Подойницина Инесса Владимировна
Учитель начальных классов
МКОУ СОШ №1 имени В. С. Богатырева
рабочий поселок Охотск
Особенности применения методов обучения младших школьников с нарушением интеллекта
Специальная педагогика
различает в процессе образования человека с особыми образовательными
потребностями специальные образовательные технологии, методы обучения и учения
и методы воспитания.
Методы обучения и учения различаются тем, что первые являются упорядоченными
способами взаимодействия учителя и обучающихся, направленными на передачу
знаний и умений и развитие познавательных способностей; вторые — способами
учебно-познавательной деятельности самих учащихся. Психолого-педагогические
способы помощи в становлении и развитии личности человека с ограниченными
возможностями жизнедеятельности составляют систему методов специального
воспитания.
Рассмотрим основные группы методов обучения и воспитания, используемые в
специальных образовательных технологиях.
В соответствии с принятой в дидактике и наиболее распространенной классификацией методов обучения на основе целостного деятельностного подхода в процессе обучения детей с отклонениями в развитии выделяются методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; ее стимулирования и мотивации; методы контроля и самоконтроля. Дидактика специального обучения пользуется как общепедагогическим арсеналом методов и приемов обучения, так и своими специфическими для каждой категории обучающихся с особыми образовательными потребностями, методами и приемами коррекционно-педагогической работы, представляющими собой оригинальные образовательные технологии (см. подробнее третий раздел данной книги).
Общепедагогические методы
и приемы обучения используются специальной педагогикой особым образом, предусматривающим
специальный отбор и композицию методов и приемов, более других отвечающих
особым образовательным потребностям ученика и специфике
коррекционно-педагогической работы с ним; предусматривается и особая реализация
этого сочетания методов. Общепедагогические методы не используются
изолированно, но всегда в необходимом сочетании друг с другом; тот или иной
метод, будучи ведущим, дополняется и подкрепляется одним -двумя
дополнительными, сюда же подключаются различные как общепедагогические, так и
специальные приемы. Важным является взаимодополняемость методов. Так, на
начальных этапах обучения при объяснении нового материала ведущими могут быть
наглядно-практические методы с элементами словесного объяснения или беседы. На
более поздних годах обучения ведущее место могут занимать словесные методы с
дополнением наглядных и практических методов.
Значительное своеобразие в отборе, композиции и применении методов обучения
детей с отклонениями в развитии существует в группе методов организации и
осуществления учебно-познавательной деятельности. Как известно, в эту группу
входят следующие подгруппы методов:
перцептивные [методы словесной передачи и слухового и (или) зрительного
восприятия учебного материала и информации по организации и способу его
усвоения; наглядные, практические Методы]
логические (индуктивный и дедуктивный);
гностические (репродуктивные, проблемно-поисковые исследовательские).
Все эти методы могут
реализоваться в практике образования общего назначения как под руководством
учителя, так и самостоятельно обучающимися. В условиях специального образования
возможности обучающихся далеко не всегда позволяют реализовать методы самостоятельной
работы.
Отбор методов из указанных групп для коррекционно-педагогической работы с
лицами, имеющими отклонения в развитии, определяется рядом факторов.
Во-первых, в связи с
отклонениями в развитии персептивной сферы (слух, зрение, опорно-двигательная
система и др.) у обучающихся значительно сужены возможности полноценного
восприятия слуховой, зрительной, тактильно-вибрационной и иной информации,
выступающей в качестве учебной. Отклонения в умственном развитии также не дают
возможности полноценного восприятия учебной информации. Предпочтение поэтому
отдается методам. Помогающим наиболее полно передавать, воспринимать,
удерживать и перерабатывать учебную информацию в доступном для обучающихся
виде, опираясь на сохранные анализаторы, функции, системы организма, т. е. в
соответствии с природой особых образовательных потребностей данного
человека.
В подгруппе перцептивных методов на начальных этапах обучения детей с
отклонениями в развитии на первом месте находятся практические и наглядные
методы, формирующие сенсомоторную основу представлений и понятий о познаваемой
действительности, дополнением к этим методам являются методы словесной передачи
учебной информации. Позднее словесные методы будут занимать одно из значимых
мест в системе применяемых методов.
Во-вторых, при любых отклонениях в развитии, как известно, нарушено развитие речи. Это означает, что особенно на начальных этапах обучения речь учителя, его словесные объяснения, словесные методы в целом не могут использоваться как ведущие.
В-третьих, разные типы нарушений развития приводят к преобладанию наглядных видов мышления, затрудняют формирование словесно-логического мышления, что, в свою очередь, значительно ограничивает возможности использования в образовательном процессе логических и гностических методов, в связи с чем отдается предпочтение индуктивному методу, а также методам объяснительно-иллюстративным, репродуктивным и частично поисковым.
При отборе и композиции методов обучения учитываются не только отдаленные коррекционно-образовательные задачи, но и ближайшие, конкретные цели обучения, например формирование определенной группы умений, активизация словаря, необходимого для освоения нового материала и др.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.