах общества, составе и способах их трансформации. В результате обучающиеся должны ориентироваться на типы и виды носителей информации, которые необходимы для успешного обучения, узнать основные приемы передачи информации, выделение ключевых слов и аннотации. |
Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения |
Целью является отработка поисковых алгоритмов для различных типов запросов, которые возникают в процессе обучения. Ожидаемые результаты: знать основные типы запросов и способы выполнения их; знать структуру и назначение системы каталога библиотеки, формировать представление о библиотеке как о информационной системе. Обучающимся нужно уметь искать информацию по адресному, тематическому и фактическому запросу, иметь навыки информационного самообслуживания в библиотеке. |
Аналитико-синтетическая переработка источников информации в учебной и научно-познавательной деятельности учащихся |
Целью является обучение приемам рациональной интеллектуальной работы с текстами, формализованными методами передачи информации. В результате у обучающихся появятся знания логических основ чтения, основ построения текста и структуры текста, рациональных подходов к работе с текстом. Практические знания и умения – умение составлять простые и сложные планы текста, писать сочинения, конспекты, правильно оформлять цитаты, список использованной литературы, создание рефератов. |
Структура, правила подготовки и оформления результатов самостоятельной работы учащихся в ходе учебной и научно-познавательной деятельности. |
Целью является освоение технологий подготовки учебных материалов, связанных с задачами учебного процесса обучающихся. Итак, итог изучения этого раздела – приобретение обучающимися знаний о основных стадиях и технологиях подготовки докладов, рефератов, обзоров литературы и правилах оформления их. На примере подготовки докладов, докладов и обзоров, учащиеся практически демонстрируют использование полученных знаний, навыков и умений. |
Информационная культура и новые информационные технологии. |
Цель – показать возможности компьютерных средств для поиска, обработки, хранения и применения информации. В результате обучающимися предстоит узнать потенциал современной информационной культуры и создать новые виды информационных материалов. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.