Особенности организации патриотического воспитания в период дистанционного обучения
Организация патриотического воспитания в школе в рамках дистанционного обучения вызывает трудности, с которыми может столкнуться даже опытный педагог. Существует ряд форм и методов взаимодействия педагога и обучающихся между собой на расстоянии с помощью Интернет-технологий.
Дистанционное обучение — уже не новая для большинства педагогов форма работы с классом. После начала пандемии коронавируса 2020 года многие образовательные организации были вынуждены осуществить временный переход на неё и проводить уроки на расстоянии. Это особенно актуально и для новых территорий Российской Федерации, в частности, город Донецк, ДНР. Но до сих пор остаётся немаловажная часть педагогического процесса — воспитательная работа. Воспитательный процесс продолжается даже в формате дистанционного обучения, ведь в ходе уроков, сообщая знания, учитель в любом случае придаёт им определённую направленность, формируя тем самым нравственные установки.
«В любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая — воспитываем, воспитывая — обучаем». Тем не менее воспитательная работа образовательного учреждения, в частности, классных руководителей, не сводится только к урочной деятельности: многие задачи целесообразно решать вне привязки к определённым темам. В рамках организации воспитательной работы на расстоянии, с помощью Интернет-сервисов возникает ряд трудностей: – технические проблемы (здесь мы говорим, как об отсутствии необходимых устройств для выхода в Интернет, неполадках со средствами связи. Воспитательные мероприятия могут привлечь только своим содержанием и эмоциональностью, авторитетом педагога); – ограниченность форм и методов воспитательной работы на дистанционном обучении (классические приёмы не всегда можно применить, используя Интернет).
Тем не менее, преодолеть эти трудности возможно. Более того, не следует недооценивать дистанционные формы воспитательной работы. Помимо своих стандартных задач (предоставление возможности включения в деятельность с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также находящимся на семейном обучении; оперативное получение обучающимся и родителями информации по итогам диагностик и тестирований; гибкий график и комфортная удобная обстановка и другие), дистанционная воспитательная работа способна обеспечить решение следующих задач: – индивидуализация (для каждого обучающегося может быть составлен индивидуальный план работы с учетом личностных особенностей и способностей, потребностей и интересов); – обеспечение более личного контакта с учениками (по данным исследований современные подростки почти не имеют запретов и ограничений для выхода в сеть, 45 % проводят «online» от 1 до 4 часов, а 39 % — более 4 часов, таким образом педагоги, выходя на контакт с ребятами дистанционно, попадают уже на их территорию, становятся «своими»); – привлечение родителей в общую с детьми деятельность (в силу занятости на работе родителей почти невозможно привлечь к школьным мероприятиям и проектам, а дистанционное взаимодействие является более гибким). Также следует помнить, что некоторые проблемы, актуальные сегодня, просто невозможно полностью решить в стенах школы.
Президент Российской Федерации отметил: «Нужно переходить и к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения... к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху». Без примера и без использования цифровых возможностей современного образования, невозможно показать школьникам эталоны поведения в сети, грамотные образцы действий. Так, при использовании методов и форм дистанционной воспитательной работы мы создаём условия для практической реализации навыков и умений подростков в цифровой среде, а также имеем возможность её оценивать и, при необходимости, корректировать. Более того, в случаях, когда обучение проходит полностью в дистанционном формате, удалённая воспитательная работа способна сохранить взаимодействие классного коллектива и создать условия для неформального общения подростков, которое необходимо для полноценного развития личности.
Какие же воспитательные мероприятия можно провести для школьников дистанционно? Проще всего организовать со школьниками конференц-связь, когда учитель может, как обычно, вести повествование и демонстрировать необходимые изображения, музыку или видео. Так можно проводить информационно-ознакомительные классные часы, родительские собрания, мастер-классы и другие мероприятия. Но при этом, важно помнить, что общение с помощью специальных устройств, а не лично, обладает особенностями: вы не контролируете и не знаете, чем занят каждый ученик в «онлайн-классе». Важно договориться с учениками о правилах на таких классных часах, особенностях общения (например, в чате). Также нельзя забывать, что воспитательный процесс требует обратной связи. Важно предусмотреть рефлексию, возможность открытого разговора с педагогом, высказывание личного мнения обучающихся всему классу.
Актуальной дистанционной формой являются, веб-квесты. Они представляют из себя технологию, в рамках которой «педагог формирует интерактивную поисковую деятельность обучающихся, в ходе которой они мотивируются к самостоятельному добыванию знаний, задает параметры этой деятельности, контролирует ее и определяет временные пределы». При этом за счет групповой работы развиваются коммуникативные, лидерские качества, а также повышается мотивация к процессу получения информации.
Ещё один интересный способ объединить класс — создание общего творческого продукта, например, Проектная дистанционная деятельность.
Цель дистанционного проекта: нравственно - патриотическое воспитание детей, посредством ознакомления с историческими событиями нашей страны в годы ВОВ.
Патриотическая направленность проекта обеспечивает воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия - великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
Нравственная направленность проекта обеспечивает воспитание уважения к традиционным ценностям: любовь и уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
Задачи проекта:
- расширять представления детей об историческом периоде ВОВ; воспитывать уважение к заслугам и подвигам воинов ВОВ;
- вызвать интерес к литературе и музыкальным произведениям патриотической тематики;
- воспитывать у детей чувство гордости за нашу Родину, за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне;
- вовлечение родителей непосредственно в образовательную дистанционную деятельность. Привлечение их к патриотическому воспитанию в семье.
Каждый обучающийся выполняет какую-то небольшую часть, при этом советуясь и обсуждая свою работу с другими, в итоге получается большое дело, на которое каждый в отдельности потратил бы немного времени. В рамках дистанционного обучения с ребятами можно организовать совместный просмотр видеофильмов с последующим обсуждением, выход в виртуальный музей с обменом эмоциями после посещения, выставки творческих работ одноклассников, конкурсы и многое другое. Никто не отменял и личные беседы, разговоры, работу в небольших творческих группах.
При организации патриотического воспитания в дистанционном формате следует учитывать имеющийся уровень цифровой грамотности обучающихся и их родителей, постепенно повышать его; стремиться разнообразить формы работы, чтобы не потерять их интерес; помнить о здоровье участников образовательного процесса и не перегружать их работой. Это позволит подросткам знакомиться с сетевым этикетом, самостоятельно и с помощью педагога повышать свой уровень цифровой грамотности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.