Растут дети, а вместе с их взрослением растёт не только радость от их успехов, но и проблемы. У детей появляются свои тайные интересы, в какой-то момент времени они перестают понимать родных и близких. В свою очередь, родители, испугавшись изменений в собственном ребёнке, перестают понимать их, срываются на крик, придумывают различные наказания и запреты, которые лишь усугубляют взаимоотношения в семье в этот сложный для родителей и подростков период.
Почему так происходит? Притча: Король узнаёт, что его сын женится. Он возмущён, топает ногами, взмахивает руками, кричит на ближайшее окружение. Его лик ужасен, а гнев не имеет границ. Он кричит своим поданным: «Почему не доложили, что сын уже вырос?»
Ребенок становится подростком не вдруг. Процесс взросления и наступление подросткового кризиса дает о себе знать не только самому ребенку, но и родителям. И вдруг возникает основная проблема - это проблема взаимоотношений с подростком. Ребенок в этом возрасте избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение.
Я думаю, что вы согласитесь со мной, что в наше время многие семьи максимальные усилия направляют только на удовлетворение материальных потребностей ребёнка, сохранение его физического здоровья. Мечты и планы подростка, жизненные цели подростка часто семье неведомы и для неё несущественны.
Давайте попробуем разобраться, какие проблемы возникают в период
подросткового возраста, как меняется система ценностей и интересов. Как мы,
родители, можем выстроить такую систему отношений, что бы сохранить доверительные
отношения в семье и помочь подростку пройти этот сложный период в его жизни с
минимальными потерями.
Отношения подростка со сверстниками
Взаимодействуя со сверстниками, подросток получает возможность расширить представление о себе, сравнивая себя с другими и осознавая своё сходство и отличие — уникальность и неповторимость. В группе сверстников удовлетворяется потребность в самоутверждении, осваиваются групповые нормы и ценности. Активно общаясь, подросток смотрит на себя глазами других, получая обратную связь от сверстников, формирует собственное представление о себе, своих потребностях, возможностях, жизненных планах.
Немалую роль в формировании личности подростка играет референтная группа - значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. !!!!! Это может быть дворовая компания, класс, друзья по секции. Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять в группе место лидера, для других – быть признанным товарищем. Родителям надо быть особенно внимательными, ведь такая группа является в глазах ребенка большим авторитетом, чем сами родители.
Отношения со взрослыми
Подростковый возраст - время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу.
Так
начинается отделение подростка от родителей, противостояние им. Ребенок может
стать грубым, резким, критиковать родителей и других взрослых. Раньше близкие
многого не замечали в ребенке, верили в непогрешимость своего авторитета, и вот
состоялось как бы свержение их с пьедестала. Происходит это потому, что в
глазах подростка мать и отец остаются источником эмоционального тепла, без
которого он чувствует себя беспокойно. Остаются они и властью, распоряжающейся
наказаниями и поощрениями, и примером для подражания, воплощающим в себе лучшие
человеческие качества, и старшим другом, которому можно доверить все. Но со
временем эти функции меняются местами.
В связи с этим даже в благополучных семьях возникает определенная сложность
общения с детьми старшего школьного возраста. Причем сложность увеличивается
еще и потому, что родители часто не понимают, что с выросшими детьми общение
должно строиться по-другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают,
что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма
непростую ситуацию.
Отношения со взрослыми, прежде всего с родителями, - ещё одна значимая сфера
отношений подростков. Влияние родителей уже ограничено, им не охватываются все
сферы жизни, как это было в младшем школьном возрасте, но его значение трудно
переоценить. Мнение сверстников обычно наиболее важно в процессах дружеских
отношений девочек и мальчиков, в вопросах, связанных с модой, развлечениями,
современной музыкой и т. д. Но ценностные ориентации подростка, понимание им
социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую
очередь от позиции родителей.
В то же время для подростков характерно стремление к эмансипации от близких взрослых. Нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит главным образом от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможности родителей перестроится – принять чувство взрослости своего ребёнка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.