Введение
Педагогика — наука развивающаяся, которая продолжает заниматься углубленной разработкой всех основных научных проблем. Помимо этого педагогика занимается определением конкретных научных перспектив в развитии отдельных звеньев и явлений системы народного образования в сфере обучения и воспитания детей.
Инновационное развитие образования в нашей стране в новейшее время принято считать как период упорядочения, проверки на общественную потребность, эффективность появившихся инновационных начинаний, их гармоничного сочетания друг с другом в образовательном пространстве. Это определяет, что требования к корректности, точности, практической отдаче исследований становятся еще более высокими в данный период времени.
В современной школе, возникает большое количество практических задач. Такие задачи касаются уровня готовности ребенка к школе, выявления особо одаренных и отстающих детей в развитии, выяснения причин школьной дезадаптации (если они возникают). Отдельное внимание уделяется задачам предупреждения противоправных тенденций в развитии личности ребенка, задачи управления классным коллективом с учетом индивидуальных особенностей каждого из учеников и межличностных отношений классных коллективов и другие.
На педагогов возлагается большой объем работы, так как придется вести наблюдение и проводить эксперименты, анализировать и обобщать полученные данные, разрабатывать и реализовывать рекомендации как для детей, так и для их родителей. Исследовательские подходы и умения должны быть неотъемлемой частью профессиональной подготовки каждого учителя.
Для проведения психолого-педагогических исследований применяются разные научные методы, знание которых необходимо педагогу, который будет проводить данное исследование.
В своих научных трудах вопроса психолого-педагогических исследований касались такие ученые, как:
В.И. Загвязинский - он рассматривает теоретические и практические вопросы опытно-поисковой и экспериментальной работы в образовательных учреждениях;
Валеев Г.Х. поэтапно раскрывает методика и методология психолого-педагогического исследования в сфере образования;
Циулина, М.В., рассматривает теоретические основы организации психолого-педагогического исследования.
Психолого-педагогического исследования.
В учебном пособии Владимира Ильича Загвязинского, я узнала, как рассматриваются теоретические и практические вопросы опытно-поисковой и экспериментальной работы в образовательных учреждениях, начиная от определения проблематики, выбора темы до апробации и литературного оформления работы. В пособии подробно охарактеризованы приемы выдвижения гипотезы, процесс возникновения идеи и замысла психолого-педагогического исследования, охарактеризованы основные методы и методики. Также описаны способы апробации и интерпретации результатов проведенного исследования, условия развития творчества и исследовательских умений педагогов.
Главная идея работы Владимира Ильича состоит в том, что педагогика, как любая развивающаяся в современное время наука, постоянно обогащается опытом воспитания и обучения детей и подростков из практики педагогического творчества. Показывая, насколько разнообразны методологические подходы, автор не диктует свое видение, а лишь обращает особое внимание на наличие различных путей педагогического исследования.
Логика изложения в пособии Загвязинского В.И. такова: в главе 1 дается анализ проблем, возникающих при выполнении психолого-педагогического исследования; представлены важнейшие понятия и характеристики методологии психолого-педагогических исследований. Во второй главе описаны основные методологические подходы, составляющие базу актуальных психолого-педагогических исследований.
Содержание учебно-методического пособия и поместила задания, которые продиктованы не только их познавательной ценностью, практической значимостью, но и учебно-воспитательными целями педагогического образования, необходимостью организации систематической самостоятельной работы в своем пособии описала Циулина, М.В. Так же она раскрыла, какие методы и приемы будут актуальны при организации самостоятельной деятельности. Марина Владимировна считает, что расширению теоретических знаний, развитию мышления и творческих способностей, воображения способствует подготовка различных сообщений, рефератов и докладов. Также немало важным является, по мнению Марины Владимировны, выполнение проектных заданий. В пособии автором предлагаются примерные темы. Для успешности выполнения заданий необходимо знание психолого-педагогической теории, творческой подход, где-то креативность, умении владеть мыслительными операциями, а также мобильность. Наряду с возникающими теоретическими вопросами предлагается находить решение конкретных проблем, с которыми может столкнуться учитель в практической деятельности.
Процесс психолого-педагогического исследования состоит из последовательно взаимосвязанных этапов.
I этап. Ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, определение объекта и предмета, конкретной темы данного исследования. Формулировка целей и задач исследования.
II этап. Выбор методологи и исследовательского подхода.
III этап. Формулировка гипотезы. Выбор методов для своего исследования.
IV этап. Организация и проведение констатирующего эксперимента с целью определения исходного состояния психолого-педагогического явления.
V этап. Организация и проведение формирующего эксперимента, который направлен на активное преобразование изучаемого.
VI этап. Проведение контрольного эксперимента, который фиксирует показатели с исследуемого объекта.
VII этап. Теоретический анализ и оформление результатов исследования. Определение выводов и педагогических рекомендаций.
В учебном пособии Валеева Г.Х, автор поэтапно раскрывает методику и методологию научной работы в сфере образования. Им рассмотрены такие методы, как беседа, интервью, анкетирование, наблюдение, тестирование и педагогический эксперимента. В своей работе автор уделяет немалое внимание вопросам сводки и обработки результатов проведенного исследования.
Психолого-педагогическое исследование, по словам Валеева, может включать ряд следующих ступеней:
I. - определение темы, проблемы, цели, гипотезы и задач исследования;
II. - теоретический анализ имеющейся информации, как в современной теории, так и в истории науки;
III. - организация опытно-экспериментального исследования;
IV. - литературное оформление полученных результатов, разработка научно-методических рекомендаций, применение результатов исследования в педагогической практике.
Вывод
Подводя итог, могу сказать, о том,
что исследования, как в области психологии, так и педагогики является очень
сложным процессом научно-познавательной деятельности. Такая деятельность
нацелена на выявление и использование в педагогической практике новых способов,
средств и приемов, методов, совершенствующих систему воспитания, обучения и
развития человека. Любая методика психолого-педагогического исследования,
обусловлена замыслом, используемого исследования.
Замысел исследования - это основная идея, которая связывает воедино все
структурные элементы методики, определяет организацию и порядок проведения
исследования, его этапы. В замысле исследования выстраиваются в логический
порядок цель, задачи, гипотеза исследования, ее критерии, а также определяется
структура и основные этапы самого исследования.
При всем том, основную работу по разработке замысла и логики психолого-педагогического исследования нужно проделать в самом начале своей работы, опираясь на принцип моделирования конечного результата.
Все составные элементы методики и методику в целом нужно проверить на соответствие задачам исследования, достаточную доказательность, полное соответствие принципам педагогического выбранного вами исследования.
Список литературы
1. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3-5-х курсов педагогических вузов по специальности "031000" - Педагогика и психология". - Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002.
2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие. - М.: Издательский центр “Академия”, 2001.
3. Циулина, М.В. Методология психолого-педагогических исследований: учебное пособие [Текст] / М.В. Циулина. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.