Особенности коммуникативных навыков в подростковом возрасте
Оценка 5

Особенности коммуникативных навыков в подростковом возрасте

Оценка 5
docx
28.03.2023
Особенности коммуникативных навыков в подростковом возрасте
ЧИРКОВА (копия).docx

 Особенности коммуникативных навыков в подростковом возрасте

 

Подростковый возраст это период полового, органического и социального созревания. Данный возрастной период обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. 

По мнению Л.С. Выготского данный возрастной период начинается кризисом 13 лет, затем следует пубертатный возраст от 14 лет, который заканчивается кризисом 17 лет. 

Вслед за Л.С.  Выготским развитием возрастной периодизации занимался Д.Б. Эльконин . Он рассмотрел и описал литические  и критические периоды более подробно. Так, по мнению Эльконина подростковый возраст длится с 11  12 лет до 15, который знаменуется кризисом 13 лет ведущая деятельность интимно-личностное общение со сверстниками. Также был выделен старший подростковый возраст, продолжительность которого от 15 до 18 лет ведущей деятельностью является учебно-профессиональная. 

Изучив различные взгляды отечественных психологов на проблему подросткового возраста, можно говорить о том, что подростковый возраст характеризуется снижением интереса к учебной деятельности, возникают сложности в общении с взрослыми,  ослабевает кратковременная память, а также способность анализа и синтеза. Появляются затруднения вербализации своих мыслей, речь обычно не логична, не связана. Главным вопросом всего подросткового возраста является вопрос «Кто Я?», на который они пытаются ответить посредством общения со сверстниками. В старшем подростковом возрасте увеличивается интерес к противоположному полу. Часто подросток «уходит» в мир фантазий, где реализует свои желания и пытается отыграть различные жизненные ситуации в своих мечтах. Также в данном возрасте появляется «чувство взрослости» но при этом те механизмы поведения, который выбирает подросток, являются еще детскими, отсюда вытекает главное противоречие возраста «Я взрослый», но Я не хочу быть похожим на взрослых. 

Таким образом, подросток обращается к своим сверстникам, в общении с которыми он пытается ответить на поставленные вопросы. У подростка возникает полярное желание быть таким как все, но в то же время быть не похожим на других. Общение со сверстниками является ведущей деятельностью подросткового возраста. Поэтому наличие коммуникативныхнавыков играет огромную роль в данном возрастном периоде. Так, по мнению В.Н. Панферова, «положение личности в той или иной группе определяется коммуникативными особенностями, информационно-коммуникативной активностью. Именно эти особенности отмечаются в свободных характеристиках лидеров и авторитетов».

Способность к общению у подростков заключается в желании входить в контакт с находящимися вокруг людьми, даже мало знакомыми. Подростки стремятся расширить свой круг общения, они стараются слушать собеседника и сопереживать ему. Так, подростки в данном возрастном периоде обычно со своими проблемами обращаются именно к сверстникам, так как считают, что взрослые не сумеют их выслушать и помочь. Одной из главных функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения личности. Более того, дружба выступает как своеобразная форма психотерапии, эмоциональная поддержка, в результате которой укрепляются жизненные позиции. Типичным проявлением дружеской психотерапии являются телефонные разговоры. Характерной чертой дружбы в подростковом возрасте является непостоянство, изменяемость отношений и интересов, авторитетов, усиление или ослабление влияния сверстников в группе. Это является проявлением процесса внутреннего осмысления, переживания поступков друзей, соответствие их морали. Кроме того, подростку очень важно, как его оценивают его друзья. Ему важно знать их мнение о его личностных качествах, знаний и умений, способностей и возможностей. Друзья лучше, чем взрослые проявляют сочувствие,адекватное восприятие радостей и невзгод друг друга. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга.

Также стоит отметить, что благодаря взаимодействию с другими, коммуникации, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Связи с родителями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. 

Кроме того коммуникативные навыки в данном возрасте связаны с возможностью решать конфликты, знание правил поведения. Неумение общаться и нарушения в сфере коммуникаций особенно ярко проявляются у подростков в условиях школы. Так, будет заметно, кого из одноклассников другие не принимают, ведь его не зовут с собой куда-либо. Кроме того, растет важность общения с противоположным полом, поэтому коммуникативные трудности могут оставить отпечаток на межполовом общении на протяжении всей жизни. 

Кроме того, подростки полны различных противоречий. Так, у них отмечаются частые перепады настроения, вспыльчивость, агрессивность, но при этом инфантильность при обсуждении некоторых вопросов.Порой
из-за этого им сложно наладить контакты как с ровесниками, так и с другимилюдьми. 
Одно из главных желаний подростка  это иметь уважение и признание сверстников, иметь определенный авторитет среди своих ровесников.

Различные исследователи подтверждают тот факт, что основные трудности общения возникают из-за отсутствия коммуникативных навыков. Причинами плохой коммуникации подростков могут быть и особенности личности, тип темперамента, черты характера. Так, например, если подросток неуверен в себе, замкнут и закрыт, то, скорее всего, у него будут наблюдаться отсутствие коммуникативных навыков. И, как правило, такой подросток будет не приниматься своими сверстниками. 

Стоит отметить, что очень важно развивать коммуникативную способность именно в подростковом возрасте, так как дальше при отсутствии их, могут наблюдаться различные проблемы с социализацией. Все проблемы в сфере коммуникаций усугубляются в подростковом возрасте. Их уже сложнее решить и скорректировать поведение ребенка. Следствием нерешенных проблем могут стать недоразвитость коммуникативных функций речи, несформированность навыков общения, нарушения в сфере установления эмоциональных контактов с ровесниками и теми, кто старше.Так, именно в данный возрастной период формируются различные группы подростков по интересам, находятся друзья. Как правило, подростки стремятся устанавливать большое количество контактов. Темы общения могут быть совершенно различными, как правило, подростки обсуждают школу, семью, симпатии, общие интересы. В увеличенный круг общения могут входить взрослые люди, параллельные классы, компании подростков пытаются общаться с другими компаниями. Бывает замечен парадокс, получивший в психологии название «ожидание общения», выражающийся в самом розыске его, в неизменной готовности к контактам. При этом есть высочайшая избирательность в дружественных привязанностях и предельная требовательность в диаде.

Как мы уже указали ранее, в данном возрастном периоде формируются свои группы. Каждый ребенок стремится попасть в группу, стремится быть принятым в группу. Правила в группах стихийны, неуправляемы, и порой,жестоки. Если подросток подвел, предал, бросил, он может быть избит, ему могут объявить бойкот и оставить в одиночестве. Подростки жестко оценивают сверстников, которые в своем развитии еще не достигли уровня самоуважения, не имеют собственного мнения, не умеют отстаивать свои интересы.

Исследователи, изучающие возрастные особенности подростков, выделили динамику мотивов общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста: 

- желание быть в среде сверстников, что-то делать вместе (10  11 лет);

- мотив занять определенное место в коллективе сверстников (12  13 лет); 

-стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности (14 –15 лет). 

Таким образом, можно сделать вывод, что наличие коммуникативных навыков особенно важно в рассматриваемом нами возрастном периоде. Ведь общение со сверстниками  это ведущая деятельность подросткового возраста. Благодаря коммуникативным навыкам подросток познает себя, свои особенности, способности. Отсутствие коммуникативных навыков может отразиться на дальнейшей социализации человека.


 

Особенности коммуникативных навыков в подростковом возрасте

Особенности коммуникативных навыков в подростковом возрасте

Одной из главных функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения личности

Одной из главных функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения личности

Стоит отметить, что очень важно развивать коммуникативную способность именно в подростковом возрасте, так как дальше при отсутствии их, могут наблюдаться различные проблемы с социализацией

Стоит отметить, что очень важно развивать коммуникативную способность именно в подростковом возрасте, так как дальше при отсутствии их, могут наблюдаться различные проблемы с социализацией
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2023