ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С СИСТЕМНЫМИНАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Польшина М.А., доцент кафедры специальной психологии
Проблема готовности дошкольников к обучению в школе не является новой, она всегда находилась и находится в центре внимания педагогов и психологов с тех пор, как появились общественные учебные заведения, и является актуальной в связи с тем, что от ее решения зависит успешность последующего школьного обучения.
Определения понятия школьная готовность (зрелость)
Авторы | Определение |
1. А. Керн, С. Штребел, Я. Йирасек | Трактуют школьную готовность, как систему характеристик, позволяющую овладеть учебной программой за счет оптимального полноценного психического развития. |
2. А. Анастази, | Школьная зрелость представляет собой «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками» . |
3. И. Шванцара | Школьная зрелость - это достижение такой степени в развитии, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении». Наряду с умственным компонентом готовности к школьному обучению, он выделяет социальный и эмоциональный компоненты. При этом умственный компонент выделяется им как основной. |
4. Т.И. Акимова | Готовность к обучению в школе – это биологическая и физиологическая зрелость ребенка, при которой возрастные показатели всех органов и систем соответствуют анатомическим и физиологическим показателям . |
5. И.В. Дубровина | Готовность к обучению в школе – это соотнесенность степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций условиям и задачам школьного обучения. Она выделяет три аспекта школьной зрелости: |
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточно сформированный уровень психического развития ребенка, необходимый для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Так Г.В. Фадина выделяет следующие компоненты психологической готовности к школьному обучению:
1. Личностная готовность предполагает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – позиции школьника, имеющего круг прав и обязанностей.
2. Интеллектуальная готовность представляет собой отвечающий требованиям уровень внутренней организации мышления ребенка, обеспечивающий переход к учебной деятельности. Она связана с развитием таких мыслительных процессов, как способность обобщать, сравнивать и классифицировать объекты, выделять значимые признаки, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, а также делать выводы.
3. Социально-психологическая готовность подразумевает наличие у ребенка потребности общения с другими детьми и педагогами, умения подчиняться интересам и обычаям детской группы, способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
4. Эмоциональная готовность к школе подразумевает высокий уровень контроля импульсивности, наличие умения преодолевать ситуативные эмоции, произвольно управлять чувствами. А также способность ребенка к сопереживанию, умение различать и понимать весь спектр эмоций эмоциональную устойчивость, позитивное отношение к оценке и адекватную самооценку.
Старшие дошкольники с системными нарушениями речи представляют собой самую многочисленную группу дошкольников с нарушениями развития. При сохранном зрении, слухе, интеллекте у них имеются значительные отклонения от речевой нормы (общее недоразвитие речи, алалия, дизартрия, ринолалия, заикание), которые могут проявляться в нарушениях фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя, смысловой и моторной стороны речи.
Психологическая готовность к школьному обучению большинства старших дошкольников с речевыми патологиями имеет довольно низкий уровень.
В плане интеллектуальной готовности для них характерен довольно узкий кругозор, а также недостаточный уровень развития познавательных процессов, их произвольности.
Внимание детей данной категории отличается неустойчивостью, низким уровнем произвольности, трудностями переключения. Они с трудом концентрируют внимание на анализе условий, поиске способов и вариантов решения задач. Им труднее сосредоточиться на словесной, нежели на зрительной инструкции по выполнению задания.
Все виды контроля за деятельностью недостаточно сформированы.
У старших дошкольников с нарушениями речи при относительно сохранной смысловой памяти снижена вербальная память, низкий уровень продуктивности запоминания. Они забывают сложные инструкции, последовательность выполнения заданий, для запоминания им требуется большее число предъявлений. Еще большие трудности для них представляет длительное удержание слуховой информации и ее воспроизведение.
Зрительное восприятие старших дошкольников с системными нарушениями характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. При этом простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений у детей данной категории соответствует норме. Трудности отмечаются при усложнении заданий (узнавание предметов в условиях наложения).
В большинстве случаев, старшие дошкольники с нарушениями речи характеризуются низким уровнем буквенного гнозиса. Они затрудняются в дифференцировании нормального и зеркального написания букв, в назывании букв печатного шрифта, данных в беспорядке, не различают буквы, наложенные друг на друга и сходные графически. В связи с этим многие из них оказываются не готовыми к овладению письмом.
Нарушения речи отрицательно влияют на формирование мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. Их наглядно-действенное мышление приближено к норме, но наблюдается отставание в развитии словесно-логического и наглядно-образного мышления
Имеющиеся у детей речевые дефекты: искажение звуков, слоговой структуры слова, вербальные парафазии, выраженные проявления аграмматизма не позволяют им овладеть даже элементарными операциями со звуками и словами. Несформированность зрительного восприятия, внимания, кратковременной памяти, недостаточное развитие пространственных представлений, а также недостаточный уровень развития речи ведут к возникновению у них трудностей узнавания образа букв, запоминания их последовательности при чтении слогов, слов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.