Особенности формирования информационной культуры обучающихся
Оценка 4.6

Особенности формирования информационной культуры обучающихся

Оценка 4.6
docx
09.12.2024
Особенности формирования информационной культуры обучающихся
Особенности формирования информационной культуры обучающихся.docx

Особенности формирования информационной культуры обучающихся

 

Глобальное применение компьютерных технологий во всех сферах деятельности, создание новых связей, высокоавтоматизированного информационного пространства стали началом трансформации традиционной образовательной системы.

Информационные технологии требуют сформированности у обучающихся умений и навыков поиска и анализа информации, распространения, представления и обработки обоснованных мнений, позволяющих предсказать, планировать, контролировать процессы и события наиболее быстро и эффективно.

В силу того, что акцент целей всё более смещается с овладения чисто практическими навыками использования компьютеров к более широкой трактовке – формированию информационной культуры, этот процесс должен начинаться на более ранних ступенях обучения. Это приводит к пересмотру существующих методов, форм и содержания обучения и предполагает, что необходимо изменить методику преподавания основных дисциплин.

Одним из важнейших направлений активного поиска новых образовательных решений, которые способствуют формированию информационной культуры обучающихся, является использование ИКТ в процессе обучения. Миропонимание обучающихся должно основываться на знаниях, которые отражают объективное отношение к информации и учитывают возрастающую информационную емкость. Эффективность освоения информации достигается только в процессе активной деятельности.

При этом, учитывая, что в школе обучение должно проводиться в условиях здоровье сберегающей среды, которая ограничивает использование компьютера в процессе обучения, необходимо искать способы формирования информационной культуры обучающихся не только в занятиях по информатике, но также в процессе обучения другим дисциплинам.

Младший школьный возраст является особым периодом развития ребенка. Образование в школе – это начало новой возрастной ступени в жизни ребенка – младшего школьного возраста, ведущая деятельность которого – учеба.

На его основе у обучающихся развивается теоретическое мышление, развивают соответствующие способности: планирование, рефлексия, анализ, которые являются важнейшими компонентами развития в младшем школьном возрасте. В этот период у детей происходит становление потребностей и мотивации к обучению. Младший школьный возраст - возраст вступления в образовательную деятельность, освоения ее структурных элементов.

Специалисты говорят, что в данном возрасте ребенок осваивает систему действий, которая необходима для успеха в дальнейшей познавательной деятельности.

Ведущими способами педагогической деятельности учителя по формированию информационной культуры должны являться:

-                   организация игрового моделирования ситуаций;

-                   организация компьютерного моделирования обучающимися;

-                   организация проектной деятельности школьников.

Среди форм организации учебного процесса могут присутствовать:

-                   учебное сотрудничество;

-                   работа в малых группах;

-                   работа в проектных группах;

-                   виртуальное учебное взаимодействие;

-                   самостоятельная работа обучающихся с различными источниками информации.

Эффективность формирования информационной культуры у обучающихся напрямую зависит от информационной грамотности педагога.

Информационные технологии в условиях информационной трансформации общества становятся одним из самых важных инструментов для формирования информационной культуры обучающихся. Современные информационные технологии способствуют эффективному использованию источников информации в сборе, анализе, обработке, хранении и передаче информации.

Потенциал обучающихся и ознакомление с особенностями формирования структурного компонента информационной культуры обучающихся позволяет педагогам эффективно подобрать педагогические методы и средства, которые позволят создать оптимальные условия для творческой самореализации обучающихся и сформировать высокий уровень информационной культуры.

Выделяют основные направления, в результате которых реализуется процесс формирования информационной культуры обучающихся (табл. 2)

 

Таблица 2 – направления способствующие развитию информационной культуре обучающихся

Направление способствующие развитию информационной культуре обучающихся

Содержание

Информационные ресурсы общества и информационная

 

Целью направления является формирование у обучающихся представления о роли и значении информации в жизни человека, информационных ресурсах общества, составе и способах их трансформации. В результате обучающиеся должны ориентироваться на типы и виды носителей информации, которые необходимы для успешного обучения, узнать основные приемы передачи информации, выделение ключевых слов и аннотации.

Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения

Целью является отработка поисковых алгоритмов для различных типов запросов, которые возникают в процессе обучения. Ожидаемые результаты: знать основные типы запросов и способы выполнения их; знать структуру и назначение системы каталога библиотеки, формировать представление о библиотеке как о информационной системе. Обучающимся нужно уметь искать информацию по адресному, тематическому и фактическому запросу, иметь навыки информационного самообслуживания в библиотеке.

Аналитико-синтетическая переработка источников информации в учебной и научно-познавательной деятельности учащихся

Целью является обучение приемам рациональной интеллектуальной работы с текстами, формализованными методами передачи информации. В результате у обучающихся появятся знания логических основ чтения, основ построения текста и структуры текста, рациональных подходов к работе с текстом. Практические знания и умения – умение составлять простые и сложные планы текста, писать сочинения, конспекты, правильно оформлять цитаты, список использованной литературы, создание рефератов.

Структура, правила подготовки и оформления результатов самостоятельной работы учащихся в ходе учебной и научно-познавательной деятельности.

Целью является освоение технологий подготовки учебных материалов, связанных с задачами учебного процесса обучающихся. Итак, итог изучения этого раздела – приобретение обучающимися знаний о основных стадиях и технологиях подготовки докладов, рефератов, обзоров литературы и правилах оформления их. На примере подготовки докладов, докладов и обзоров, учащиеся практически демонстрируют использование полученных знаний, навыков и умений.

Информационная культура и новые информационные технологии.

Цель – показать возможности компьютерных средств для поиска, обработки, хранения и применения информации. В результате обучающимися предстоит узнать потенциал современной информационной культуры и создать новые виды информационных материалов.

 


 

Особенности формирования информационной культуры обучающихся

Особенности формирования информационной культуры обучающихся

Младший школьный возраст является особым периодом развития ребенка

Младший школьный возраст является особым периодом развития ребенка

Современные информационные технологии способствуют эффективному использованию источников информации в сборе, анализе, обработке, хранении и передаче информации

Современные информационные технологии способствуют эффективному использованию источников информации в сборе, анализе, обработке, хранении и передаче информации

Обучающимся нужно уметь искать информацию по адресному, тематическому и фактическому запросу, иметь навыки информационного самообслуживания в библиотеке

Обучающимся нужно уметь искать информацию по адресному, тематическому и фактическому запросу, иметь навыки информационного самообслуживания в библиотеке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2024