Особенности использования игровых технологий на уроках русского языка на среднем этапе обучения
Оценка 4.6

Особенности использования игровых технологий на уроках русского языка на среднем этапе обучения

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа +1
docx
русский язык
5 кл—9 кл
26.12.2022
Особенности использования игровых технологий на уроках русского языка на среднем этапе обучения
Статья.docx

Особенности использования игровых технологий на уроках русского языка на среднем этапе обучения

Рацеев Александр Андреевич, студент

Научный руководитель: Рифхатовна Альфия Касимова, кандидат филологических наук, старший преподаватель

ГГПИ им В.Г. Короленко

Аннотация: Объектом исследования данной работы является возможности применение игровых технологий на уроках русского языка. Автором рассматривается историческая сторона исследуемого вопроса, а именно внедрения игр, как в России, так и за рубежом. Автор выделяет разницу между простой детской игрой и дидактической игрой. Дается определение термину дидактические игры. В исследовании отмечается как игры на уроке решают воспитательные задачи. Также автором предлагаются рекомендации педагогам для успешной организации игровой деятельности. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что игровые технологии на уроках русского языка позволяет обучение из сложной и утомительной необходимости превратить в увлекательное путешествие в мир языка.

Ключевые слова: игровые технологии, русский язык, игра, дидактическая игра, игровая деятельность.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению русского языка. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребёнка.

Однако, следует различать простую детскую игру и дидактическая игру, т.е. ту, которая непосредственно включается в процесс обучения, в целом имеет схожее понятие, за исключением лишь того, что целью применения дидактических игр становится формирование необходимых качеств, умений, навыков и улучшение усвоения знаний. То есть, главная особенность дидактической (педагогической) игры - наличие чётко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами.

Сам термин «дидактические игры» представляет из себя специально создаваемые и приспособленные для целей обучения. Игры, впервые ввели М. Монтессори и Ф. Фребель. Игры, которые они предлагали, были предназначены для детей дошкольного возраста. Но постепенно они стали проникать и в начальную школу, принимая сначала форму игровых приемов в обучении. В России только в 1960-е гг. начала распространяться формула «учение с увлечением», пропагандируемая C.JI. Соловейчиком. Она раскрывала и другие стороны учения, которое есть труд, но труд по своей сути радостный, потому что приобщает к новому, неизведанному, интересному. Последователи Соловейчика доказывали, что обучение может быть по-настоящему развивающим, трудным, но при этом увлекательным, что оно может сочетать и рациональное, и эмоциональное.

В отличие от игр вообще, педагогическая (дидактическая) игра обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности.

При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца; в групповой работе — развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. Игра на уроке может стать очень серьезным занятием. В этом случае за внешней кажущейся легкостью использования элементов игровых технологий на уроке стоит кропотливая подготовительная работа учителя.

В процессе деловой дидактической игры развивается целеустремленность, активность, динамичность и продуктивность мышления, прочность и оперативность памяти, стремление к совершенству и вера в свои силы. С дидактической точки зрения игровое обучение перспективно тем, что не противостоит современным педагогическим теориям и может стать одной из форм интегрированного обучения.

При разработке технологии игры необходимо следовать основам педагогического проектирования: постановка цели; отбор содержания и его структурирование; выбор средств, методов и форм учебной деятельности учащихся; разработка необходимых дидактических материалов, правил игровой деятельности и критериев ее оценки, соответствующих структуре учебной игры.

Для успешной организации игровой деятельности педагог должен: предварительно подготовить участников игры; во время игры педагог является наблюдателем и должен контролировать игровую ситуацию, при этом поощряя и стимулируя самостоятельную работу учащихся; после окончания игры проводится этап рефлексии, учитель с учащимися обсуждает итоги игры и взаимно оценивают друг друга.

Стоит отметить, что эффективность игры зависит от степени отражения в игровой ситуации особенностей профессиональной деятельности, поэтому при разработке заданий следует учитывать, чтобы в них наглядно были представлены пути и возможности переноса теоретических знаний в практическую деятельность, а также зависимость эффективности этой деятельности от качества теоретических знаний.

Подводя итог, можно сказать, что игровые формы работы на уроках русского языка позволяют успешно решать задачи изучения учебного предмета в соответствии с современными требованиями к учебному процессу. Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным. В особенности для таких сложных тем как заимствованные слова, которые требуют повышенного внимания со стороны обучающихся.

Кроме того, стоит отметить, что подготовка и использование активных форм и методов обучения не обходится без использования ИКТ, которые позволяют индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности обучающихся, оптимизировать образовательный процесс, значительно увеличить темп работы на уроке. Использование ИКТ на уроках русского языка в сочетании с игровыми технологиями не только значительно повышает эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроках, заинтересованность учащихся изучаемым материалом.

Однако, нужно обратить особое внимание, чтобы игра не отвлекала учащихся от учебного процесса, а способствовала ему и органически сочеталась ним. Кроме того, у игровых технологий есть и другие минусы, а именно подготовка требует больших временных затрат, нежели проведение самой игры, невозможность использования игр на любом материале, сложность в организации.

Но всё можно сказать, что полноценная успешная реализация игровых технологий на уроках русского языка позволяет обучение из сложной и утомительной необходимости превратить урок в увлекательное путешествие в мир языка. 

 

Список литературы

1.     Веденеева, С. А. Игровые технологии на уроках русского языка и литературы, географии и ОБЖ / С. А. Веденеева, Л. Н. Гришина, М. Б. Елистратова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 94-95. — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3432/ (дата обращения: 16.03.2022).

2.     Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Владос, 2014. – 360 с. – Текст: непосредственный

3.     Абдыгазиева Назира Каныметовна, Календерова Назгуль Календеровна ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА // Бюллетень науки и практики. 2021. №7. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-igrovyh-tehnologiy-na-urokah-russkogo-yazyka (дата обращения: 17.06.2022).

4.     Федорова А.А., Величко И.В. Использование игровых технологий на уроках русского языка // Таврический научный обозреватель. 2016. №1-3 (6). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-igrovyh-tehnologiy-na-urokah-russkogo-yazyka (дата обращения: 17.06.2022).

5.     Английские заимствованные слова Режим доступа: https://www.englishdom.com/blog/anglijskie-zaimstvovannye-slova-v-russkom-yazyke/ (дата обращения 17.06.2022)

6.     Педагогические технологии: Учебное пособие // Авт.-сост. Т. П. Сальникова. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.

7.     Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

8.     Щепкина Н. К. Современные педагогические технологии в обучении: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Благовещенск, 2005 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.amursu.ru/attachments/artide/6149/Метод% 20пособие%20по%20Пед%20технол^. (Дата обращения 18.06.2022)

9.     Абрамова, Л.В. сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у младших дошкольников. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/ - (Дата обращения: 15.06.2022) – Текст: электронный

10. Менджерицкая, Д.В. Воспитание детей в игре / Д.В. Менджерицкая, О.К. Зинченко, Л.П. Бочкарева. - М: Просвещение, 2014. - 190 с. – Текст: непосредственный

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Особенности использования игровых технологий на уроках русского языка на среднем этапе обучения

Особенности использования игровых технологий на уроках русского языка на среднем этапе обучения

То есть, главная особенность дидактической (педагогической) игры - наличие чётко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами

То есть, главная особенность дидактической (педагогической) игры - наличие чётко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами

В этом случае за внешней кажущейся легкостью использования элементов игровых технологий на уроке стоит кропотливая подготовительная работа учителя

В этом случае за внешней кажущейся легкостью использования элементов игровых технологий на уроке стоит кропотливая подготовительная работа учителя

Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась

Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась

Список литературы 1. Веденеева,

Список литературы 1. Веденеева,

Метод% 20пособие%20по%20Пед%20технол^

Метод% 20пособие%20по%20Пед%20технол^
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.12.2022