Особенности работы с родителями в начальных классах
Оценка 4.7

Особенности работы с родителями в начальных классах

Оценка 4.7
docx
16.06.2021
Особенности работы с родителями в начальных классах
Особенности работы с родителями учителя начальных классов.docx

Особенности работы с родителями учителя начальных классов

Социальный   мир   семьи -  сильнейший   фактор  формирования  личности  ребенка. Его  влияние  нельзя исключить  и  не учитывать. Назначение   работы  педагога  с  родителями    воспитанников   в  том,  чтобы  содействовать   единого  воспитательного   поля, единой   социальной   среды, в  которой  бы  наивысшие   ценности  являлись  основной   жизни  либо  были  признаны  как  основа   жизни  желаемой, достойной   для  человека

Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя, особенно в младших классах. НО следует признать, что зачастую она сводится к 4 родительским собраниям. Общаясь со многими родителями, просматривая родительские форумы и комментарии в социальных сетях, могу с уверенностью сказать, что многие родители определяют цели этих общих сборов раз в четверть примерно так:
• поругать (без этого ни одно собрание не обходится, а часто именно это стремление учителя и побуждает его это собрание провести),
• похвалить (если есть за что, но это случается нечасто),
• деньги собрать (этим, конечно, не учитель теперь занимается, но родительский комитет всегда ждет встречи, чтобы разоблачить должников и «выбить» из них недосданное).
А ведь школы активно предпринимают попытки вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, но активности родителей явно не наблюдается. Многие по-прежнему видят свое участие в школьной жизни собственного чада в отсиживании на пресловутом родительском собрании и сдачи определенной суммы денег. Такая система взаимоотношений «семья-школа» не может не огорчать.

 

Работа  классного  руководителя   должна   заключать  в себе  не  только  работу  с детьми, но и  тесное  взаимодействие  с  родителями. Все  согласятся   с  тем, что  важную  роль  в   формировании   личности  ребенка  играет то,  какую  работу  проведет  учитель  с  родителями. Ведь  никто  не  знает  больше   о  своих  детях,  чем  мама  и   папа.

.

Классный  руководитель  не  может  и  не  должен  перевоспитывать   родителей  и   преобразовывать   семью Рав- это  лежит  за  пределами  его   профессиональных   полномочий. Но  классный  руководитель  мог  бы  содействовать  наиблагоприятнейшим   условиям   личностного   становления   ребенка   путем   педагогического   влияния   на  семейное  воспитание.                              


Чтобы подобных взаимоотношений не возникало с семьями моих учеников, работе с родителями отвожу первостепенную роль. Стараюсь применять такие формы работы с родителями, которые бы их не очень отягощали (после тяжелого рабочего дня непросто высидеть на собрании 3 часа, слушая об успехах и неудачах каждого ученика класса, а потом еще и «играть» с другими такими же уставшими родителями в психологические игры, при этом думая о том, что нужно еще у ребенка уроки успеть проверить, в школу его собрать, да завтрак всей семье приготовить), но обогащали, были интересны и полезны.
1. Родительские собрания
* четкий регламент
* отчет по учебной работе
* отчет по внеклассной работе
( презентация PowerPoint)
* фото-отчет по работе за год
( киностудия Windows live)

Для того, чтобы родительское собрание прошло эффективно и динамично, заранее оговариваю регламент – кто будет выступать, по какому вопросу и сколько ему на это выделяется времени. Стараюсь укладывать общую часть собрания в 1 час, а уже потом решать все частные вопросы.
НИКОГДА не обсуждаю успехи и неудачи каждого учащегося. В начале говорю об общих тенденциях, а потом предлагаю родителям презентацию общей успеваемости по каждому предмету. На слайде отображается количество человек, закончивших эту четверть и предыдущую (нижняя строка) с данной оценкой. Тогда родитель может сам увидеть, в каком сегменте находится его ребенок, и сделать соответствующие выводы (Единственная тройка в классе по окружающему миру - у моего. Надо позаниматься с ребенком, подойти к учителю). После – рабочие моменты и вопросы родителей.

 


После отчета по учебной работе – отчет по работе воспитательной. Так же в виде презентации, на этот раз красочной – с фотографиями и отзывами детей. Примечательно, что когда я впервые показала родителям такую презентацию-отчет, многие удивились, что такие мероприятия вообще в классе проходили. «Сколько всего интересного было!» - говорили они. Значит, родители не всегда в курсе школьных дел, этот пробел и позволяет подобный отчет устранить. Вновь после презентации – рабочие моменты, совместное планирование дальнейшей работы (или согласование).
В конце каждого учебного года делаю детям и родителям подарок – фильм о прожитом годе, о его счастливых мгновениях. Расстаемся всегда с тоской… Фильм сделать несложно: выбрать музыку, открыть ее с помощью киностудии Windows live, а потом просто перетащить туда фотографии, синхронизировать с музыкой (есть такая автоматическая функция). Далее можно уже редактировать, украшать, совершенствовать, но это и необязательно, уверяю, даже самый простой ваш фильм вызовет бурю эмоций.

2. Индивидуальные беседы
* Чайные встречи – знакомство с семьей, ее традициями, укладом, с увлечениями детей
Чайные встречи – обязательный ритуал для каждой семьи – провожу в начале 1 класса, в вечернее время, удобное для семьи. «Чайные» - потому что за чашкой ароматного чая, с печеньками и конфетками. О них предупреждаю родителей на первом же собрании, предлагаю выбрать время встречи в графике (там даты, удобные и для меня), а на саму встречу прийти всей семьей и с семейными историями, фотоальбомами и реликвиями.
Именно на такой встрече, а не из анкеты, можно многое узнать о семье: уже по тому, кто пришел на встречу и что с собой принес. Многие приносили альбомы, детские работы, угощение даже, а были и такие, кто не принес ничего… Одна семья пришла в количестве 7 человек – бабушку и племянницу привели с собой. Это все тоже о многом говорит.
Такие встречи и позже практикую. Не просто беседую через порог кабинета, а за чашкой чая. Это успокаивает, настраивает на дружественное общение. У нас с родителями НИКОГДА не возникало конфликтов. Были разногласия, но все их удавалось решать мирно. Считаю это «заслугой» моих чайных встреч. Многие просто приходили после уроков на чашку чая. Вот так и приобщались к школьной жизни – не по принуждению, а по зову сердца.

3. Вовлечение в учебную работу
* Через совместную проектную деятельность
* Приглашение на открытые уроки, презентации, классные конференции
* Привлечение к голосованиям за лучшие работы
Проектная деятельность удивительно богата теми задачами, которые она помогает решать. Одна из таких задач – вовлечение родителей в школьную жизнь. Считаю, что в 1 классе проектная деятельность может быть только совместная – откуда у ребенка 6-7 лет необходимые компетентности? Зато у него столько вопросов, столько идей, столько увлеченности и желания!!! Работая над проектом вместе, семья не только становится частью системы «семья-школа», но и сама становится крепче – совместная творческая деятельность всегда объединяет. Для родителей провожу «ликбезы»: как спланировать деятельность, как оформить презентацию, как подготовиться к выступлению.
Двери нашего класса всегда открыты для родителей. Особенно ценно присутствие родителей на презентациях проектов учащихся. И тех и других это очень вдохновляет.
В классе часто проводятся конкурсы – конкурсы рисунков, поделок различных, стенгазет. В каждом конкурсе есть номинация «Приз родительских симпатий». К родительскому собранию в классе организуется выставка работ, после собрания предлагаю анонимно проголосовать за понравившиеся работы.

4. Вовлечение в воспитательную работу
* Праздники 1 класса – творческие проекты родителей
* Театральная деятельность
* Праздники творчества
* Дни семейного отдыха
* Совместные поездки
В воспитательной работе ни одному классному руководителю не обойтись без помощи родителей. Мои родители всегда помогали с удовольствием. Сначала по принуждению небольшому (Нужно, чтобы группа родителей подготовила праздник. Кто займется?), а потом уже по собственному желанию (Давайте поставим с ребятами спектакль на Новый год?).

 


Но обязательным в работе были дни Семейного отдыха на свежем воздухе осенью и в конце зимы (присутствие всех семей обязательно, сосиски, спортивные эстафеты, снежные крепости), совместные поездки познавательного характера минимум раз в год, приглашение на весенний праздник творчества ребят. Была идея и родительский праздник творчества организовать, да не успели – уж очень быстро пролетели отведенные нам 4 года.

 


5. Посильная помощь классу
Сюда можно отнести и сопровождение родителей на мероприятия и в поездки, и уборку кабинета, и украшение его к праздникам, с последующей уборкой опять же, и покупку необходимых канц.товаров, угощений на праздники, прочих нужностей для класса, и создание декораций для выступлений, и организацию экскурсий, и много чего еще… Важно, чтобы помощь каждого была замечена, и чтобы каждый мог посильно помочь.

 


Важно, чтобы в школе было интересно не только ребенку, но и родителю, и чтобы каждый родитель смог почувствовать себя нужным и полезным для класса.

 


 

Особенности работы с родителями учителя начальных классов

Особенности работы с родителями учителя начальных классов

PowerPoint) * фото-отчет по работе за год ( киностудия

PowerPoint) * фото-отчет по работе за год ( киностудия

Вот так и приобщались к школьной жизни – не по принуждению, а по зову сердца

Вот так и приобщались к школьной жизни – не по принуждению, а по зову сердца

Важно, чтобы в школе было интересно не только ребенку, но и родителю, и чтобы каждый родитель смог почувствовать себя нужным и полезным для класса

Важно, чтобы в школе было интересно не только ребенку, но и родителю, и чтобы каждый родитель смог почувствовать себя нужным и полезным для класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.06.2021