Особенности использования игровых технологий на уроках русского языка на среднем этапе обучения
Рацеев Александр Андреевич, студент
Научный руководитель: Рифхатовна Альфия Касимова, кандидат филологических наук, старший преподаватель
ГГПИ им В.Г. Короленко
Аннотация: Объектом исследования данной работы является возможности применение игровых технологий на уроках русского языка. Автором рассматривается историческая сторона исследуемого вопроса, а именно внедрения игр, как в России, так и за рубежом. Автор выделяет разницу между простой детской игрой и дидактической игрой. Дается определение термину дидактические игры. В исследовании отмечается как игры на уроке решают воспитательные задачи. Также автором предлагаются рекомендации педагогам для успешной организации игровой деятельности. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что игровые технологии на уроках русского языка позволяет обучение из сложной и утомительной необходимости превратить в увлекательное путешествие в мир языка.
Ключевые слова: игровые технологии, русский язык, игра, дидактическая игра, игровая деятельность.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению русского языка. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребёнка.
Однако, следует различать простую детскую игру и дидактическая игру, т.е. ту, которая непосредственно включается в процесс обучения, в целом имеет схожее понятие, за исключением лишь того, что целью применения дидактических игр становится формирование необходимых качеств, умений, навыков и улучшение усвоения знаний. То есть, главная особенность дидактической (педагогической) игры - наличие чётко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами.
Сам термин «дидактические игры» представляет из себя специально создаваемые и приспособленные для целей обучения. Игры, впервые ввели М. Монтессори и Ф. Фребель. Игры, которые они предлагали, были предназначены для детей дошкольного возраста. Но постепенно они стали проникать и в начальную школу, принимая сначала форму игровых приемов в обучении. В России только в 1960-е гг. начала распространяться формула «учение с увлечением», пропагандируемая C.JI. Соловейчиком. Она раскрывала и другие стороны учения, которое есть труд, но труд по своей сути радостный, потому что приобщает к новому, неизведанному, интересному. Последователи Соловейчика доказывали, что обучение может быть по-настоящему развивающим, трудным, но при этом увлекательным, что оно может сочетать и рациональное, и эмоциональное.
В отличие от игр вообще, педагогическая (дидактическая) игра обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности.
При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца; в групповой работе — развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. Игра на уроке может стать очень серьезным занятием. В этом случае за внешней кажущейся легкостью использования элементов игровых технологий на уроке стоит кропотливая подготовительная работа учителя.
В процессе деловой дидактической игры развивается целеустремленность, активность, динамичность и продуктивность мышления, прочность и оперативность памяти, стремление к совершенству и вера в свои силы. С дидактической точки зрения игровое обучение перспективно тем, что не противостоит современным педагогическим теориям и может стать одной из форм интегрированного обучения.
При разработке технологии игры необходимо следовать основам педагогического проектирования: постановка цели; отбор содержания и его структурирование; выбор средств, методов и форм учебной деятельности учащихся; разработка необходимых дидактических материалов, правил игровой деятельности и критериев ее оценки, соответствующих структуре учебной игры.
Для успешной организации игровой деятельности педагог должен: предварительно подготовить участников игры; во время игры педагог является наблюдателем и должен контролировать игровую ситуацию, при этом поощряя и стимулируя самостоятельную работу учащихся; после окончания игры проводится этап рефлексии, учитель с учащимися обсуждает итоги игры и взаимно оценивают друг друга.
Стоит отметить, что эффективность игры зависит от степени отражения в игровой ситуации особенностей профессиональной деятельности, поэтому при разработке заданий следует учитывать, чтобы в них наглядно были представлены пути и возможности переноса теоретических знаний в практическую деятельность, а также зависимость эффективности этой деятельности от качества теоретических знаний.
Подводя итог, можно сказать, что игровые формы работы на уроках русского языка позволяют успешно решать задачи изучения учебного предмета в соответствии с современными требованиями к учебному процессу. Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным. В особенности для таких сложных тем как заимствованные слова, которые требуют повышенного внимания со стороны обучающихся.
Кроме того, стоит отметить, что подготовка и использование активных форм и методов обучения не обходится без использования ИКТ, которые позволяют индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности обучающихся, оптимизировать образовательный процесс, значительно увеличить темп работы на уроке. Использование ИКТ на уроках русского языка в сочетании с игровыми технологиями не только значительно повышает эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроках, заинтересованность учащихся изучаемым материалом.
Однако, нужно обратить особое внимание, чтобы игра не отвлекала учащихся от учебного процесса, а способствовала ему и органически сочеталась ним. Кроме того, у игровых технологий есть и другие минусы, а именно подготовка требует больших временных затрат, нежели проведение самой игры, невозможность использования игр на любом материале, сложность в организации.
Но всё можно сказать, что полноценная успешная реализация игровых технологий на уроках русского языка позволяет обучение из сложной и утомительной необходимости превратить урок в увлекательное путешествие в мир языка.
1. Веденеева, С. А. Игровые технологии на уроках русского языка и литературы, географии и ОБЖ / С. А. Веденеева, Л. Н. Гришина, М. Б. Елистратова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 94-95. — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3432/ (дата обращения: 16.03.2022).
2. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Владос, 2014. – 360 с. – Текст: непосредственный
3. Абдыгазиева Назира Каныметовна, Календерова Назгуль Календеровна ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА // Бюллетень науки и практики. 2021. №7. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-igrovyh-tehnologiy-na-urokah-russkogo-yazyka (дата обращения: 17.06.2022).
4. Федорова А.А., Величко И.В. Использование игровых технологий на уроках русского языка // Таврический научный обозреватель. 2016. №1-3 (6). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-igrovyh-tehnologiy-na-urokah-russkogo-yazyka (дата обращения: 17.06.2022).
5. Английские заимствованные слова — Режим доступа: https://www.englishdom.com/blog/anglijskie-zaimstvovannye-slova-v-russkom-yazyke/ (дата обращения 17.06.2022)
6. Педагогические технологии: Учебное пособие // Авт.-сост. Т. П. Сальникова. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.
7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
8. Щепкина Н. К. Современные педагогические технологии в обучении: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Благовещенск, 2005 [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.amursu.ru/attachments/artide/6149/Метод% 20пособие%20по%20Пед%20технол^. (Дата обращения 18.06.2022)
9. Абрамова, Л.В. сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у младших дошкольников. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/ - (Дата обращения: 15.06.2022) – Текст: электронный
10. Менджерицкая, Д.В. Воспитание детей в игре / Д.В. Менджерицкая, О.К. Зинченко, Л.П. Бочкарева. - М: Просвещение, 2014. - 190 с. – Текст: непосредственный
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.