Особенности работы с учащимися ОВЗ при обучении математике
Аннотация. Данная статья посвящена описанию особенности работы с учащимися ОВЗ при обучении математике. В настоящий момент в России наблюдается тенденция роста детей с ограниченными возможностями. Сегодня мы существуем в исключительно сложной обстановке, нам необходимо вписаться в мир, который уже есть, со всеми его нравственными проблемами. С детьми c ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) я работаю не первый год и главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики здоровья и психики каждого ребенка.
Ключевые слова: математика, дети с ограниченными возможностями здоровья, особенности обучения, приоритет в работе.
В современном обществе одним из основных национальных приоритетов России является создание и обеспечение благополучного и защищенного детства . Одним из основных направлений является обеспечение равных возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в особых условиях обучения и воспитания. В условиях инклюзии учитель оказывается в новом психологическом и педагогическом пространстве. Это пространство требует целенаправленно и последовательно развивать навыки гибкого реагирования на особые потребности детей с ОВЗ и использовать альтернативные формы коммуникации с ними.
О формировании профессиональных качеств инклюзивной компетенции педагога упоминают в своих работах отечественные специалисты Е.Н. Кутепова, С.В. Алехина, О.С Кузьмина, В. И. Лопатина, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. Исследователи считают, что основным аспектом в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья является индивидуализация обучения, применение личностно-ориентированного подхода, что позволяет каждому ученику развиваться в соответствии с его способностями и особенностями.
Основная задача учителя математики заключается в грамотной организации учебного процесса, систематизации учебного материала и доступности его изложения для каждого такого ученика. Учитель математики, работающий с детьми с ОВЗ должен:
1. не смотреть на детей с ОВЗ как на более слабых, заботиться о психологическом и физическом здоровье учеников, уважать их границы;
2. выполнять все требования ФГОС, а именно:
· формировать основы гражданской идентичности, основы учебной деятельности;
· охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
· создавать специальные условия для получения образования в соответствие с особенностями, развивать творческий потенциал учеников;
· формировать общую культуру для развития личности;
3. взаимодействовать с воспитателем. В этом случае педагогу проще вести урок и меньше думать о безопасности ребенка.
Математика тесно связана с другими учебными предметами. Являясь одним из важнейших общеобразовательных предметов, математика должна носить практическую направленность, готовить учащихся с ОВЗ к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Создавая адаптивные образовательные программы учитель математики должен хорошо знать особенности детей с ОВЗ, чтобы не перегружать их и при этом давать новые знания.
Изучая на уроках арифметические действия, учащиеся овладевают приемами устных и письменных вычислений, учатся находить значения числовых выражений, чтобы в дальнейшем применять полученные знания в различных жизненных ситуациях.
Обучение математике невозможно без систематической работы над формированием грамотной речи, умения работать с текстом. В процессе изучения науки у детей формируются пространственные и геометрические представления. Но, к сожалению, учитель не всегда получает ожидаемую отдачу, положительную динамику результатов обучения.
Кроме серьезных заболеваний и пропусков уроков из-за болезни, мотивация детей с ОВЗ к учению, безусловно, несколько снижена. И тогда содержание учебного материала, темп обучения, требования к результатам обучения, как правило, оказываются для детей с ОВЗ непосильными. Поэтому они недостаточно активно включаются в работу на уроках, и порой негативно относятся к учебному процессу. Таким образом, обучение математике детей с ОВЗ должно обязательно осуществляться на доступном уровне.
Часто при обучении математике учащихся с ОВЗ встречаются следующие проблемы: невозможность длительного интеллектуального напряжения, «боязнь» текстовых задач большого объема, трудности при работе с чертежными инструментами, проблемы в заучивании наизусть и воспроизведение выученного материала, при устном счете и проч.
Для более эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья важно формировать у них познавательный интерес, стремление узнавать на уроке что-то новое, желание и привычку думать.
Таким образом, алгоритм организации учебной деятельности в работе с детьми с ОВЗ может быть следующим:
1. материал преподносить малыми дозами, с постепенным усложнением;
2. практиковать многократные повторения и напоминания;
3. подавать учебный материал эмоционально окрашенным;
4. чередовать умственную и практическую деятельность;
5. никогда не спешить;
6. широко использовать принцип наглядности и доступности в сочетании с принципом научности;
7. поддерживать и поощрять активность ребенка на уроке;
8. соблюдать педагогический такт.
Систематические математические игры, направленные на повышение мотивации и концентрации внимания обучающихся, имеющие коррекционную направленность играют далеко не последнюю роль в развитии внимания и памяти. Например, игра «Составь фигуру», когда разрезанную на части геометрическую фигуру нужно собрать и назвать, игра «Молчанка», где учитель показывает пример, а ученик должен сказать результат, игра «Поймай рыбку» при закреплении учащимися знания таблицы сложения и вычитания, «Найди различия», математическое домино, математические тренажеры и викторины для более старшего возраста и т.д. При объяснении нового материала или его первичном закреплении целесообразно проводить игру со всем классом.
Очень помогают на уроках занимательные ребусы, шифровки, опоры, таблицы, схемы. Любой вопрос на уроках ученики воспринимают, как игру, но на самом деле учатся размышлять, рассуждать.
Математика, несомненно, один из важнейших предметов, преподаваемых в школе. На этих уроках у учащихся развивается фонематический слух, речь, словарный запас, мелкая моторика рук и многое другое, что помогает в формировании психологических и физических качеств ребенка. Поэтому использование в педагогической практике дидактических игр по математике крайне актуально для детей с ОВЗ.
На различных этапах урока целесообразно использовать упражнения для развития устной и письменной речи, мышления, пространственного воображения.
В зависимости от возрастной группы можно использовать разные игровые персонажи. Это могут быть Угадайка, Том и Джерри, Буратино, Знайка и др.
В своей работе я использую: Сборник дидактических игр, направленный на развитие познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики; Люц Г.А., Рецензент: Забелина Н.И., Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГБОУ СПО «Ирбитский гуманитарный колледж», 2019;
Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах. М.: Просвещение, 1996.
Захаров М.М. Дидактические игры на уроках математики. М.: Издательство Приор, 2002.
Новиков М.А. Дидактические игры на уроках математики. СПб: Питер, 2005.
Перова М.П. Дидактические игры и упражнения по математике. Москва, «Просвещение», 1996.
Романова С.М. Система игр на уроках математики. СПб: Питер, 2004.
Дидактические игры на уроках математики / под ред. Ю.Д. Соловьевой. М.: Издательство «НОРМА», 2003 и другие.
Хороших результатов без систематического контроля достигнуть нельзя. Для проверки знаний учащихся очень продуктивно использовать небольшие тестовые задания, в которые включены задания, аналогичные домашним. Необходимо проводить анализ выполненных работ и сразу устранять выявленные пробелы в знаниях.
При объяснении нового материала новые термины и понятия можно вводить не через определение, а через образ. Пусть новые математические правила или законы учащиеся пытаются выразить своими словами. Для лучшего их запоминания, где возможно, можно использовать приём перевода математических правил на язык образов (например, при изучении темы «Ромб» или «Квадрат» ученикам раздается разрезная модель этих фигур. Затем учитель предлагает определить размеры и определить их свойства.) Все задания выполняются с комментированием, что облегчает усвоение нового материала.
Для детей с ОВЗ также необходимо постоянно работать над развитием речи, формированием умения работать с учебником, справочной литературой. Актуальны задания на развитие памяти и внимания. Внимание школьников развивают, например, задания с нахождением лишнего элемента или его пропуском, исправление ошибок в заданиях. Память учащихся позволяет развивать составление опорных конспектов, логико-структурных схем, памяток. Решение логических задач позволяет формировать и развивать логическое мышление.
При закреплении учебного материала можно применять следующие типы заданий:
1. «Математический тренажер»
2. Раздаточный материал – карточки с заданиями
3. Зашифрованные пословицы; кроссворды, ребусы, логические задачи в старших классах. Можно зашифровать слово или определение, например: ПРЛЛЛНПРМ – («Параллельные прямые»)
4. Актуальны уроки с использованием ИКТ, медиа-ресурсов по математике.
Все это способствует активизации познавательной работы и развитию учебных навыков и умений учащихся с ОВЗ.
Важным звеном является рефлексия (итог урока), цель которой - самооценка результатов своей работы и деятельности всего класса, осознание учащимися своей учебной деятельности. Самое главное на этапе рефлексии – это ответ на вопрос: где можно применить полученные на уроке знания в повседневной жизни?
Для повышения продуктивности урока необходимо:
1. Четко продумать инструкции для учащихся;
2. Обязательно включить устную работу в процесс каждого урока;
3. Обучить работать с учебником и учебным пособием;
4. Корректировать обучение учащихся на уроке;
5. Разработать и соблюдать пошаговую инструкцию, алгоритм урока;
6. Выполнять задания по образцу. Использовать опорные конспекты. Тренажеры. Памятки. Тесты. Наработки.
7. Применять дидактические игры;
8. Оказать учащимся дифференцированную помощь на уроке.
Четкая и последовательная организация и выполнение задач учителем позволит ребенку с ОВЗ:
1. осознать себя как частичку окружающего мира и обрести уверенность в своей значимости;
2.формировать способность организовывать повседневную жизнь соответствии со своими особенностями;
3.формировать потребность в сознательном и ответственном отношении к учебе.
Проявление особого внимания, педагогического такта, поощрение за даже небольшие успехи, своевременная помощь каждому ребёнку – это важнейшие условия развития в нём веры в собственные силы и возможности. А для особенных детей это, пожалуй, самое главное.
Педагогу, работающему с детьми с ОВЗ, нужны не только методические и психологические компетенции, но и знание определенных законов и ФГОС.
Законы, которые регламентируют работу с детьми с ОВЗ
Есть четыре основных нормативных документа, на которые опирается работа педагога:
1. Закон “Об образовании”: в статье 79 закона «Об образовании» сказано, как должна быть организовано получение образования детьми с ОВЗ.
2. Закон “О социальной защите инвалидов”: в законе “О социальной защите инвалидов” дополнительно сказано о праве детей с ОВЗ на получение образования в разных формах и праве на дальнейшее трудоустройство.
3. ФГОС для детей с ОВЗ: регулирует содержание и результаты обучения.
4. СанПиН:в СанПин сказано об условиях, которые должны быть созданы в школах, где обучаются дети с ОВЗ, в том числе, инклюзивных школах.
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2000 г. № 27/901-6 о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения
6. Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность ПМПК. Состав ПМПК
Задачи и обязанности педагога при работе с такими детьми не сильно отличаются от обычных задач педагога.
Заключение:
1. При коррекционном обучении у детей с ОВЗ развиваются разнообразные виды сложной психической деятельности, такие как целенаправленное наблюдение, осмысленное запоминание, произвольное внимание, произвольная память, сложные формы анализа и синтеза, процессы сравнения и обобщения.
2. Использование в коррекционно-развивающем процессе упражнений и игр формирует положительную динамику произвольности психических процессов, они являются важным источником развития ребенка. В школе игры и упражнения пропитывают собой всю деятельность ученика, помогают ему адаптироваться к социальной среде. Если с учащимися проводить целенаправленно занятия по коррекции восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, то их познавательная деятельность памяти, речи, мышления, то их познавательная деятельность активизируется и станет более продуктивной.
ОГЭ и ЕГЭ
Литература:
1. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [ и др.]. Красноярск, 2013. С. 71-95.
2. Дорофеев Г.В. Математика для каждого. М., 1999.
3. Организация специальных образо_вательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2012
4. Перова, М. П. Дидактические игры и упражнения по математике/ М. П. Перова. – М.: «Просвещение», 1996
5. Письмо Министерства образования РФ от 16.04.2001 № 29/1524-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)».
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.