Особенности педагогической профессии. Составляющие педагогической культуры современного воспитателя детского сада
Педагогическая профессия — особая по своей сущности, значимости и противоречивости. Педагогическая деятельность - есть сознательная, целенаправленная деятельность взрослых, старших поколений, направленная на руководство процессом воспитания подрастающих поколений, на передачу им накопленного обществом социального опыта, культуры, на помощь ребенку в личностном развитии, самореализации и самоопределении в жизни.
Как и каждая деятельность, педагогическая имеет свои особенности:
Педагогическая деятельность социально и исторически обусловлена. Цель педагогической деятельности всегда социально задана и зависит от экономического и культурного уровня развития общества, от политических и идеологических установок функционирующих в тот или иной исторический период развития общества.
Деятельность
педагога есть всегда деятельность по управлению другой деятельностью,
деятельностью ученика, воспитанника. Поэтому цель деятельности педагога
должна стать и целью
деятельности
ребенка. Это требует обязательного учета интересов и потребностей детей, умение
их преобразовывать в заданные цели педагогической деятельности.
Объектом и продуктом педагогического труда является человек, самый уникальный продукт природы. Причем не просто человек, не его физическая сущность, а духовность растущего человека, его внутренний мир. Педагог имеет дело с постоянно меняющимся, растущим человеком, имеющим неповторимые индивидуальные качества, к которому не применимы шаблонные подходы и стереотипные действия. А это требует постоянного творческого поиска. Необходимо отметить, что одновременно на ребенка действует вся окружающая жизнь, часто стихийно и многопланово, в различных направлениях. Поэтому педагогический труд предполагает одновременно корректировку всех воздействий, в том числе исходящих из самого воспитанника, т.е.
организацию и воспитания, и перевоспитания, и самовоспитания личности.
Деятельность современного педагога должна быть направлена на демократизацию всех отношений в учебно-воспитательном учреждении, гуманизацию подходов к ребенку, должна строиться гак, чтобы самого ребенка сделать активным участником, соучастником педагогического процесса.
Педагог сам является субъектом педагогического процесса. Личность педагога - основной инструмент воздействия на воспитанников, его знания, умения, чувства, воля. К.Д. Ушинский подчеркивал, что учитель должен обладать обширным кругом знаний по различным наукам, позволяющим изучать ребенка во всех отношениях. Он утверждал, что никакие уставы и программы не могут затенить личности в деле воспитания, что без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. Если дети не принимают личность педагога, критически относятся к его знаниям, поступкам, чертам характера, они воспротивятся его воздействию.
Главными
средствами воспитания педагога выступают различные виды деятельности, в
которые включаются воспитанники- учение, игра, труд, общение и др. Задача педагога заключается в умелой
их организации, в стимулировании проявления в ней положительных качеств и проявлений детей, у которых есть свое миропонимание, свои права, своя убежденность, в
силу этого ведущей стороной
педагогического мастерства педагога является умение правильно направить процесс
развития подрастающего
поколения, так организовать всю деятельность учащихся, чтобы каждый из
них имел возможность полноценно развивать свои наклонности и интересы.
Как видим, важнейшей особенностью педагогического труда является то, что он с начала и до конца является процессом взаимодействия людей. В нем предмет - человек, орудие труда - человек, продукт труда также человек. Это значит, что в .педагогическом труде цели, задачи и методы обучения и воспитания осуществляются в ферме личностных отношений. Эта особенность педагогического труда подчеркивает важность в нем нравственных аспектов.
Все перечисленные специфические особенности деятельности педагога говорят о сложности этого вида деятельности, о высоких требованиях, которые предъявляются к нему.
Под культурой в общем смысле понимают все виды преобразовательной деятельности человека, общества к результаты этой деятельности.
Материальная и духовная культура является существенной характеристикой жизни общества. Сам человек формируется в процессе своей деятельности как культурно-историческое существо посредством усвоения языка, приобщения к существующим в данном обществе ценностям, традициям, овладения присущими конкретному обществу и его культуре приемами и навыками деятельности. Человек, таким образом, является продуктом общечеловеческой культуры, ее представителем и носителем.
В науке сложились три подхода к пониманию сущности культуры: аксиологический, деятельностный, личностный.
При аксиологическом подходе рассматриваются ценностные ориентации в воспитании и в педагогике. Дсятелъностный подход позволяет исследовать сущность, средства и метод!., педагогической деятельности, обеспечивающие реализацию этих ценностей. В индивидуально-личностном плане педагогическая культура учителя понимается как сущностная характеристика ;го личности в сфере профессиональной деятельности. Этот подход позволяет выявить свойства личности учителя как представителя, носителя общечеловеческой культуры и педагогических ценностей, посредством которого в значительной степени осуществляется процесс передачи культурных ценностей от одного поколения другому, трансляция человеческой культуры в область воспитания и образования.
Педагогическая культура - это часть общечеловеческой культуры. Педагогические знания, теории, концепции, накопленный человечеством педагогический опыт и выработанные профессионально-этические нормы составляют духовные ценности педагогической культуры. К материальным ценностям педагогической культуры относят средства обучения и воспитания.
Общая культура педагога представляет собой выражение зрелости и развитости социально значимых личностных характеристик, реализованных в его профессиональной деятельности. Культуру можно рассматривать и как результат личностного развития, демонстрирующий степень освоения культурного опыта человечества отдельной личностью, уровень развития ее духовных сил и способностей, уровень интенсивности их проявления в практической деятельности, характер ценностных ориентации на конкретном этапе развития личности. Культурное развитие человека — это процесс качественного развития его знаний, убеждений, способностей, чувств, норм деятельности и поведения.
В процессе общекультурного развития учитель должен проявлять активность, стремиться к расширению своего кругозора и эрудиции, посредством самовоспитания корректировать систему индивидуальных норм поведения, приводя их в соответствие с культурными образцами и нормами, оцениваемыми обществом как социально значимые.
Профессиональная культура педагога, как сущностная характеристика его личности в сфере профессиональной деятельности, есть системное образование. К основным компонентам и показателям уровня сформированности педагогической культуры учителя можно отнести:
а) уровень интеллектуального развития (прежде всего развитие педагогического мышления),
б) уровень и
всесторонность организации деятельности педагога,
в) уровень овладения основами
профессионально-педагогической этики, уровень я характер нравственной и
мировоззренческой
культуры,
г) культуру общения
д) культуру речи,
е) культуру внешнего вида.
Культура педагогического мышления включает в себя развитие способности к педагогическому анализу и синтезу, развитие таких качеств мышления как критичность, самостоятельность, широта, гибкость, активность, быстрота, развитие наблюдательности, педагогической памяти, творческого воображения.
Мировоззренческий компонент педагогической культуры - это процесс и результат формирования педагогических убеждений, процесс определения учителем своих интересов, предпочтений, ценностных ориентации в педагогической сфере. Педагог должен активно включаться в процессы профессионального самоосознания, результатом которого станет формирование и становление его профессиональных позиций.
Деятельностный компонент педагогической культуры характеризуется степенью осознанности педагогом необходимости развития всего спектра собственных педагогических способностей, как залог в успешности педагогической деятельности, предупреждения вероятных педагогических ошибок, а также осмысленностью наиболее рациональных путей и способов развития педагогических способностей.
Нравственная культура включает в себя нравственное сознание, формируемое на уровне теоретических этичесхих знаний, а также уровень развития нравственных чувств. Это предмет профессионально-педагогической этики.
Культура педагогического общения проявляется в умении слушать и слышать собеседника, умении задавать вопросы, устанавливать контакты, понимать другого, ориентироваться в сложившейся ситуации общения, умении видеть и правильно интерпретировать реакцию людей, умение проявлять и перелагать свое отношение по поводу чего-либо, готовность и желание общаться. Важным для педагога является овладение культурой речи. Речь учителя во многом является образцом для учащихся, формирует их речевую культуру. Грамматически правильная речь, ее лексическое богатство, выразительность, образность, владение техникой речи позволяют качественно решать разнообразные профессиональные задачи педагога.
Культура внешнего вида учителя оценивается по степени соответствия его внешнего облика задачам педагогической деятельности. Продуманность, аккуратность, сдержанность, эстетическая выразительность, подтянутость и собранность, умение двигаться» управлять собственной мимикой и пантомимой способствуют успеху педагогической деятельности.
Итак, педагогическая культура это динамическая система педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения педагога..
В качестве компонентов этой системы можно выделить: , - направленность личности;
профессиональные знания;
профессиональные умения.
Направленность личности — это мотивационная обусловленность действий, поступков, всего поведения человека конкретными жизненными целями, источниками которых являются потребности, общественные требования и пр. к педагогической направленности его личности. Она характеризуется наличием у педагога интереса к самим учащимся, творческим подходом к решению разнообразных педагогических задач, заинтересованностью самой педагогической профессией, склонностью ею заниматься, уровнем профессионального самоосознания.
Педагогическая направленность личности педагога может проявляться по-разному. Он может быть ориентирован: на профессиональное самоутверждение, на средства педагогического воздействия, на ученика, на детский коллектив, на цели педагогической деятельности. И только направленность на достижение главной целя педагогической деятельности — создание условий для всестороннего, гармонического развития личности будущего взрослого - может быть признана гуманистической.
Гуманность понимается как человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека. А гуманное отношение к человеку подразумевает не только восприятие и оценку его положительных качеств, но и комплексное восприятие его личности такой, какая она есть. В этом смысле гуманное отношение к людям направлено на укрепление верь; человека в самого себя, его творческое развитие и самосовершенствование.
Педагогическая деятельность должна иметь гуманистическую направленность. Это означает, что все действия педагога подчинены реальным интересам личности ребенка, учащегося, взрослого человека. Педагог должен организовать такую деятельность, которая бы не только просвещала и обучала другого человека, но к в известной пере предвосхищала бы возникновение этих самых конфликтов и несогласий с окружающим миром и внутри самого человека. В этом смысле гуманистическая направленность полностью отвечает основным задачам личностно- ориентированной педагогики—оказать содействие человеку в определении отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру и к своей профессиональной деятельности.
Большое значение в профессиональной деятельности играет также познавательная направленность личности педагога. Ее роль возрастает, поскольку процесс обучения в вузе все более опирается на самостоятельную, близкую к исследовательской, деятельность студента. Современный педагог должен хорошо ориентироваться в различных отраслях наук. быть в курсе новых исследований и открытий, в том числе и психолого- педагогических.
Раскройте сущность профессиональных знаний? Понятие профессиональной компетентности педагога выражает личные возможности учителя, воспитателя, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи, формулируемые им самим или администрацией образовательного учреждения. Для этого нужно знать педагогическую теорию, уметь и быть готовым применять ее на практике. Таким образом, под педагогической компетентностью учителя можно понимать единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности
Содержание необходимых психолого-педагогических знаний определяется государственным образовательным стандартом по высшему (педагогическому) образованию и конкретизируется в соответствующих учебных программах. В данном контексте психолого-педагогическая подготовленность выпускника педвуза состоит в наличии знаний методологических основ и категорий педагогики: закономерностей социализации и развития личности: сущности, целей и технологий воспитания и обучения, законов, возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей, подростков, юношества.
Структура профессиональной компетентности педагога раскрывается через его педагогические умения, представляющие собой совокупность последовательно развертывающихся действий, основанных на теоретических знаниях и направленных на решение педагогических задач.
Психолого-педагогические и специальные (по предмету) знания — необходимое условие профессиональной компетентности; Многие из них, в частности методологические (знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации, обучения и воспитания), теоретико-практические (знание целей, принципов содержания, методов и форм педагогической деятельности и закономерностей формирования и развития личности ребенка,), технологические и методические (знание способен и приемов обучения и воспитания) являются предпосылкой интеллектуальных и практических умений и навыков.
Модель профессиональной компетентности педагога выступает как единство его теоретической и практической готовности.
Содержание теоретической готовности педагога проявляется в обобщенном умении педагогически мыслить, которое предполагает наличие у педагога аналитических, прогностических, проективных, а также рефлексивных умений.
Аналитические умения состоят из ряда частных умений:
анализировать педагогические явления т.е. расчленять их на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и пр.);
осмысливать каждый элемент в связи с целым и во взаимодействии с другими;
находить в педагогической теории положения, выводы, закономерности, соответствующие рассматриваемым явлениям;
правильно диагностировать педагогическое явление;
формулировать доминирующую педагогическую задачу;
находить оптимальные способы ее решения.
Прогностические умения связаны с управлением образовательным процессом и предполагают ориентацию на четкое представление в сознании учителя, являющегося субъектом управления цели его деятельности в виде предвидимого результата. Педагогическое прогнозирование опирается на достоверное знание сущности и логики педантического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся. В состав прогностических умений учителя входят такие компоненты, как:
•постановка образовательных целей и задач;
отбор методов их достижения;
предвидение возможных отклонений, нежелательных явлений и выбор возможных способов их преодоления;
предварительная проработка структуры и отдельных компонентов образовательного процесса;
примерная оценка предполагаемых затрат средств, труда и времени участников образовательного процесса;
планирование содержания взаимодействия участников образовательного процесса.
Педагогическое прогнозирование требует от педагога овладения такими прогностическими методами, как моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент и др.
Проективные умения осуществляются в виде разработки проекта образовательного процесса и означают:
" конкретизацию полей обучения и воспитания;
обоснование способов их поэтапной реализации;
планирование содержания и видов деятельности участников
образовательного процесса с учетом их потребностей и интересов, возможностей материальной база, собственного опыта и личностно-деловых качеств;
• определение формы и структуры образовательного процесса
в соответствии с поставленными задачами и с учетом особенностей участников образовательного процесса;
• планирование индивидуальной работы с учащимися с целью
преодоления имеющихся недостатков в развитии их способностей, творческих сил и дарований;
• отбор форм, методов и средств педагогического процесса в
их оптимальном сочетании;
• планирование системы приемов стимулирования активности
ребят и сдерживания негативных проявлений в их поведении;
• планирование развития воспитательной среды и связей с родителями и общественностью.
Рефлексивные умения имеют место при осуществлении педагогом контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя, и предполагают использование таких разновидностей, как:
контроль на основе соотнесения полученных результатов с заданными образцами;
контроль на основе предполагаемых результатов действий, выполненных лишь в умственном плане;
контроль на основе анализа готовых результатов фактически выполненных действий.
Особого внимания заслуживает последняя разновидность контроля как наиболее часто применяемая в деятельности учителя-предметника. Для эффективного его осуществления педагог должен быть способен к рефлексии, позволяющей объективно анализировать свои суждения, поступки, и в конечном итоге деятельности с точка зрения их соответствия поставленным целям и условиям их реализации.
Рефлексия понимается нами как специфическая форма теоретической деятельности, направленная на осмысление и анализ своих собственных действий. Для педагога очень важно установить, в какой мере полученные результаты (положительные или отрицательные) являются следствием его деятельности. Отсюда ч возникает необходимость в анализе собственной деятельности, в ходе которой определяются:
правильность постановки целей, их трансформации в конкретные задачи;
адекватность комплекса решавшихся доминирующих и подчиненных задач необходимым условиям;
соответствие содержания деятельности воспитанников поставленным задачам;
эффективность применявшихся методов, приемов и средств педагогической деятельности;
соответствие применявшихся организационных форм возрастным особенностям учащихся, уровню их развития, содержанию материала и т.п.;
причины успехов и неудач, ошибок и затруднений в ходе реализации поставленных задач обучения и воспитания;
опыт своей деятельности в его целостности и соответствии с выработанными наукой критериями и рекомендациями.
Рефлексия - это не просто знание или понимание субъектом педагогической деятельности самого себя, но и выяснение того, насколько и как другие участники образовательного процесса (учащиеся, коллеги, родители) знают и понимают учителя, его личностные особенности, эмоциональные реакции и профессиональные способности и возможности.
Профессиональные умения
Содержание практической готовности педагога выражается во внешних (предметных) умениях, т.е. в действиях, которые можно наблюдать. К ним относятся такие общепедагогические умения:
Организаторские умения обеспечивают включение учащихся в различные виды деятельности и организацию деятельности коллектива, организацию работы с родителями, осуществления контроля для выполнения отдельных заданий.
Мобилизационные умения педагога направлены на: « привлечение внимания учащихся и развитие у них устойчивых интересов к учению:
формированию у них потребности в знаниях;
формирование учебных навыков и обучение приемам научной организации учебной деятельности;
• формирование у ребят активного, самостоятельного и творческого отношения к явлениям окружающей действительности через применение в проблемных ситуациях, организуемых педагогом или возникающих спонтанно, получаемых в школе знаний и из собственного жизненного опыта;
• разумным использованием системы, методов поощрения наказания, созданием атмосферы сопереживания и т.п.
Информационные умения связаны не только с непосредственным изложением учебной информации, но и с методам ее получения и обработки. Это умения и навыки работы с печатными источниками и библиографирования, умения добывать информацию из других источников и перерабатывать ее применительно к родителям и задачам образовательного процесса. Информационные умения проявляются в способности:
доступно излагать учебный материал, с учетом специфики предмета, уровня подготовленности учащихся, их жизненного опыта и возраста;
логически правильно построить процесс передачи учебной информации, используя различные методы и их сочетания: рассказ, объяснение, беседу, проблемное, индуктивное и дедуктивное изложения материала;
доступно, лаконично и выразительно формулировать вопросы;
• эффективно использовать ТСО (технические средства обучений ЭВТ (электронно-вычислительную технику) и средства наглядности (графики, диаграммы, схемы, рисунки);
• оперативно диагностировать характер и уровень усвоения учащимися учебного материала:
• оперативно изменять (в случае необходимости) логику и способ изложения материала.
Развивающие умения предполагают:
• определение «зоны ближайшего развития» (Л. С. Выготский) отдельных учащихся, класса в целом;
• создание проблемных ситуаций и других условий для развития познавательных процессов, чувств и воли учащихся;
стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления, потребности в установлении логических (частного, к общему, вида к роду, посылки к следствию, конкретного к абстрактному) и функциональных (причины— следствия, цели — средства, качества — количества,, действия — результаты) отношений;
формирование и постановку вопросов, требующих применения усвоенных ранее знаний;
• создание условий для развития индивидуальных особенностей
осуществление в этих целях индивидуального подхода
к учащимся.
Ориентационные умения направлены на формирование морально-ценностных установок воспитанников и 'научного мировоззрения, привитие устойчивого интереса к учебной деятельности и науке, к производству и профессиональной деятельности, соответствующей личным склонностям и возможностям детей; организацию совместной творческой деятельности имеющей: .своей целью развитие социально значимых качеств личности.
Коммуникативные умения педагога — это взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений общения (вербального) и умений и навыков педагогической техники.
Перцептивные умения сводятся к наиболее общему умению понимать других (учащихся, учителей, родителей), а также:
• воспринимать и адекватно интерпретировать информацию о сигналах от партнера по общению, получаемых в ходе совместной деятельности;
глубоко проникать в личностную суть других людей;
устанавливать индивидуальное своеобразие человека;
• на основе быстрой оценки внешних характеристик человека и манер поведения определять внутренний мир, направленность и возможные будущие действия человека;
• определять, к какому типу личности и темперамента относится человек;
• по незначительным признакам улавливать характер переживаний, состояние человека, его причастность или непричастность к тем или иным событиям;
находить в действиях и других проявлениях человека признаки, отличающие его от других и самого себя в сходных обстоятельствах в прошлом
видеть главное в другом человеке, правильно определять его
отношение к социальным ценностям, учитывать в поведении людей «поправки» на воспринимающего, противостоять, стереотипам восприятия другого человека
Педагогическая техника представляет собой совокупность
следующих умений и навыков:
• выбрать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками;
управлять их вниманием;
чувство темпа;
развитие культуры речи учителя (владение словом, правильная дикция, правильное дыхание и правильная мимика и жестикуляция);
• управление своим телом, снятие мышечного напряжения по ходу образовательного процесса;
• регулирование своего психического состояния (вызывать «по заказу» чувства удивления, радости, гнева и т.п.);
• владение техникой интонирования для выражения разных чувств;
располагать к себе собеседника;
обр?"но передавать информацию и др.
Для успешного осуществления педагогической деятельности очень важно, чтобы педагог в совершенстве владел хотя бы одним из обширной группы прикладных умений:
художественных (петь, рисовать, играть на музыкальных инструментах и др.);
техническое творчество (конструировать, моделировать и т.д.);
сельскохозяйственное опытничество (садоводство, птицеводство, растениеводство, пчеловодство и др.)
- спортивные умения (по видам спорта);
-военно-прикладные умения (вождение
автомобиля, мотоцикла, стрельба).
Таким образом, педагогическое мастерство, основанное на умении, на квалификации, это знание воспитательного процесса, умение его построить, привести в движение. Надо заметить, что овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу только при условии целенаправленной работы над собой с учетом собственного практического опыта. Именно труд, осмысленный с 1очки зрения его сущности, целей и технологий деятельности становится источником педагогического мастерства как сплава личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности педагога.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.