Особенности работы с одаренными детьми.
Оценка 5

Особенности работы с одаренными детьми.

Оценка 5
docx
17.09.2024
Особенности работы с одаренными детьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренные дети..docx

«Учитель и одаренные дети.

Особенности работы с одаренными детьми»

                                           

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, необычных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

 

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

 

Детский возраст –- период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации.  Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления – одаренности.  Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.

 

Специфика одаренности в детском возрасте

1. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способ­ностей. Дошкольники характери­зуются особой предрасположенностью к ус­воению языков, высоким уровнем любозна­тельности, чрезвычайной яркостью фанта­зии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т.п. Высокий относительный вес возрастно­го фактора в признаках одаренности иногда создает видимость одаренности в виде ускоренного развития опре­деленных психических функций, специали­зации интересов и т.п.

2. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного по­ведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребен­ком на определенном отрезке времени. Кро­ме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.

3. Своеобразие динамики формирова­ния детской одаренности нередко проявля­ется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высо­кий уровень специальных способностей мо­жет сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д.

4. Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности, явля­ющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим стату­сом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребен­ком, для которого не были созданы анало­гичные условия.

5. Оценка конкретного ребенка как ода­ренного в значительной мере условна. Не стоит использовать словосочетание «одаренный ребенок» в плане констатации (жесткой фиксации) статуса определенного ребенка. Ребенок, привыкший к тому, что он одаренный, на следующих этапах развития может объективно потерять признаки своей исключительности.

 

Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный – отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности. Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

– наличие специфических стратегий деятельности (быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности в заданной ситуации; выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом);

– сформированность индивидуального стиля деятельности, связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции;

– особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности);

– своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представле­ний и умений.

Мотивационный аспект поведения ода­ренного ребенка может быть описан следу­ющими признаками:

повышенная избирательная чувст­вительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, зву­кам, цвету, техническим устройствам, расте­ниям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия;

повышенная познавательная по­требность, которая проявляется в любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности;

-  ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело;

предпочтение парадоксальной, про­тиворечивой и неопределенной информа­ции, неприятие стандартных, типичных зада­ний и готовых ответов;

высокая требовательность к резуль­татам собственного труда, склонность ста­вить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

 

Виды одаренности

По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» выделяются следующие виды одаренности:

В практической деятельности – одаренность в ре­меслах, спортивная и организационная.

В познавательной – интел­лектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания де­ятельности (одаренность в области естест­венных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

В художественно-эстетической деятельности – хореографическая, сцени­ческая, литературно-поэтическая, изобра­зительная и музыкальная одаренность.

В коммуникативной деятельности – лидерская и аттрактивная одаренность.

В духовно-ценностной деятельности – одаренность, которая про­является в создании новых духовных ценно­стей и служении людям.

 

По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать: актуальную одаренность; потенциальную одаренность.

Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае речь идет не только об учебной, но и о широком спектре различных видов деятельности.

Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.).

 

По критерию «форма проявления» можно говорить о явной и скрытой одаренности. Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Поэтому специалисту в области детской одаренности с большой степенью вероятности удается сделать заключение о наличии одаренности или  высоких возможностях ребенка.

Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка.

 

По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить общую и специальную одаренность.

Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые  и другие качества личности. Важнейшие аспекты общей одаренности – умственная активность и ее саморегуляция.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).

По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать раннюю и позднюю одаренность. Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде.

 

Принципы и методы выявления одаренных детей.

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффектив­ная идентификация одаренности посредст­вом какой-либо одноразовой процедуры тес­тирования невозможна. Поэтому вместо од­номоментного отбора одаренных детей не­обходимо направлять усилия на постепен­ный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным про­граммам (в системе дополнительного обра­зования) либо в процессе индивидуализиро­ванного образования (в условиях общеобра­зовательного учреждения).

 

Психолого-педагогический монито­ринг, используемый с целью выявления ода­ренных детей, должен отвечать целому ряду требований:

– комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ре­бенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как мож­но более широкий спектр его способностей;

– длительность процесса идентифика­ции (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситу­ациях);

– анализ поведения ребенка в тех сфе­рах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);­

– экспертная оценка продукта деятельности детей (рисунков, стихотворений, технических моделей, способов решения ма­тематических задач и пр.) с привлечением экспертов –  специалистов высшей квали­фикации и соответствующей предметной об­ласти деятельности (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и т.д.). При этом следует иметь в виду возможный кон­серватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношес­кого творчества;

– выявление признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуаль­ному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в ча­стности, в условиях обогащенной предмет­ной и образовательной среды при разработ­ке индивидуализированной стратегии обуче­ния данного ребенка). Целесообразно про­ведение проблемных уроков по особой про­грамме; использование тренинговых мето­дов, в рамках которых можно организовы­вать определенные развивающие влияния и снимать типичные для данного ребенка пси­хологические «преграды», и т.п.;

– многократность и многоэтапность обследования с использованием множества психодиагностических процедур, отбирае­мых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного ребенка;

– диагностическое обследование же­лательно проводить в ситуации реальной жизнедеятельности, приближая его по фор­ме организации к естественному экспери­менту (метод проектов, предметных и про­фессиональных проб и т.д.);

– использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в ов­ладении и развитии деятельности;

– анализ реальных достижений детей и подростков в различных предметных олим­пиадах, конференциях, спортивных соревно­ваниях, творческих конкурсах, фестивалях, смотрах и т.п.;

– преимущественная опора на эко­логически валидные методы психодиагнос­тики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации,

— анализ продуктов деятельности, наблюде­ние, беседа, экспертные оценки учителей и родителей.

При выявлении одаренных детей необ­ходимо дифференцировать:

– актуальный уровень развития одарен­ности, достигнутый на данном возрастном этапе;

– особенности конкретных проявле­ний одаренности, связанные с попытками ее реализации в различных видах деятельности;

– потенциальные возможности ребен­ка к развитию.

Общие принципы обучения

К основным общим принципам обучения одаренных, как и вообще всех детей школьного возраста, относятся:

– Принцип развивающего и воспитывающего обучения означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся.

– Принцип индивидуализации и диф­ференциации обучения состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особен­ности учащихся. Реализация этого принципа особенно важна при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме.

– Принцип учета возрастных возмож­ностей предполагает соответ­ствие содержания образования и методов обучения  специфическим особенностям ода­ренных учащихся на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможно­сти могут легко провоцировать завышение уровней трудности обучения, что может при­вести к отрицательным последствиям.

 

Цели образования одаренных детей

 Конкретные цели обучения одаренных учащихся определяются с учетом качествен­ной специфики определенного вида одарен­ности, а также психологических закономер­ностей ее развития. В качестве приоритетных целей обучения детей с общей ода­ренностью могут быть выделены следующие:

– развитие духовно-нравствен­ных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое при­менение оно будет иметь);

– создание условий для развития творческой личности;

– развитие   индивидуальности одаренного ребенка (выявление и рас­крытие самобытности и индивидуаль­ного своеобразия его возможностей);

– обеспечение широкой общеобразо­вательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компе­тентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными по­требностями и склонностями учащихся.

Содержание образования одаренных детей

В обучении одаренных применяются четыре основных подхода к разработке со­держания учебных программ:

– Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определен­ной категории детей, отличающихся ускорен­ным темпом развития. Но он должен приме­няться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивиду­ального развития одаренного ребенка и отсут­ствия необходимых условий обучения приме­нение других форм организации учебной дея­тельности не представляется возможным.

– Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания. В нашей стране не широко распространены школы с углубленным изучением математики, физики и иностранных языков, где обучение ведется по углубленным программам соответствующих предметов. Практика обучения одаренных детей в школах и классах с углубленным изучением учебных дисциплин позволяет отметить ряд положительных результатов: высокий уровень компетентности в соответствующей предметной области знания, благоприятные условия для интеллектуального развития учащихся и т.п.

– Обогащение. Этот подход ориенти­рован на качественно иное содержание обу­чения с выходом за рамки изучения традици­онных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисципли­нами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно време­ни для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответст­вующей виду их одаренности. Кроме того, обогащенная программа предполагает обу­чение детей разнообразным приемам умст­венной работы, способствует формированию таких качеств, как инициатива, само­контроль, критичность, широта умственного кругозора и т.д., обеспечивает индивидуали­зацию обучения за счет использования диф­ференцированных форм предъявления учебной информации. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных обра­зовательных технологий, а также через по­гружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных тренингов.

– Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании ориги­нальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные). Они являются либо компонента­ми обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных внеучебных программ.

Методы и средства обучения.

Применительно к обучению интел­лектуально одаренных учащихся, безуслов­но, ведущими и основными являются мето­ды творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследователь­ские, проектные - в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для раз­вития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятель­ности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудниче­ству и др.).

Процесс обучения одаренных детей должен предусматривать наличие и свобод­ное использование разнообразных источ­ников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети. В той мере, в какой у обучающегося есть потреб­ность в быстром получении больших объе­мов информации и обратной связи о своих действиях, необходимо применение ком­пьютеризованных средств обучения.

Обучение детей в условиях обще­образовательных учреждений

Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп учащихся в зависимости от вида их одаренности, организации индивидуального учебного плана, обучения по индивидуальным программам по отдельным учебным предметам и т.д.).

Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательских секций или объединений, предоставляющих уча­щимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продви­жения в предмете.

Большую помощь в осуществлении дифференциации учебного процесса для одаренных детей в условиях массовых обще­образовательных учреждений может оказать при­менение различных форм организации обу­чения, которые основаны на идее группи­ровки учащихся в определенные моменты образовательного процесса. Выбор той или иной формы зависит от особенностей шко­лы: ее размера, традиций, наличия квалифи­цированных кадров, помещений, финансо­вых возможностей, количества одаренных детей в школе и т.д.

Важно иметь в виду, что независимо от того, в каких условиях происходит обучение одаренных учащихся (школа, лицей, гимназия), принципиальным является то, чему и как учится одаренный ребенок. Учебные программы, формы и методы обучения, так же как и особенности учебного процесса, ориентированного на обучение одаренных детей с общей одаренностью и некоторыми видами специальной одарённости (например, лингвистической, математической и т.д.), должны отвечать целому ряду специфических требований. Учитывая особые потребности и возможности детей с общей одаренностью, а также цели обучения таких детей, можно выделить необходимые требования к програм­мам обучения для интеллектуально одарен­ных учащихся.

Программы обучения должны:

– включать изучение широких (гло­бальных) тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одаренных детей к универ­сальному и общему, их повышенное стрем­ление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему;

– использовать в обучении междис­циплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Это позволит стимулиро­вать стремление одаренных детей к расши­рению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на «стыке» разных типов знаний;

– предполагать изучение проблем «открытого типа», позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т.д., а также формировать навыки и методы иссле­довательской работы;

– учитывать интересы одаренного ре­бенка и в максимальной мере поощрять уг­лубленное изучение тем, выбранных самим ребенком;

– обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуаль­ных способов деятельности;

– поддерживать и развивать самосто­ятельность в учении;

– гарантировать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации;

– предусматривать качественное из­менение самой учебной ситуации и учебного материала вплоть до создания специальных учебных комнат с необходимым оборудова­нием, подготовки специальных учебных по­собий, организации полевых исследований, создания «рабочих мест» при лабораториях, музеях и т.п.;

– обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки пуб­личного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности;

– способствовать развитию рефлек­сии, самопознания, а также пониманию ин­дивидуальных особенностей других людей;

– включать элементы индивидуализи­рованной, психологической поддержки и по­мощи с учетом своеобразия личности каждо­го одаренного ребенка.

Сотрудничество с системой допол­нительного образования. 

Дополнительное образование предо­ставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной облас­ти, профиля программ, времени их освое­ния, включения в разнообразные виды дея­тельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных детей.

В системе дополнительного образова­ния могут быть выделены следующие формы работы с одаренными детьми:

– индивидуальное обучение или обуче­ние в малых группах по программам творче­ского развития в определенной области;

– работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставниче­ства (в качестве наставника выступают, как правило, ученый, деятель науки или культу­ры, специалист высокого класса);

– очно-заочные школы;

– каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;

– система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;

– детские научно-практические кон­ференции и семинары.

Благоприятные возможности дополни­тельного образования четко проявляются в сфере художественного разви­тия. В эти учреждения часто приходят дети, одаренность которых уже начала раскры­ваться. В отличие от большинства школьни­ков они мотивированы на овладение художе­ственно-творческой деятельностью, и это создает условия для плодотворного освоения специальных умений и знаний.

В дополнительном образовании можно использовать такой мощный ресурс развития одаренности, как единство и взаимодействие искусств, что в обычной школе затруднено предметным расчленением содержания образования.

Для работы с одаренными детьми не­обходим педагогический персонал, от­вечающий повышенным требованиям:

1. Учитель должен иметь высокие интеллектуальные способности, так как нельзя допускать существования интеллектуального раз­рыва в общении между одаренным уча­щимся и его учителем.

2. Обладать достаточной компе­тентностью, чтобы осознанно способ­ствовать развитию школьников, пере­ходу их деятельности на высшие уров­ни развития понятий.

3. Глубоко владеть базовыми поня­тиями, подлежащими усвоению ода­ренными учениками.

4. Иметь опыт успешной педагоги­ческой работы, способность к творчес­кой деятельности.

5. Обладать хорошей теоретической подготовкой, иметь представление о возможных моделях работы с одарен­ными учащимися.

6. Постоянно повышать свою квали­фикацию.

7. Обмениваться опытом работы с другими учителями.

8. Создавать на уроке атмосферу, ко­торая может вдохновлять ученика, раз­вивать его интересы, стимулировать мысли.

9. Уметь выявлять школьников с не­ординарными способностями.

10. Составлять специальные учеб­ные программы.

    11. Уметь создавать такие условия, при которых школьники смогут на­учиться заниматься, т.е. овладевать приемами учебной деятельности и до­стигать определенных результатов.

Основные концептуальные позиции позволяют сделать следующие выводы:

1. Феномен одаренности имеет многообразное, разноликое и индивидуальное своеобразие, что обусловливает в работе с одаренными детьми поиск ответов на следующие вопросы:

– с каким видом одаренности мы име­ем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);

–  в какой форме может проявиться ода­ренность: явной, скрытой, потенциальной;

– какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие способностей; психологическая поддержка и помощь; проектирование и экспертиза образовательной среды, включая разработку и мониторинг образовательных технологий, программ и образовательных учреждений и т.д.;

– какой тип образовательного учреждения целесообразно использовать: специально ориентированную на работу с одаренными детьми гимназию, общеобразовательную массовую школу, учреждение дополнительного образования и т.д.

2. Каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития. Специально отмечается не только наличие потенциальной и скрытой форм существования одаренности, но и необходимость особых, научно обоснованных методов работы с детьми с такими ее видами.

3. Выявление одаренных детей должно осуществляться в рамках комплексной и индивидуализированной программы идентификации одаренности ребенка. Подобного рода программа предполагает использование множества различных источников информации, анализ процесса развития ребенка на достаточно длительном отрезке времени, а также применение валидных методов психодиагностики.

4. Выявление, развитие и обучение одаренных детей образуют единую систему. Различные формы работы не могут выступать в отрыве от других. В частности, диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а быть средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка.

5. Реализация предложенного подхода предъявляет особые требования к специалистам, работающим с одаренными детьми, и предполагает соответствующие формы подготовки этих специалистов, ибо основная цель работы с одаренными детьми – это содействие их превращению в одаренных взрослых, которые выступают в качестве важнейшего ресурса поступательного развития человеческой цивилизации.

 

 


 

Учитель и одаренные дети. Особенности работы с одаренными детьми»

Учитель и одаренные дети. Особенности работы с одаренными детьми»

Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного по­ведения, типа семейного воспитания и т

Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного по­ведения, типа семейного воспитания и т

Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представле­ний и…

Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представле­ний и…

В познавательной – интел­лектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания де­ятельности (одаренность в области естест­венных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др

В познавательной – интел­лектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания де­ятельности (одаренность в области естест­венных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др

Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими

Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими

При этом следует иметь в виду возможный кон­серватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношес­кого творчества; – выявление признаков одаренности ребенка не только…

При этом следует иметь в виду возможный кон­серватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношес­кого творчества; – выявление признаков одаренности ребенка не только…

При выявлении одаренных детей необ­ходимо дифференцировать: – актуальный уровень развития одарен­ности, достигнутый на данном возрастном этапе; – особенности конкретных проявле­ний одаренности, связанные с попытками ее…

При выявлении одаренных детей необ­ходимо дифференцировать: – актуальный уровень развития одарен­ности, достигнутый на данном возрастном этапе; – особенности конкретных проявле­ний одаренности, связанные с попытками ее…

В качестве приоритетных целей обучения детей с общей ода­ренностью могут быть выделены следующие: – развитие духовно-нравствен­ных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не…

В качестве приоритетных целей обучения детей с общей ода­ренностью могут быть выделены следующие: – развитие духовно-нравствен­ных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не…

Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно време­ни для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответст­вующей виду их одаренности

Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно време­ни для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответст­вующей виду их одаренности

Обучение детей в условиях обще­образовательных учреждений

Обучение детей в условиях обще­образовательных учреждений

Это позволит стимулиро­вать стремление одаренных детей к расши­рению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на…

Это позволит стимулиро­вать стремление одаренных детей к расши­рению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на…

В системе дополнительного образова­ния могут быть выделены следующие формы работы с одаренными детьми: – индивидуальное обучение или обуче­ние в малых группах по программам творче­ского развития…

В системе дополнительного образова­ния могут быть выделены следующие формы работы с одаренными детьми: – индивидуальное обучение или обуче­ние в малых группах по программам творче­ского развития…

Обладать хорошей теоретической подготовкой, иметь представление о возможных моделях работы с одарен­ными учащимися

Обладать хорошей теоретической подготовкой, иметь представление о возможных моделях работы с одарен­ными учащимися

Выявление, развитие и обучение одаренных детей образуют единую систему

Выявление, развитие и обучение одаренных детей образуют единую систему
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.09.2024