Слаква Дарья Витальевна
Особенности коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)
В данной статье рассматриваются особенности коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Проблема коммуникации у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в настоящее время является актуальной, так как общее их количество в детских садах с каждым годом неуклонно увеличивается.
Ключевые слова: логопед, коммуникация, дефект, общение, речь, нарушение речи, общее недоразвитие речи.
На сегодняшний день общее недоразвитие речи – это наиболее тяжелый дефект речи, который часто встречается у детей. Общее недоразвитие речи может проявляться разнообразно. С детьми, отстающими в речевом развитии, работу с логопедом нужно начинать с раннего дошкольного возраста. У детей с недоразвитием речи имеют место некоторые трудности в формировании коммуникативных способностей. Неполноценная речь отрицательно оказывает влияние на формирование личности детей.
При создании своего речевого поведения, у всех детей с общим недоразвитием речи возникают значительные трудности. У них наблюдается слишком низкий уровень словесной коммуникативной активности: лексические трудности; нарушения в грамматическом оформлении фразы и связного высказывания; большое смущение, страх перед собеседником, напряженность, односложные ответы, паралингвистические средства общения, отсутствует проявление инициативы в высказываниях.
Качественные особенности развития коммуникативных умений дошкольников с ОНР:
- малая активность, отсутствие инициативы в общении;
- крайне низкий уровень вербальной коммуникативной активности;
- практическое отсутствие способности формулировать и с помощью вербальных средств общения передавать свои мысли;
- наличие страхов перед вербальными контактами со сверстниками и взрослыми;
- серьезные трудности в организации собственного речевого поведения, отрицательно сказывающиеся на общении с окружающими и, прежде всего, со сверстниками.
В результате исследования О.С. Павловой речевой коммуникации дошкольников с ОНР были выявлены следующие особенности: в структуре групп данной категории детей действуют те же закономерности, что и в коллективе нормально говорящих детей, т.е. уровень благоприятности взаимоотношений является достаточно высоким, число "предпочитаемых" и "принятых" детей значительно превышает число "непринятых" и "изолированных". В числе "изолированных" детей больше всего оказываются дети, плохо владеющие коммуникативными средствами.
В общих чертах коммуникативные возможности детей с общим недоразвитием речи отличаются ограниченностью и по всем параметрам ниже нормы. Игровые умения таких детей, в основном не сильно развиты, игра имеет манипулятивный характер.
Ю.Ф. Гаркуша отмечает, что у дошкольников с ОНР процесс общения со взрослыми отличатся от нормы по всем основным параметрам, что вызывает значительную задержку становления соответствующих возрасту форм общения: внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной. Процесс общения детей с ОНР со взрослыми значительно отличается от нормы, как по уровню развития, так и по основным качественным показателям.
И, наконец, последнее. Коммуникативные умения необходимо формировать в дошкольном возрасте, потому что этот возраст является самым наиблагоприятнейшим для введения ребенка в речевую среду, для ознакомления его с разнообразными речевыми ситуациями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.