ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 38.04.07 «ТОВАРОВЕДЕНИЕ» (МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА: «ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ»)
Современная модель высшего профессионального образования в Донецкой Народной Республике (далее - ДНР) предусматривает практическую реализацию компетентностного подхода в обучении, который обеспечит выпускнику личностную и профессиональную самореализацию. Особую роль в формировании компетенций играет практическая подготовка обучающихся.
В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки
38.04.7 Товароведение (квалификация «магистр») [1] для обучающихся предусмотрены такие типы практик, как: учебная и производственная, включая научно-исследовательскую работу (далее - НИР). При этом, к учебной практике относится практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, а к производственной - практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, в том числе преддипломная практика.
В ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского» для повышения эффективности практической подготовки обучающихся по направлению Товароведение (Магистерская программа: Товароведение и экспертиза в таможенном деле) в учебном плане конкретизированы указанные в [1] типы практик.
Так, учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков включает виртуальную практику, которая является основой для подготовки магистрантов к прохождению брокерской и преддипломной практик на конкретных предприятиях. Во время прохождения виртуальной практики обучающиеся приобретают навыки формирования полного комплекта документов, необходимых для таможенного контроля и таможенного оформления конкретных товаров, выбранных как объекты выпускной квалификационной работы (далее - ВКР).
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности занимает наибольший объём в практической подготовке обучающихся. К этому типу относятся: педагогическая практика, практика по экспертной деятельности и брокерская практика. Производственная педагогическая практика организуется в рамках общей концепции подготовки магистрантов. Основная идея практики заключается в формировании умений и навыков, связанных с готовностью работать в качестве преподавателя в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по направлению подготовки, способностью составлять учебно-методические материалы для преподавания дисциплин по направлению подготовки. Во время прохождения производственной практики по экспертной деятельности обучающиеся закрепляют, расширяют и систематизируют теоретические знания, полученные при изучении учебных дисциплин по экспертизе различных групп товаров, приобретают опыт профессиональной деятельности при выполнении должностных обязанностей экспертов испытательных лабораторий, а также развивают творческую инициативу и самостоятельное аналитическое мышление. При прохождении производственной брокерской практики магистранты учатся выполнять функциональные обязанности должностных лиц, занимающихся декларированием товаров, которые перемещаются через таможенную границу ДНР.
К производственной практике также относится НИР, которая способствует повышению качества подготовки обучающихся, способных творчески применять в практической деятельности последние достижения научно-технического прогресса. Эта практика ориентирована на развитие научного кругозора, индивидуальных способностей, исследовательских навыков, научной интуиции, творческого подхода к восприятию знаний для реализации их в практике своей будущей работы.
Завершающий этап практической подготовки магистрантов - преддипломная практика, целью которой является закрепление и углубление знаний, полученных обучающимися в процессе теоретического обучения, приобретение ими практических умений, навыков и профессиональных компетенций, необходимых для выполнения определенных видов профессиональной деятельности, предусмотренных [1], а также сбор и обобщение материалов для написания ВКР.
Организация проведения соответствующих типов практик магистрантов по направлению подготовки38.04.07 Товароведение (Магистерская программа: Товароведение и экспертиза в таможенном деле) осуществляется в соответствии с Положением о практике обучающихся, осваивающих основные образовательные программы высшего профессионального образования в ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского» (стандарт системы управления качеством 1111 2-17/УН, редакция 4 от 06.05.2019 г.), Инструкцией по оцениванию практики обучающихся ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского» (стандарт системы управления качеством ИСУК 6.4-05/УН, редакция 1, введенный в действие с 26.12.12.2018 г.).
Для успешного прохождения практики выпускающей кафедрой таможенного дела и экспертизы товаров разработаны рабочие программы и методические рекомендации. В них излагаются цели, задачи и содержание практики; основные этапы и структурно-логическая схема прохождения практики, методические рекомендации по выполнению программы практики, формы и методы контроля практики, требования к содержанию и оформлению отчёта о практике, критерии оценивания отчёта о практике и его защиты; представлен список источников, рекомендуемых для использования при подготовке отчета и индивидуального задания.
Все обучающиеся обеспечены местами для прохождения практики на предприятиях - базах практики. В соответствии с заключёнными договорами, магистранты имеют возможность пройти практику в структурных подразделениях Таможенной службы ДНР, Торгово-промышленной палате ДНР, Республиканском центре судебных экспертиз при Министерстве юстиции ДНР, ГП «Донецкийэнергозавод», ГУ «Донецкий ботанический сад», ГУ «Институт физико-органической химии и углехимии им. Л. М. Литвиненко», ООО «ПРОММАСЛА», ООО ПО «ТК-Донбасс», ООО НПЦ «Инсайт», ООО «Спрут», ООО «Универсальные торговые системы», ФЛП Пикалов Ю. В., ФЛП Искендеров Э. Р. и др.
В целом, после прохождения учебной, производственной, в том числе преддипломной практик, обучающиеся по направлению подготовки 38.04.07 Товароведение (Магистерская программа: Товароведение и экспертиза в таможенном деле) должны обладать общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями. Например, овладев профессиональными компетенциями, магистрант должен уметь: осуществлять контроль за соблюдением таможенного законодательства при совершении таможенных операций участниками внешнеэкономической деятельности и иными лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела; осуществлять таможенный контроль и иные виды государственного контроля при совершении таможенных операций и применении таможенных процедур; применять методы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу; исчислять таможенные платежи и контролировать правильность их исчисления, полноты и своевременности уплаты; контролировать соблюдение валютного законодательства при перемещении через таможенную границу товаров, валютных ценностей, валюты, внутренних ценных бумаг, драгоценных металлов и драгоценных камней; применять систему управления рисками в профессиональной деятельности; выявлять, предупреждать и пресекать административные правонарушения и преступления в сфере таможенного дела.
Таким образом, во время прохождения практики происходит комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности и формирование профессиональных компетенций, что в будущем предоставит им конкурентные преимущества при трудоустройстве.
Литература
1. Донецкая Народная Республика. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 38.04.07 Товароведение (квалификация «магистр»): [Текст]: [утверждён приказом Министерства образования и науки ДНР от 16 сентября 2016 г. № 938 (в редакции Приказа Министерства образования и науки ДНР от 15 марта 2019 г. № 342)]. - Донецк : [2019]. - 15 с
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.