Особенности работы с родителями учителя начальных классов
Социальный мир семьи - сильнейший фактор формирования личности ребенка. Его влияние нельзя исключить и не учитывать. Назначение работы педагога с родителями воспитанников в том, чтобы содействовать единого воспитательного поля, единой социальной среды, в которой бы наивысшие ценности являлись основной жизни либо были признаны как основа жизни желаемой, достойной для человека
Работа с родителями – неотъемлемая часть системы
работы классного руководителя, особенно в младших классах. НО следует признать,
что зачастую она сводится к 4 родительским собраниям. Общаясь со многими
родителями, просматривая родительские форумы и комментарии в социальных сетях,
могу с уверенностью сказать, что многие родители определяют цели этих общих
сборов раз в четверть примерно так:
• поругать (без этого ни одно собрание не
обходится, а часто именно это стремление учителя и побуждает его это собрание
провести),
• похвалить (если есть за что, но это случается
нечасто),
• деньги собрать (этим, конечно, не учитель
теперь занимается, но родительский комитет всегда ждет встречи, чтобы
разоблачить должников и «выбить» из них недосданное).
А ведь школы активно предпринимают попытки
вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, но активности родителей
явно не наблюдается. Многие по-прежнему видят свое участие в школьной жизни
собственного чада в отсиживании на пресловутом родительском собрании и сдачи
определенной суммы денег. Такая система взаимоотношений «семья-школа» не может
не огорчать.
Работа классного руководителя должна заключать в себе не только работу с детьми, но и тесное взаимодействие с родителями. Все согласятся с тем, что важную роль в формировании личности ребенка играет то, какую работу проведет учитель с родителями. Ведь никто не знает больше о своих детях, чем мама и папа.
.
Классный руководитель не может и не должен перевоспитывать родителей и преобразовывать семью Рав- это лежит за пределами его профессиональных полномочий. Но классный руководитель мог бы содействовать наиблагоприятнейшим условиям личностного становления ребенка путем педагогического влияния на семейное воспитание.
Чтобы подобных взаимоотношений не возникало с
семьями моих учеников, работе с родителями отвожу первостепенную роль. Стараюсь
применять такие формы работы с родителями, которые бы их не очень отягощали (после тяжелого рабочего дня
непросто высидеть на собрании 3 часа, слушая об успехах и неудачах каждого
ученика класса, а потом еще и «играть» с другими такими же уставшими родителями
в психологические игры, при этом думая о том, что нужно еще у ребенка уроки
успеть проверить, в школу его собрать, да завтрак всей семье приготовить),
но обогащали, были интересны и полезны.
1.
Родительские собрания
* четкий регламент
* отчет по учебной работе
* отчет по внеклассной работе
( презентация PowerPoint)
* фото-отчет по работе за год
( киностудия Windows live)
Для того, чтобы родительское собрание прошло
эффективно и динамично, заранее оговариваю регламент – кто будет выступать, по
какому вопросу и сколько ему на это выделяется времени. Стараюсь укладывать
общую часть собрания в 1 час, а уже потом решать все частные вопросы.
НИКОГДА не обсуждаю успехи и неудачи каждого
учащегося. В начале говорю об общих тенденциях, а потом предлагаю родителям
презентацию общей успеваемости по каждому предмету. На слайде отображается
количество человек, закончивших эту четверть и предыдущую (нижняя строка) с
данной оценкой. Тогда родитель может сам увидеть, в каком сегменте находится
его ребенок, и сделать соответствующие выводы (Единственная тройка в классе по окружающему миру - у моего. Надо
позаниматься с ребенком, подойти к учителю). После – рабочие моменты
и вопросы родителей.
После отчета по учебной работе – отчет по работе
воспитательной. Так же в виде презентации, на этот раз красочной – с
фотографиями и отзывами детей. Примечательно, что когда я впервые показала родителям такую
презентацию-отчет, многие удивились, что такие мероприятия вообще в классе
проходили. «Сколько всего интересного было!» - говорили они. Значит, родители
не всегда в курсе школьных дел, этот пробел и позволяет подобный отчет
устранить. Вновь после презентации – рабочие моменты, совместное планирование
дальнейшей работы (или согласование).
В конце каждого учебного года делаю детям и
родителям подарок – фильм о прожитом годе, о его счастливых мгновениях.
Расстаемся всегда с тоской… Фильм сделать несложно: выбрать музыку, открыть ее
с помощью киностудии Windows live, а потом просто перетащить туда фотографии,
синхронизировать с музыкой (есть такая автоматическая функция). Далее можно уже
редактировать, украшать, совершенствовать, но это и необязательно, уверяю, даже
самый простой ваш фильм вызовет бурю эмоций.
2.
Индивидуальные беседы
* Чайные встречи – знакомство с семьей, ее
традициями, укладом, с увлечениями детей
Чайные встречи – обязательный ритуал для каждой
семьи – провожу в начале 1 класса, в вечернее время, удобное для семьи.
«Чайные» - потому что за чашкой ароматного чая, с печеньками и конфетками. О
них предупреждаю родителей на первом же собрании, предлагаю выбрать время
встречи в графике (там даты, удобные и для меня), а на саму встречу прийти всей
семьей и с семейными историями, фотоальбомами и реликвиями.
Именно на такой встрече, а не из анкеты, можно
многое узнать о семье: уже по тому, кто пришел на встречу и что с собой
принес. Многие
приносили альбомы, детские работы, угощение даже, а были и такие, кто не принес
ничего… Одна семья пришла в количестве 7 человек – бабушку и племянницу привели
с собой. Это все тоже о многом говорит.
Такие встречи и позже практикую. Не просто
беседую через порог кабинета, а за чашкой чая. Это успокаивает, настраивает на
дружественное общение. У нас с родителями НИКОГДА не возникало конфликтов. Были
разногласия, но все их удавалось решать мирно. Считаю это «заслугой» моих
чайных встреч. Многие просто приходили после уроков на чашку чая. Вот
так и приобщались к школьной жизни – не по принуждению, а по зову сердца.
3.
Вовлечение в учебную работу
* Через совместную проектную деятельность
* Приглашение на открытые уроки, презентации,
классные конференции
* Привлечение к голосованиям за лучшие работы
Проектная деятельность удивительно богата теми
задачами, которые она помогает решать. Одна из таких задач – вовлечение
родителей в школьную жизнь. Считаю, что в 1 классе проектная деятельность может
быть только совместная – откуда у ребенка 6-7 лет необходимые компетентности?
Зато у него столько вопросов, столько идей, столько увлеченности и желания!!!
Работая над проектом вместе, семья не только становится частью системы «семья-школа»,
но и сама становится крепче – совместная творческая деятельность всегда
объединяет. Для родителей провожу «ликбезы»: как спланировать деятельность, как
оформить презентацию, как подготовиться к выступлению.
Двери нашего класса всегда открыты для родителей.
Особенно ценно присутствие родителей на презентациях проектов учащихся. И тех и
других это очень вдохновляет.
В классе часто проводятся конкурсы – конкурсы
рисунков, поделок различных, стенгазет. В каждом конкурсе есть номинация «Приз
родительских симпатий». К родительскому собранию в классе организуется выставка
работ, после собрания предлагаю анонимно проголосовать за понравившиеся работы.
4.
Вовлечение в воспитательную работу
* Праздники 1 класса – творческие проекты
родителей
* Театральная деятельность
* Праздники творчества
* Дни семейного отдыха
* Совместные поездки
В воспитательной работе ни одному классному
руководителю не обойтись без помощи родителей. Мои родители всегда помогали с
удовольствием. Сначала по принуждению небольшому (Нужно, чтобы группа родителей подготовила праздник. Кто займется?),
а потом уже по собственному желанию (Давайте поставим с ребятами спектакль на Новый год?).
Но обязательным в работе были дни Семейного
отдыха на свежем воздухе осенью и в конце зимы (присутствие всех семей
обязательно, сосиски, спортивные эстафеты, снежные крепости), совместные
поездки познавательного характера минимум раз в год, приглашение на весенний
праздник творчества ребят. Была идея и родительский праздник творчества
организовать, да не успели – уж очень быстро пролетели отведенные нам 4 года.
5.
Посильная помощь классу
Сюда можно отнести и сопровождение родителей на
мероприятия и в поездки, и уборку кабинета, и украшение его к праздникам, с
последующей уборкой опять же, и покупку необходимых канц.товаров, угощений на
праздники, прочих нужностей для класса, и создание декораций для выступлений, и
организацию экскурсий, и много чего еще… Важно, чтобы помощь каждого была
замечена, и чтобы каждый мог посильно помочь.
Важно, чтобы в школе было интересно не только
ребенку, но и родителю, и чтобы каждый родитель смог почувствовать себя нужным
и полезным для класса.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.