Особенности поколений Х, Y и Z. Как найти общий язык

  • docx
  • 23.03.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала статья.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кардымовская средняя  школа имени Героя Советского Союза С.Н.Решетова»

Кардымовского района Смоленской области

 

Учитель физики и астрономии

Филипенко И.В.

 

Особенности  поколений Х, Y и Z. Как найти общий язык

 

                                      Я  утратил  всякие  надежды  относительно

                                      будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь

                                      завтра  возьмет  в  свои  руки  бразды  правления. 

                                      Ибо эта  молодежь  невыносима,  невыдержанна,                                          просто ужасна.

                                                                            Гесиод, 720 год до нашей эры

                 

         В настоящее время  наиболее важными стратегическими вопросами общества являются вопросы нового определения понятий  «что такое хорошо и что такое плохо», «хорошее образование», «ликбез по новым наукам, технологиям и укладу жизни», а также сопровождающие их вопросы – «как взаимодействовать с разными людьми», «как общаться детям и взрослым». Система образования не всегда соответствует запросам современных школьников. Меняются времена – меняются люди. А для осуществления эффективного педагогического процесса необходимы взаимопонимание и общая цель у учителя и ученика. Как же достичь взаимопонимания, если учитель и ученик представители разных поколений? Может ли теория поколений помочь в этом? Попытаемся разобраться в этих вопросах.

         Теория Поколений изучает два больших вопроса:

·        ценности;

·        цикличность в событиях и явлениях,   влияющих на    формирование ценностей.

         В  основу  данной  теории  лег  тот  факт,  что  системы  ценностей  у  людей, выросших  в  разные  исторические  периоды,  различаются.    По  мнению  сторонников «теории поколений», поколение – это группа людей, рожденных в  определенный  период  времени,  испытавших  влияние  одних  и  тех  же событий  и  особенностей  воспитания  с  похожими  ценностями.  Мы  не замечаем  все  эти  факторы,  они  действуют  незаметно,  но  во  многом определяют  наше  поведение:  как  мы  общаемся,  как  решаем  конфликты, какие ставим цели, и  что нас мотивирует.

         Сейчас в  России  живут  представители  следующих  поколений  (в  скобках указаны годы рождений):

1. Поколение Победителей (1900–1922 гг.).

2. Поколение Молчаливых (1923–1942 гг.).

3. Поколение  Беби-Бумеров  (1943–1962 гг.).

4. Поколение X (1963–1982 гг.).

5. Поколение Миллениалов, или поколение Y (1983–2002 гг.).

6. Отдельно некоторые эксперты выделяют поколение Z (с 2003 г.).

         В современной школе учится поколение Z, которое представляют в школе ученики 1-11 классов. Учителя - в основном представители поколения X. Студенты вузов – поколение Y.  Собственно, именно эти три поколения нас и интересуют больше всего как объекты и субъекты системы образования. Остановимся на каждом поподробнее.

         Поколение X  -    это люди, воспитанные на героизме предыдущего поколения, росшие в период бума науки и покорения космоса, заставшие холодную войну, застой и начало войны в Афганистане. В этот период в страну хлынули наркотики, и интеллектуальный потенциал стал резко снижаться, что отразилось уже на следующем поколении.

          В связи с высокой занятостью родителей-трудоголиков Иксы выросли достаточно самостоятельными и автономными, недаром их называют «поколением с ключом на шее». Их родители   работали от  звонка  до  звонка,  они  рано  приучались  к самостоятельности: сами делали уроки, сами разогревали обед, оставленный старшими  на  плите.  Отсюда  и  особенности  менталитета:  готовность  к переменам,  расчет  только  на  собственные  силы  и  собственный  опыт.  У поколения Х есть потребность в постоянной реализации. Это поколение нуждается в освоении  новых территорий и областей знаний, причем не предписанных какими-либо правилами. Благодаря этим качествам Иксов появилось огромное количество проектов в совершенно новых сферах и отраслях. Иксы умеют открывать и исследовать неизведанные темы; быстро реагировать на непредвиденные ситуации и находить из них выход; мыслить нестандартно, отыскивать необычные решения, в том числе для обычных, непримечательных ситуаций.

         Сейчас это поколение находится в стадии зрелости и занимает основные руководящие должности.

Поколение Y (миллениалы).

         Особенностью миллениалов является тот факт, что их рождение, детство и первые этапы социализации, профессионализации и инкультурации приходились на крайне нестабильные в культурном, экономическом и ценностном отношении 1990-е годы жизни нашей страны. На время  их  детства  и  взросления пришлись  распад  СССР,  теракты,  военные  конфликты,  бурное  развитие коммуникаций,  цифровых  технологий,  интернета,  мобильных  телефонов. Скорости развития стали очень высокими.

         Почти все представители поколения Y не приучены к самостоятельности,  которая  была  присуща  их  родителям  —  «иксам»  и дедушкам  —  «бумерам».  Родители  баловали  их  и  всячески  оберегали, отучали  от  той  самой  самостоятельности,  которой  сами  располагали практически  неограниченно.  Они  выросли  уверенными  в  собственной ценности. 

         В  связи  с  тем,  что  внешняя  среда  вокруг  «игреков»  менялась  очень быстро в период их взросления, им стали присущи такие черты, как желание получать немедленное вознаграждение за проделанную работу, абсолютное неверие  в  отдаленную  перспективу.     Крайняя нестабильность 1990-х годов сформировала у детей и подростков нежелание строить  долговременные  планы  и  крайне слабо  выраженную  заботу  о  будущем,  заменив  ее  ориентациями  на  быстродостижимые цели. «Игреки» живут сегодняшним днем и не строят планы надолго. Им нужно все и желательно сразу: мир меняется слишком быстро.

         Нельзя не отметить выраженный интерес к цифровым технологиям, в частности, компьютерным играм, влияние которых на когнитивные, эмоциональные и психологические качества личности весьма амбивалентно и определенно не сводится к простым развлечениям  и  «прожиганию  времени». Важно отметить, что  компьютерные игры учат геймеров определять краткосрочные,  среднесрочные  и  долгосрочные цели, фиксировать свое внимание на их реализации в игровом процессе. При этом достижение цели дает быстрое и видимое поощрение, которое сразу же становится видным остальным участникам игрового процесса,  повышая  уровень  социального признания в геймерском сообществе.  

         Поколение «игрек»  не представляет себе жизни вне социальных сетей и интернета. В частности,  традиционным  способам  коммуникации  –  телефонному  разговору,  «живому» общению миллениалы однозначно предпочитают  скайп,  SMS,  переписку  в  социальных сетях. Кроме того, представители поколения «игрек» убеждены, что доступ к информации  значительно  важнее  владения  этой  информацией. Отсюда  отмечается  мнимая «поверхностность»  интересов  подростка  в сети,  которая  на  практике  оборачивается многозадачностью – пользователь может одновременно вести переписку с друзьями, заниматься выполнением домашних заданий, слушать музыку, делать и редактировать фотографии. Такая многозадачность на практике не только не снижает результативность выполнения основного задания – например, выполнения уроков, но и значительно повышает эффективность работы основной задачи. 

         Еще один важный аспект для «игреков» — это мода, бренды. Даже спортом они занимаются не для того, чтобы победить, быть здоровым или лучше себя чувствовать,  а  потому,  что  это  модно  и  приносит  удовольствие.  Их девиз «Жить в удовольствие, все успеть!», оттягивает переход во взрослую жизнь, долго живут с родителями. Это поколение, у которого нет героев, но есть кумиры. Для них крайне важным является самовыражение.

         Из всего вышесказанного возникает вопрос: Каким же должно быть образование, чтобы максимально развить задатки и способности «игреков»?   Во-первых, это создание высокопрофессиональной среды образовательного учреждения, в которой творческий, креативный момент работы с игреками будет выражен наиболее  полно,  способствуя  саморазвитию,  самораскрытию  и  самоактуализации личности.  «Игрекам» необходимо  «проживать» транслируемые ценности таким образом, чтобы они стали «его» ценностями.

         Во-вторых,  это существенное увеличение дисциплин гуманитарного характера, которые формируют навыки межличностной и межкультурной коммуникации, особенно востребованные миллениалами.

         В-третьих,  создание  индивидуальных  «дорожных карт» и «маршрутов» для ученика,  что  потребует  замены  традиционных  ролевых  моделей  учителя,  лектора, преподавателя  другими  –  коуч,  тьютор, фасилитатор,  которые  смогут  провести учащегося к его собственным целям, способствуя их осознанию.

         В-четвертых,  более  активное  введение и инсталлирование в существующую  образовательную среду системы прикладного  бакалавриата.  Эта система  позволит выпускникам  наряду  с  теоретическими  и практическими академическими знаниями, получать тот набор личностных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешную  и эффективную работу по специальности.

         На смену «игрекам» идет поколение Z, которое  отличается  еще  большим  усилением  некоторых  из  тенденций,  затрагиваемых выше.

 Поколение Z  или Хоумлендеры

Поколение Z – основных участников современного образовательного пространства – детей и подростков, родившихся после 2000 года, чье взросление и становление полностью пришлось и оказалось всецело детерминированным цифровой эпохой развития общества и системы социальных и межличностных коммуникаций. Этих людей называют «интернет-поколением». Они живут в интернете и социальных сетях практически с рождения, что накладывает колоссальный отпечаток на всю систему ценностей этого поколения, формируя новое ценностно-мировоззренческое ядро молодежи.

         Особенности детей поколения Z и как найти с ними общий язык?

         1. Поколение Z - это дети мультимедийных технологий, цифровой среды, поэтому почти  всю  информацию  они  получают  из  Сети,  умеют  с  ней  отлично работать,  предпочитают  общение  в  виртуальном  пространстве  личному общению.  Дети  и  подростки  лучше  разбираются  в  технике,  чем  в человеческих эмоциях и в человеческом поведении. Как правило, и родители школьников  и  сами  школьники  создают  для  совместного  общения  группы, чаты и беседы ВКонтакте, WhatsApp и др. Хорошо, когда администратором подобной  группы  или  хотя  бы  ее  участником  является  классный руководитель, с той целью, что бы как минимум – быть в курсе событий, как максимум – вовремя распознать конфликтную ситуацию и разрешить ее.

         2. Поколение Z характеризуется тем, что они сосредоточены, в основном, на краткосрочных целях.

         3. Они ориентированы на потребление и индивидуалистичны.

         4. Ценят честность и откровенность.

         5. Быстро взрослеют, занимаясь самообразованием в Интернете.

         6.  Для  них  характерен  загадочный  и  ошеломляющий  феномен  детской многозадачности. Ребёнок, сидя за компьютером, одновременно общается в чате,  занимается  поиском  в  сети,  скачивает  музыку,  периодически разговаривает  по  скайпу,  слушает  музыку  из  плейера,  пытается  делать домашнее  задание  и  при  этом  пьёт  сок  и  жуёт  бутерброд.    И  пусть  это  не раздражает — такова жизнь: другой образ жизни предполагает другой темп (надо успеть многое увидеть, сделать, на многое среагировать).

         7.  Иначе  учатся:  мотивированно  занимаются  только  тем,  что  им интересно,  и  игнорируют  при  этом  то,   чем  они  не заинтересованы. 

         8.  У  детей  поколения  Z  по-другому  функционирует  память:  в  первую очередь, запоминается не содержание какого-нибудь источника информации в  сети,  а  место,  где  эта  информация  находится,  а  ещё  точнее  —  «путь», способ, как до неё добраться. Память становится не только «неглубокой», но и «короткой».

         9. Средняя продолжительность концентрации внимания по сравнению с тем, что было 10−15 лет назад, уменьшилась в десятки раз. Если прежде на уроке ученик  мог  удерживать  внимание  в  течение  40  минут,  и  это  считалось нормой, то сейчас в классе на такую сосредоточенность способны буквально  единицы.  10-15  мин  максимально  способен  удержать  внимание  типичный  «зет».

         10.  У  «цифровых  аборигенов»,  как  назвал  современных  подростков

американский  педагог  Марк  Пренски,  формируется  «клиповое  мышление», предполагающее переработку информации малыми порциями. Эти люди не будут читать «Войну и мир», они будут читать комиксы и короткие тексты в  интернете,  которые  помещаются  на  один  экран.  И  переваривать информацию  они  будут  точно  таким  же  образом:  быстрее,  но  короткими порциями.

         11.  Они  гиперактивны.  Этим  детям  трудно  долго  оставаться сосредоточенными  на  чём-то  одном,  они  очень  непоседливы  и  потому

расторможены. Поэтому у них часто возникают проблемы с успеваемостью

из-за  неусидчивости  и  нетерпеливости,  хотя  при  этом  они  и  могут  быть

одарёнными в каких-то отдельных сферах деятельности. И хотя со временем

эти  черты  детского  поведения  частично  сглаживаются,  но  все-таки  в будущем нас ждёт общество бывших гиперактивных детей — гиперактивный

социум, в котором люди будут отличаться большей потребностью в новизне,

поиске ощущений, меньшей терпеливостью и терпимостью, склонностью к

повышенной конфликтности.

         12. . Поколение «Зет»  склонно к аутизации — погружению в себя. Речь идёт об аутизме не в  виде  расстройства  (хотя  детей-аутистов  становится  все  больше),  а  об  аутизации как способе взаимодействия с миром, выступающим как защита от проблем современного образа жизни.

         Говоря о сложностях понимания и воспитания поколения Z, нельзя не отметить их безусловную особенность, которую можно рассматривать не только как недостаток, но и как преимущество – лёгкость. Она во всем – в мироощущении, в принятии решений и смене интересов. «Зеты» живут «здесь и сейчас», виртуальная жизнь позволяет им быть известным в любой точке мира, они не заводят прочных социальных связей и не привязываются к конкретным местам на карте. Они не боятся остаться без денег и покупать билеты в «один конец».

         «Зетам» не нужны (во всяком случае, они сами в этом уверены) 11 лет уроков и четыре года лекций для того, чтобы развиваться, зарабатывать и чувствовать себя счастливыми. Они смотрят вебинары, находясь за тысячи километров от спикеров, читают книги из лучших электронных библиотек всего мира и диплом является для них лишь формальностью, корочкой, которую нужно показать в отделе кадров. С теми же, кто выбрал академическое образование, работа предполагает необходимый учет определенных особенностей этого поколения. Например, «зеты» привыкли «гуглить», формируя поисковый запрос в Интернете, и на четкий запрос по-

лучать четкий ответ, так что чтение огромных текстов – не для них. Они привыкли выделять важное из главного и значительно фильтровать количество получаемой информации, что является ключевой компетенцией, необходимой как в информационном обществе, так и обществе, основанном на знаниях. Еще одной особенностью является и то, что конспекты и записи для них не имеют никакого значения, ведь зачем тратить время на пустое переписывание, если одному человеку можно сфотографировать информацию с доски и отправить в общий чат посредством социальных сетей и мессенджеров. Еще одна безусловная особенность «зетов» – коллективное общение в общих чатах. У поколения Z есть привычка к опре-

деленной подаче информации – выраженная «харизма» и личностные особенности интересующих спикеров. Так, если зеты смотрят познавательные видео, то у ярких и эмоциональных «блогеров», из новостей

в ленте в «избранное» добавляют только красочные картинки и воспринимают только ролики из «Инстаграма» длительностью в минуту.

         Соответственно, выстраивая педагогическую систему для «зетов», нужно делать упор на особенности восприятия «зетами» информации – она должна быть представлена просто, ярко, максимально информативно, иметь четкую структуру.

         Все эти процессы приводят к изменениям на уровне субъективности человека, формируя новый тип личности.  Из чего следует вывод, о необходимости пересмотра образовательной парадигмы, которая была бы направлена на формирование у молодежи следующих умений и навыков:        -    создание принципиально нового;

- скорость усвоения и внедрения в собственную жизненную и профессиональную практику новых моделей;

-    формирование компетенции инновационного потенциала.

        

         Так как же достичь взаимопонимания между взрослыми и подростками, зная ключевые характеристики каждого поколения?

         Разговаривать. Разговаривать о чувствах, эмоциях, о счастье и боли, о заботе и равнодушии, об обиде и как ее убрать, о честности и справедливости. Называть эти чувства, ситуации.

Проговаривать сценарии действий, последствия действий и эмоции для всех сторон, которые участвуют в коммуникации. Говорить о том, что не делай другому того, чего сам по отношению к себе хочешь.

         Обсуждать взаимодействие в самых разных форматах – в школе, дома, в кружках. И обязательно в обществе – нужен общественный диалог про хорошее взаимодействие, про «что такое хорошо и что такое плохо».

         Родителям подростков Хоумлендеров (Z) , многие из которых Иксы, важно дать своим детям возможность ошибаться в общении и потом исправлять свои ошибки, в том числе в отношениях с другими людьми. Выросшие на улице Иксы, отлично понимают, как разруливать ситуации, а вот детям этого не хватает.

         Пришло время нового большого общественного разговора об уважении друг друга: в жизни, в литературе, в кино. Честного разговора, когда появятся смыслы «что такое хорошо и что такое плохо», как беречь и уважать друг друга.

Список источников:

1)    Теория поколений. Необыкновенный Икс  /  Е. Никонов —  «Синергия»,  2016.

2)     Кукина Е. 2012. Теория поколений в hR не действует в России. http://deloru.ru/article/3726/

3)    https://rugenerations.su/

4)    Лазло  А.  Рассуждения  о  будущем  образования.

5)    http://futureruss.ru/young-generation/education/future_of_education.html.

6)    Джанджугазова  Е.А.  Роль  популяризации  науки  в  развитии российского образования. Журнал «Российские регионы: взгляд в будущее», 2014,№ 1, стр. 53-69.

7)    Шамис Е. В каких условиях растет поколение Милениум и Z и что  станет  их  ценностями.  http://rugenerations.su/2009/05/21/в-каких-условиях-растет-поколение-мил/.


 

8)    Скачано с www.znanio.ru