"Особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для учащихся с умственной отсталостью"
Оценка 4.9

"Особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для учащихся с умственной отсталостью"

Оценка 4.9
docx
20.12.2019
"Особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для учащихся с умственной отсталостью"
Выступление на педсовете.docx

КГОБУ Партизанская КШИ

 

Клименко Е. В., учитель русского языка и литературы

 

«Формирование связной речи в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

 

 

Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра”.
Джон Дьюи

 

В настоящее время с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) традиционные подходы к развитию речи претерпевают значительные изменения как по форме, так и по содержанию. Новые подходы к организации работы с детьми позволили изменить характер взаимодействия педагога с детьми.

В основу работы с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

 

Дифференцированный подход в обучении и образовании – это организация учебной деятельности школьников, при которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым ребенком.

 

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося.

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).

Актуальность развития связной речи объясняется рядом обстоятельств:

·         в связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная (общения);

·         в связной речи наиболее ярко просматривается взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка;

·         в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование лексической, фонетической и грамматической сторон речи.

На современном этапе решаются три основные и ведущие задачи по развитию речи обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

1) развивать связную речь ребенка, его речевое творчество через практическую деятельность;

2) учить детей овладевать родным языком в процессе расширения и углубления знаний об окружающем;

3) развивать у детей потребность в общении как первейшего условия успешной деятельности.

Основная функция связной речи – коммуникативная, она осуществляется в двух основных формах диалоге и монологе.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Работа по развитию связной диалогической речи нацелена на формирование определенных диалогических умений:

- собственно речевые умения (вступать в общение, поддерживать и завершать общение, говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога и др.);

- умения речевого этикета;

- умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе;

- умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы;

- невербальные умения.

Работа по развитию связной монологической речи нацелена на формирование следующих умений:

- понимать и осмысливать тему, определять ее границы;

- отбирать необходимый материал;

- располагать материал в нужной последовательности;

- пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания;

- строить речь преднамеренно и произвольно.

Таким образом, обучение элементарной диалогической речи должно подводить к овладению связным монологическим высказыванием.

У обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) наблюдается:

·         позднее развитие речи, следовательно, времени для речевой практики недостаточно;

·         снижена речевая мотивация, следовательно, мало интересуются предметами и явлениями окружающей действительности;

·         недоразвиты все стороны речи (фонетическая, лексическая, грамматическая);

·         нарушена связная речь.

Словарный запас умственно отсталых детей весьма ограничен и крайне беден, особенно плохо формируется активный словарь. Даже в освоенном детьми лексиконе значения многих употребляемых слов не ясны. Переход к освоению понятия совершается очень долго и с большим трудом.

Фонетическая сторона речи умственно отсталого школьника характеризуется недостатками звукопроизношения, как следствие - речевая замкнутость, нерешительность, застенчивость, неуверенность в своих силах, понижение интереса к окружающему миру.

Речь детей недостаточно выразительна, монотонна, бедна интонациями, изобилует неправильными ударениями, ненужными паузами, может быть патологически замедленной, тихой или ускоренной и возбужденной.

Грамматический строй речи учащихся характеризуется односложностью фраз, нарушением согласованности слов в предложениях, редкостью соподчиненных предложений. Ученики затрудняются в подборе слов для выражения мысли. Предложения, употребляемые в речи - неполные, малораспространенные.

В школьном возрасте умственно отсталые дети нередко продолжают пользоваться ситуативной речью, понятной лишь тем, кто знает обстоятельства, о которых пытаются сообщить. Часто лица и место событий заменяются местоимениями, которые не только обедняют речь, но и делают ее непонятной.

Наблюдения показывают, что умственно отсталые дети мало разговаривают между собой. Даже общаясь друг с другом в ситуации игры, они недостаточно пользуются речью, заменяя обсуждения и беседы произношением отдельных слов, служащих побуждением к выполнению тех или иных действий. На вопросы собеседника умственно отсталые дети отвечают очень кратко и односложно. В отдельных случаях школьники не прочь заменить словесный ответ кивком головы или другим выразительным движением. В результате общение умственно отсталых учеников со взрослыми и другими детьми протекает без должной активности, вяло.

Умственно отсталые школьники медленно продвигаются в овладении диалогической речью. Многие из них не знают, как начать разговор, как спросить человека, особенно незнакомого, о чем-либо, как отвечать на его вопросы. Причина этого лежит не только в недостаточной сформированности речи, но и в особенностях мотивационной, эмоционально-волевой сфер. Ответы учащихся могут быть излишне сжатыми или чрезмерно пространными. В последнем случае они обычно далеки по своему содержанию от вопроса, изобилуют повторениями, несут неадекватную информацию.

Для педагогов диалог как средство общения имеет особое значение. Одна из важнейших задач учителя - построить урок в форме диалога учащихся, как с педагогом, так и друг с другом, т.к. уроки гуманитарного цикла по своей сути диалогичны.

Диалог может протекать либо в форме ответов на вопросы, либо в форме разговора. В нашем случае диалог является средством методического воздействия на учащихся, средством развития коммуникативных умений. Работа над диалогической речью умственно отсталых школьников предоставляет широкие возможности для их дальнейшей социальной адаптации.

На уроке используются все существующие методы. Главным является наглядный метод. Параллельно с демонстрацией наглядного материала используются словесные методы (беседа, рассказ), метод экскурсий и наблюдений. Практические методы: зарисовки, трафареты, аппликация, работа с деформированным текстом и т.п.

Очень важно, чтобы учитель сумел заинтересовать учащихся. Для этого необходимо использовать различный игровой материал: загадки, кроссворды, ребусы, кукольный театр, обыгрывание ситуаций, дидактические и ролевые игры.

Разделы работы на уроках по развитию устной связной речи:

«Аудирование» нацелено на улучшение качества воспроизведения речи: внятность, отчетливость произнесения слогов и слов в речи. Очень важно умение слушать и воспринимать речь.

«Дикция и выразительность речи» - отработка четкости произносительной стороны и эмоциональной выразительности. Сила голоса, темп, мимика, жесты, интонация.

«Подготовка речевой ситуации и организация высказывания» - этот раздел является ведущим в развитии устной разговорной речи. Учащиеся «проигрывают» ситуации, моделируют различные варианты речевого поведения.

«Культура общения» - подготовка и проигрывание речевых ситуаций с использованием слов, оборотов и других языковых средств, служащих для выражения просьбы, благодарности, приветствия.

Уроки развития речи призваны устранять имеющиеся у умственно отсталых школьников речевые недостатки.

Рассмотрим некоторые технологии, которые я использую в своей работе по формированию связной речи.

 

«Азбука общения»

Технология нацелена на формирование у детей представлений об искусстве человеческих взаимоотношений. Это игры и упражнения, направленные на формирование у школьников эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям, на создание опыта адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

Центральной идеей технологии является установление взаимопонимания между родителями, детьми и педагогами. Девиз технологии «Азбука общения» - Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья!

Технология формирования навыков общения ориентирована на

следующие формы образовательной деятельности:

- развивающие игры (сюжетно-ролевые, театрализованные);

- этюды, импровизации;

- наблюдения, прогулки, экскурсии;

- моделирование и анализ ситуаций общения и др.

 

«Технология активизирующего обучения речи как средству общения».

Технология активизирующего обучения речи нацелена на формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения.

Лингвистические игры направлены на развитие различных видов речевой активности, позволяют каждому ребенку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней оценкой.

«Назови общие признаки» (клубника и малина, птица и человек, дождь и душ и т.д.).

«Чем похожи?» (трава и лягушка, перец и горчица, мел и карандаш и т.д.).

«Чем отличаются?» (осень и весна, книга и тетрадь, автомобиль и велосипед и т.д.).

«Чем похожи и чем отличаются?» (кит - кот; кот-крот; кот-ток и т.д.).

«Антидействие» (карандаш - ластик, грязь - вода, дождь - зонт, голод - пища и т.д.).

«Кто кем будет?» (мальчик - мужчиной, жёлудь - дубом, семечка - подсолнухом и т.д.).

«Кто кем был?» (лошадь - жеребёнком, стол - деревом и т.д.).

«Назови все части» (велосипед - рама, руль, цепь, педаль, багажник, звонок и т.д.).

«Кто где работает?» (повар - кухня, певец - сцена и т.д).

«Чем был, чем стал» (глина - горшок, ткань - платье и т.д.).

«Так было раньше, а теперь?» (серп - комбайн, лучина - электричество, телега - автомобиль и т.д.).

«Что умеет делать?» (ножницы - резать, свитер - греть и т.д.).

 

«Мнемотехника».

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету” К. Д. Ушинский.

Слово образовано от имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Мнемотехника способствует развитию памяти и воображения. Это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для школьников в настоящее время становится все более актуальным. Благодаря этому приёму урок становится живым и эмоциональным.

Ошибаются те, кто считает, что процесс запоминания – это «раз, и запомнил», а если не запомнил, значит, виноват объем памяти. На самом деле запоминание состоит из трех этапов: кодирования, выстраивания последовательности и запоминания последовательности. Иначе говоря, информацию необходимо преобразовать в те элементы, которые вам удобнее запоминать, элементы связать в определенную последовательность и запомнить эту последовательность так, чтобы суметь ее воспроизвести.

Использование приёмов мнемотехники на уроках русского языка позволяет обеспечить высокий уровень запоминания правил, орфограмм в словах, написание которых не проверяется правилами.

 

Применение приемов предметно-схематических моделей на уроках литературы и русского языка  создаёт условия для максимальной мобилизации скрытых резервов, обеспечивая возможности реализации всех компенсаторных возможностей для достижения гораздо большего в усвоении знаний, в умственном развитии, в повышении роли обучения и воспитания личности ребёнка в целом.

Рисунки, схемы, цифровые диктанты, чертежи, эскизы, кроссворды, макеты и другие наглядные средства, каждое из которых служит определённой учебной задаче, а все вместе взятое подчинено достижению высокого развития и более прочного усвоения знаний и навыков всеми обучающимися.

 

Изображение содержания прочитанного в рисунках.

В этом виде деятельности учитель получает сильного помощника для обучения учащихся чтению. Рисование побуждает детей к активному чтению, вызывая у них интерес к учению. Ещё К.Д.Ушинский отмечал, что “все дети, почти без исключения – страстные рисовальщики, и школа обязана удовлетворить этой законной и полезной страсти”. Содержание многих рассказов, сказок, стихов, басен воспроизводится в рисунках. Например, иллюстрация басен И.А.Крылова. Творческое домашнее задание.

 

Создание семантических образов для запоминания словарных слов.

Как известно, чтобы появилось умение правильно употреблять в речи те или иные звуки, морфемы, слова, написания, конструкции, школьник должен прежде всего осознать, почему именно так нужно говорить или писать. Но известно также, что в русском языке немало слов, которые не поддаются правилам, по которым не составишь алгоритма, которые находятся как бы «вне правил». И тогда изучаемая орфограмма превращается детьми под руководством учителя в знакомый образ, связанный с лексическим значением слова.
  Требования к работе с семантическим образом:
- образ должен быть создан ребенком самостоятельно, имея образцы других школьников или учителей в качестве примеров;
- образ должен как можно более тесно быть связан с предметным содержанием;
- образ должен однозначно отражать запоминание наиболее сложных фрагментов предметного содержания;
- образ должен иметь особый личностный смысл, по возможности связываться с индивидуальными переживаниями, эмоциями, событиями, нетрадиционным пониманием конкретного содержания; 
- образ должен быть простым для его исполнения, красочным и вызывать положительные эмоции; 
- образ должен наиболее просто воспроизводиться.
Как видно из представленных примеров, дети отобразили словарные слова в тех образах, которые они сами представляют в соответствии с приведенными выше требованиями.
Семантические рисунки являются одним из наиболее эффективных методов работы с субъектным опытом школьников. Создание словарей может использоваться в работе над любыми теоретическими и практическими темами из курса русского языка и литературы.
Применение учениками в тетрадях фломастеров или цветных ручек, как известно, улучшает работу памяти, а использование рисунков ведет к ликвидации разрыва между словом и образом, что не только увеличивает продуктивность запоминания, но и облегчает восприятие предметного содержания, повышает эффективность процесса мышления, и, конечно же, познавательная деятельность начинает носить творческий и субъектно-личностный характер.

Правила, напечатанные в учебнике, смотрятся непривлекательно, буднично, не имеют эмоциональной окраски. Правила-картинки, выполненные в цвете, компенсируют этот недостаток и способствуют пробуждению интереса к предмету.

 «Правила в картинках» применяются на уроках русского языка как графические и изобразительные средства зрительной наглядности. Они представляют собой справочный и инструктивный материал, просты в применении, их можно вывешивать в классе или прикреплять на магнитную доску на различное по продолжительности время на уроках объяснения нового материала или при закреплении и обобщении ранее изученного. Правила помогают учащимся выполнять упражнения, различные виды разбора.

Правило можно преподнести в виде сказки.

 

Многие учащиеся легко и быстро запоминают правила в стихах.

Популярным мнемотическим средством считается рифма и ритм. Рифмовки – это специально составленные стихотворные тексты, построенные по законам ритма и рифмы с определённой дидактической целью. Запоминалки» на уроках русского языка сначала записываются в тетрадь, затем повторяются в течение нескольких уроков, так что не требуется специального заучивания: запоминание происходит, само собой.

Предлагаю вашему вниманию образцы правил, выполненных по данной технологии.

Правописание не с глаголами.

Всякий школьник это знает –

Не глагола избегает.

Не забудьте же, друзья,

Слитно их писать нельзя!

Хорошо запоминаются и правила-схемы.

Использование мнемотехники в речевом развитии способствует творческому познанию явлений родного языка, широко применяется при обучении детей пересказу произведений художественной литературы, построению самостоятельных связных высказываний, обогащении словарного запас, при заучивании стихов и др.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Следует помнить о том, что мнемотехника не совершенствует память, она только облегчает запоминание.

Мнемотехника строится по следующему алгоритму: мнемоквадрат – мнемодорожка – мнемотаблица.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

При пересказе с помощью мнемотаблиц, обучающиеся видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Формирование связной речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием речи. Выбирая педагогические технологии для развития связной речи, важно, чтобы технология была не только адекватна возрастным возможностям обучающихся, но и обеспечивала гарантированный результат развития речи в разных формах работы.

Правильная, грамотная, развернутая речь является показателем уровня развития человека и способствует его более успешной адаптации в обществе. В процессе общения человек стремиться быть понятым, поэтому процесс общения обладает большим социальным значением. Полноценное общение - это средство повышения коммуникабельности, путь к развитию ребенка как личности, способ достижения наилучшей социальной адаптации. Развивать речь учащихся - значит способствовать тому, чтобы она была более точной и связной, правильной и содержательной, выразительной и образной.

Образование есть то,

что остается после того,

когда забывается все,

чему нас учили. 
А. Эйнштейн

 

Список литературы:

1.Валеева Н. А. «Приемы мнемотехники на уроках русского языка». М.,2011г

2.Ермолаева Н. Г. « Современный урок в условиях введения ФГОС для умственно отсталых учащихся».-Учебно-методическое пособие.- М., 2016 г.

3.Крылова О. Н., Муштафинская И. В. «Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС НОО для умственно отсталых детей».-Методическое пособие. М., 2017 г.

4.Омельченко Л. В. «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи школьников»/Логопед. 2008.№4,с.102-115.

5.Степанов О. И. «Мнемотехника. Правда и вымыслы». М.-2006 г.

6.Фаттахова С. В. «Проектирование современного урока в соответствии с ФГОС.-Методическое пособие. М.,2016г.

 

 

                                 Приложения.

1.   Приложения 1-4 – примеры семантических образов.

2.   Приложения 5-9 – правила- картинки.

3.   Приложения 10-13- мнемотаблицы.

 

 

"Особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для учащихся с умственной отсталостью"

"Особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для учащихся с умственной отсталостью"

"Особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для учащихся с умственной отсталостью"

"Особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для учащихся с умственной отсталостью"

"Особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для учащихся с умственной отсталостью"

"Особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для учащихся с умственной отсталостью"

"Особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для учащихся с умственной отсталостью"

"Особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для учащихся с умственной отсталостью"

"Особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для учащихся с умственной отсталостью"

"Особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для учащихся с умственной отсталостью"

"Особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для учащихся с умственной отсталостью"

"Особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для учащихся с умственной отсталостью"

"Особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для учащихся с умственной отсталостью"

"Особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для учащихся с умственной отсталостью"

"Особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для учащихся с умственной отсталостью"

"Особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для учащихся с умственной отсталостью"

"Особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для учащихся с умственной отсталостью"

"Особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для учащихся с умственной отсталостью"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2019