Журавлева Е.С.,
Особенности обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Соликамского автодорожно-промышленного колледжа
В современном Российском обществе наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. По статистическим данным Соликамского АПК общее количество составляет сейчас 151 студент. Однако лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти родителей. Остальных можно отнести к группе «социальных сирот». Количество таких детей ежегодно увеличивается, что требует от техникума создания психолого-педагогических условий для полноценного их развития. Важность понимания принципов взаимодействия с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, является актуальной проблемой для нашего учебного заведения.
По результатам этих исследований у большинства студентов Соликамского АПК имеются значительные проблемы развития личности. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности наблюдаются в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к значительному ослаблению "силы личности". Подобного рода нарушения проявляются чаще всего в повышенной тревожности.
Дети-сироты в силу их особого социального статуса часто более подвержены негативному воздействию общественных процессов, таких, как апатия, потребительское отношение к жизни, асоциальное поведение и т.д. Все эти проблемы отражаются на успешности обучения детей сирот, проявляются в особенностях психоло-педагогическом взаимодействия на занятиях.
Таким образом, изучение особенностей психолого-педагогического взаимодействия с детьми сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей, требует дополнительного исследования.
Цель исследования: выявление особенностей психолого-педагогического взаимодействия с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Задачи работы:
1.Изучить психолого-педагогического особенности взаимодействия с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в процессе обучения.
2.Раскрыть психологические особенности развития детей-сирот и детей, оставихся без попечения родителей.
3. Выявить психологические причины, определяющие особенности взаимодействия с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
4. Составить рекомендации по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей с учётом их психолого-педагогических особенностей
Объект исследования – студенты-сироты и студенты САПК, оставшиеся без попечения родителей
Предмет исследования – особенности обучения в САПК студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей
Практическая значимость работы заключается в описании психолого-педагогических особенностей взаимодействия с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
Основные из них: крайне слабое психологическое и социально - педагогическое сопровождение воспитательного процесса в детских домах; дети не получают необходимого развития их личности, позволяющего преодолеть типичный для них социальный и психологический инфантилизм, подчиняемое, психологически зависимое поведение, что делает их почти беззащитными в отношении любых асоциальных влияний на них; существующая педагогическая система в детском доме не формирует у детей навыков преодоления трудных жизненных ситуаций, психологической защиты и правильного поведения при стрессе. В результате у них легко возникают эмоциональные расстройства и девиантное поведение.
воспитанием, обучениям осиротевших детей обнаружить свои собственные недостатки в общении с детьми, а также сознательно контролировать свое поведение таким образом, чтобы оно способствовало личностному, а также интеллектуальному росту и развитию воспитанников.
С точки зрения современной психологии можно отметить психолого-педагогические закономерности в развитии личности детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Личностные качества формируются и развиваются в направлении от наблюдения ребенком образцов поведения к включению ребенка в такие формы взаимодействия, попыткам их заимствовать и воспроизвести в совместной деятельности и общения, к последующему систематическому и привычному использованию их по отношению к другим людям и, их преобразованию в индивидуальные внутренние личностные качества и особенности. Следовательно, необходимо задуматься в правильности точки зрения о том, что если не вмешиваться в естественные процессы развития ребенка, то таким образом будут обеспечены условия для спонтанного вызревания достойных качеств личности. Личностные качества, так же как и другие высшие психические функции человека, первоначально находятся во внешних формах и способах взаимодействия между людьми. И личностная, собственно человеческая, внутренняя индивидуальность есть результат присвоения определенных форм межличностных взаимодействий и включения в активную реализацию определенного диапазона общественных отношений. Такие внешние разделенные между людьми взаимодействия и отношения могут быть как достойными, так и недостойными с точки зрения общечеловеческих ценностей, определенной культуры, социальной общности или конкретного воспитателя. Значит, процесс воспитания заключается в организации таких условий для личностного развития ребенка, где будут преобладать образцы достойного поведения, общения, эмоционально-ценностных и нравственных отношений. В виду этого основным фактором воспитания ребенка выступает насыщенность социальной среды, в которой живет ребенок образцами достойного поведения.
Таким образом, в основе воспитания личности ребенка лежат механизмы заимствования и присвоения образцов поведения и межличностных отношений, которые демонстрируют значимые для ребенка люди и в которые включается ребенок: в межличностных формах общения, в процессах использования средств и способов воздействия на других людей, включая и воздействия взрослых на самого ребенка; в способах регламентирования поведения со стороны других людей;установление запретов, формулирование правил поведения; в выражении эмоционально-личностных отношений к различным событиям и явлениям; в приемах самоконтроля и самоорганизации: образцы поведения в ситуациях выбора и принятия на себя ответственности; в ситуациях преодоления трудностей; в ситуациях: последовательного выполнения сложных или монотонных действий; в ситуациях пристрастного эмоционального реагирования на других людей и их эмоциональной оценки.
Причины и факторы, детерминирующие процесс формирования и развития личностных качеств и особенностей, изменяются на протяжении жизни человека. С подросткового возраста личностные особенности начинают формироваться не только на основе стихийного присвоения ребенком различных форм и способов межличностных отношений, не только на основе следования разнообразным формам регламентации поведения, но и на основе осознания и произвольного изменения своих личностных качеств и активного «конструирования» способов межличностных взаимодействий.
Поэтому подростку так необходимо развитое умение осуществлять самостоятельный ответственный выбор поведения. Отметим, что часто педагоги не осознают направлений, в которых протекает стихийное развитие, как достойных, так и недостойных личностных качеств их воспитанников.
Немотивированное ограничение сферы активности и любознательности ребенка в раннем детстве, дошкольном и младшем школьном возрасте часто ведет к тому, что в его поведенческом репертуаре начинают преобладать пассивные формы воспроизведения знакомых и привычных действий, а любознательность постепенно сменяется стремлением к неизменности и стабильности, основанным на желании избегать неудач, на подозрительности и тревожности.
Воспитательный эффект имеют результаты и содержание таких видов деятельности, которые имеют явные позитивные последствия как для самого ребенка, так и для других людей. При этом ребенок должен знать и понимать, для чего он выполняет то или иное действие.
Наиболее эффективно образовательные взаимодействия протекают на стабильно поддерживаемом эмоционально-положительном фоне.
Эмоциональный фон психолого-педагогического взаимодействия задается и зависит, прежде всего от воспитателей и педагогов. Зачастую взрослому достаточно бывает изменить стиль эмоциональных отношений с детьми и исчезает большая часть проблем, связанных с межличностными отношениями. Поэтому текущее негативное эмоциональное состояние и настроение педагога не должно сказываться на его взаимодействии и общении с ребенком.
Следует особо отметить, что к «трудным» детям у педагогов часто складывается и «особое» негативное эмоциональное отношение, которое определяет менее доброжелательный и открытый, но более жесткий и формальный стиль общения.
Пятый закон обращает внимание на то, что: важнейшую роль при формировании и развитии внутренних личностных качеств играют особенности воспитательных воздействий, оказываемых на ребенка, как в семье, так и в образовательных учреждениях.
Существуют два принципиально различных способа организации условий для личностного развития человека: использование таких форм, способов и средств общения, поведения, деятельности, какие они хотели бы привить тому, с кем выстраивают психолого-педагогическое взаимодействия (личный пример, образцы межличностных взаимодействий). Регламентация того, что и как «воспитуемый» должен делать или не делать (от просьб до принуждения).
Оба способа в разной степени присутствуют в любой системе воспитательно-образовательном взаимодействий.
Если условия сознательно не создаются учителем, то личностное развитие будет сохранять стихийный и неуправляемый характер.
Проанализировав психолого-педагогические подходы к пониманию психолого-педагогического взаимодействия с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в процессе обучения, можно сделать вывод о том, что личность ребенка-сироты формируется не только на основе наследственных предрасположенностей. Особое значения в обучении и воспитании детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет их эмоциональное состояние, уровень мотивации обучения и интеллект. Детерминирующий фактор формирования и развития личности детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является их включения в различные формы общения и деятельность с другими людьми. Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей наиболее эмоционально стабильны и эффективно развиваются на основе взаимодействия со сверстниками в таких видах деятельности, которые имеют социально позитивные результаты, и в которые ребенок готов включиться по собственному активному желанию и с интересом.
Для подростков характерно активное стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на его нормы и ценности, развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям.
При отсутствии условий для индивидуализации позитивное реализации своих новых возможностей, самоутверждение подростка может принимать уродливые формы и приводить к отклоняющемуся поведению.
Отношения с окружающими - наиболее важная сторона жизни подростков. Если потребность в полноценном общении со значимыми взрослыми и сверстниками не удовлетворяется, у детей появляются тяжелые переживания.
Для подростков характерно стремление к эмансипации от близких взрослых. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. Специфические условия жизни в детском доме накладывают определенные особенности на формирование личности подростка.
Перечисленные особенности общения с взрослыми лишают детей, во - первых, важного для их благополучия переживаний своей нужности и ценности для других, уверенности в себе, лежащей в основе формирования полноценной личности, а во - вторых, переживание ценности другого человека, глубокой привязанности к людям.
В общении со сверстниками, также выявляются различия между студентами Соликамского политехнического техникума и воспитанниками детских домов и интернатов.
И в той, и в другой группе конфликт с детьми чаще всего вызывают обвиняющие реакции, причем, в основном это реакции самозащитного типа («сам дурак»). При анализе изученного материала обращает на себя внимание следующее противоречие. Казалось бы, учитывая особенности жизни таких детей, где дети поневоле находятся в ситуации постоянного контакта с взрослыми и сверстниками, следовало бы ожидать эффективного формирования навыков общения, умения решать коллективные задачи, находить выход из конфликтов. Однако, воспитанники детских домов и интернатов менее успешны в решении конфликтов в общении и с взрослыми, и со сверстниками, чем учащиеся обычной школы.
Агрессивность, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину, т.е., по существу, доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях и соответственно неспособность конструктивно решать конфликт.
У студентов число агрессивных реакций, направленных на других людей, обвиняющих, упрекающих их, примерно равно числу реакций, в которых ребенок обвиняет себя.
Наиболее простое и распространенное психологическое объяснение возникновения агрессии у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в том, что агрессия есть следствие неудовлетворенности потребности в родительской, материнской любви. У детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не удовлетворены и все другие социальные потребности в неформальном общении, в самоутверждении, во взрослом как идеале и т.п. и именно эта тотальная неудовлетворенность ведет их к агрессивности.
Необходимо обратить внимание и на различия в самооценке таких детей основывается преимущественно на оценках окружающих. Самооценка учащихся студентов основывается как на оценке окружающих, так и на собственных критериях.
Характеристики образа дляподростков растущих в семье и вне семьи, различают по ряду существенных параметров, главные из которых: ориентация на собственные личностные особенности, возможности массовой школы ориентировать подростков на внешнее окружение.
Одной из серьёзнейших проблем в обучении детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отсутствие мотивации обучения. Для понимания данного аспекта нами была проведена диагностика мотивации обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При анализе психологической диагностики мотивации обучения студентов Соликамского Политехнического техникума определено, что серьезной проблемой в работе с детьми-сиротами по формированию у них положительной мотивации учебной деятельности является несоответствие уровня обучения возрасту (34%) и проблемы со здоровьем детей. Если проследить типы неуспевающих студентов, то можно заметить, что у 75 % детей наблюдается низкое качество мыслительной деятельности в сочетании с отрицательным отношением к обучению, и лишь 25% детей могли бы учиться лучше, чем учатся. Нельзя не сказать о том, что на уровень успеваемости детей влияют и внешние причины. Так, у 46% детей низкий уровень успеваемости связан в первую очередь с отсутствием индивидуального подхода к детям в рамках СПТ, а также серьезные пробелы в знаниях детей, с которыми дети уже приходят в техникум. Именно поэтому, на наш взгляд, работа по мотивации обучения должна проводится не только кураторами, но, ви учителями-предметниками.
Активное внедрение в процесс обучения средств ИКТ (что отвечает актуальным интересам и потребностям современных студентов и способствует повышению интереса детей к обучению. Вырабатывать индивидуальные психолого-педагогические взаимодействия и подходы в обучении и воспитании детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом эмоционального состояния детей, интеллектуальной и мотивационной сферы.
· Использование карточек.Детям, склонным хорошо рисовать, можно давать задания творческого характера, задания на логическое мышление
· Работа с наглядными пособиями и работа с проектором, что позволяет максимально наглядно представить учебный материал, повысить интерес к обучению.
· Использовать различные формы уроков: урок-игра, проведение диспутов, бесед, урок-экскурсия. Студенты на таких уроках проявляют себя находчивыми и активными.
· Вся работа со студентами должна строиться на формировании психолого-педагогического взаимодействия с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
· При организации уроков географии необходимо использовать такие методы как дифференциацию, интеграцию, игру, творчество студентов.
По итогам проведённого исследования мы можем сформулировать следующие выводы: дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют крайне слабое психологическое и социально - педагогическое сопровождение воспитательного процесса в приемных семьях; дети не получают необходимого развития их личности, позволяющего преодолеть типичный для них социальный и психологический инфантилизм, подчиняемое, психологически зависимое поведение, что делает их почти беззащитными в отношении любых асоциальных влияний на них; у таких детей не сформированы навыки преодоления трудных жизненных ситуаций, психологической защиты и правильного поведения при стрессе. В результате у них легко возникают эмоциональные расстройства и девиантное поведение. Дети, воспитывающиеся без попечения родителей, значительно уступают детям, воспитывающимся в семьях, по всем основным параметрам социальной адаптации и: по способности к обучению, приобретению профессии и трудоустройству; по способности избегать кризисных и криминальных ситуаций в жизни; по способности образовать собственную семью и успешно выполнять родительские воспитательные функции. В нашей работе выявлено, что значимой проблемой является обучение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как снижена мотивация обучения, есть нарушение в эмоциональной сфере детей и низкий интеллектуальный уровень развития.
Современные педагогические технологии в нашем учебном заведении позволяют индивидуализировать и дифференцировать работу студентов на уроке. На основании анализа психолого-педагогических подходов при взаимодействии учителя с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в литературе, можно сделать вывод.Одним из наиболее эффективных методов взаимодействия с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, является личностно-ориентированный метод. Так же необходимо отметить, что обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на уроках необходимо выстраивать с учётом особенностей их личностно-эмоционального состояния а именно уровня тревожности, а также с учётом актуальных проблем подросткового возраста.
Для повышения мотивации обучения у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо разрабатывать индивидуальную траекторию развития через: индивидуальные творческие задания, работу с контурной картой.
Так же нельзя забывать о применение здоровьесберегающих технологий на уроках, что дает возможность создавать на уроке атмосферу доверия и взаимопонимания для развития личности ребенка и, в конечном счете, снижают риск стрессов, которые отрицательно влияют не только на психическое, но и физическое здоровье.
Но нельзя забывать, что сиротство - это фактор, из-за которого ребенок теряет связи с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников, развивающихся в наиболее благоприятных условиях, тем самым, вызывая глубокие вторичные нарушения в развитии личности. Эмоционально нестабильное положение ребенка, лишенного родительского попечительства, ведет к нарушению межличностных отношений.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.