Особенности работы
в группах полиэтнического состава обучающихя
Из опыта работы учителя русского языка
и литературы МБОУ «Школа №185»
Козловой М.И.
Русский язык как предмет учебного плана в системе общего (полного) среднего образования занимает важное место. Особенно возрастает роль данного предмета в школах с родным (нерусским) языком. Но и в общеобразовательных учреждениях нашего города в последнее время появились дети, плохо говорящие на русском языке, для которых знакомство с русским языком происходит впервые только на пороге школы. Это обусловлено экономическими причинами, проблемами трудоустройства родителей и, несомненно, миграцией населения. В школах Ленинского района города за последние десятилетия число детей с родным (нерусским) языком возросло, и сегодня в каждом классе обучаются ребята, для которых русский язык является неродным.
Так как русский язык – язык межнационального общения, государственный язык Российской Федерации, консолидирующий народы России, то роль его, безусловно, постоянно возрастает.
В течение последних 15 лет в нашей школе ведется большая работа с детьми-инофонами и детьми-билингвами. Важную роль в организации такой работы играют учебно-методические комплексы по русскому языку для учащихся с родным (нерусским) языком. В 2008-2010 годах в школе работала экспериментальная площадка БОУ ДПО НИРО по апробации УМК Е.А. Быстровой. Именно опытом, накопленным за время существования эксперимента и после его завершения, хотелось бы поделиться.
Среди учащихся 5-8 классов были сформированы группы с полиэтническим составом обучающихся. Каждая возрастная группа занималась в строго определенном режиме. Занятия проходили после уроков, во второй половине дня и носили как консультативный, так и урочный характер.
Система обучения в таких группах опирается на учебно-методический аппарат учебника и рабочей тетради и строится в соответствии с традициями преподавания русского языка в национальной школе. Главная особенность обучения состоит в его речевой направленности, приобщении к культуре русского народа. Обучение ориентировано на развитие личностных качеств ребенка, а также его коммуникативных навыков.
Большую роль в мотивации детей к учебной деятельности играет психологический климат на занятии. Учащиеся должны быть уверены, что их ошибки речевого характера не вызовут насмешки у товарищей. Психологическая комфортность – очень важное условие занятий в данной ситуации. В связи с этим возрастает и роль педагога, который должен стать своим ученикам помощником, сотоварищем, сотрудником.
Разрабатывая тематическое и поурочное планирование, педагог обязан обращать внимание на правильное структурирование учебного материала. Безусловно, использование современных педагогических технологий (версионной, дискуссионной и других) для создания проблемных ситуаций при объяснении новой темы положительно сказывается на результативности.
В своей практике при разработке плана и хода урока (занятия) я использую так называемые языковые разминки, для того чтобы учащиеся настроились на серьезную работу, подготовили себя к восприятию нового материала. Также языковые разминки помогают и в ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
Приведу примеры (для 5-х классов) подобных заданий, игра – разминка «Третий лишний», в которой детям предложено найти слово, не подходящее по грамматическим признакам к двум другим:
- кошка, медведь, дорога (лишнее слово «дорога», это неодушевленное имя существительное, а первые два слова – одушевленные имена существительные);
- ночь, дочь, мать (лишнее слово «ночь», это неодушевленное имя существительное, а последние два слова – одушевленные имена существительные);
- сугроб, мох, птица (лишнее слово «птица», это одушевленное имя существительное, а слова «сугроб», «мох» - неодушевленные имена существительные).
В данном случае акцент делается на понимание ребенком не только терминов «одушевленные и неодушевленные имена существительные», но и лексического значения таких слов, как «сугроб», «мох».
При повторении темы «Склонение имен существительных» и при знакомстве с новым для пятиклассников типом склонения имен существительных на –ия, -ий, -ие удачны будут следующие задания игры «Третий лишний»:
- девочка, окно, поле (лишнее слово «девочка», это имя существительное 1-ого склонения, два других слова относятся к существительным 2-ого склонения);
- мальчик, дедушка, брат (лишнее слово «дедушка», это имя существительное 1-ого склонения, два других слова относятся к существительным 2-ого склонения). Данное задание вызывает затруднение, так как все имена существительные, названные в нем, относятся к группе имен существительных мужского рода;
- камыш, врач, тишь (лишнее слово «тишь», это имя существительное 3-его склонения, слова «камыш», «врач» относятся к именам существительным 2-ого склонения). Данное задание позволит повторить и орфографическое правило о написании мягкого знака в именах существительных 3-его склонения.
- лекция, милиция, школа (лишнее слово «школа», это имя существительное 1-ого склонения, два других слова представляют иной тип склонения имен существительных). Данное задание позволит повторить и орфографическое правило написания букв «и», «ы» после «ц».
Подобные задания-разминки можно использовать при объяснении нового материала, при его закреплении и повторении. Например, при знакомстве с морфологическими признаками глагола уместно составить задания, употребив глаголы в разной категории времени, как-то: сказал, читаю, убежал – лишнее слово «читаю», так как данный глагол употреблен в форме настоящего времени, а глаголы «сказал, убежал» - в форме прошедшего. Такие же задания я составляю и с глаголами разных форм наклонений (пиши, смотрю, ушел – лишнее слово «пиши»). Данный глагол стоит в форме повелительного наклонения, глаголы «ушел, смотрю» - в форме изъявительного наклонения, причем обращаю внимание на то, что временная категория глагола может не совпадать, в отличие от формы наклонения, как в данном примере.
Затруднения возникают и при изучении темы «Синтаксис простого предложения». Дети с трудом усваивают понятия «главные члены предложения», «второстепенные члены предложения». Особенно много проблем бывает, когда происходит знакомство с второстепенными членами предложения и в лексикон ребенка вводятся понятия «дополнение», «определение», «обстоятельство». Можно предложить такие задания для закрепления материала:
- есть ли в предложении «Мы поем громко» дополнение?
- есть ли в предложении «Ветер по морю гуляет» обстоятельство?
- сколько определений в предложении «Мама купила красный воздушный шарик»?
Я уверена, что подобные задания помогут ребенку правильно понять значение терминов, легко запомнить их и уверенно применять на практике.
На уроках (занятиях) в 5-6 классах часто использую раздаточный материал в виде карточек-букв для отработки навыка правильного написания того или иного орфографического правила. Детям всегда сложно, а детям с родным нерусским языком особенно, написать безошибочно диктант. Поэтому стараюсь проводить буквенные диктанты с помощью карточек-букв.
Я работаю в школе уже много лет и на практике убедилась в правильности выбора используемых методов и приемов. Достаточно часто провожу игру-разминку «Языковой аукцион», где предлагаю детям рассказать о слове с точки зрения различных разделов лингвистики. Например, предложено слово - «яблоко». Игра начинается со звукобуквенного анализа слова, дети подсчитывают количество звуков и букв в слове, характеризуют согласные и гласные, говорят о количестве слогов, ударении. Затем слово рассматривается с позиции лексики: определяется его лексическое значение, однозначное оно или многозначное, может ли использоваться в переносном значении или только в прямом. Далее «наступает очередь» морфемики, морфологии, синтаксиса и т.д. Таким образом, то или иное слово анализируется с позиции всех разделов лингвистики, достигаются различные цели: проверяются навыки и умения учащихся, ликвидируются пробелы в знаниях, появляется уверенность в своих силах, повышается самооценка детей. Победителем аукциона объявляется тот ученик, кто последним даст какую-либо характеристику заданному слову.
Мы живем в многонациональном государстве, поэтому обязаны с уважением относиться ко всем гражданам, независимо от того, является русский язык для них родным или нет. Толерантность – вот главное качество, которое необходимо развивать и укреплять не только в себе, педагоге, но и в детях особенно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.