Особенности работы над проектом в начальной школе.
Оценка 4.6

Особенности работы над проектом в начальной школе.

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
27.05.2021
Особенности работы над проектом в начальной школе.
Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно. Дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло.
Особенности работы над проектом в начальной школе.docx

 

 

 

 

Особенности  работы над проектом в начальной школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Выступление на МО

                                                     учителей начальных классов

                                                      Радченко Елена Борисовна

                                                      МБОУ «СШ № 76 имени А.А. Есягина»

                                                      г. Хабаровск

 

«Познавать, не размышляя, - бесполезно,

                                                                                 Размышлять, не познавая, - опасно».

                                                                                                                                 (Конфуций)

В настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом и освоением детьми новых знаний. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность.

В начальной школе можно выделить следующие виды учебных исследований:

- по доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие;

- по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;

- по месту проведения: урочные, внеурочные;

- по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения);

- все возможные темы можно условно распределить на три группы:

фантастические, экспериментальные, теоретические;

- по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные.

У учащихся младшего школьного возраста наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся  к выбору темы на основе конкретного содержания предмета.

Правила выбора темы проекта.

Правило 1. Тема должна быть интересна ребёнку. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе.

Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение её должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребёнка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - сложная, но необходимая задача для работы учителя. Надо подвести ребёнка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.

Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечён сам.

Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами  неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа всегда могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго  концентрировать собственное внимание на одном объекте, т.е. долговременно, целеустремлённо работать в одном направлении, у младшего школьника ограничена.

Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе целесообразно ограничить 1-2 неделями. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как  сложно удержать интерес к проекту. В 3-4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2 месяцев.

Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для её решения. Одна и та же проблема может решаться  разными возрастными группами на различных этапах обучения.

Правило 7.  Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Её отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают «пустословие». Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надёжных знаниях.

Правило 8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.

Структура проекта.

Дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы. Для поддержания мотивации и руководства организацией проекта младших школьников выделяется не три этапа, как в старших классах, а 4, 5, или 6, в зависимости от поставленных задач, содержания и продолжительности работы над проектом.

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

• Выбор темы.

• Постановка цели и задач.

• Гипотеза исследования.

• Организация исследования.

• Подготовка к защите и защита работы.

• Рефлексия.

Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над проектом. Стадии работы над проектом – это «пять П».

• Проблема  - Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

• Шестое «П» проекта –   Портфолио -  папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчёты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного  проекта для презентации.

Проектирование.

В начальных классах учащиеся ещё не умеют работать с научно-познавательной литературой, выделять главное, систематизировать, делать обобщения, планировать свою деятельность, они только приступают к поисково-исследовательской работе. От учителя потребуется  такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Большого внимания требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения знаний, необходимых в том или ином проекте, постановки учебной цели по овладению приёмами проектирования.

Роль учителя.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя.

Главное для учителя – увлечь детей, а также их родителей в исследовательской деятельности, вселить уверенность в своих силах. Они вместе делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребёнку готовить защиту своей работы. Роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом.  На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти к умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

Презентация

Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе.

Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер, но следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Школьников, добившихся особых результатов необходимо отметить дипломами или памятными подарками, не присуждая мест. В начальной школе должен быть поощрён каждый, кто участвовал в проекте. Помимо личных призов приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проекта.

Работа по Образовательной системе «Школа-2100» и «Школа России» предполагает исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира.

Итак, 1 класс, тема по окружающему миру: «Путешествие Колобка».

Этот проект

-по количеству учащихся: коллективный;

-  по месту проведения: урочный;

- по теме: межпредметный (окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство);

- по продолжительности: 2 урока.

В начале урока, чтобы заинтересовать, привлечь внимание детей и помочь в выборе темы использую такие строчки (показ презентации)

«Пышный, мягкий, пропечённый,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золочённой

Шёл к тебе издалека» Слайд 2

- О чём идёт речь?

- Назовите тему сегодняшнего урока.

Слайд 3.

Прочитайте и отгадайте загадку.

Слайд 4.

Формой он похож на мяч.

Был когда-то он горяч.

Спрыгнул со стола на пол

И от бабушки ушёл,

У него румяный бок,

Кто же это?

Слайд 5.

- А вы читали сказку «Колобок»?

- Кто написал эту сказку?

(Показываю книжку)

- Давайте вспомним, как появился на свет колобок в сказке.

Слайд 6. (Слушают сказку «Колобок»)

Слайд 7. Сегодня на урок к нам в гости пришёл Колобок, и мы с ним отправляемся в далёкое путешествие.

- А как вы думаете, почему именно к нам в гости пришёл Колобок, и мы с ним отправляемся в далёкое путешествие?

(На доске карточки:  «подумать», «спросить у другого человека», «получить информацию из книг», «понаблюдать», «посмотреть по телевизору», «провести эксперимент», «обсудить в группе», «подведение итогов», «оформление результатов», «представление результатов»)

Выбор темы сделан (карточка)

- Ребята, кто знает, откуда появился хлеб? А мука?

После этого объявляется , что дети будут учиться выполнять очень интересную научную работу, которую выполняют взрослые учёные.

Дальше, юным учёным объясняется, что их задача состоит  в том, что они должны подготовить небольшое сообщение по данной теме и красиво его оформить для предоставления перед своими одноклассниками. Но для того, чтобы сделать такое сообщение и представить свою работу, надо собрать всю доступную информацию по теме, обработать её и оформить. Как это можно сделать?

Естественно, что для детей этого возраста сбор информации представляет собой новое и очень сложное дело. Поэтому следует предупредить, что есть много способов получения необходимых знаний.

- Что мы должны сделать, перед тем как начнём собирать  информацию?

- Как вы думаете, с чего начинает свою работу учёный?

Необходимо подвести учащихся к мысли, что нужно обдумать, какая информация нужна именно по данной теме. После того как ребята поняли это, на стол ставится карточка с символом «подумать».

Следующий вопрос:

- Где мы можем узнать что-то полезное по нашей теме?

Отвечая на него, дети постепенно выстраивают линию из карточек:


«подумать»

 «спросить у другого человека»

« получить информацию из книг»

«понаблюдать»

«посмотреть по телевизору»

« провести эксперимент»

«обсудить в группе»

«подведение итогов»

«оформление результатов»

«представление результатов»


 

Разложенные на столе карточки с символическими изображениями этапов сбора информации есть не что иное, как план проекта, в упрощённом виде.

Важно сообщить ученикам сразу, что собираемые данные лучше сразу фиксировать, чтобы они не были забыты.

Сбор информации.

Подумать: для этого чтобы зафиксировать, ученикам надо написать несколько предложений или нарисовать на листочке схематически, так как умение письменно фиксировать информацию у детей развито слабо.

Спросить у  другого: нацелить ребят на то, что расспрашивать и взрослых, и других детей.

Получить информацию из книг: детские справочники и энциклопедии являются хорошим источником знаний для ребят в процессе работы над проектом.

Наблюдение и эксперименты: например, сравнить зёрна пшеницы, овса и ржи. Это особенно ценно в проектной деятельности (если проект предусматривает исследовательскую работу).

Обобщение информации.

Задаются вопросы, все желающие высказываются, выбирается наиболее точный, удачный и интересный ответ. Давший его выходит к доске. Выстраивается команда в том порядке, в каком давались ответы. Всё воспроизводится ещё раз. Таким образом, получается связный рассказ, который можно записать и вложить в папку исследователя.

Сообщение по  результатам работы (презентация проекта).

Этот проект был у нас первым. Ребята приготовили рисунки. К этой работе подключились и родители. Итогом коллективной работы стала презентация «Путешествие Колобка».

Материал, над которым работали дети, может показаться простым, с точки зрения взрослого, но в данном случае, важнее то, что за внешне простым делом формируется качество творческой личности.

Сейчас мы начали работать над новым проектом «Город, в котором мы живём».

Заключение.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно. Дети в лучшем случае читают только учебники.

Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати.

Дети увлечены компьютером, интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в «помощники», обращаясь к ним с просьбой о помощи.

« Послушай, Дима, я знаю, то ты очень хорошо владеешь компьютером. Я нигде не могу найти материал о….(тема), посмотри в Интернете» Ребёнок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу.

Итак, для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу (стимулировать) учащимся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).

2. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников с позиции компетентного подхода // Начальная школа: плюс до и после. – 2010, - №1.

3. Иванова Н.В. Возможное участие родителей в проектной деятельности младших школьников // Начальная школа: плюс до и после. – 2010, - №1.

4. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе // Начальная школа. – 2004, - №1.

5. Иванова Н.В., Марунина Г.Н. Как организовать проектную деятельность в начальной школе. – М.,2011.

6.Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006

7. Маслов П.А. Самореализация младших школьников в проектной деятельности // Начальная школа: плюс-минус. - 2007. - №5.


 

Особенности работы над проектом в начальной школе

Особенности работы над проектом в начальной школе

Познавать, не размышляя, - бесполезно,

Познавать, не размышляя, - бесполезно,

Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа всегда могла быть выполнена относительно быстро

Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа всегда могла быть выполнена относительно быстро

Проблема - Проектирование (планирование) –

Проблема - Проектирование (планирование) –

Работа по Образовательной системе «Школа-2100» и «Школа

Работа по Образовательной системе «Школа-2100» и «Школа

А как вы думаете, почему именно к нам в гости пришёл

А как вы думаете, почему именно к нам в гости пришёл

Разложенные на столе карточки с символическими изображениями этапов сбора информации есть не что иное, как план проекта, в упрощённом виде

Разложенные на столе карточки с символическими изображениями этапов сбора информации есть не что иное, как план проекта, в упрощённом виде

Послушай, Дима, я знаю, то ты очень хорошо владеешь компьютером

Послушай, Дима, я знаю, то ты очень хорошо владеешь компьютером

Список литературы: 1.Байбородова

Список литературы: 1.Байбородова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2021