ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Гатауллина Л.Х.учитель физической культуры
Особенности использования звуковой дыхательной гимнастики в процессе физического воспитания школьников
На Крайнем Севере зима длится гораздо дольше, причем характер ее более суровый. Низкие температуры. Абсолютная влажность воздуха на Севере ниже, чем в пустыне! Низкие температуры приводят к тому, что воздух на улице и в помещениях очень сухой. Из-за сухости воздуха кислород плохо усваивается человеком. А вот лето, наоборот, короткое и холодное. Специалисты говорят о том, что низкая ионизация воздуха и резкие колебания напряжения геомагнитного и статического электрического поля. Более того, на Крайнем Севере постоянные перепады атмосферного давления и тяжелый аэродинамический режим, нехватка солнца и полярные ночи. Все это сказывается на человеческом организме.
Чтобы оставаться здоровым на уроке физической культуры необходимо учить детей правильно дышать. Поэтому на уроках физкультуры используем различные системы и методики дыхательной гимнастики.
Дыхательные упражнения - комплекс упражнений для нормализации давления, работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем и борьбы со стрессом. Во время практики активно работают:
ü диафрагма - мышца между грудной полостью и брюшной. Ее можно укрепить глубокими вдохами;
ü брюшной пресс, который можно тренировать глубоким брюшным дыханием.
Регулярные дыхательные упражнения:
Звуковая гимнастика - это специальные упражнения, заключающиеся в произнесении определенных звуков и их сочетаний строго определенным способом. При произнесении звуков вибрация голосовых складок передается на дыхательные пути, легкие и от них - на грудную клетку.
1. «Часики»
Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так».
2. «Каша кипит»
Сидя, одна рука лежит на животе, другая - на
груди. Втягивать живот -вдох, выпячивать
живот - выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф».
3. «Петух»
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопать ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку».
4. «Паровозик»
Ходить по залу, делая попеременные движения руками, приговаривая «чух-чух-чух».
5. «Насос»
Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону - выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом громко произносить «с-с-с-с-с».
6. «Регулировщик»
Стоя, ноги расставлены на ширине плеч, одна рука
поднята вверх, другая отведена в сторону.
Вдох носом, затем поменять положение рук
и во время удлиненного выдоха произносить
«р-р-р-р-р».
7. «Летят мячи»
Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произносить, выдыхая, длительное «у-х-х-х-х».
8. «Семафор»
Сидя, ноги сдвинуты вместе. Поднимать руки в
стороны - вдох, медленно опускать вниз -
длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с».
Дыхательные упражнения для школьников несут несколько важных функций. Во время проведения такой гимнастики организм успокаивается, насыщается кислородом, обменные процессы в мозговой ткани усиливаются и ускоряются. Благодаря дыхательным упражнениям школьники быстрее растут и правильно развиваются. Регулярное выполнение таких комплексов помогает школьникам избежать и противостоять стрессам, подготовиться к экзаменам и занятиям, спокойно справляться с учебной нагрузкой.
Хочу добавить, что упражнения на дыхание улучшают аппетит и поднимают настроение у детишек. Уже спустя несколько занятий будет заметен положительный результат.
Поэтому я считаю, что дыхательная гимнастика является обязательной на уроке физической культуры.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.